Создание многопартийной системы
Одним из шагов к демократии в период перестройки было создание в СССР многопартийной системы, что стало одной из причин краха социалистического режима. Многопартийность все явственнее становится естественным атрибутом общественного развития СССР, появляющиеся и растущие новые партии стремятся к установлению в государстве демократического режима, приводят к подрыву авторитета и значимости Коммунистической партии, с 1918 г. безраздельно властвовавшей в стране.
Путь к созданию подобной системы в России был нелегким. Впервые политические партии появляются в конце XIX — начале XX в. Они создавались нелегально, подвергались гонениям, что, кстати, происходило и в советском государстве. Лишь после подписания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 г. было дано официальное разрешение создавать политические партии. Однако уже через несколько лет демократический процесс в царской России был заморожен: монархия начинает наступление на демократические права и свободы, Государственная дума периодически распускается, деятельность партий не оказывает особого влияния на государственную политику.
Лишь после Февральской революции 1917 г. на сцену вновь выходят десятки партий. На короткое время Россия становится свободной и демократической страной. Но после прихода к власти большевиков постепенно партии-оппоненты были запрещены, и установилась однопартийная система, которая поначалу проводила линию революционного пролетариата, а потом переродилась в господство партийной бюрократической верхушки. Все общество было поставлено под контроль, всякая оппозиция жестоко подавлялась, официально была разрешена лишь коммунистическая идеология.
Два года политики гласности приводят к потере главной монополии власти — на информацию. Это был еще один шаг к краху режима. Объектом критики журналистов, политологов, социологов становятся не только история, но и основы существующего государственного устройства. Это позволило оппозиции привлечь на свою сторону общественность. В газетах появились требования создать в стране многопартийную систему.
В 1990 г. была изменена ст. 6 Конституции СССР, которая признавала только за КПСС право на руководство советским обществом. В новой редакции ст. 6 право на участие «в выработке политики Советского государства, управлении государственными и общественными делами» признавалось как за КПСС, так и за другими партийными, профсоюзными, молодежными, иными общественными организациями и движениями.
Шло омертвение прежних социалистических ценностей и идеалов, их превращение в выхолощенные жизнью ритуалы. Новые идеи, если они и звучали, преподносились так, что общество воспринимало их всего лишь как очередную бюрократическую кампанию. Идеология приобрела чудовищное упорство и однообразие, оказавшиеся в вопиющем противоречии с реальностью. Наблюдались застой теоретической мысли и утверждение крайне догматических представлений о марксизме. На этой основе происходило замалчивание истории, а подчас и апология ошибок и неудач, выдаваемых за достижения социализма.
Итоги перестройки
Горбачевское руководство начало перестройку с либерализации политической жизни и мобилизации широких масс для участия в политике. Однако официальная риторика обличала не политическую систему как таковую, а лишь отдельные ее искривления и прославляла демократию как неотъемлемый (ленинский) элемент, возрожденный после прихода к власти Горбачева. Другими словами, «теоретическая основа» перестройки имела целью не столько уменьшение, сколько усиление легитимности прежней системы.
Политическая система не могла быть одновременно и реформирована в демократию, и сохранена в обновленном, лишь частично демократическом, чем прежде, виде. Как известно, эта система изначально основывалась на прямо противоположных принципах.
Распад прежней системы был неизбежен, так как при сохранении основ старой системы так называемая «демократизация»
старых властных институтов сводилась всего лишь к замене внешне новыми, но авторитарными институтами. Горбачевский режим не смог преодолеть внутреннего конфликта с сохраняющимися основами прежней политической системы и разрешить тройственное противоречие перестройки: между действительной целью, активной демократической риторикой и авторитарными тенденциями системы.
За годы своего развития в XX в. советский социализм создал определенного типа экономику, науку, культуру, производственную и социальную сферу, систему обеспечения транспортом, жильем, продовольствием и т. п. Но на всем протяжении советской истории они не смогли удовлетворить растущие потребности людей, а при интернационализации хозяйственной жизни, размывании границ после смерти Сталина, сравнение оказалось явно не в советскую пользу. Отсюда — возникшее в обществе подозрение к официальным лозунгам о повышении материального благосостояния народа, которое к тому же с конца 70-х гг. перестало расти.
Советский Союз рухнул под тяжестью собственных противоречий и нерешенных проблем, но вовсе не потому, что, выбрав социализм, оказался на обочине цивилизации. Тенденции, которые под влиянием времени развивались в недрах советского общества, противоречили официальному представлению о нем. Основу советского строя составляли созданная еще в 30-е гг. централизованная планово-распределительная экономика и сложившиеся в ее рамках гигантские ведомственные структуры. Вопреки теоретическим предсказаниям о движении общества к социальной однородности, к концу брежневского периода сложилась и отвердела определенная социальная структура, оформились классы, слои и группы со своими интересами, образом жизни и менталитетом. Сложилась особая организация власти и управления, которая пронизывала общество сверху донизу, начиная с вершины властной пирамиды и кончая первичными производственными коллективами. Личные и частные интересы явно превалировали над интересами бюрократического государства. В его рамках формировались Рыночные отношения, «теневая экономика», складывалось независимое и неофициальное общественное мнение, далекое от официальных установок.
18. Зак. 540
Суверенная Россия: внутриполитическое