Революции” на Арабском Востоке конца 2010-2012 годов

Причины “арабской весны'’, развитие кризиса в арабских странах, роль США, НАТО и Лиги арабских государств, итоги "арабской весны”по состоянию на 2012 г.

Арабский мир простирается от Атлантики, на западе и до границ Ирака с Ираном на востоке. Он включает 20 государств, расположенных на 10 % территории земного шара, с 6 % насе­ления Земли. В недрах арабского мира находится 60 % разве­данных мировых запасов нефти и 31 % запасов газа. Притом углеводородное сырье этого мира сконцентрировано компактно в 12 нефтегазовых бассейнах.

Вторым не мснес важным стратегическим сырьем этого ми­ра является пресная вода. В арабских странах Северной Африки богатейшие запасы подземных пресных вод расположены в Ли­вии. Во время правления Муамара Каддафи был реализован масштабный проект по добыче этих вод и их транспортировке по искусственным подземным водоводам в нуждающиеся в воде регионы счраны. Вторым по объемам запасов пресной воды явля­ется Египет. В Ближневосточном регионе лишь Сирия и Ирак рас-

полагают существенными запасами воды. Вся Аравия получает необходимую технологическую воду с 45 действующих опресни­тельных заводов, 25 из которых расположены в Саудовской Ара­вии. Питьевая вода закупается и ввозится в Аравию извне.

“Тектонические” сдвиги, начавшиеся в арабском мире на рубеже 2010 - 2012 гг., переросшие в Ливии и Сирии в фазу гражданской войны и вызвавшие вмешательство внешних сил, ставят в повестку дня науки поиск ответов, но меньшей мерс, на следующие вопросы:

- каковы причины мощных выступлений народных масс против режимов, которые до этого казались устойчивыми?

- являются ли выступления народных масс в разных стра­нах однопорядковыми явлениями?

- к каким политических последствиям привело падение авторитарных режимов, державших в узде гетерогенное гражданское общество?

какими будут политические и экономические последст­вия происходящих перемен?

Поиск ответов на поставленные вопросы - чрезвычайно акту­альная задача как с научной, так и с практической точки зрения.

Изучение причин взрыва ситуации в арабском мире требует тщательного анализа демографической, экономической, соци­ально-политической и конфессиональной ситуации. Притом в каждой отдельно взятой стране, в которой происходят народные волнения, вышеперечисленные факторы будут ранжированы по- своему. В одних на первое место выходят факторы экономиче­ского порядка, в других - религиозного, в третьих - социально- политического, и во всех мы вынуждены учитывать структуру населения, долю в его составе отдельных конфессий, молодого поколения, его политическую ориентацию. Так, например, ана­лиз этих факторов в Алжире, с которого начался взрыв народно­го негодования, показывает, что конфликт между обществом и властью начался еще в 80-х гг. XX в. Уже тогда, в результате стремительного роста численности населения, темпы поступле­ния на рынок труда молодых людей, в том числе и с универси­тетскими дипломами, стали превышать темпы создания новых рабочих мост. Разрешить это противоречие при демографиче- .122ском взрыве даже при высоких темпах индустриализации не­возможно, так как, в отличие от индустриализации начала XX в., требовавшей значительного количества рабочих рук, индуст­риализация конца XX - начала XXI вв. основана па иных, в том числе безлюдных, технологиях. Не будучи востребованным рынком труда, молодое поколение ищет решение своих соци­альных проблем на путях политической борьбы, в том числе обращаясь к фундаментальным ценностям ислама, среди кото­рых самыми востребованными оказались призывы к социальной справедливости, моральности и ответственности власти перед обществом, право уммы - общины мусульман менять власть в случае ее аморальности. Уже в 80 - 90-х гг, XX в, в Алжире ис­ламские фундаменталисты, используя механизмы демократии, получили возможность взять государственную власть в свои руки, но были остановлены армией. С тех пор светская власть вела необъявленную войну с исламским радикализмом. В де­кабре 2010 г., используя Интернет как средство политической мобильности, исламские радикалы предприняли очередное на­ступление на власть, в связи с начавшимся продовольственным кризисом. Президент Алжира Абд аль-Азиз Бутефлика сумел удержать ситуацию под контролем, в том числе благодаря мо­ральной поддержке Запада, прежде всего Франции, где он до возвращения в Алжир проживал в эмиграции.

По-иному развивалась ситуация в Тунисе, где вмешательст­во армии в жизнь общества не столь существенно, как в Алжи­ре, и где влияние исламских фундаменталистов на общество го­раздо ниже. Начавшийся в 2008 г. мировой финансовый кризис, переросший в затяжную рецессию, в продовольственный кри­зис, весьма болезненно ударил но интересам прежде всего го­родского населения, в том числе средних слоев, терявших свой прежний социальный статус. Обострилась безработица, особен­но среди выпускников вузов. Сигналом к началу крупных вы­ступлений стало самосожжение 17 декабря 2010 г. выпускника юрфака города Сиди Бу Зида, который вынужден был работать уличным торговцем. Важную роль в запуске переворота в Туни­се сыграли секретные материалы с характеристиками правящей верхушки, выложенные на сайте WikiLeaks. Президент Зин аль-

Абиддин бен Али, представитель семейного клана 'Граб елей, 38 лет правивший Тунисом до кризиса, его правительство стали в глазах населения средоточием зла, ответственными за ухудше­ние положения пострадавших от кризиса и подверглись мощно­му' давлению улицы, начиная с 18 декабря 2010 г. Не получив поддержки армии, они вынуждены были уйти в отставку и бе­жать из страны. Позже, в 2012 г, бен Али был заочно пригово­рен к пожизненному заключению. Они ушли, но проблемы ос­тались, и вряд ли они будут решены в ближайшее время испол­няющим обязанности президента Монсефом Марзуки.

Основной проблемой восьмидесятимиллиониого Египта бы­ла бедность подавляющего большинства населения страны, ску­ченного на 5,5 % ее территории - в долине Нила. Хосни Муба- рак, занявший пост президента после убийства в октябре 1981 г. его предшественника Анвара Садата, безусловно, войдет в исто­рию как один из самых сильных государственных деятелей араб­ского мира. Десятки лет он держал в узде вну тренне расколотое египетское общество, боролся с исламскими радикалами и пы­тался расселить долину Нила путем создания вдоль нее городов- спутников. Он привлекал иностранный капитал и вывел в пре­дыдущее десятилетие Египет в группу динамично развивавших­ся стран мира. Его геополитические хитросплетения позволили Египту стать вторым после Израиля получателем помощи США. Как и в предыдущее время, он легко прошел последние прези­дентские выборы 2005 г., казалось, ничто не мешало ему пере­дать власть своему сыну, которого он последние десять лет го­товил к роли преемника. Однако кризис и резкий рост цен на продовольствие вывели на улицы почти двадцатимиллионного Каира, других городов миллионы полуголодных людей, и еги­петская армия, до этого сохранявшая верность X. Мубараку, бывшему начальнику Генерального Штаба, заняла позицию ней­тралитета, что обрекло X. Мубарака на отставку. После отставки X. Мубарака генералы во главе с министром обороны маршалом Тантауи создали военный совет, взявший власть в свои руки. Весной 2012 г. военная хунта провела парламентские выборы, в ходе которых победу одержала ассоциация “Братьев мусульман ’ и ее политическое крыло салафитская Партия свободы (“Ан- 124

Hyp”). Однако хунта разогнала свободно избранный парламент под предлогом, что большинство депутатов, избранных по од­номандатным округам, в нарушение закона о выборах, имели партийную принадлежность. В мае - июне 2012 г. в Египте со­стоялись президентские выборы, в ходе которых более 51 % го­лосов получил Мухаммад Мурси, представитель вес той же пар­тии “Братьев мусульман”, ставленник ее лидера шейха Юсуфа Кардауи, скрывавшегося в Катаре. Таким образом, в Египте де­мократические механизмы привели к власти исламистов, кото­рые пытаются отменить запрет на деятельность избранного пар­ламента, вернуть армию в казармы, ограничить ее возможности вмешиваться в дела государства, как это сделали находящиеся у власти исламисты Турции. Разумеется, никакая новая власть не остановит роста цен, не отменит мировой продовольственный кри­зис, а стало быть, ситуация в Египте будет оставаться сложной до­статочно долго, А приход к власти исламистов может иметь не­предсказуемые политические последствия.

Беспорядки в соседних странах взорвали ситуацию в Ливии, где, в отличие от соседних арабских стран, при безработице 20 % ощущался острый дефицит рабочей силы в 2,5 млн. человек, ко­торую Ливия ввозила из-за рубежа, в том числе из Китая. Граж­дане Джамахирии были относительно обеспечены, однако в приморских городах Восточной провинции, богатой нефтью, ситуация была иной. Здесь нарастала численность незанятой молодежи, которая не желала покидать приморскую зону Бенга­зи и Тобрука с мягким климатом и переезжать на нефтепромыс­лы пустынной зоны. В этом регионе на рубеже XX - XXI вв. выросла прослойка этнических и культурных маргиналов, по­томков тех, кто родился в середине XX в, от смешанных браков и внебрачных связей с итальянцами, англичанами, американца­ми, личным составом немецкого корпуса “Африка”, тех, для ко­го пуританская мораль тариката ссннуситов, вокруг которого в

XX в. и сложилось королевство Ливия, была чужда и даже вра­ждебна. Этот слой ливийского общества паразитировал, жил на социальном пособии в 700 долларов в месяц, выплачиваемом государством. При низких ценах на потребительские товары и прежде всего на продовольствие, бесплатном образовании, в том числе зарубежном, бесплатной хорошей медицине и мощной социальной поддержке семьи эта часть населения ливийских городов утратила мотивацию к материальному производству. Мировой продовольственный кризис, безусловно, ухудшил их положение, а власти не сумели вовремя отреагировать на него компенсационными мерами.

Муамару Каддафи, после его прихода к власти в 1969 г., досталось в наследство от короля Идриса I сугубо племенное общество, в котором узко племенной эгоизм сдерживался не консенсусом, а сильной властью вождя. За 51 год его правления племенная структура населения Ливии не претерпела сущест­венных изменений. Муамар происходил из немногочисленного племени каддафа, обретавшегося на Западе Ливии. Сильными племенами этого региона страны являются варфалла и магарха, которые, наряду с каддафа, составили основу госаппарата, ар­мии и спецслужб режима Каддафи. В Киренаикс, в треугольнике Бенгази - • Дерна - Тобрук проживает племя хараби, составляю­щее основу тариката сеннуситов, После военного переворота 1969 г. его племенная верхушка находилась в оппозиции режи­му М. Каддафи, считала себя обделённой чинами и вниманием власти, пыталась восставать, но была жёстко подавлена и бежа­ла в Европу. Представитель именно этого племени Мустафа Абд-аль-Джалил возглавил оппозицию режиму М. Каддафи, ко­торая 19 февраля 2011 г. подняла мятеж в городах Дерна и Аль- Байда. Власть оказалась неготовой на адекватный ответ, так как ещё в 1990 г. М. Каддафи распустил армию, полицию и госбезо­пасность и вместо них сформировал добровольную Джамахи- рийскую гвардию, которая не смогла подавить мятеж в его заро­дыше. Не встретив отпора, оппозиция перешла в наступление, захватив почти неохраняемые арсеналы с оружием. Ситуацией решили воспользоваться традиционные получатели ливийской нефти, решившие, на наш взгляд, повторить успех США в Ираке и поставить под свой контроль нефтяные поля Ливии.

Блок НАТО взял на себя бремя проведения против режима М. Каддафи дистантной "войны высоких технологий”, а на внутреннюю оппозицию возлагалась задача “зачистки”, прове­дения наземной операции. Однако оппозиция оказалась разроз-

126 ценной, не способной противостоять обученным формировани­ям гвардии, и блок Н АТО вынужден был взять на себя не только руководство наземной операцией, но и подключить к ее прове­дению спецподразделения Англии и США. В ходе ее проведе­ния М. Каддафи был ранен, попал в руки восставших и после глумления над ним был убит. К власти пришел Переходный на­циональный совет во главе с М. А. Джалилом, который оказался не в состоянии предотвратить распад страны на анклавы. Так, например, 7 марта 2012 г. шейхи племен Киренаики (от г. Сирта до границы с Египтом) объявили полуавтономию этого региона.

7 июля 2012 г. в Ливии состоялись парламентские выборы, накануне которых сформировались два политических блока - Альянс национальных сил, объединивший около шестидесяти группировок, выступающих за светский путь развития Ливии, и Партия справедливости и строительства — легальное крыло “Братьев мусульман”. Победу одержал Альянс, лидер которого Махмуд Джибрил возглавлял правительство Ливии после паде­ния режима М. Каддафи. На него делает ставку Запад и США, к транснациональным компаниям которых перешли нефтяные по­ля Ливии.

Беспорядки в нефтедобывающих монархиях, таких как Бах­рейн, Саудовская Аравия, носили совершенно иной, в большей мере религиозный, характер. Здесь водораздел пролегает между ваххабитами в Саудовской Аравии и суннитами в Бахрейне, с одной стороны, и шиитами, с другой. Шииты мыслят себя дис­криминированными и действительно являются таковыми, с по­литической и экономической точки зрения. Они находятся под влиянием аятолл Ирана, особенно ираноязычные шииты Бах­рейна, и пытаются добиться равноправия с титульной конфесси­ей суннитов Бахрейна. Сохранением стабильности Бахрейна крайне озабочены США, пятый флот которых базируется в пор­тах этого архипелага. Не менее обеспокоен и дом Саудитов, опасающийся негативного влияния шиитов Бахрейна на шиитов Саудовской Аравии. Противостояние оппозиции шиитов создает почву для солидарности дома Саудитов, короля Абдаллы Абд аль-Азиза с домом Сальманов, правящим эмиром Исой ибн- Сальманом аль-Халифой. Саудовская Аравия, подавившая вы-

ступленис своих шиитов, перебросила части Королевской гвар­дии в Бахрейн и помогла дому Сальманов подавить выступле­ния шиитского меньшинства.

В Йемене к традиционному’ конфликту племен Юга с севе­рянами добавились разрастание нищеты и рост численности мо­лодого поколения в структуре населения. Замыкая группу 38 бедных стран мира, Йемен не в состоянии решить проблему бедности. Али Абдалла Салех, занимающий пост президента страны более 38 лет, был не лучше, но и не хуже других дикта­торов Востока. Уязвимым его сделал продовольственный кри­зис, с которым навряд ли справятся его преемники, слишком уж велика численность беднейших слоев и молодых людей (более 45 %), не имеющих ни образования, ни источников доходов, но обзаводящихся семьями и детьми. Йемен и до кризиса относил­ся к числу “падающих’' государств, поэтому возмущение народа являлось ожидаемым, закономерным явлением. Али Салех упор­но цеплялся за власть, но после покушения, в ходе которого был тяжело ранен, он вынужден был бежать в Саудовскую Аравию. Саудиды сумели договориться с шейхами восставших племен о гарантии безопасности Али Салеха и его семьи в случае его со­гласия уйти в отставку. 21 февраля 2012 г. новым президентом Йемена избран Абдураб Мансур Хади. Али Салех после выбо­ров вернулся в Йемен как почетный президент.

Опасными и непредсказуемыми по своим политическим по­следствиям являются оппозиционные выступления в Сирии. Здесь с 1970 г. власть находится в руках семейного клана аль-Асадов, представителя конфессии алавитов - религиозных маргиналов, к которым в недалеком прошлом религиозное большинство -• сун­ниты - относились с уничижительным презрением. Политиче­ской организацией, на которую формально опирается режим, является Партия арабского социалистического возрождения, или партия Баас (возрождение). В 2000 г. после смерти Хафиза аль- А сада, в прошлом генерала авиации, власть в Сирии перешла к его сыну Башару Асаду - врачу-офтальмологу, длительное вре­мя жившему и работавшему в Англии. Б. Асад не имеет автори­тета среди военной элиты Сирии, он не обладает искусством изощрённого политика и харизмой отца. Беспорядки в Сирии

128 начались 15 марта 2011 г., а 25 марта пролилась первая кровь. Несмотря на то, что уже 23 марта Б. Асад распустил правительст­во, а 20 апреля отменил режим чрезвычайного положения, дейст­вовавшего в Сирии 48 лет, пообещал реформы, а 28 февраля про­вел референдум по новой конституции, затем 7 мая 2012 г. - пар­ламентские выборы на многопартийной основе, оппозиция ши­рилась, столкновения с органами правопорядка и армией часто заканчивались жертвами с обеих сторон.

Осенью 2011 г. начался процесс структуризации оппозиции, которая так и не смогла объединиться. Она оказалась разроз­ненной, представленной как исламскими радикалами, так и светскими группировками.

Исламская оппозиция представлена прежде всего сирийской “Ассоциацией братьев мусульман”, во главе которой стоит Рияд Шакфа. “Братья” ещё в 80 гг. XX в. пытались с оружием в руках выступить против X. алъ~Асада, но были разгромлены, К началу XXI в, организация возродилась, её опорным центром в Сирии является г. Хама, где она пользуется поддержкой значительной части населения города. Исламской позиционирует себя и орга­низация “Шахиба”, более отвечающая определению вооружён­ной банды, использующей террор против мирного населения для обвинения в этом властей. Имеется также ряд других мел­ких исламских групп боевиков, вербуемых на деньги нефтедо­бывающих монархий Аравии и перебрасываемых в Сирию.

Светская оппозиция разрознена и включает в себя несколько организаций, вожди которых пытаются монополизировать право представлять оппозицию перед внешним миром. Они разнятся также методами борьбы, используемыми против режима Б. Асада.

Сторонников вооружённой борьбы возглавляет дезиртиро- вавший из сирийской армии полковник Рияд аль-Асад, полу­чивший убежище в Турции и сё помощь. Он создал “Свободную армию Сирии”, в которой, по его заявлению, насчитывается от 10 до 30 тыс. человек. 13 января 2012 г. к нему присоединился бригадный генерал Мустафа Ахмед аш-Шейх, бывший шеф раз­ведки северного округа Сирии. Мелкие подразделения, засы­лаемые Риядом аль-Асадом на территорию Сирии, нападают на штаб-квартиры партии Баас, военные и полицейские посты, уби-

ров, потому что априори предсказуемо его поражение. Он обре­чен на политическое маневрирование. Вопрос лишь в том: сколько долго он сможет продержаться? Являясь внутренне рас­колотой на этносы и конфессии, к случае перерастания кон­фликта в полномасштабную гражданскую войну, Сирия рискует распасться по конфессиональному признаку на мозаику из ала- витов, друзов, мусульман и христиан, или по этническому - на курдистаи, арабистан и так далее.

Правящий дом Хашимитов Иордании всегда был “приш­лым”, “чужим” для местных арабов, насельников земель быв­шей южной Сирии и Палестины, из которых в 1922 г. У. Чер­чилль, бывший в это время министром по делам колоний Вели­кобритании, выкроил Трансиорданию. Много десятилетий он держался на поддержке Англии и США, пытаясь одновременно сформулировать идентичность иорданцев, как некоей инаковой, отличной от палестинских арабов общности. Король Абдалла II отлично понимает свою уязвимость и одновременно нужность стабильной Иордании для Запада и Израиля как альтернативы Палестинской автономии. Он маневрирует перед палестинской оппозицией и не может, как его отец в 70-е гг. XX в., остановить ее силой оружия: время не то и ситуация не позволяет. В то же время оппозиция, представленная бывшими палестинскими му- хаджирами-переселенцами, впервые, на наш взгляд, получила шанс создать власть из своей политической элиты. Другое дело, позволят ли произвести такую рокировку США и Израиль?

Даже беглый обзор выступлений народных масс в арабском мире позволяет сделать вывод о различии причин, детониро­вавших недовольство народа и кризис власти в арабских странах Северной Африки и Ближнего Востока. В одних странах (Тунис, Сирия, Египет) население выступило против авторитарной вла­сти, державшей его в повиновении при помощи законов о чрез­вычайном положении, действовавших в течение десятков лет. В других (Ливия, Йемен) протест был детонирован прорвавшимся наружу узкоплсменным эгоизмом родоплеменной верхушки, воспользовавшейся традиционным недовольством властью оп­ределённой части населения. В третьих (Бахрейн, Саудовская Аравия) в основе лежит конфессиональный конфликт между 132суннитами и околосуннитскими ересями, с одной стороны, и шиитами, с другой. В этих странах конфликт не разрешён, он придавлен военной силой, но в случае ослабления режимов мо­жет быть вновь инициирован, в том числе и внешним толчком. В то же время в большинстве этих государств пусковой меха­низм, детонатор, был активизирован продовольственным кризи­сом, резко ухудшившим положение миллионов людей. Таким об­разом, движущие силы акций протеста и содержание их требова­ний позволяют говорить о разнопорядковое™ этих событий.

Падение авторитарных режимов в арабском мире вовсе не гарантирует наступление эры демократии, для этого нет предпо­сылок, даже в Алжире, Тунисе и Сирии. Кроме того, демокра­тия, как известно, не имеет содержательно однозначной цели. Это политическая форма выражения воли народа. А наполнять­ся эта форма может любой силой, в том числе исламскими ради­калами разных течений, что уже продемонстрировали парла­ментские выборы в Египте. На наш взгляд, успехом является отмена военного положения в Тунисе, Египте и Сирии, возмож­ность формирования представительных органов власти в Ливии, укрепление этих органов в Йемене. Ожидание политических перемен в аравийских нефтедобывающих монархиях, на наш взгляд, преждевременно. Скорее всего, арабский мир вступает в тревожный период перегруппировки сил и перераспределения власти между отдельными этносами, конфессиями, племенами и кланами. Геополитические последствия этого процесса предска­зать невозможно. США, обремененные включенностью в кон­фликты в Ираке и Афганистане, озабоченные непредсказуемо­стью развития ситуации в Пакистане, обладающим ядерным по­тенциалом, ослабленные финансовым кризисом, не стали на­прямую вмешиваться, предпочитая дирижировать “арабскими революциями” дистантно, то выдвигая на передний план своих союзников по НАТО, как это было в Ливии, то перепоручая роль “смотрящего” Саудовской Аравии, как это было с Бахрей­ном и Йеменом, то выдвигая на первый план ЛАГ, как это имеет место быть с Сирией. Немаловажное значение имеет информа­ционное обеспечение США “арабских революций”, которое от­вечает понятию “психологической войны” против правящих ре­жимов. Похоже. США полагают, что детонируемый ими поли­тический хаос будет ими же управляем, в том числе и в случае прихода к власти исламских радикалов.

Современная Россия не в состоянии влиять на арабский мир и на те процессы, которые в нем происходят. Она может лишь по­ступаться или не посту паться принципами, руководствуясь задачей минимизации ущерба для себя. К сожалению, ее позиция в СБ ООН в отношении Ливии не обеспечила ей минимизации ущерба: она поступилась принципами и осталась ни с чем. Исправив свою “ошибку” в случае с Сирией, Россия стремится не допустить раз­вития ситуации в этой стране по ливийскому сценарию.

Экономические последствия краткосрочной перспективы уже определились - они связаны с разделом нефтяных полей Ливии между компаниями Франции, Англии и Италии. На отда­ленные последствия будет влиять совокупность внутренних и внешних факторов, в том числе не проявившихся в наши дни.

Развитие событий в арабском мире в 2011-2012 гг. не остав­ляет надежды ни на соблюдение элементарных норм междуна­родного права, ни на следование провозглашаемым идеалам гу­манизма. Правила поведения на международной арене больше не действуют, а лицемерие возведено в ранг государственной политики сильнейшего.

Кон троя ьпы с вопросы:

1. Причины “арабской весны” в Алжире и Тунисе.

2. Протестпые движения в Ливии.

3. Режим Хосни Мубарака в Египте.

4. Военная операция Запада и НАТО против Ливии.

5. Выступления против власти в Саудовской Аравии и Бахрейне.

6. Итоги свержения режима Хосни Мубарака в Египте.

7. Дестабилизация политической ситуации в Сирии.

8. Харак теристика оппозиции режиму Башара Асада.

9. ЛАГ как инструмент политики США.

10. Расстановка политических сил в Иордании.

1 1. Первые итоги “арабской весны”

12. Роль и место Запада в детонировании хаоса в арабском мире.

Наши рекомендации