Профессионально-личностные качества работника дипломатической службы
Как известно, профессия — это официально указанное занятие, род трудовой деятельности человека, владеющего необходимой системой специальных теоретических знаний, практических навыков и умений, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Носитель профессии имеет четко очерченное поле профессиональной деятельности, которая нормативно устанавливается паспортом должности и должностной инструкцией; специальное образование (наличие документов об окончании соответствующих учебных заведений); продолжительный срок исполнения обязанностей по специальности (стаж работы)[105]. Профессия служит удовлетворению материальных и духовных потребностей индивида и общества.
Энциклопедическое определение профессии дает право утверждать, что объективно существует профессия дипломата и дипломатического работника. Причем понятия эти разные. Они различны в той мере, в какой разнятся между собой:
— дипломатия,как средство осуществления невоенными политическими методами внешней политики государства, как официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних отношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите интересов государства за границей. Отсюда и требования к дипломату — «высокий уровень общей образованности и культуры, широкий политический кругозор, способность оценивать любую проблему с точки зрения национальных интересов»[106];
— дипломатическая служба, как механизм профессионального обеспечения полномочий и плодотворного функционирования внешнеполитического ведомства Российской Федерации, каждой его структуры и соответствующих должностных лиц. Не случайно известный французский дипломат и ученый Франсуа де Кальер представлял дипломатическую службу «как некий механизм, посредством которого осуществляются политические взаимоотношения», а сотрудника дипломатического ведомства «проводником», а не «архитектором политики»[107].
Первое — это политика, которая реализуется соответствующими государственными политическими институтами и должностными лицами, занимающими государственные должности категории «А». Второе — в большей мере административно-управленческая, экспертно-правовая, информационно-аналитическая и иная профессиональная деятельность по непосредственной реализации задач внешнеполитического ведомства и профессиональному обеспечению политико-дипломатического процесса.
В рамках повседневной служебной деятельности дипработники постоянно соприкасаются с политикой, занимаются политикой. Они являются активными участниками международных и межгосударственных отношений, их индивидуальные социально-политические ориентации пронизывают все решения и их поступки. Тем не менее, работников дипломатического аппарата, работников дипломатической службы в полном смысле политиками считать нельзя. Дипломатический работник, скорее, профессионал-менеджер в сферах дипломатии и международных отношений, формирования и регулирования этих отношений. Он до тонкостей должен знать принципы и особенности внешней политики своего государства, быть профессионалом в международных делах, владеть языком страны пребывания, уметь выступать на конференциях и приемах, находить общий язык с артистами, писателями, учеными. Он обязан уметь анализировать информацию, правильно оформить запись беседы.
Его работа — не только участие в межгосударственных переговорах, не только встречи, беседы и приемы, а прежде всего анализ и организаторская работа, поиск информации и ее обобщение, подготовка предложений и осуществление оперативного контроля за своевременным и качественным исполнением намеченного. Решения же на базе этой информации и полученных предложений принимают политики, те, кто занимают государственные должности категории «А».
Работник дипломатической службы — это не свободно мыслящий и выбирающий по своему личному разумению то или иное решение индивида. Он участник конкретного процесса выработки и реализации государственного решения, он исполняет обязанности в рамках действующего закона и внешнеполитической доктрины государства, полученных рекомендаций, действующих правил и инструкций. Причем он действует в рамках системы административного подчинения. Каждый шаг, каждое его действие должны соответствовать нормам международного права и российского законодательства, способствовать формированию наилучших условий для социально-экономического развития страны.
Формирование профессионала в области дипломатии (дипломатическая социализация) происходит в процессе обучения и практической работы, в том числе в период подготовки и переподготовки в системе повышения квалификации. Особенность профессии дипломатического работника заключается в том, что дипломатическая работа является одной из наиболее сложных, подвижных и ответственных областей человеческих отношений, всегда находится в центре общественно-политического внимания. Она интегрирует в себе многие виды человеческой деятельности, является предметом многих специальных наук — истории и экономики, международных отношений и культуры, права и информатики, демографии и социологии, логистики и экологии, страноведения и языкознания. А это означает, что внешнеполитическими делами не могут и не должны заниматься слабо подготовленные работники, дилетанты. Это аксиома. Дипломатическая служба — это дело компетентных и грамотных специалистов, людей с глубокой научной подготовкой, немалым жизненным опытом, готовых достойно и авторитетно представлять интересы России на международной арене.
Вышеуказанные особенности дипломатической профессии не могут не учитываться при подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям. Причем не только в учебных заведениях, но и в системе переподготовки и повышения квалификации кадров, в процессе практической работы на соответствующих государственных должностях.
Эффективная подготовка дипломатических кадров должна заранее планироваться, носить целенаправленный характер.Ее принципами должны быть непрерывность, углубленная профессиональная ориентированность, гибкость, опережающий характер.
Основой определения основных направлений подготовки профессионалов дипломатической службы являются соответствующие государственные стандарты и требования к профессиональным, деловым, социальным и духовно-нравственным качествам работников указанного профиля. В обобщенном виде они могут быть представлены в форме, как иной раз говорят, профессиограммы специалиста дипломатической службы, при составлении которой следует учитывать, что сотрудник дипломатического ведомства выступает одновременно в трех ипостасях: а) как специалист, т.е. носитель определенных знаний, навыков и опыта для выполнения одного или нескольких видов дипломатической деятельности; б) как органический элемент, с одной стороны, системы федеральной государственной службы Российской Федерации, а, с другой стороны, ее подсистемы — дипломатической службы; в) как личность, т.е. социально, политически и нравственно подготовленный индивид для выполнения определенного вида и объема работ в системе внешнеполитического ведомства страны. Более того, каждый дипломатический работник, независимо от места его службы (столица своей страны, зарубежная структура или субъект Российской Федерации), времени (служебного или нерабочего), характера деятельности (официальное выступление, протокольный прием, дипломатическая беседа или спортивное мероприятие), в глазах окружающих не перестает оставаться ответственным работником внешнеполитического ведомства, представителем государства.
Потому столь важны не только его профессионально-деловые, но и гражданские, мировоззренческие, моральные качества. К их числу в первую очередь относят такие качества, как:
1) глубокое понимание целей, задач и особенностей внешнеполитического курса России,высокий уровень политической и гражданской убежденности в отстаивании национальных интересов своей страны;
2) способность к стратегическому видениюразвития событий, умение предвидеть последствия предпринимаемых действий, точно прогнозировать тенденцию развития ситуации, предупреждать ее изменение в нежелательном направлении;
3)умение грамотно, доходчиво и убедительно выражать мысли как в письменной, так и в устной форме,способность к выработке компетентных рекомендаций по вопросам, входящим в круг служебных обязанностей;
4) знание современных информационных технологий,умение использовать их в повседневной работе, уверенное владение основными инструментальными средствами текстообработки, поиска и передачи информации (MS Word, Excel, Internet, E-mail и т.д.) и использование возможностей локальных вычислительных сетей (ЛВС) департаментов, загранучреждений и общекорпоративной сети МИД;
5) проницательность,умение в условиях нарастающего информационного потока увидеть главное и определяющее, способность критически оценивать полученные сведения, выявлять скрытую связь событий и фактов и на этой основе делать правильные выводы и формулировать конструктивные предложения;
6) стрессоустойчивость,умение работать в экстремальных условиях, не теряя самообладания. Способность одновременно выполнять множество функций в условиях быстрой смены ситуации, обилия заданий и дефицита времени на их реализацию;
7) способность определять приоритеты,быть целеустремленным, работать творчески и без излишних эмоций при подготовке информационно-аналитических материалов;
8) организованность,умение сосредоточиться и рационально использовать отведенное время, чтобы оперативно и качественно выполнять порученные задания.
9) ответственность,умение объективно анализировать проблемы и самостоятельно, часто под свою личную ответственность принимать решения. Это качество особенно ценно в критических, неординарных ситуациях.
К моменту поступления на дипломатическую службу работник должен в той или иной мере обладать вышеперечисленными качествами в результате школьного и вузовского образования, определенной общественно-политической активности в молодежной среде. Хотя понятно, что по настоящему их можно воспитать лишь в процессе практического прохождения самой дипломатической службы.
Мы перечислили качества общего характера. Что же касается специфических качеств, то работник дипломатической службы должен обладать:
- высоким общеобразовательным и культурным уровнем,быть в курсе основных событий, происходящих в мире, своей стране, в стране и регионе пребывания;
- умением устанавливать и поддерживать доверительные деловые отношения с окружающими.Важна в этой связи не только коммуникабельность, но и умение аргументированно и последовательно отстаивать свои убеждения и позиции. Это качество особенно ценно при работе за рубежом, когда необходимо конструктивно доказывать иностранному партнеру, будь то за столом переговоров или во время неформальных контактов, обоснованность нашей линии по тому или иному вопросу. Без этого работа вряд ли будет достаточно эффективной;
- практически совершенным знанием иностранных языков.Нередко именно языковый барьер становится первым (но, увы, не всегда преодолимым) препятствием в налаживании плодотворных контактов с иностранными коллегами. Цель языковой подготовки: умение свободно и убедительно формулировать мысли и доводить их до собеседника, овладеть его вниманием, даже если он настороженно или враждебно настроен;
- опытом протокольной работыи хорошими знаниями особенностей протокольной практики страны пребывания;
- умением водить автомобиль.Причем, и это следует подчеркнуть особо, имеется в виду именно умение, а не только наличие водительских прав и свидетельства о соответствующем количестве основных и дополнительных учебных часов, проведенных в автошколе.
Наконец, следует отметить еще одно качество: дипломатическая служба предполагает способность выдерживать длительные физические и психологические нагрузки. Для этого мало обладать желанием трудиться в интенсивном режиме, необходимо еще иметь хорошую память, крепкое здоровье, физическую выносливость.Это важно и с другой точки зрения. Спортивная площадка, будь то теннисный корт, плавательный бассейн, горнолыжный склон или футбольное поле — едва ли не самое идеальное место для неформальных контактов, без которых дипломатическая служба теряет существенную долю своей всесторонности и объективности.
Следует признать, что приведенный набор профессиональных качеств в известной мере условен, а образ обладающего ими работника дипломатической службы — идеален. В Министерстве иностранных дел работают живые люди, разные и не похожие друг на друга. Среди них немало ярких, незаурядных личностей, но большинство все-таки — обычные, хорошо подготовленные в профессиональном отношении специалисты.
Каждого из них касаются требования и рекомендации Президента Российской Федерации, изложенные с Указе «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12 августа 2002 г. № 885, нацеленные на обеспечение надлежащих условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей. Президент исходит из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности государственных служащих.Поэтому каждый из них должен осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа; не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей; соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; проявлять терпимость и уважение к народным обычаям и традициям. Государственный служащий, какую бы должность он не занимал, должен избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа; воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это входит в его должностные (служебные) обязанности; соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации; уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации, оказывать им в установленном порядке содействие в получении достоверной информации.