Древневосточная деспотия как форма государства стран Древнего Востока.
Предмет, метод и периодизация истории государства и права зарубежных стран.
1. Предмет:
· изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;
· анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве;
· исследование присущих им причинно-следственныхсвязей и конкретно- исторических закономерностей.
2. Основные методы:
· исторический подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям;
· сравнительно-исторический основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Используют приемы аналогии и эктрополяцию (распрстр. выводов получ. В ходе исследов одной части явления на другую часть);
· системно-структурныйэффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элементов.;
· статистический помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями..
3. Периодизация.История государства и права зарубежных стран изучается в хронологических рамкахчетырех основных периодов:
· история государственно-правовых институтовДревнего мира(IVтыс.до н.э.-Vв.н.э.);
· история государственно-правовых институтовСредних веков(V в. – XVII - XVIII вв.);
· история государственно-правовых институтовНового времени(XVII – XVIII вв.- конец XIX в.);
· история государственно-правовых институтовНовейшего времени(XX в.).
Древневосточная деспотия как форма государства стран Древнего Востока.
В IV – I тысячелетии до н.э., сначала на Ближнем Востоке, а затем в Северной Индии и Китае, возникли первые государства и правовые системы. Они возникли в раннее время на Востоке по причине географических и климатических особенностей региона. Крупнейшие цивилизации древности – Шумер, Вавилон, Египет, Индия, Китай и др.
Древневосточные цивилизации по своему характеру были рабовладельческие. Основной источник рабства – плен, поэтому очень долго рабы являлись государственной собственностью. Труд рабов использовался в семье, и рабство носило патриархальный характер.
Итогом Становления ранней государственности на Востоке стало формирование неограниченной единоличной власти в централизованном управляемом государстве. Эти государства были Древневосточного типа или, как их часто называют, Древневосточной деспотии. Культ единоличной власти –деспотизм – порождались её замкнутостью и приоритетом общества над человеком. Основой Восточного деспотизма являлась бесконтрольность администрации, которая управляла всем обществом, включая и экономику.
Необходимыми условиями существования такой власти были:
1. Господство государственной и общественной собственности на землю
2. Абсолютное преобладание государства над обществом.
3. Отсутствие гражданского общества.
4. Регулирующую роль в государстве вместо основных законов играет религия
5. важный признак Восточного деспотизма – политика принуждения и даже террора. Его основной задачей было не только наказание преступника, но и нагнетание страха перед властью.
6. В социальной структуре была уравнительность и крайне незначительная роль сословных различий,
7. Существование на низовом уровне автономных и самоуправляемых коллективов. Это были сельские общины, цеховые организации, касты, секты, как правило, религиозно-производственного характера.
Можно выделить общие черты, характеризующие восточную деспотию как особую форму правления и политический режим:
1. неограниченные полномочия наследственного монарха, концентрация в его руках всей полноты светской и религиозной власти;
2. наличие разветвленного жестко централизованного административного аппарата;
3. четкое выделение в структуре этого аппарата трех основных ведомств:
§ общественных работ, от которого зависело само существование древневосточных обществ;
§ военное, которое обеспечивало не только внешнюю защиту, но и поставку рабочей силы в виде пленников рабов;
§ финансовое, которое обеспечивало содержание государственного аппарата и давало средства для организации общественных работ;
4. тотальный контроль государства над подданными, подавление личности, которые делали даже формально свободного человека рабом, освещенного верой традиционного порядка.
Немало общих черт имеют правовые системы государств Древнего Востока:
1. для древневосточного права практически на всем протяжении его развития преобладающим источником оставался обычай. Сравнительно немногочисленные законы были записью признанных государством обычаев и конкретных судебных решений.
2. Аморфность права.
Право не вполне отделялось от религии в особое средство регулирования общественных отношений. Правовые и религиозные обязанности не различались (в Древней Индии даже не было известно слова «право», а предписания правового характера содержались в священных книгах индусов).
3. Не дифференцированность права.
Не развитость основных правовых понятий, институтов и структуры права и самой правовой нормы. Еще уголовное право не отделялось от гражданского, уголовный процесс от гражданского процесса, не разграничивались понятия «правонарушения» и «преступления».
4. Узкая сфера действия.
На ранних этапах развития общества многие отношения регулировались обычаями и религией тогда, как роль права в определении строя жизни была сужена.
5. Формализм и символизм правовых действий.
Правовой акт неизбежно сопровождался множеством ритуальных действий: клятвы, жесты и т.п. Отступление от строго установленной формы (например, неточности в произнесении слов) приводило к тому, что необходимый правовой результат не достигался.
6. Казуальность права – приоритет конкретного случая перед абстрактным обобщением.
Право нередко возникало из записи конкретных судебных решений, поэтому обобщающий характер правовой нормы еще не сложился. Такие нормы не могли охватить всю сферу отношений, подлежащих правовому регулированию, что приводило к значительным проблемам в праве.
7. Консерватизм права.
Священность и неприкосновенность религиозных догматов и древних обычаев переносились на право. Связь права с религией и обычаями, а также застойный характер экономического и общественного развития обусловили крайне замедленный темп изменений в праве.
8. Особая жестокость наказаний, широкое применение смертной казни.
9. В праве закреплялась социальное неравенство различных категорий лично свободного населения.
10. Право закрепляло патриархальные отношения в семье и неограниченную власть главы семьи.