История формирования представлений о международных отношениях: от Фукидида до XX века
Античная эпоха заложила основы европейских знаний.
Фукидид (471-401) написал историю "Пелопонесской войны" - две коалиции: Афины и Спарта ( возглавила Пелопонесский союз). Гос-е дела имеют приоритет перед делами отдельного человека.
Классический подход:
1) вопрос межгосударственного отношения;
2) войны и мира;
3) человек как участник разделения сил, интересов государства.
Сильные делают то, что им позволяет их мощь, а слабые принимают то, что они должны принимать. Говорил, что Пелопонесская война возникла из-за угнетения Афин.
Макиавелли (1429-1527) - выделяет политику как автономную сферу деятельности. Вводит понятие о толпе, понятие "цель оправдывает средства". Страна заслуживает только то вооружение и охрану, которую способна содержать самостоятельно. Государственные дела зависят от каждого гражданина+влияние идеологии(религии) для создания нужного власти настроения (противостояние врагам).
Т. Гоббс (1588-1679) Левиафан. Государство- смертный Бог на земле. Человек - существо эгоистическое, теплящее власть. Война всех против всех - естетвенное состояние. Общественный договор - право, государство - гарантии. Каждому государству принадлеит то, что оно способно удерживать. Естетвенное состояние - состояиние дообщественное. Человек уничтожит другого, если это будет нужно - постоянная склонность к войне ( готовность к ней). Государства друг относительно друга не связана ограничениями. Состояние захватить и удерживать все, что угодно, пока хватит сил. Единственный регулятор таких отношений - сила. Автор каузальной концепции власти.
Де Ваттель ( 1714-1767)-Швейцарский юрист жил в эпоху просвещения.Европа - полисистема, некотрое целое, в котором все связано с отношениями, разными интересами нации, живущих в этой части света. Не является , как некогда была, беспорядочным награмождением. Считала себя слабозаинтересованной в судьбе других и редко заботилась о том, что не касалось ее непосредтвенно. Послы стали постоянно жить в странах. Все это породило идею "Политического равновесия" - такой порядок вещей, при котором ни одна держава не в состоянии абсолютно преобладать над другими державами и устанавливать законы. Первентивная война законна и справедлива ( опереди события, сделай сам). Идея баланса моря/суши.Практика концепции "образования коалиции". Принцип образования коалиции: надо собрать группу государств, которая в состоянии противостоять лидеру/диктовать свои условия, присоединиться к слабому.
Ф. фон Гелу (1754-1832) Записки о балансе сил в Европе 1806г. Баланс сил позволяет избежать и господства и войны между государствами Европы. Эти идеи легли в основу Венской системы. Принципы:
1) ни один из элементов системы не должен усиливаться настолько, чтобы он стал показывать свое давление на остальных;
2) чтобы избежать конфликтов, способных охватить систему, желательно, чтобы несколько государств смогли объединиться против агрессора;
3) чтобы избежать перманентного конфликта желательно суметь остановить агрессора угрозой;
4) соответствие власти с международным правом.
Идея равновесия сил государства. На человека воздействует не только сила, но и мораль. Основываясь на этом, было создано несколько вариантов власти.
Ф.де Витториа( 1480-1546) Человек - высшее существо. Деление мира на государства искуственно и, следовательно, нормальным и естественным правом является его право на свободное передвижение. Права человека выше прерогативы государства. *Религия этики - проблематика спасения души. Трактует священное писание в соответствии с духом времени - гуманизм. Нет власти не от Бога - подчинение власти является естественным. Границы закона - придумка человечества, не имеет основания Божия. Приоритет выбора за человеком. Государство как неотъемлемость, облегчает выживание. Человеческий род един. "Концепция естественных прав" - то, что дано природой нельзя отнять. То что дано человеком - можно отнять и переделать. Космополитизм - процесс, в результате которого человек противопоставляет себя границам и гос-вам.
Г. Граций(1545-1583) Голландский юрист, автор "о праве войны и мира". Война д.б. вписана в правовое законодательство, и все, что с ней связано, д.б. прописано в документах. Право-как инструмент сдерживания.
И.Кант ( 1724-1804) Трактат к вечному миру - условия, при которых война перестала бы существовать. Природа человека - моральна. Императив - требующее моральное начало. Императив: гипотетический(в основе лежит гипотеза); категорический( требует поступать морально в любом случае, попытка найти путь к мирному пути решения всех проблем). Отношения между государствами должны завершиться состоянием вечного регулируемого мира.
Маркс (XIX) Вырос из социалистической мысли (пролетарии всех стран объединяйтесь (как осознанная сила, чтобы победить буржуазию)) Общество на основе экономики, состоит из базиса (производит. сила, производств. отношения). Общество: доклассовое - рабовладельческое, феодальное, капиталистическое - безклассовое. В центре внимания общества классовая структура. Эксплуататорский класс базируется на базовом средстве производства. Гос-во имеет классовую природу, помогает эксплуатировать. Социализм - переходный этап к безклассовому обществу. Нет классов - нет государства. Развитие способа производства влияют на классовые отношения, которые определяют политику.
Буржуазия. Капитализм. Изменения - связь с мировым хозяйством. Капитализм возникает из торговой деятельности, его основой являеся крупная промышленность, концентрация производства, нужен рынок сбыта, сырье и рабсила. Единая связь в виде мирового рынка, развиваются средства связи, СМИ, транспортные средства. Буржуазия эксплуатирует этот мировой рынок, перестает быть национальной, создает общее космополитическое пространство, становится господствующим классом масштабов всего мира. Пролетариат - класс наемных рабочих. Общество всего мира становится взамосвязанно целым. Проблема вывоза капиталла - буржуазия богатеет, пролетариат - нет.
Международные отношения становятся отношениями эксплуатации по мере развития буржуазии и пролетариата. В политическом отношении МО - классовые, господства и подчинения, революции. Национальный суверенитет и интерес становится вторичным. Интернациональный - международный. Ленин - "империализм как высшая стадия капитализма". Империализм связан с колониальными империями. После политического раздела мира - обострение противоречий, империалистическая война.