Методические рекомендации преподавателю
Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. В настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов активного обучения, и любая из классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. Чаще всего их делят на имитационные и неимитационные, игровые и неигровые методы. Среди них: активная (проблемная) лекция, лекция-визуализация, круглый стол, деловая игра, дискуссия, пресс-конференция, мозговая атака, программированное обучение, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, поисковая лабораторная работа, коллективная мыслительная деятельность, метод проектов и т.д.
Тесты действия. Термин взят из психологии, где тесты действия понимаются как процедура, ориентирующая испытуемого на выполнение какого-нибудь практического действия. Очень часто применяются для проверки реальных профессиональных умений (напечатать на компьютере текст, откорректировать газетную статью, приготовить временный микропрепарат, собрать электрическую цепь и т.д.). предназначены в том числе для выявления умений выполнять работу с механизмами, материалами, инструментами. Позволяют проверить не только уровень овладения навыком, но и оценить различные качества личности и уровень формирования сопутствующих компетенций.
Ситуационные тесты (имитационные методы учебной деятельности). Требуют не произвести реальное действие, а сымитировать его. При их проведении не является необходимым наличие реальных механизмов, полевых производственных условий. Простейшей формой является метод инцидента. Испытуемым излагается проблемная ситуация, связанная с их будущей профессиональной деятельностью и предлагается принять быстрое решение. Время решения резко ограничено, при оценке учитывается не только правильность ответа, но и быстрота реакции, которая имеет важное значение в реальной ситуации.
Более сложная форма – анализ конкретной ситуации. Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации. Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации лишняя, но есть возможность добыть дополнительную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение. Работа проводится как в группе, так и индивидуально.
Портфолио. Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Слово возникло в эпоху Возрождения, так итальянские архитекторы называли папки, в которых приносили на суд заказчика свои строительные проекты. Начиная с 1960-х гг. в американской педагогике портфолио стали называть также папки индивидуальных учебных достижений учащихся. Они могут содержать их рефераты, сочинения, эссе, решения задач – всё, что свидетельствует об уровне образования студента. Понятие «портфолио» может означать:
- антологию работ студента, предполагающую его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку;
- выставку учебных достижений студента по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (семестр, год);
- коллекцию работ студента, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;
- систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и студентом для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;
- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определённый период его обучения;
- форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента.
Являясь альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:
1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причём вне прямого сравнения с достижениями других обучающихся.
2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).
Три основные типа портфолио:
1. Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
2. Портфолио работ – собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
3. Портфолио отзывов – включает оценку обучающимся своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные преподавателями, возможно, сокурсниками, руководителями практик от сторонних организаций и т.д.
Студент сам решает, что именно будет входить в его портфолио, т.е. вырабатывает навыки оценки собственных достижений. Для отбора документов в портфолио студентам предлагается, например: выбрать три лучших работы из написанных при изучении конкретного курса; выбрать работу из начала, середины и конца курса; выбрать работы, лучше всего демонстрирующие определённые навыки; из перечисленных типов работ выбрать по одной (например, анализ текста; эссе; научная статья; рецензия на работу однокурсника и т.д.).
Деловая игра. Предполагает создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи.
Метод проектов. Представляет собой социально значимую задачу, связанную с будущей профессиональной деятельностью, предполагающую достаточно длительный период решения (до семестра) и большой объём работы, которая ведётся самостоятельно, но с консультативным руководством преподавателя, с обязательным творческим отчётом (презентацией). Проект может быть индивидуальным и групповым.
Студенты, готовящие проект имеют право:
- самостоятельно выбирать тему проекта;
- самостоятельно выбирать методы решения проектной задачи;
- самостоятельно анализировать информацию, обобщать факты, готовить презентацию.
На основе презентации преподаватель оценивает работу студентов (в целом группы и индивидуально). Работа над проектом разделяется на 4 стадии: постановка проблемы (планирование); сбор материалов; обобщение информации; представление проекта (презентация).
Кейс-метод. В России кейс-метод (CASE-технологии) хорошо известен разработчикам информационных систем и баз данных. Название кейс-метода происходит от английского слова «кейс» – папка, чемодан, портфель (можно перевести и как «случай, ситуация»). Под кейсом при этом понимается текст (до 25-30 страниц), который описывает ситуацию, некогда имевшую место в реальности, в этом его отличие от иных ситуационных заданий, например деловой игры. Кейсы могут быть представлены студентами в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. Проблема, рассматриваемая в кейсе, должна быть понятной, связанной с будущей профессиональной деятельностью студентов. Обсуждением проблемы, представленной в кейсе, руководит преподаватель.
Цели кейс-метода состоят в следующем:
- активизация студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения; повышение мотивации к учебному процессу;
- приобретение навыков анализа различных профессиональных ситуаций;
- отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
- моделирование решений, представление различных планов действий;
- приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации;
- приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной позиции в устной или письменной форме, защиты собственной точки зрения;
- приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Структура и содержание кейса:
- предъявление темы программы и учебного занятия, проблемы, вопросов, задания;
- подробное описание практических ситуаций;
- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
- учебно-методическое обеспечение;
- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
- рекомендация «Как работать с кейсом»;
- литература основная и дополнительная;
- режим работы с кейсом;
- критерии оценки работы по этапам.
Порядок (алгоритм) работы по кейс-методу:
1. Подготовка к занятию преподавателем и студентами.
2. Организационная часть. Выдача кейса.
3. Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом.
4. Проверка усвоения теоретического материала по теме.
5. Работа студентов в микрогруппах.
6. Дискуссия (коллективная работа студентов).
7. Оформление студентами итогов работы.
8. Подведение итогов преподавателем.
Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа. Самостоятельная работа может выполняться студентов в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента должна предусматривать контролируемый доступ к базам данных, к ресурсу Интернет. Обязательно предусматриваются получение студентом консультации, контроль и помощь со стороны преподавателя.
3. Методические рекомендации студенту
Административное право Российской Федерации как правовая отрасль обладает специфической структурой и требует определенного подхода к его изучению. Студентам, заинтересованным в глубоком усвоении этого предмета, мы предлагаем несколько советов, которые помогут им сориентироваться в строении курса и определить последовательность изучения тем.
Совет первый. Административное право как отрасль права формировалось на протяжении последних двух столетий. Современное его состояние отличается полнотой и относительной завершенностью структуры. Административное право изучает административное законодательство, которое по своему объему и масштабу едва ли может сравниться с какой-либо другой правовой отраслью. Поэтому студентам с самого первого занятия рекомендуется настроиться на серьезный подход к изучению этой дисциплины, проявить максимум усердия и помнить об ответственности, которая возлагается на специалистов административного права и сопряжена с государственными интересами.
Совет второй. Административное право — это логически завершенная отрасль права, представляющая собой весьма четкую и стройную систему административно-правовых институтов и подотраслей. В связи с этим изучение курса административного права должно быть последовательным, регулярным и соответствовать логике построения отрасли. В административном праве все институты взаимозависимы и взаимосвязаны. Не разобравшись с предыдущей темой лекционного или практического занятия, трудно понять следующую. Например, формы и методы управления обусловлены сущностью, задачами и функциями государственного управления и потому требуют предварительного изучения основополагающих проблем исполнительной власти. Другой пример — реализация функций государственного управления. Закономерен вопрос: какие субъекты обеспечивают непрерывность и регулярность осуществления этих функций? Поиск ответа приведет к необходимости разграничить понятия «субъект государственного управления» и «субъект административного права», изучить их административно-правовой статус. С этим вопросом напрямую связан институт государственной службы, который в последние годы приобрел такое стремительное законодательное развитие, что возникли предпосылки для выделения из Общей части административного права отдельной подотрасли — служебного права.
Совет третий.Изучение административного права предполагает основательную и постоянную работу с литературой— как с нормативными актами, так и со специальными юридическими источниками. Развитие административного законодательства идет весьма быстрыми темпами, поэтому студентам рекомендуется организовать и самостоятельное изучение данного курса, самим контролировать развитие нормативной базы административного права, фиксировать изменения, происходящие в сфере исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, изучать новое в системе государственного управления. В связи с этим необходим регулярный просмотр правовых журналов(«Административное право и процесс» «Государство и право «Правоведение», «Журнал российского права», «Законодательство», «Российская Федерация», «Российская юстиция», «Законность», «Хозяйство и право», «Закон», «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»), а также «Российской газеты».
Административное право — это правовая отрасль, которая еще должным образом не кодифицирована. Изучающим этот предмет следует знакомиться не только с законодательными документами, но и с актами, издаваемыми органами исполнительной власти (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты). Важно помнить и о том, что с принятием Конституции РФ 1993 г. активизировалась законотворческая деятельность в субъектах РФ, потому необходимо также принимать во внимание законодательные акты соответствующего субъекта РФ.
Административное право находится в стадии глубокого реформирования. Основные причины этого: принятие Конституции РФ 1993 г., в которой установлен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; конституционное разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами; изменение практики формирования и функционирования исполнительной власти (особое содержание, принципы и функции исполнительной власти); новое соотношение политической системы и публичного управления (государственного управления и местного самоуправления). Все перечисленное составляет основу для установления современного административно-правового статуса субъектов публичного управления, организации и осуществления исполнительной власти.
Изучение административного права полезно сопровождать сравне-пнем его отдельных институтов с соответствующими институтами или комплексами правовых норм, входящих в другие отрасли материального и процессуального права (конституционное, муниципальное, финансовое, уголовное право, уголовный и гражданский процесс).
Совет четвертый.Для более полного усвоения курса административного права весьма важно посещать практические занятия,на которых решаются конкретные правовые задачи, рассматриваются трудности и противоречия, возникающие при применении административно-правовых норм.
Совет пятый.Курс административного права не есть механическая сумма знаний, почерпнутых из рекомендуемой литературы и нормативных актов. В обобщенном виде административное право представляет собой систему правовых норм, устанавливающих организационную структуру публичного управления; сущность, процедуру и правила государственного управления (управленческий процесс); админитстративно-юрисдикционное право (административное принуждение, административная ответственность и производство по делам об административных правонарушениях); обеспечение законности в публичном управлении; административная юстиция. Эта правовая отрасль при помощи специальных административно-правовых методов и средств регулирует отношения граждан с управленческими государственными органами, организациями и учреждениями (административными органами), регламентирует практическую деятельность и внутренние взаимоотношения между этими органами и учреждениями. Изучая административное право, следует поставить перед собой цель постичь его реальную сущность, практическую полезность и социальную значимость.
Совет шестой.Приобретение знаний должно сопровождаться их регулярным контролем. Надежный способ проверки — выполнение контрольных работ,в которых не только затрагиваются важные теоретические моменты, но и предлагаются для анализа конкретные правовые ситуации. Полезно также сформулировать вопросы, предлагающие иной угол зрения на проблему, что несомненно поможет лучшему закреплению приобретенных знаний. В частности, может ли государство существовать без управления? Каким образом осуществляется государственное управление? Что понимается под формами и методами управления? Чем отличаются понятия «государственное управление» и «местное самоуправление»? Какие служащие нужны государству? Какие отношения связывают государство и граждан? Может ли гражданин судиться с государством? Для чего государству нужны меры административного принуждения и чем обеспечивается законность их применения? и т.д.
Изучение указанных в нормативных актов и специальной юридической литературы позволяет на должном уровне подготовиться к практическим занятиям, контрольным работам, экзамену, написанию курсовых и дипломных работ. Новейшая специальная литература, законодательные и иные нормативные акты РФ и ее субъектов указываются на лекциях по административному праву.
Студентам следует особо следить за нормативными актами, определяющими структуру Правительства, поскольку в этой части законодательство меняется особенно часто.
1. Текущая аттестация проводится по результатам работы на семинарских занятиях.
2. Условием аттестации является присутствие студента на всех семинарских занятиях семестра и получение студентом положительных оценок, свидетельствующих об освоении темы, более чем за половину семинарских занятий каждого семестра.
3. Студенты, не аттестованные по результатам семинарских занятий, выполняют дополнительную работу по тематике семинарских занятий в форме устного либо письменного ответа.
4. Форму субсидиарной аттестации выбирает преподаватель, ведущий семинарские занятия.
5. Информация о форме аттестации доводится преподавателем до сведения студентов на первом семинарском занятии семестра.
6. Критерии оценки:
Критерии оценки (позитивные и/или негативные квалификационные требования) | Результат аттестации |
Задание выполнено полностью и без ошибок как в содержательном, так и в графическом исполнении (для схемы) | Аттестован(а) |
Задание выполнено не менее чем наполовину либо Задание выполнено с 1–2 фактическими ошибками, либо Задание выполнено с незначительными погрешностями в графическом исполнении (для схемы) | Аттестован(а) |
Задание выполнено менее чем наполовину либо Задание выполнено с тремя или более фактическими ошибками, либо | Не аттестован(а) |
Задание не выполнено | Не аттестован(а) |
СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
1. Экзаменационный билет состоит из трёх вопросов – 1-ый и 2-ой вопросы являются общетеоретическими и требуют надлежащего полного развёрнутого ответа студента по соответствующей государственно-правовой тематике; 3-ий вопрос является казусом который необходимо разрешить на основе действующего законодательства.
ОЦЕНКА ОТВЕТА СТУДЕНТА
2 Ответ на каждый вопрос оценивается по четырёхбалльной системе: 2, 3, 4, 5 баллов, после чего набранная сумма баллов переводится в оценки — 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно) или 2 (неудовлетворительно).
3. Алгоритм оценки ответов студентов
Количество баллов | Критерии оценки (позитивные и/или негативные квалификационные требования) |
5 (отлично) | - Вопрос раскрыт полностью и без ошибок, ответ дан логически правильным литературным языком без ошибок в юридической терминологии, умело использованы различные научные, учебные и учебно-методические источники. |
4 (хорошо) | - Вопрос раскрыт более чем наполовину, но без ошибок либо - Имеются незначительные и/или единичные ошибки |
3 (удовлетворительно) | - Вопрос раскрыт частично, студент неумело ориентируется в ключевых категориях и понятиях. |
2 (неудовлетворительно) | - Вопрос раскрыт ненадлежащим образом или не раскрыт. |
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы
Оценивание– метод косвенного наблюдения, состоящий в изучении явления через оценку, процесс выставления оценки. Оценка знаний и умений – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях преподавателя степени усвоения студентами знаний, умений и навыков, установленных программой дисциплины. Оценочная активность осуществляется на основе эталона или эталонов, которые выполняют функции критериев определения правильности или неправильности хода отдельных звеньев деятельности, деятельности в целом, качества полученного результата.
Критерии оценки знаний – это требования (признаки), на которые следует ориентироваться при оценке знаний. Критериями могут выступать качественные характеристики знания. К объективным качествам (отражающим содержание обучения и не зависящим от субъекта) относятся полнота, глубина, оперативность, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, развёрнутость, свёрнутость; к субъективным (составляющим характеристику личности) – осознанность, гибкость и прочность. Выделенные качества знаний взаимообусловлены, каждое содержит в себе в свёрнутом виде другие качества. Важными качествами знаний выступают полнота, глубина, осознанность. Признаками сформированности умений являются гибкость (способность рационально действовать в различных ситуациях), стойкость (сохранение точности и темпа, несмотря на внешние помехи) и прочность (сохранение умения при его продолжительном не использовании; максимальная приближённость в выполнении к реальным условиям и задачам).
Так как основным видом проверки знаний и умений студентов по дисциплине «Административное право» является устный опрос в форме зачётов и экзаменов, то критериями устного ответа будут выступать следующие качества знаний:
полнота – количество знаний об изучаемом объекте, входящих в программу;
глубина – совокупность осознанных знаний об объекте;
конкретность – умение раскрыть конкретные проявления обобщённых знаний (доказать на примерах основные положения);
системность – представление знаний об объекте в системе, с выделением структурных её элементов, расположенных в логической последовательности;
развёрнутость – способность развернуть знания в ряд последовательных шагов;
осознанность – понимание связей между знаниями, умение выделить существенные и несущественные связи, познание способов и принципов получения знаний.
Ответ студента по вопросу дисциплины ««Административное право» оценивается по четырёхбальной системе:
«Отлично» ставится, если дан полный, развёрнутый ответ на поставленный вопрос; показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения, доказательно раскрыты основные положения (свободно оперирует понятиями, терминами, персоналиями и др.); в ответе прослеживается чёткая структура, выстроенная в логической последовательности; ответ литературным грамотным языком; на возникшие вопросы преподавателя студент давал чёткие, конкретные ответы, показывая умение выделять существенные и несущественные моменты материала.
«Хорошо» ставится, если дан полный, развёрнутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделять существенные и несущественные моменты материала; ответ чётко структурирован, выстроен в логической последовательности, изложен литературным грамотным языком; однако были допущены неточности в определении понятий, персоналий, терминов, дат и др.
«Удовлетворительно» ставится, если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения, допущены несущественные ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов, персоналий; в ответе не присутствуют доказательные выводы; сформированность умений показана слабо, речь неграмотная.
«Неудовлетворительно» ставится, если отчет не дан, либо дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (фактах, понятиях, персоналиях); в ответе отсутствуют выводы, сформированность умений не показана, речь неграмотная.
5. Фонды оценочных средств
Раздел состоит из трёх частей: тесты для текущего контроля, вопросы к экзамену и словарь категорий и понятий.
5.1. Тесты для текущего контроля: