Франкское государство. Центральное и местное управление. Военная реформа Карла Мартелла. Империя Карла Великого. Верденский договор 843 г
Монархия Меровингов. Династия Меровингов правила во Франкском государстве с 457 по 751 гг. В период ее правления у франков зарождаются феодальные отношения. В V – VI вв. общинные, родовые связи еще сохраняются, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига. Салическая правда, записанная в начале VI в. по распоряжению Хлодвига, содержит указания на существование у франков следующих социальных групп:
- служилая знать – приближенные короля;
- свободные франки (общинники);
- полусвободные (литы);
- рабы.
Основные различия между ними были связаны с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой оно принадлежало. С течением времени фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Особенностью V – VI вв. в Западной Европе является начало идеологического наступления христианской церкви. Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви стала проявляться в ее властных притязаниях. Церковь в это время еще не была политическим образованием и не имела единой организации, однако уже начала становиться крупным землевладельцем, получая многочисленные земельные пожертвования и от правителей, и от простых людей. Религиозная власть все более тесно переплетается со светской.
В ходе завоевательных войн VI – VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии и королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии, процессы феодализации у франков развиваются. Крупным собственником земель, скота, рабов, колонов (мелких арендаторов земли) становится служилая знать, связанная вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей. Знать пополняется галло-римской аристократией, перешедшей на службу к франкским королям. При этом создание феодальньх отношений ускорилось из-за столкновения общинных порядков франков и частнособственнических порядков галло-римлян. В середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую и крестьянскую. Рост крупного землевладения сопровождался распрями землевладельцев, которые показали непрочность королевства Меровингов. Королевский земельный фонд уменьшался за счет раздачи земли королями, и государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и прежде всего пост майордома. Майордом при Меровингах был высшим должностным лицом. Первоначально он назначался королем и возглавлял дворцовое управление. С ослаблением королевской власти его полномочия расширяются, и майордом становится фактическим главой государства. На рубеже VII – VIII вв. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов.
Монархия Каролингов. Королевская и императорская династия Каролингов сменила Меровингов в 751 г., а прекратила свое существование в Х в.
Переход королевской власти к Каролингам обеспечили успехи Карла Мартелла, одного из представителей этого рода, бывшего майордомом Франкского государства в 715 – 741 гг. Он восстановил политическое единство королевства и фактически сосредоточил в своих руках верховную власть.
Для упрочения государственной централизации и укрепления военного могущества королевства Карл Мартелл покончил с прежним порядком дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли, конфискованные у непокорных магнатов и монастырей, вместе с жившими на них крестьянами передавались в условное пожизненное держание – бенефиции. Бенефициарий – держатель бенефиция – был обязан в пользу лица, вручившего землю, нести службу, преимущественно военную, иногда административную. Отказ от службы измена королю лишали права на пожалование.
Реформа привела к росту феодального землевладения и обусловленного этим закабаления крестьян, а также дала толчок к образованию системы вассалитета – феодальной иерархической лестницы, особой системы соподчиненности: между бенефициаром (вассалом) и лицом, вручившим землю (сеньором), устанавливались договорные отношения.
С ростом феодального землевладения отдельные сеньоры, крупные земельные собственники, получали иммунитет – привилегии, заключавшиеся в обладании правами военной, судебной и финансовой власти над крестьянами, жившими на их землях. На владения феодала, получившего иммунитетную грамоту короля, не распространялась деятельность государственных должностных лиц, а все государственные правомочия передавались владельцу имения.
В процессах установления власти крупных землевладельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным земельным собственником. Оплотом господствующего положения церкви были монастыри, а светской знати – укрепленные замки, которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян, символом могущества сеньоров.
Поскольку дружинная знать превращалась в крупных держателей земельных собственников и не проживала постоянно при королевском дворе, возрастало значение высших должностных лиц – министериалов. Первоначально это были главные управляющие королевским хозяйством. В силу этого министериалы фактически управляли государством и возглавляли суд.
К числу наиболее важных министериалов относились следующие: майордом; пфальцграф (наблюдал за королевскими слугами, а потом возглавил дворцовый суд); тезаурарий – хранитель сокровищ; маршал – начальник конного войска; архикапеллан – духовник короля.
Территория страны была разделена на округа – паги. Управление округом передавалось графу, который в своем распоряжение имел военный отряд.
Округа делились на сотни. Первоначально их возглавляли выборные лица, однако позднее их заменили – центенариями на севере и викариями на юге. Они подчинялись графу и почти дублировали его власть в пределах сотни.
Общины франков, входящие в состав сотни, сохраняли самоуправление.
На границе страны были созданы более крупные территориальные объединения – герцогства, состояли из нескольких объединенных округов. Ими управляли герцоги, они же были командирами местного ополчения.
В 843 году раскол государства был юридически закреплен в договоре в Вердене внуками Карла Великого. Правопреемниками империи стали 3 королевства; Западнофранкское, Восточнофранкское и Серединное (будущие Франция, Германия и отчасти Италия).
14. Салическая правда – памятник раннефеодального права; формы земельной собственности, преступления и наказания, судебный процесс
“Варварскими правдами” называют раннефеодальные юридические кодификации германских народов – записи их обычного права. Наиболее известны Салическая правда, Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V-VI веках н. э. Первоначально и греки и римляне называли варварами всякого чужака. Аристотель сближает понятия варвар и раб. “Правдами” принято называть указанные кодификации по аналогии с РП.
Формы земельной собственности: нераспаханные пустоши, леса и выгоны принадлежат всем сообща. Огороженное место неприкосновенно, пока не убран хлеб. Только после сбора урожая будет снята изгородь, и скоту будет позволено пастись повсюду. Частное и общинное уживаются здесь на основе временного компромисса. Земля – собственность общины. Не упоминается о купле-продаже земли. Однако переход земли из рук в руки (от одной общины к другой) был возможен – условия неизвестны. «Если кто запашет или засеет чужое поле без позволения хозяина» – штраф.
Преступление и наказание: судебные штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны очень тщательно: особые штрафы за кражу каждого вида птицы; кража свиней – штраф с различением их возраста. Салическая правда содержит указания на кровную месть. Если преступник настолько беден и настолько “безроден”, что не может собрать денег для своего выкупа, “он должен уплатить своей жизнью”. Штраф за убийство – вергельд «Итак каждый человек должен оплачиваться большим или меньшим вергельдом». Неодинаковые штрафы за убийство свободного мужчины, свободной женщины и свободного мальчика. В двух последних случаях вергельд повышается в три раза. Штраф за убийство свободной женщины = штрафу за убийство состоявшего на королевской службе! Дополнительно штрафовалось укрывание трупа (бросит в воду или колодец). Охранялись женщины детородного возраста (самые большие штрафы).
Судебный процесс: штраф за дачу ложных показаний; испытания посредством котелка с кипящею водой; действительная судебная власть в руках коллегии (7 избранных народом рахинбургов);
С усилением королевской власти старинный председатель судебных собраний – тунгин – уступает место графу. При Карле Великом перестают избирать и самих рахинбургов. На смену им приходят назначенные властями скабины.
Судебное дело возбуждалось только по заявлению потерпевшей стороны; она же формулировала обвинение и представляла доказательства. Такой процесс получил название обвинительного.
Предварительного расследования не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. Когда не удавалось добиться признания, судьи апеллировали к богу. Так рождается ордалий – “суд божий”, состоящий в испытании соответствующей стороны в процессе. Наиболее распространенными способами ордалия в праве германских народов были испытания водой, железом и огнем. Особой формой ордалия был судебный поединок. При испытании водой обвиняемого бросали в реку, связав по рукам и ногам. Если он тонул, то признавался невиновным. Считалось, что вода как чистая стихия не принимает виновного. Судебный поединок назначался во всех тех случаях, когда ответчик обвинял истца в намеренной лжи. С возникновением феодальных отношений поединки между лицами, принадлежащими к противоположным классам, стали невозможны (за редким исключением). Дворяне дрались на конях и своим оружием, крестьяне – на дубинках.
Своеобразным видом ордалия служила клятва, выступавшая в форме соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение клятвой, но вместе с ним должны были клясться и те, которых он приводил с собой в качестве своих соприсяжников. Если хоть один из соприсяжников, а тем более обвиняемый, сбивался, дело считалось проигранным.
15. Образование и развитие феодального государства в Германии.«Священная Римская империя германской нации». Золотая булла 1356 г
После короткого периода относительного единства в X—XII вв. в Германии начался закономерный процесс феодальной раздробленности. Однако в отличие от Франции он принял здесь необратимый характер. Это объясняется целым рядом причин, среди которых важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Два основных направления внешней экспансии феодальной Германии (в Италию и на славянский Восток) привели к искусственному объединению германских герцогств, насильственно присоединенных славянских земель и Северной Италии в империю, получившую в XV в. название Священной Римской империи германской нации.
Германские императоры унаследовали не только титул “короля франков”, но и короновались в Риме как “императоры римлян”, получая корону из рук папы и претендуя тем самым на духовное и светское лидерство в христианском мире. Этим объясняется то особое значение, которое приобрели в истории Германии взаимоотношения между государством и церковью, в том числе ее центром в Риме.
Смена форм феодального государства прослеживается здесь не столько в масштабе всей империи и собственно Германии, сколько по отдельным германским княжествам, землям. С XIII в. они постепенно превращались в самостоятельные государства, лишь формально связанные между собой императорской властью. Что же касается Германского феодального государства в целом, то его историю можно условно разделить на два больших этапа:
Становление и развитие относительно централизованного раннефеодального государства в Германии в рамках империи (X—XII вв.).
Территориальная раздробленность в Германии (XIII — начало XIX в.) и развитие автономных германских княжеств — государств.
После образования самостоятельных княжеств и юридического оформления олигархии крупнейших князей-курфюрстов (XIII— XIV вв.) Германия вплоть до XIX в. не представляла собой единого государства и сохраняла форму сеньориальной монархии с отдельными элементами сословно-представительной монархии. Различные стадии развития феодального государства могут быть выявлены здесь только в пределах локальных территорий, государств-княжеств. В XIV—XVI вв. в княжествах Германии устанавливаются сословно-представительные, а в XVII—XVIII вв. абсолютные монархии. В 1806 году под ударами войск Наполеона “Священная Римская империя” пала.
“Золотая булла” закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов — Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора. “Золотая булла” подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.
“Золотая булла” признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам — заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до “Золотой буллы”. Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами.
С XIV—XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения — рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв, “имперский день”), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.
Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья — княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности.
Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.
В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший “вечный земский мир” (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель — императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей — “общеимперский пфенниг”. Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь.
Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сообразно с силами страны.
Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедеративной форме государственного единства.
16. Абсолютизм в Германии. Императорская власть. «Княжеский абсолютизм».
Политическая раздробленность Германии, закрепленная “Золотой буллой”, удерживалась в течение последующих веков. Абсолютизм развивался и как абсолютизм областной, княжеский, но не общегосударственный. Эта закономерная тенденция была усилена двумя новыми факторами: Крестьянской войной 1525 года и Тридцатилетней войной 1618-1648 годов. Крестьянская война 1525 года была самым крупным антифеодальным движением средних веков. Ее причины лежат в усилении гнета, вызванном развитием товарно-денежных отношений, безудержным стремлением помещиков добыть деньги. “Барщина, чинши, поборы, пошлины при перемене владельца, посмертные поборы, охранные деньги и т. д. произвольно повышались, несмотря на все старинные договоры. В правосудии отказывали, да и суд был продажным, а если рыцарь не мог получить денег от крестьянина каким-либо иным способом, то он попросту бросал его в тюрьму и принуждал платить выкуп”‘. К этому следует добавить десятину в пользу церкви, налоги в пользу князя, военные подати, общеимперские налоги. Много времени отнимали обязанности “личного” характера (собирать для господина солому, землянику, улиток, рубить дрова и др.).
Право собственности господина простиралось на личность самого крестьянина, его жену и детей. В любой момент крестьянина могли бросить в темницу, где его ждали пытки. Господин был волен обезглавить его, если хотел.
Программа восставших, выраженная в так называемых 12 статьях, была в общем умеренной: требования возвращения общинных земель, справедливого суда, уничтожения крепостной зависимости, ограничения (но не уничтожения) чрезмерных оброков, барщины и личных повинностей.
Война внесла существенные коррективы в эту программу. Наученная опытом, революционная часть крестьянства перестала надеяться на соглашение с угнетателями. Помещичьи замки уничтожались в огне пожаров, а их владельцы погибали под ударами крестьянских мечей.Одним из наиболее значительных моментов войны была революция в городе Мюльхаузене, вождем которой был Томас Мюнцер. Восставшие устранили патрицианский совет. Власть перешла в руки городских низов. Была провозглашена общность имуществ и одинаковая для всех обязанность трудиться. Программа Мюнцера заключала в себе благородные цели, но ее осуществление оказалось невозможным ни для XVI столетия, ни для всех последующих, включая двадцатое.
Война окончилась поражением крестьян. Исход ее оказался выгодным для одних только князей: их войска сыграли главную роль в подавлении крестьян. И дворянство, и церковь понесли огромные потери и теперь вынуждены были признать самодержавие князей.
Тридцатилетняя война, вызванная успехами протестантизма в Германии, довершила полное торжество князей. Заключивший войну Вестфальский мир подтвердил “Золотую буллу” и отстранил императора от вмешательства во внутренние дела княжеств. Рейхстаги и ландтаги, и до того не имевшие значения, совсем перестали созываться.
Германский абсолютизм с самого начала играл реакционную роль, надолго затормозив буржуазное развитие Германии.
Пруссия, территориально выросшая со времени Тридцатилетней войны, в XVIII веке превратилась в королевство. По особенностям существовавшего здесь политического режима прусское государство называют полицейским. В Пруссии установилась всеобъемлющая опека полиции и чиновничества над всеми явлениями общественной и частной жизни. Закон вторгался во все: предписывал способы изготовленя товаров, время работы и торговли, указывал, где должна стоять лампа в гумне и доме, сколько бутылок вина допустимо на крестьянской пирушке, какое приданое должно быть дано невзрачной и пр.
Политическая юстиция отправляла на смерть и на каторгу тысячи людей без сколько-нибудь законной процедуры. И так как этим целям недостаточно хорошо служили суды, были изобретены специальные комиссии. Шпионство и доносы приняли массовый характер. С их помощью делали карьеру одни, другие, слабые и ничтожные, искали в них спасения и безопасности. Все значительное было оттеснено или ушло само от общественной жизни. Галеры и каторжные тюрьмы поглотили лучших.
Проникнутые кастовым духом, бесконтрольные в своем отношении к народу, чиновничество и офицерство были главной опорой этого режима.
Суть политики просвещенного абсолютизма заключалась в стремлении правящих феодальных классов предотвратить революционные изменения путем реформ и уступок, поскольку они не затрагивают основ феодальных общественных отношений и феодального государства. Реформы должны были смягчить противоречия, вызванные разложением феодализма, проникновением буржуазных отношений, борьбой крестьянства за землю и против крепостничества. Свое наиболее яркое проявление просвещенный абсолютизм находит в Австрии в реформах королевы Марии-Терезии и ее сына Иосифа П (ХУШ в.), который осуществил ряд мер, с целью централизовать государственное управление и суд, упорядочить право (особенно уголовное).
Ограниченный характер имела реформа, предписывавшая освобождение крестьянства от крепостной зависимости (без наделения их землей; за пользование помещичьей землей крестьяне должны были нести прежние феодальные повинности). Последующим законодательством они были несколько ограничены, а барщина вовсе отменена. Ввиду сопротивления дворянства и церкви Иосиф II должен был отменить часть своих реформ, особенно в области государственного управления. Та же участь постигла и реформы, касавшиеся положения крестьян: при жизни Иосифа П помещики их саботировали, а после его смерти попросту перестали с ними считаться.