История первобытного общества

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Л.Н.ТОЛСТОГО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании Ученого Совета

Университета

Протокол №

«» 2010г.

Ректор Н.А. Шайденко

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

(наименование дисциплины)

по специальности /направлению

НАПРАВЛЕНИЕ 050400

«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Степень (квалификация) – бакалавр социально-экономического образования

Профиль подготовки -050403 « Юриспруденция»

(код и наименование специальности/направления)

Разработчик: :

д.и.н. профессор Зубарев В.Г.

к.и.н. доцент Клейменов А.А.

Рассмотрено на заседании кафедры

всеобщей истории и археологии

Протокол № 1 «6» сентября2010 г.

Зав.кафедрой Родович Ю.В.

Тула 2010

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе программы Санкт-Петербургского университета имени А.И. Герцена, 2004 года, с учетом требований Государственного стандарта и особенностей преподава­ния истории древнего мира на историческом факультете ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Программа сохраняет традиционную периодизацию и деление на разделы курса истории древнего мира: историю первобытного общества, историю Древнего Востока, историю Древней Гре­ции и историю Древнего Рима.

В программу не включено понятие «рабовладельческая форма­ция» в связи с дискуссионностью его, особенно применительно к странам древнего Востока. В то же время, в нее введено понятие «цивилизация», под которым понимается совокупность хозяйствен­ных, социальных, политических, социально-психологических, идео­логических особенностей данного общества или обществ. Для сопос­тавления разных цивилизаций включено понятие «пути развития раз­личных обществ».

Методологическая концепция курса предполагает сравнительный анализ древних цивилизаций в хронологическом и территориальном аспектах.

Инновационным средством, призванным облегчить усвоение материала лекционного курса, является созданный работниками кафедры «Истории древнего мира и средних веков» мультимедийный комплекс иллюстраций, включающий в себя текст, таблицы, карты, фотографии, рисунки, видеоролики. Данный иллюстративный материал сопровождает чтение лекции преподавателем, обеспечивает активизацию внимания студентов, позволяет более широко использовать ресурс зрительной памяти учащихся.

При проведении семинарских занятий основное внимание следует уделить работе студентов с историческими документами и научной литературой. Обязательной составляющей ответа учащегося на семинаре должен являться анализ материала не менее двух научных работ по заданной теме с опорой на данные письменных источников. С целью активизации работы по усвоению материалов учебного курса студенты обеспечиваются раздаточным материалом - историческими документами, относящимися к изучаемой на семинарском занятии теме. Особо важные, проблемные вопросы каждой темы желательно выносить на дискуссию, в процессе которой все студенты группы под руководством преподавателя обменивались бы имеющейся у них информацией по данной проблематике, обсуждали плюсы и минусы существующих в современной науке точек зрения. Большое внимание следует уделить работе студентов с историческими картами, позволяющими локализовать то или иное историческое событие или процесс в пространстве. В данной работе желательно опираться на освоенные учащимися ранее школьные курсы истории и географии.

Инновационным средством, призванным повысить эффективность подготовки студентов к семинарским занятиям по «Истории древнего мира», упростить поиск необходимой в учебной деятельности литературы, является созданный информационный портал кафедры, на котором представлены темы и вопросы семинарских занятий, список источников и литературы, а так же система ссылок, позволяющая без труда найти данный материал в электронном виде. В случае работы студента с информацией подобного рода, требуется заострять внимание на анализе фактического и теоретического материала с целью недопущения изложения учащимся легко полученных и не осмысленных им лично данных.

В соответствии с количеством часов, выделяемых учебным пла­ном по специальности «Социально-экономическое образование» (профиль подготовки: «Юриспруденция») на преподавание истории древнего мира, ряд тем предлагается для самостоятельного изучения. При выборе таких тем учитывались схожесть исторических процессов в отдельных странах, а также рассмотрение некоторых тем только на практических занятиях. Кроме того, изучение истории Причерно­морья, Закавказья и Средней Азии включено в курс «Археология», и потому объем материала по этим разделам сокращен до ми­нимума.

Требования к знаниям и умениям студента по курсу история древнего мира включают:

- глубину знаний (знакомство с достижениями отечественной и зарубежной литературы);

- знания фактического материала;

- владение профессиональными навыками и умениями (работа с источниками, монографической литературой, научными стать­ями);

- осознанность и самостоятельность применения знаний и спо­собов учебно-научной деятельности;

- логичность изложения материала, включая обобщения и выво­ды;

- соблюдение норм литературной речи.

При оценке знаний и умений студента необходимо учитывать его индивидуальные особенности, постоянное участие в научной ра­боте, выступление с докладами, сообщениями, активность на семи­нарских занятиях.

Основная и дополнительная литература по курсу история древ­него мира дается в приложении к Программе.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Предмет истории древнего мира. Составные части курса. Хро­нологические и географические рамки. Первобытность и цивилиза­ция. Представление о путях развития древних обществ. Общая клас­сификация исторических источников. Место в школьном курсе исто­рии.

ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Введение.

Источники (археологические, этнографические, лингвистичес­кие и др.). Периодизация и хронология. Основные проблемы в свете достижений современной науки.

Первобытное человеческое стадо (праобщина).

Проблемы антропогенеза (выделение человека из животного ми­ра, проблема скачкообразности исторического процесса, проблема прародины, расогенез. Стадо австралопитековых. Праобщина ар­хантропов. Праобщина неандертальцев.

Возникновение рода. Материнская родовая община.

Проблема появления Homo sapiens. Проблема возникновения ро­да в советской историографии. Ранняя родовая община охотников и собирателей. Экзогамия. Проблема соотношения рода, семьи, племе­ни.

Позднеродовая община земледельцев и скотоводов.

Проблема перехода к производящему хозяйству. Проблемы соотношения рода и общины. Неравномерность развития племен.

Патриархальная родовая община. Разложение родового строя.

Переход к патриархальному роду. Структура большой патриар­хальной семьи. Переход к соседской общине. Социальная и имущест­венная дифференциация. Появление иерархии. Роль войны. Межпле­менные объединения. Вождизм. Основные концепции становления со­циально-дифференцированного общества и государства. Особенности изучения первобытной истории в школьном курсе.

Культура родового общества.

Религиозные верования и обряды: земледельческие культы, представления о посмертной жизни культ предков. Особенности пер­вобытной магии. Развитие художественной культуры. Накопление по­зитивных знаний. Зарождение рисуночного письма. Особенности изу­чения первобытной истории в школьном курсе.

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Введение.

Древний Восток как географическое и историко-культурное по­нятие. Зарождение первых цивилизаций на древнем Востоке. Источ­ники по истории древнего Востока. Проблема общего и особенного в развитии стран древнего Востока в советской и зарубежной истори­ографии.

Древнее Междуречье: Шумер и Аккад.

Природные условия южного Междуречья. Население. Источники по истории. Появление клинописи. Формирование первых небольших государств в Шумере. Общинники и подневольные люди. Особенности храмового землевладения и роль храмов в жизни шумеров.

Усиление власти правителя по материалам Лагаша. Реформы Уруинимгины и поражение Лагаша в борьбе с Уммой. Возвышение Ак­када. Саргон Древний. Объединение южного Междуречья под властью царей Аккада. Внутреннее и внешнее положение царства Саргонидов. Распад Аккадского царства. Объединение Шумера под властью III династии Ура. Создание централизованного царского хозяйства. Деспотическая власть царя. Царская власть и община. Падение Ура и крах централизованного царского хозяйства.

Основные трактовки социально-политической структуры Шумера и Аккада.

Старовавилонское царство.

Возвышение Вавилона. Создание вавилонской державы; особен­ности вавилонской дипломатии. Завоевания царя Хаммурапи. Разви­тие хозяйства. Общественные отношения в Вавилонском царстве. Об­щина и общинное землевладение. Сословное деление свободного на­селения. Рабство и его источники. Нашествие касситов и падение Вавилона. Социально-политическое развитие Вавилонии при касси­тах.

Шумеро-вавилонская культура.

Повседневная жизнь шумеров и вавилонян. Религиозные предс­тавления. Литература. Школа. Архитектура. Особенности изобрази­тельного искусства. Обычное и писаное право. Научные знания.

Древний Египет.

Местоположение. Источники. Особенности египетской иерогли­фической письменности. Периодизация истории древнего Египта.

Египет в периоды Раннего и Древнего царства.

Заселение Нильской долины. Возникновение номовых госу­дарств. Образование царств в Верхнем и Нижнем Египте. Объедине­ние Египта.

Царские и вельможные хозяйства. Особенности деспотии. Стро­ительство пирамид. Распад единого государства.

Египет периода Среднего царства.

Борьба за объединение Египта. Победа Фив. Изменения в поло­жении основного трудового населения. Возрождение ирригационной системы, освоение новых земель. Внешняя политика фараонов Сред­него царства. Проблема использования рабов в хозяйства. Нашест­вие гиксосов.

Египет периода Нового царства.

Изгнание гиксосов и новое объединение страны. Рост произво­дительных сил.

Организация государственного управления, армии и военного дела. Завоевательная политика фараонов XVIII династии. Египетс­кое общество во времена Нового царства. Религиозная реформа Эх­натона. Египет при XIX и XX династиях. Обострение социальной борьбы. Господство жречества и ослабления центральной власти.

Египет периода Позднего царства (Ливийско-Саисский период).

Развитие экономики. Роль жречества и наемных воинов. Ливийская династия. Вторжение эфиопов.

Ассирийское завоевание. Саисская династия. Завоевание Егип­та персами.

Египетская культура.

Повседневная жизнь древних египтян. Религиозные верования. Научные знания древних египтян. Школа. Литература.

Египетская архитектура. Мир и человек в изобразительном ис­кусстве древнего Египта.

Хеттское общество и государство.

Источники. Природные условия Малой Азии. Вопрос о происхож­дении и переселении хеттов.

Период Древнехеттского царства. Новое царство. Хеттские за­коны. Внешняя политика в новохеттский период. Падение Хеттского царства.

Хеттская культура.

Финикия и Сирия в древности.

Источники. Природа и население древней Финикии. Города-го­сударства. Образование Тиро-Сидонского царства. Основание Карфа­гена. Финикийская культура и религия.

Сирия. Природные условия. Эбла. Ямхад. Гикосский союз пле­мен. Дамасское царство.

Древняя Палестина.

Археологические и письменные источники. Природные условия Палестины. Филистимляне.

Переселение древнееврейских кочевых племен. Образование Из­раильско-Иудейского государства. Внутренняя и внешняя политика при царях Давиде и Соломоне. Распадение на два царства (Израиль­ское и Иудейское).

Пророческое движение и его социальная роль. Разгром Изра­ильского царства ассирийцами и Иудейского царства вавилонянами.

Религиозные верования древних евреев. Формирование и состав Библии. Значение Библии для мировой культуры.

Древняя Ассирия.

Источники. Природа и население. Государство Ашшур.

Среднеассирийский период. Ассирийские законы. Усиление цар­ской власти. Новоассирийский период. Реформы Тиглатпаласара III. Организация ассирийского войска.

Усиление жречества и военной знати. Ослабление Ассирийской державы. Падение Ассирии.

Нововавилонское царство.

Источники. Халдейская династия. Особенности экономики. Со­циальная структура. Религиозная политика Набонида. Захват Вави­лона персами. Культура Ассирии и халдейского Вавилона.

Урарту.

Источники. Природные условия. Население. Развитие сельского хозяйства и ремесла. Социальная структура общества. Политический строй.

Этапы борьбы с Ассирией. Падение Урарту. Культура Урарту.

Иран и Средняя Азия в древности.

Источники по истории Ирана. Природные условия Ирана. Древ­ний Элам.

Возвышение и падение Мидии. Возвышение Персии при династии Ахеменидов. Воцарение Дария I и его реформы. Экономика и система управления в персидском военно-административном объединении в VI – IV вв. до н.э. Причины его непрочности. Культура древнего Ирана.

Древняя Индия.

Источники, их особенности. Природные условия. Население и языка. Индская (Хараппская) цивилизация.

Индия в I тыс. до н.э. Варны и касты (джати). Возникновение буддизма. Возвышение Магадхи. Держава Маурьев.

Экономика и социальная структура Индии в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э. Индия при Кушанах. Новое возвышение Магадхи и создание империи Гуптов.

Культура древней Индии.

Повседневная жизнь древних индийцев. Религиозные верования. Художественная литература и ее жанры. Философские учения и сис­темы. Наука. Архитектура. Скульптура и фресковая живопись.

Древний Китай.

Проблема периодизации истории Древнего Китая. Источники, их типы, виды. Природные условия. Население. Период Шан-Инь. Период Чжоу. Эпоха Чжаньго.

Возвышение княжества Цинь. Реформы Шан Яна. Объединение Ки­тая под властью династии Цинь. Внешняя политика Цинь Шихуана. Падение династии Цинь.

Китай при старшей династии Хань. Реформы Ван Мана и их неу­дача. Восстание «краснобровых».

Младшая, или поздняя династия Хань. Внутренняя политика. Внешняя политика. Восстание «желтых повязок». Распад Китая на три царства.

Культура Древнего Китая.

Китайская иероглифическая письменность. Древнекитайская на­ука. Литература и ее жанры. Религиозно-философские теории. Музы­ка. Архитектура. Изобразительное искусство.

Заключение.

Особенности развития древневосточных цивилизаций. Особен­ности изучения истории Древнего Востока в школьном курсе.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Введение.

Понятие «античная цивилизация». Сопоставление античного и древневосточных путей развития древних обществ. Географические и хронологические рамки. Периодизация истории Греции. Основные особенности источников по истории Греции. Античная историогра­фия.

Крит и ахейские государства в III – II тыс. до н.э.

Природа Балканской Греции и Крита. Возникновение государс­тва на Крите. Дворцовые комплексы. Критская морская держава XVI­II – XV вв. до н.э. Особенности критского искусства.

Балканская Греция в III тыс. до н.э. Ахейская Греция во II тыс. до н.э.: Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины. Проблема ми­кенской колонизации. Ахейские государства и Троя. Падение ми­кенских государств.

Культура крито-микенского мира.

Греция в XI – IX вв. до н.э.

Поэмы Гомера как исторический источник. Археологические па­мятники Греции XI – IX вв. до н.э. Общественный строй и хозяйс­твенная жизнь древнегреческих племен. Ранние формы рабства. «Го­меровский полис». Колонизация Малой Азии.

Греция в архаическую эпоху. Становление полисов.

Источники по истории Греции XIII – VI вв. до н.э. Экономичес­кое развитие.

Социальная структура древнегреческого общества раннеархаи­ческой эпохи. Ранняя греческая тирания. Типы тирании. Становле­ние полисов. Полис как коллектив землевладельцев. Греческая колонизация.

Древняя Спарта.

Источники, их особенности. Природные условия. Создание «ли­кургова строя». Спарта как аграрный полис. Классово-сословная структура. Образование Пелопонесского союза.

Особенности коринфского полиса. Аргос – основной противник Спарты.

Становление античной демократии в Афинах VII – VI вв. до н.э.

Источники. Географическое положение и природные условия Ат­тики. Население. Развитие Афин как ремесленно-аграрного полиса. Заговор Килона. Законы Драконта. Реформы Солона. Тирания Писист­рата. Реформы Клисфена и их значение для развития демократии.

Культура Греции архаической эпохи.

Исторические условия развития греческой культуры в VIII – VI вв. до н.э. Религия. Возникновение философии и науки. Логографы.

Памятники древнегреческого эпоса. Авторская литература. Ар­хитектура. Скульптура. Вазовая живопись. Дом и частная жизнь.

Греко-персидские войны и возникновение Афинского морского флота.

Причины греко-персидских войн. Первый и второй походы персов против Балканской Греции. Персия и Греция после второго похода персов. Образование Делосского морского союза во главе с Афина­ми. Окончание греко-персидских войн. Причины победы Греции. Ее значение.

Социально-экономическая структура греческих полисов V в. до н.э.

Источники. Основные варианты развития экономики греческих полисов. Экономическая политика полисов. Социальная структура греческого полиса.

Расцвет Афинской демократии в V в. до н.э.

Источники. Социальная структура Афин. Частная и обществен­ная жизнь афинского гражданина. Развитие демократии после Гре­ко-персидских войн. Организация Афинской державы. Отличие Афинс­кой державы от Пелопонесского союза.

Пелопонесская война.

Военно-политические противоречия между Пелопонесским союзом и Афинской архэ. Экономические и политические причины войны. Пе­риодизация Пелопонесской войны. Архидамова война. Никиев мир. Сицилийская экспедиция. Декелейская война. Начало падения Афинс­кой державы. Поражение Афин и его причины. Характер Пелопонесс­кой войны.

Греция в первой половине IV в. до н.э.

Экономические и социальные последствия Пелопонесской войны. Современное понимание кризиса полиса. Характер кризиса в Афинах.

Характер кризиса в Спарте. Обострение социальных и политических противоречий. Позднегреческая тирания. Возвышение Фив и второй Афинский морской союз. Политическая раздробленность Греции.

Возвышение Македонии.

Установление в Греции македонской гегемонии.

Природные условия, население и социально-экономический строй Македонии. Реформы Филиппа II. Афины – основной противник Македонии. Битва при Херонее. Установление македонской гегемонии в Греции. Смерь Филиппа II. Восстановление Александром гегемонии Македонии в Греции.

Греческая культура классического периода.

Особенности полисной идеологии. Особенности Религиозных ве­рований. Греческий театр и его устройство. Основные черты изоб­разительного искусства V – IV вв. до н.э. Градостроительство. Фи­лософия. Историческая наука.

Завоевания и держава Александра Македонского.

Источники. Предпосылки македонских завоеваний. Восточный поход Александра Македонского. Эволюция власти Александра. Дер­жава Александра Македонского. Личность и деятельность Александ­ра. Распад державы Александра Македонского.

Эллинистические государства.

Сущность понятия «эллинизм» в отечественной и зарубежной историографии. Борьба диадохов и образование эллинистических го­сударств. Общие закономерности в развитии эллинистических госу­дарств и специфика их социально-политической структуры.

Эллинистический Египет. Царство Селевкидов. Царство Пергам.

Македония и Греция в период эллинизма (III – II вв. до н.э.).

Социально-экономический и политический строй Македонии в период эллинизма. Балканская Греция в эллинистическую эпоху. Ахейские и Этолийский союзы. Борьба Македонии за гегемонию в Греции. Особенности социальной борьбы в Спарте. Завоевание Римом Македонии и Греции.

Причерноморье и Закавказье в эллинистическую эпоху.

Источники. Греки и местные народы. Боспорское царство. Ольвия. Херсонес. Скифское царство. Восточное Причерноморье.

Эллинистическая культура.

Общие черты культуры эллинизма. Повседневная жизнь. Образо­вание. Религия эллинистического периода.

Дифференциация и систематизация наук. Успехи естественных и точных наук. Историческая мысль в период эллинизма. Философские системы эллинистического периода. Зачатки литературоведения. Но­вые черты в изобразительном искусстве. Интерес к простому чело­веку и быту в искусстве и литературе.

Значение эллинистической культуры в развитии мировой куль­туры.

ДРЕВНИЙ РИМ

Введение.

Значение римской истории во всемирно-историческом процессе. Периодизация риской истории. Источники по истории Древнего Рима.

Ранний Рим и Италия.

Особенности географического положения и природных условий Аппеннинского полуострова. Этруски, их культура и влияние на Рим. Греческие полисы на юге Италии и в Сицилии.

Общественная структура раннего Рима. Современные данные о римских царях. Образование Римской республики.

Римская республика в V – III вв. до н.э.

Причины и основные этапы борьбы плебеев с патрициями. Окон­чание борьбы плебеев с патрициями. Римская гражданская община. Организация римской армии.

Завоевание Римом Италии и образование Римско-италийского союза.

Причины, характеры и периодизация войн Рима в Италии. Орга­низация и структура римско-италийского союза. Причины успехов римской экспансии.

Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье.

Социально-экономический и политический строй Карфагена.

Римско-карфагенские противоречия. Первая Пуническая война. Обра­зование первых римских провинций. Вторая Пуническая война. Усло­вия мирного договора и причины победы Рима.

Завоевания Рима в Восточном Средиземноморье, создание Римской Средиземноморской державы.

Международные отношения в Восточном Средиземноморье. Причины римской экспансии. Вторая Македонская война. Третья Македонс­кая война и разгром Македонии. Третья Пуническая война и ее характер. Создание римских провинций.

Социально-экономические отношения в Римской республике во II – I вв. до н.э.

Экономические, социальные и политические последствия римс­ких завоеваний. Классическое рабство. Структура класса рабовла­дельцев. Обострение социальных противоречий в римском обществе в конце II-I вв. до н.э.

Обострение социальной борьбы в Римской республике во II – начале I в. до н.э.

Восстания рабов в Италии и первое восстание рабов на Сици­лии. Второе восстание рабов на Сицилии.

Начало гражданских войн в Риме. Аграрные реформы и полити­ческая деятельность братьев Гракхов. Югуртинская война и военная реформа Гая Мария. Подъем демократического движения. Союзничес­кая война.

Углубление социально-политического кризиса Римской республики в I в. до н.э.

Война Рима с Митридатом VI Евпатором и установление дикта­туры Суллы. Популяры и оптиматы. Социально-политическая борьба в Риме после смерти Суллы. Вторая война с Митридатом. Восстание рабов под руководством Спартака. Восстановление досулланской конституции и социальная борьба в Риме. Ослабление демократичес­ких сил. Кризис Римской республики.

Падение Римской республики.

Первый триумвират как форма организации антисенатских сил. Союз Помпея с сенатской олигархией. Гражданская война между Це­зарем и Помпеем. Диктатура Цезаря и ее историческое значение. Образование второго триумвирата. Присоединение Египта. Причины падения республики в Риме.

Римско-италийская культура VIII – II вв. до н.э.

Исторические условия развития римской культуры. Основные черты идеологии римского гражданства. Особенности римской рели­гии. Религиозные празднества и театральные представления. Римс­кий быт. Римские школы. Римская литература III – II вв. до н.э.

Принципат Августа.

Принципат как форма правления. Социальная база и политика Августа. Культурная и религиозная политика Августа. Внешняя по­литика Августа. Отношения с Парфией. Общие итоги и оценка прав­ления Августа.

Ранняя Римская империя (I – II вв. н.э.).

Укрепление и развитие системы принципата при преемниках Ав­густа. Правящие династии I – II вв. н.э. (Юлии-Клавдии, Флавии, Антонины). Внутреннее положение империи. Внешняя политика римс­ких императоров. Натиск варваров на границы империи.

Римская культура периода поздней республики – ранней импе­рии.

Исторические условия развития культуры. Римская литература. Римская историческая проза. Рассвет стоической философии. Римс­кая архитектура. Римское искусство. Система воспитания и образо­вания. Развитие естественных наук и географии.

Возникновение и распространение христианства.

Исторические условия и предпосылки возникновения христианс­тва. Источники по истории раннего христианства. Проблемы исто­ричности Христа. Древнейшие христианские общины, районы их расп­ространения и социальный состав. Борьба течений внутри христиан­ства. Христианская церковь и Римское государство.

Социально-политический кризис в III в. н.э.

Социальные предпосылки политического кризиса и гражданской войны 193 – 197 гг. Династия Северов. «Солдатские» и «сенаторские» императоры. Восстановление единства империи при Аврелиане. Воп­рос о кризисе III в. в историографии.

Империя в период домината.

Диоклетиан и начало создания системы домината. Новые черты государственного управления. Развитие и окончательное оформление домината в правление Константина Великого. Закрепощение сосло­вий. Христианство – господствующая религия Римского государства. Экономическое положение империи в IV – V вв. н.э. Закрепощение ко­лонов. Неравномерность экономического развития западных и вос­точных провинций. Преемники Константина.

Римская империя во второй половине IV в. н.э.

Крупное землевладение. Политический кризис второй половины IV в. н.э. и вторжение варваров. Разделение империи на Западную и Восточную. Культура поздней империи.

Падение Западной Римской империи.

Социально-экономическое и политическое положение Западной Римской империи. Взятие Рима вестготами. Разгром Рима вандалами. Образование на территории Западной Римской империи варварских королевств. Падение Западной Римской империи и его историческое значение.

Заключение.

Значение античной культуры. Особенности изучения истории Древней Греции и Древнего Рима в школьном курсе.

Литература

Основная учебная литература:

  1. Всеобщая история. Т1. Древний Восток и античность. Учебное пособие для студ. вузов.-М.,2007.
  2. История Древнего Востока. Учебник для студентов вузов. – М.,2007.
  3. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. – М., 2006.
  4. История Древнего Рима. Учебник для студ. вузов/Под ред. В.И. Кузищина. – М.,2007.

Дополнительная учебная литература:

  1. История древнего Востока. Тексты и документы. – М., 2002.
  2. История древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. 3-е изд. – М., 2001.
  3. Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. – СПб, 2000.
  4. История древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. 3-е изд. – М., 2000.
  5. История древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. 3-е изд. – М., 2000.
  6. История Древнего Рима. Тексты и документы: Учебное пособие: В 2 ч. Ч. 1. Общество. Государство. Религия / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 2004. – 429 с.
  7. История Древней Центральной и Южной Америки: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» / В.Г. Зубарев, Е.А. Тюрин, А.Ю. Бутовский; Под ред. В.Г. Зубарева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2002. – 185 с.
  8. Историография античной истории / Под ред. Кузищина В.И. – М., 2000.
  9. Практикум по истории древнего мира / Под ред. Свенцицкой И.С. – М., 1989. Выпуск 1, 2.
  10. Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История древнего мира. Ч. 1, 2. – М., 1979, 1985.
  11. Хрестоматия по истории Древнего Востока. – М., 1980. Ч. 1, 2.
  12. Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителей / Сост. Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.С., Черкасова Е.А. – М., 1985.
  13. Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. Кузищина В.И. – М., 1987.
  14. Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Каллистова Д.П. – М., 1964.

РАЗДЕЛ I

ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

  1. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. – М., 2006.
  2. Алексеев В.П. Возникновение человека и общества // Первобытное общество. – М., 1975.
  3. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. – М., 1980.
  4. История первобытного общества. Общие вопросы: проблемы антропогенеза. – М., 1983.
  5. История первобытного общества. Эпоха классообразования. – М., 1990.
  6. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. – М., 1986.
  7. Марков Г.И. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе.
  8. Окладников А.П. Утро искусства. – Л., 1967.
  9. Первобытное искусство. Сборник. – Новосибирск, 1971.
  10. Семенов С.А. Происхождение земледелия. – Л., 1974.
  11. Файнберг Л.А. Возникновение и развитие родового строя // Первобытное общество. – М., 1957.
  12. Формозов А.А. Очерки по первобытному искусству. – М., 1969.
  13. Фрэзер Д. Золотая ветвь / Перевод с англ. – М., 1980.
  14. Энгельс Ф. К истории первобытной семьи / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 22. (или отдельное издание).
  15. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21 (или отдельное издание).
  16. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. (или отдельное издание).

РАЗДЕЛ II

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Литература ко всему разделу

  1. Всеобщая история. Т1. Древний Восток и античность. Учебное пособие для студ. вузов.-М.,2007.
  2. История Древнего Востока. Учебник длЯ студентов вузов. – М.,2007.
  3. Дандамаев М.А. Проблемы истории древневосточных обществ в трудах советских востоковедов (1967 – 1977) // ВДИ. – 1977. – № 4. – С. 17 – 34.
  4. Источниковедение по истории Древнего Востока / Под ред. Кузищина В.И. – М., 1984.
  5. Коростовцев М.А. О понятии «Древний Восток» // ВДИ. – 1970. – № 1. – С. 3 – 18.
  6. Маркс К. Британское владычество в Индии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 9. – С. 130 – 136.
  7. Меликишвили Г.А. Некоторые аспекты вопроса о социально-экономическом строе древних ближневосточных обществ // ВДИ. – 1975. – № 2. – С. 18 – 45.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

  1. Авдиев В.И. Военная история Древнего Египта. Т. 1, 2. – М., 1948 – 1959.
  2. Белова Г.А. Египетские крепости на территории Нубии // Проблемы истории и культурных связей. – М., 1981. Вып. 2. – С. 45 – 63.
  3. Берлев О.Д. Общественные отношения в Египте эпохи среднего царства. – М., 1978.
  4. Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху среднего царства. – М., 1972.
  5. Брэстед Д.Г. История Египта с древнейших времён до персидского завоевания. Т. 1, 2. – М., 1915.
  6. Египетский сборник. – М.: изд. «Шар». 1997.
  7. Замаровский В. Их Величества пирамиды / Пер. со словац. – М., 1981.
  8. Каменарович И. Классический Китай. – М.,2006.
  9. Культура Древнего Египта. Сборник. – М., 1976.
  10. Масперо Г. Египет. – М., 1915.
  11. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М., Л., 1956.
  12. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.
  13. Монте П. Египет Рамсесов. – М., 2000.
  14. Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. – М., 2000.
  15. Плутарх. Об Асирисе и Исиде // ВДИ. – 1977. – № 3 – 4.
  16. Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. – М., 1962.
  17. Тураев Б.А. Древний Египет. – СПб., 2001.

ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ

  1. Вулли Л. У халдеев / Пер. с англ. – М., 1961.
  2. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии. – М., 1974.
  3. Дьяконов И.Н. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // ВДИ. – 1952. – № 3. – С. 225 – 303.
  4. Дьяконов И.Н. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья, Шумер. – М., 1959.
  5. Законы царя Хаммурапи. – М.: «Паллада», 1997.
  6. Кленгель – Брандт Э. Путешествие в древней Вавилон / Пер. с нем. – М., 1979.
  7. Клочков И.С. Духовная культура древних вавилонян. – М., 1982.
  8. Матвеев К.Л., Сазонов А.А. Земля Древнего Двуречья. – М., 1986
  9. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия Портрет погибшей цивилизации / Пер. с англ. – М., 1980.
  10. Якобсон В.А. Социальная структура Новоассирийского государства // ВДИ. – 1965. – № 1. – С. 110 – 117.

ХЕТТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

  1. Арутюнян Р.С. Некоторые особенности хеттских домашних праздников // ВДИ. – 1992. – № 1. – С. 119 – 134.
  2. Георгадзе Г.Г. Очерки по социально-экономической истории Хеттского государства. – Тбилиси, 1973.
  3. Замаровский В. Тайны хеттов / Пер. со словац. / Под ред. и с предисловием Иванова В.В. – М., 1968.
  4. Менадзе Э.А. Хеттское общество. Экономика, собственность, семья и наследование. – Тбилиси, 1965.

ДРЕВНИЙ ИРАН

  1. Абаев В.И. К вопросу о прародине и древнейших миграциях индоиранских народов // Древний Восток и античный мир. – М., 1972. – С. 26 – 37.
  2. Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. – М., 1970.
  3. Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. – М., 1985.
  4. Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Экономика и культура древнего Ирана. – М., 1980.
  5. История Иранского государства и культуры. К 2500-летию Иранского государства. – М., 1971.

УРАРТУ

  1. Арутюнян Н.В. Биайнили (Урарту). – Ереван, 1970.
  2. Дьяконов И.М. Урартские письма и документы. – М., Л., 1963.
  3. Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи. – М., 1960.
  4. Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту). – М., 1959.

ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ

(ФИНИКИЯ, ПАЛЕСТИНА, СИРИЯ)

  1. Вейнберг И.П. Рабы и другие категории зависимых людей в палестинской гражданско-храмовой общине VI – IV вв. до н.э. // Палестинский сборник. – Л., 1974. Вып. 25. – С. 63 – 33.
  2. Матвеев К., Сазонов А. Пять жизней древней Сури. – М., 1989.
  3. Ритуал и ритуальный предмет. – СПб., 1995.
  4. Шифман И.Ш. Финикийская историческая традиция в греческой и риской историографии (проблема происхождения финикиян) // Древний Восток и мировая культура. – М., 1981. – С. 103 – 106.

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

  1. Бонгард – Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. – М., 1973.
  2. Бонгард – Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – М., 1985. – Гл. 2 – 10.
  3. Ильин Г. Ф. Религия древней Индии. – М., 1959.
  4. Каменарович И. Классический Китай. – М.,2006.
  5. Кочетов А.Н. Буддизм. – М., 1983. – Гл. 1.
  6. Рам Шаран Шарма. Древнеиндийское общество. – М., 1987.
  7. Тюляев С.И. Искусство Индии. – М., 1968.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

  1. Васильев Л.С. Проблемы генезиса Китайской цивилизации. – М., 1976.
  2. Кроль Ю.Л. Сыма Цянь – историк. – М., 1970.
  3. Переломов Л.С. и др. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. – М., 1983.
  4. Переломов Л.С. Империя Цинь. – М., 1962.
  5. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М., 1981.

РАЗДЕЛ III

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Библиография по истории античных государств чрезвычайно обширна (см. библиографию в учебниках, учебных пособиях для исторических факультетов).

  1. Андреев Ю.В. «Минойский матриархат» // ВДИ. – 1992. – № 2. – С. 3 – 14.
  2. Андреев Ю.В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III – начало I тыс. до н.э.) – СПб., 2002.
  3. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. – СПб., 1998.
  4. Античная культура. Словарь – справочник. – М., 1995.
  5. Античная философия истории. – М., 1977.
  6. Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М., 1985.
  7. Блаватская Т.В. Черты истории государственности Эллады. – СПб., 2003.
  8. Болгов Н.Н. Закат античного Боспора. – Белгород, 1996.
  9. Бонарр А. Греческая цивилизация. Ч. 1, 2. – Ростов-на-Дону, 1994.
  10. Бузескул В.П. История Афинской демократии. – СПб, 2003.
  11. Бюттен А.-М. Классическая Греция. – М.,2006.
  12. Виппер Р. Лекции по истории Греции. – Ростов-на-Дону, 1995.
  13. Герои Греции в войне и мире. – М., 1992.
  14. Думас К. Кикладская цивилизация бронзового века в Эгеиде // ВДИ. – 1992. – № 2. – С. 143 – 153.
  15. Зайцев А.И. Греческая религия и мифология. – СПб., 2005.
  16. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995.
  17. История Европы в 8-и томах с древнейших времен до наших дней. Т. 1. – М., 1988.
  18. Кадеев В.И. Херсонес Таврический: быт и культура. – Харьков, 1996.
  19. Карпюк С.Г. Общество, политика и идеология классических Афин. – М., 2003.
  20. Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом востоке. – М., 1979.
  21. Ксенофонт. Греческая история. – СПб., 1996.
  22. Кулишова О.В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII – V вв. до н.э.). – СПб., 2001.
  23. Маринович Л.П. Греческое наёмничество в IV в. до н.э. и кризис полиса. – М., 1975.
  24. Молев Е.А. Боспор в период эллинизма. – Нижний Новгород, 1994.
  25. Неверов О.Я. Геммы античного мира. – М., 1983.
  26. Павловская А.И. Эволюция социально-политических основ власти Птолемеев в III – I вв. до н.э. // Проблемы античной культуры. – М., 1988. – С. 66 – 74.
  27. Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). – СПб., 2001.
  28. Проблемы античной культуры. – М., 1996.
  29. Сахненко Л.В. Демагог Клеон // ВДИ. – 1991. – № 4. – С. 71 – 81.
  30. Сидорова И.А. и др. Античная расписная керамика. – М., 1985.
  31. Сизов С.К. Ахейский союз. – М., 1989.
  32. Снодграс А.М. История Греции в свете археологии // ВДИ. – 1992. – № 2. – С. 32 – 40.
  33. Строгецкий В.М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н.э. – СПб., 2008.
  34. Суриков И.Е. Остракизм в Афинах. – М., 2006.
  35. Теннэхилл Р. Секс в истории. – М., 1995.
  36. Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики: Общество. Личность. Власть. – СПб., 2001.
  37. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. – СПб., 2004.
  38. Хаммонд Н. История Древней Греции. – М., 2003.
  39. Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. – М., 1990.
  40. Яйленко В.П. Греческая колонизация VII – III вв. до н.э. – М., 1982.

РАЗДЕЛ IV

ДРЕВНИЙ РИМ

  1. История Древнего Рима. Учебник для студ. вузов/Под ред. В.И. Кузищина. – М.,2007.
  2. Абрамзон М.Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи. – М., 1995.
  3. Аммиан Марцеллин. Римская история. – СПб., 1996.
  4. Амфитеатров А.В. Зверь из бездны (Нерон). Т. 1, 2. – М., 1996.
  5. Аппиан. Римские войны. – СПб., 1994.
  6. Виппер Р. Очерки по истории Римской империи. – Ростов-на-Дону, 1995.
  7. Геродиан. История. – СПб., 1995.
  8. Гигин. Мифы. – СПб., 1997.
  9. Дементьева В.В. Магистратская власть Римской республики: содержание понятия imperium // ВДИ. – 2005. - № 4. – С. 46 – 75.
  10. Дюрант В. Цезарь и Христос. – М., 1995.
  11. Зелинский Ф.Ф. Римская империя. – СПб., 1999.
  12. Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. – М., 1981.
  13. Колосовская Ю.Н. Рим и мир племен на Дунае. I – IV вв. н.э. – М., 2000.
  14. Коптев А.В. Античная форма собственности и государство в Древнем Риме // ВДИ. – 1992. – № 3. – С. 52 – 66.
  15. Кофанов Л.Л. Римская civitas и муниципальное право эпохи республики // ВДИ. – 2007. - № 3. – С. 101 – 119.
  16. Кризис рабовладельческого способа производства // Проблемы античной истории и культуры. – Ереван, 1970.
  17. Кубланов М. М. Возникновение христианства.– М., 1974.
  18. Кудрявцев О. В. Эллинистические провинции Балканского полуострова во II в. н. э. – М., 1961.
  19. Культура древнего Рима. Ч. 1, 2. – М., 1985.
  20. Легенды и мифы древней Греции и древнего Рима. – Воронеж, 1993. – С. 571 – 604.
  21. Маяк И.Л. Рим первых царей. – М., 1983.
  22. Немировский А.И. Этруски: от мифа к истории. – М., 1989.
  23. Ревяко К.А. Пунические войны. – Минск, 1988.
  24. Савельев В.А. Римское частное право. – М., 1995.
  25. Свенцицкая И.С. Ранее христианство: страницы истории. – М., 1988.
  26. Соколов Г.И. Искусство этруссков. – М., 1990.
  27. Утченко С.Л. Цицерон и его время. – М., 1986.
  28. Утченко С.Л. Юлий Цезарь. – М., 1976.
  29. Федорова Е.В. Люди императорского Рима. – М., 1990.
  30. Шифман И.Ш. Цезарь Август. – Л., 1990.
  31. Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

для студентов 1 курса дневного отделения, обучающихся по специальности 050400 – «Социально-экономическое образование»

профиль подготовки: 050403 – «Юриспруденция»

(1 семестр)

Темы занятий Количество часов
Лекции Самостоятельная работа
1. Введение в историю древнего мира.
2. Введение в историю Древнего Востока.
3. Природные условия и додинастический период в истории Египта.    
4. История Древнего Египта в период Раннего и Древнего Царства.
5. Египет в период Среднего Царства.
6. Второй переходный период: Новое Царство.
7. Древняя Месопотамия.
8. Старовавилонское царство.
9. Древняя Ассирия.
10. Хеттское государство.
12. Сирия и Палестина в древности
13. Закавказье в древности
14. Древняя Индия
15. Древний Китай.
16. Зарубежная и отечественная историография Древнего Востока.
  ИТОГО:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

для студентов 1 курса дневного отделения, обучающихся по специальности 050400 – «Социально-экономическое образование» профиль подготовки: 050403 – «Юриспруденция»

(1 семестр

  №     Темы занятий   Количество часов
Всего Семинары Самостоятельная работа
1. Основные проблемы истории первобытного общества.
2. Основные проблемы истории первобытного общества.
Задание 1. Сравнительная таблица по основным проблемам истории первобытного общества с данными современной науки (Ф. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и данные современной науки). Письменная работа
3. Политический строй Египта периода Нового царства.
4. Политический строй Египта периода Нового царства.
  Задание 2. Древний Египет. Задания к контурной карте. Письменная работа
  Задание 3. Политический портрет Азиру. Письменная работа
5. Хозяйственный и общественный строй Вавилонии, Ассирии и Хеттского государства по данным судебников (сравнительный анализ).
6. Хозяйственный и общественный строй Вавилонии, Ассирии и Хеттского государства по данным судебников (сравнительный анализ).
7. Хозяйственный и общественный строй Вавилонии, Ассирии и Хеттского государства по данным судебников (сравнительный анализ).
Задание 4. Сравнительная таблица «Хозяйственный и общественный строй Вавилонии, Ассирии и Хеттского государства по данным судебников». Письменная работа
Задание 5. Древнее Междуречье. Задания к контурной карте. Письменная работа
Основные проблемы истории Древнего Востока. контрольная работа
8. Организация Персидской державы при Дарии I.
9. Организация Персидской державы при Дарии I.
10. Художественная литература Древнего Египта и Передней Азии как исторический источник.
11. Художественная литература Древнего Египта и Передней Азии как исторический источник.
12. Культура Древней Индии и Древнего Китая.
13. Культура Древней Индии и Древнего Китая.
  Задание 6. Сравнительный анализ культур древних Индии и Китая.     Письменная работа
  ВСЕГО:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

для студентов 1 курса дневного отделения, обучающихся по специальности 050400 – «Социально-экономическое образование» профиль подготовки: 050403 – «Юриспруденция»

(2 семестр)

  №   Темы занятий   Всего   Количество часов
Лекции Самостоятельная работа
1. Введение в историю Древней Греции.
2. Историография истории Древней Греции.
3. Цивилизация Эгейского моря.
4. Греция в гомеровский период.
5. Греция в архаический период.
6. Греция в классический период.
7. Греция в эллинистический период.
8. Культура Древней Греции.
9. Культура Древней Греции.
10. Введение в историю Древнего Рима.
11. Рим в царскую эпоху и в период ранней республики.
12. Рим в период поздней республики.
13. Рим в период ранней Империи.
14. Кризис III в. н.э. в Римской империи.
15. Рим в период поздней Империи.
16. Рим в период поздней Империи.
17. Рим в период поздней империи: падение Западной Римской империи.
  ВСЕГО:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

для студентов 1 курса дневного отделения, обучающихся по специальности 050400 – «Социально-экономическое образование» профиль подготовки: 050403 – «Юриспруденция»

(2 семестр)

  №   Темы занятий   Всего Количество часов
семинары самостоятельная работа
1. Древнегреческая религия и мифология.
2. Древнегреческая религия и мифология.
  Задание 1. Генеалогия Олимпийских богов. Задание 2. Мини-олимпиада «Древнегреческая религия и мифология».     письменное схематическое изображение письменная работа
3. Хозяйственный и общественный строй Древней Греции по данным гомеровских поэм.
  Задание 3. «Гомеровский вопрос».     доклад
  Задание 4. Ахейский мир и гомеровская Греция: литературный вымысел и историческая реальность.     круглый стол (диспут)
4. Становление демократии в Афинах.
5. Становление демократии в Афинах.
  Задание 5. Составьте схему политического устройства досолоновской, солоновской и клисфеновской Аттики.     письменное схематическое изображение
6. Рассвет афинской рабовладельческой демократии.
7. Рассвет афинской рабовладельческой демократии.
  Задание 6. Перикл – вождь афинской демократии. Задание 7. Эксплуатация союзников.     доклад доклад
8. Общественный и государственный строй Древней Спарты.
  Задание 8. Составьте схему сословно-классового деления спартанского общества.     письменное схематическое изображение
  Основные проблемы истории Греции в архаический и классический периоды.     контрольная работа
9. Хозяйственный и общественный строй эллинистических государств.
10. Рим как античная гражданская община.
11. Рим как античная гражданская община.
12. Принципат Августа.
13. Принципат Августа.
14. Особенности Римской культуры.
15. Особенности Римской культуры.
16. Северное Причерноморье в античную эпоху.
17. Северное Причерноморье в античную эпоху.
  Задание 9. Северное Причерноморье в античную эпоху.     реферат
  Задание 10. Рецензия на монографию по античной истории (по выбору студента).     письменная работа
  ВСЕГО:

Наши рекомендации