Внутрипартийная борьба

В 1930-х годах борьба внутри партии усилилась. Глубокие социально-экономические преобразования, приведшие к тяжелым для населения последствиям, вызвали появление в партии движения, целью которого стала смена курса с помощью отстранения Сталина от власти. Большинство же видели в нем единственного вождя, способного удержать государство от гибели.

Главным организатором антисталинской оппозиции считался Л.Д. Троцкий, высланный за границу и лишенный советского гражданства. В марте 1932 года в журнале «Бюллетень оппозиции», который издавался за границей, было опубликовано открытое письмо Троцкого Президиуму ЦИК СССР, в котором он настаивал на необходимости выполнить последний совет Ленина: убратьСталина, «пересмотреть всю советскую систему».

Идейным союзником Троцкого и центральной фигурой сопротивления внутри страны стал бывший секретарь Краснопресненского райкома партии г. Москвы, исключенный из партии в 1930 году. М.Н. Рютин. Был организован «Союз марксистов-ленинцев»из42 человек, просуществовавший один месяц. С ним были связаны Зиновьев и Каменев. Члены «Союза» обвинили руководство ВКП(б) и лично Сталина в предательстве мировой революции; в форсированной индустриализации; в насильственной коллективизации; в «чудовищном обнищании масс» и голоде.

30 членов «Союза» были арестованы, осуждены и приговорены к различным срокам заключения. Наибольший срок (10 лет) получил Рютин. Сталин требовал расстрелять его, но против этого выступили С.М. Киров и Г.К. Орджоникидзе. После гибели Кирова и самоубийства Орджоникидзе 12 осужденных членов «Союза» были расстреляны.

Новый этап внутрипартийной борьбы развернулся на XVII съезде ВКП(б) (26 января – 10 февраля 1934 года). В официальных выступлениях делегаты съезда говорили о победе генерального курса партии по коренной перестройке страны, о выдающемся вкладе И.В. Сталина в эту победу. Сталина называли единственным вождем партии и народа, гением. Очистив руководство партии от явной оппозиции, став единственным лидером, Сталин после съезда отказался от поста генерального секретаря, остался просто секретарем ЦК. Пост генсека был упразднен. Однако во время тайных выборов членов нового ЦК против Сталина проголосовало около 300 из 1225 делегатов. Более того, некоторые из них предложили Кирову возглавить ЦК, а Сталина переместить на пост председателя СНК СССР.

Узнав об этом, Сталин решил уничтожить тайную партийную оппозицию. Иначе на очередном съезде она могла большинством голосов отстранить его от власти. Поводом к расправе над оппозицией стало убийство 1 декабря 1934 года С.М. Кирова, второго человека в партийном руководстве. Убийство Кирова было представлено как результат вражеского заговора против партии в лице Сталина. Началась серия чисток. Апогеем расправыстал террор против коммунистов и открытые судебные процессы 1936–1938 годов над старой большевистской гвардией, сторонниками мировой революции. В августе 1936 года состоялся первый показательный процесс. Бывших лидеров левой оппозиции Зиновьева, Каменева и других обвиняли в убийстве Кирова, подготовке убийства Сталина и других руководителей. Они признали свою вину, связь с Троцким, Бухариным и другими оппозиционерами и были расстреляны.

В январе 1937 года прошел второй большой показательный процесс бывших троцкистов Г.Л. Пятакова, К.Б. Радека и других. Пятаков был заместителем наркома тяжёлой промышленности Орджоникидзе. Радек в свое время был одним из публицистов, начавший создание культа Сталина. Все они были обвинены в заговоре с целью захвата власти, убийства Сталина и его соратников, намерении реставрировать капитализм и подарить Германии и Японии часть советской земли, в связях с Троцким, шпионаже и диверсиях. Все подсудимые признали себя виновными, большинство их было расстреляно, остальные умерли в заключении.

1 декабря 1934 года было принято постановление о порядке ведения судебных дел по подготовке или совершению террористических актов. Сроки следствия по данным делам должны были составлять 10 дней. На суде дело рассматривалось без прокурора и адвоката. Обжалование приговора не допускалось. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. В 1935 году принят закон о наказании членов семей изменников Родины, издан указ о привлечении к уголовной ответственности детей с 12 лет.

Сталин обосновал необходимость широких репрессий. Он заявил, что до 30-х годов «враги народа» находились вне коммунистической партии, а в 30-е годы они проникли во все организации партии. Врагом стал не буржуазный специалист, а коммунист, заподозренный в троцкизме.

Сталин повторил свой вывод 1928 г. об обострении классовой борьбы по мере роста «наших успехов». Тезис о том, что «врагов не надо бояться, так как их мало, а нас много» он отверг примером: чтобы построить Днепрогэс, нужны усилия десятков тысяч человек; чтобы его разрушить, достаточно усилий десятка диверсантов. Положение о том, что «не может быть врагом тот, кто хорошо работает» Сталин «разоблачил» тем, что плохо работает лишь явный враг, а хорошо замаскированный должен время от времени показывать успехи в труде. Эти замечания нагнетали атмосферу всеобщей подозрительности, рождали впечатление массовой измены.

1937 год был назван «ежовщиной», по имени наркома внутренних дел в 1936–1938 годов Н.И. Ежова. Точных и официальных данных о числе репрессированных коммунистов нет. По данным историков, их численность превысила 1,3 млн. человек: исключенных из партии, осужденных, заключенных, сосланных и расстрелянных. В 1937–1938 годах к смертной казни было приговорено 681692 коммунистов и беспартийных, в 1939–1940-м – 4201 человек.

Репрессиям подвергли сотни тысяч руководителей разного ранга, почти целиком уничтожив «ленинскую гвардию» – большевиков с дореволюционным стажем. Сталин редактировал основные документы, подготовленные Ежовым, непосредственно руководил «следственными» акциями и ходом политических судебных процессов. Он лично готовил к лету 1937 года процесс восьми военачальников во главе с Тухачевским. За неделю маршал был сломлен пытками, «сознался» в «шпионаже», продаже себя фашистам, приговорен к расстрелу. Конечно, Ежов не мог консультироваться со Сталиным относительно деталей судебных дел и располагал определенной степенью автономии.

Затем террор обрушился на армию: были арестованы многие командиры корпусов, дивизий, бригад, полков. Репрессировано свыше 40 тыс. командиров и политработников. Высший командный состав почти целиком был истреблен.

Репрессии коснулись и интеллигенции (поэт О.Э. Мандельштам, писатель И.Э. Бабель, режиссер В.Э. Мейерхольд). Физик Л.Д. Ландау, будущий лауреат Нобелевской премии, который участвовал в редактировании листовки, призывавшей к свержению сталинского режима, провел год в заключении, но за него поручился академик П.Л. Капица. Были арестованы выдающиеся инженеры А.Н. Туполев и С.П. Королев. Они были нужны для обороны страны, работали в тюремных конструкторских бюро, «шарашках».

Главный недостаток Ежова – неспособность осознать, когда и на чем следует остановиться. Так, секретарь обкома партии Карелии Н.И. Иванов доложил, что не может арестовать свыше тысячи «врагов народа», как это ему предписывалось, т.к. все тюрьмы переполнены. Таким образом, террор достиг такого масштаба, что аппарат уже не располагал средствами для продолжения репрессий.

Третий показательный процесс состоялся в марте 1938 года над лидерами сфабрикованного НКВД «правотроцкистского» блока Бухариным, Рыковым, Крестинским.

На судебных процессах единственной уликой против подсудимых служили их собственные признания. Генеральный прокурор А.Я. Вышинский, выступавший государственным обвинителем на трех показательных процессах, провозгласил признание вины «царицей доказательств». Следователи с помощью пыток выбивали из обвиняемых нужные показания.

Люди, миновавшие смертный приговор, отбывали срок в лагерях. Первым крупным лагерем был Соловецкий лагерь особого назначения, созданный в 1923 г. в монастыре на Белом море, а самый знаменитый лагерь эпохи индустриализации – на Беломорканале. Создавалась система ГУЛАГа (Главное управление лагерей). Лагеря назывались исправительно-трудовыми. Перед войной в системе ГУЛАГа содержалось 2,3 млн. человек.

В 1938–1939 годах часть исключенных из партии (10%) была реабилитирована и восстановлена в рядах ВКП(б). Но репрессии не прекращались. К ответственности были привлечены исполнители прежнего репрессивного курса, в т.ч. бывшие наркомы внутренних дел СССР Г.Г. Ягода и Н.И. Ежов. В конце 1938 г. НКВД возглавил Л.П. Берия. Начались амнистии, на что повлияла растущая угроза агрессии Германии и начавшаяся Вторая мировая война.

Л.Д. Троцкий в Мексике продолжал писать антисталинские книги и статьи, разоблачал политические процессы в СССР. Летом 1940 г. агентом НКВД он был убит.

Вопрос о причинах репрессий остается сложным. Одни историки полагают, что сталинское руководство с помощью репрессий очищало партийный и госаппарат от действительно разложившихся чиновников, обеспечивало безусловную власть центра, а также снимало социальную напряженность путем наказания «врагов» и «вредителей». Согласно другому мнению, с помощью репрессивной политики Сталин в преддверии мировой войны укрепил безопасность государства, уничтожив потенциальных изменников. Ряд ученых считает, что в основе террора лежал синдром «государственных руководителей в первом поколении», пришедших к власти незаконным путем и из-за боязни ее потерять идущих на кровавые преступления. В литературе высказывалось мнение об экономических причинах репрессий: правящий режим не справлялся с решением сложных народно-хозяйственных задач и выход видел в широком применении дешевого труда заключенных, в постоянном пополнении ГУЛАГа. Другие историки всплеск репрессий 1937–1938 годов связывают со сложившейся за годы Советской власти нетерпимостью правящего режима к инакомыслию, с традициями преследований по социальным признакам, с устоявшейся практикой перекладывания собственных ошибок на плечи «врагов». Таким образом, 1937 год был логическим следствием уже сложившейся политической системы.

С конца 30-х годов власть И.В. Сталина, который контролировал силовые наркоматы, стала безграничной и безусловной. Режим личной власти достиг вершины. Административно-командная система управления страной приобрела деспотические формы.

Вопросы и задания

1. Является ли политическое развитие СССР в 1920–1930-х годах противоречивым и почему?

2. Французский писатель Р. Ролан считал, что новая Конституция СССР – это «проведение в жизнь великих лозунгов, до сих пор являвшихся только мечтой человечества, – свободы, равенства и братства». Вы согласны с мнением писателя? Обоснуйте ответ. Зачем власти понадобилось создавать новую Конституцию? Какую роль она должна была сыграть?

3. Как вы думаете, в чем причины репрессий?

4. Чем оправдывался массовый террор?

5. Согласны ли вы с мнением философа Г. Федотова о том, что сталинский режим имел преемственную связь с самодержавием? Почему?

6. Как можно определить общественно-политическую систему, сложившуюся в СССР к концу 30-х годов? Объясните слова философа Н. Бердяева о том, что Советское государство «есть единственное в мире последовательное, до конца доведенное тоталитарное государство. Это есть трансформация идеи Иоанна Грозного, новая форма старой гипертрофии государства в русской истории».

Наши рекомендации