Мировая политика и мировой политический процесс
В политической жизни постоянно происходят какие-то изменения, движение, развитие, имеющие определенную направленность, что в совокупности вкладывается в понятие политического процесса.
Терминологически процесс (от лат. processus – продвижение) можно рассматривать как последовательную смену явлений, состояний в развитии чего-нибудь и как совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Для характеристики политических процессов приемлемы оба значения: та как с одной стороны – это и последовательная смена состояний определенной политической действительности, а с другой – любое изменение в политическом состоянии – это результат совокупности последовательных действий социальных и политических субъектов.
Следовательно, политический процесс можно определить как «последовательную смену состояния социально-политической действительности, в первую очередь политической системы общества, происходящую в результате совокупной деятельности социально-политических субъектов (политических сил), направленной на завоевание, удержание и использование политической власти, на обеспечение конституирования, функционирования или изменения политической системы, на воспроизводство или изменение существующей совокупности общественных отношений».[11] Поскольку в мировом политическом процессе основными субъектами являются государства, народы, общественные силы, движения и организации, то можно считать, что мировой политический процесс – это последовательная смена состояния в международных отношениях, происходящая в результате целенаправленной совокупной деятельности субъектов международной политики по завоеванию, утверждению и использованию соответствующего места в этих отношениях и влиянию на них.
Наиболее зримо мировой политический процесс проявляется в международных отношениях, которые по своей сущности представляют системную совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей между основными субъектами мирового сообщества.
Безусловно, ведущая роль в современных международных отношениях принадлежит политике, хотя в последние годы наметилось некоторое смещение их центра в сторону экономики. Однако это смещение очень неустойчивое и при малейшей угрозе верх берут политические интересы (поддержка НАТО сепаратистов в Косово, эмбарго на иракскую нефть, экономическая блокада Кубы, военное устранение режима талибов в Афганистане и т.д.). Приоритетность политики в международных отношениях обусловлена тем, во-первых, что она тесно переплетена с экономическими интересами и является средством их удовлетворения (к примеру, политика «холодной войны» позволила постоянно поддерживать гонку вооружений и получать на этом многомиллиардные прибыли). Во-вторых, политические отношения обладают наиболее мощными рычагами влияния на политические процессы и управления ими. Это – деятельность ООН и контроль над международными финансовыми организациями, внешнеполитическая деятельность государств и общественных организаций и объединений. В-третьих, международные политические отношения имеют четко выраженную тенденцию к глобализации, что выдвигает целый ряд новых политических проблем и требует новых подходов и решений. В-четвертых, именно международные политические отношения оказывают определяющее влияние на формирование международного и мирового порядка.
Основой возникновения международных отношений были, прежде всего, политические и экономические интересы государств. Эти интересы (расширение границ государства и завоевание жизненного пространства, объединение государств или заключение договоров между ними с целью обеспечения безопасности и укрепления военного могущества, обогащение государственной казны и пополнение армии, приобретение дешевой рабочей силы и т.п.) определяли еще с древности формы и методы международной деятельности. В ней, наряду с утверждением силой господства и подчинения, постепенно вырабатывались, первоначально между равными державами, уважительные формы общения и правила поведения в международных отношениях, власть чужого государства персонифицировалась в конкретных лицах - дипломатах.
Международные отношения, международная политика сводилась к взаимодействию государств, ибо иных субъектов международной политики не существовало. В этих условиях державы стремились оказывать влияние друг на друга через межгосударственные связи, предлагая союзничество или покровительство; стравливали народы по принципу "разделяй и властвуй", манипулировали скрытыми средствами (подкуп, шантаж, шпионаж) и т.п. На слабые народы воздействовали через миссионеров – распространителей своего языка, культуры, религии посредством насаждения форм государственного правления и др.
Так постепенно международные отношения формируются в определенную систему, основным субъектом которой является государство. В современных условиях такими субъектами кроме суверенных государств выступают их коалиции, союзы, блоки, надгосударственные образования (ООН и ее институты, в Европе - Совет Европы, Европарламент, Европейский союз и др.), народы, борющиеся за свое государственное самоопределение.
Все эти субъекты участвуют в особых видах деятельности, направленных на выработку и реализацию международного права, обеспечение суверенитета национальных государств в международных отношениях, осуществление согласованных политических акций по отношению к отдельным государствам (эмбарго, политическая изоляция, вооруженное воздействие и т.п.), мероприятий и акций, имеющих всемирное значение (всеобщая безопасность, охрана окружающей среды, преодоление отсталости и нищеты, помощь в случае природных катастроф и т.п.). Все это вместе взятое можно объединить понятием мировая политика.
Таким образом, мировую политику можно определить как совокупную политическую деятельность субъектов международного права – государств, ООН и других общепризнанных и законных органов и учреждений мирового сообщества – по обеспечению всеобщей безопасности, охране окружающей среды, проведению военных и миротворческих акций, развитию науки и решению других глобальных проблем, имеющих значение для мирового сообщества.
К основным проблемам современности, которые включаются в сферу мировой политики, относятся сохранение мира, преодоление экономической отсталости многих освободившихся стран, борьба с голодом, решение вопросов здравоохранения и образования, защита духовной среды обитания человечества, экология, энергетическое обеспечение, демографические процессы и др. По мере развития мировой цивилизации такие проблемы будут возрастать.
Таким образом, можно утверждать, что усиление роли мировой политики в обеспечении прогресса человечества, сохранения окружающей среды и самой жизни на земле стало объективной закономерностью развития нашей цивилизации.
Одной из наиболее древних форм мировой политики по удовлетворению интересов одних государств за счет других была и, к сожалению, еще остается война – организованная вооруженная борьба между государствами, классами, нациями, направленная на захват или подчинение территорий и народов, освобождение от зависимости или защиту независимости.
Из 56 веков земной цивилизации, известных на сегодня человечеству, менее трех веков – 294 г. можно считать мирными. За этот период произошло почти 14,5 тыс. войн, в которых погибло более 4 млрд. человек. В летописи Киевской Руси "Повесть временных лет" за 265 лет только один год описан как мирный. Примечательно, что каждый властитель, начиная войну, добивался установления мира, но на своих условиях. Так был установлен мир по-римски Пакс Романе, – когда Рим установил контроль над всем Средиземноморьем и Западной Европой. По аналогии XIX век на Западе именуется как Пакс Британика, т.к. Англия играла роль главного "балансира" в Европе.
Еще с древних времен предпринимаются попытки оправдать войны, назвать их справедливыми. Цицерон называет таковыми войны, которые велись либо для отмщения за причиненное зло, либо для изгнания вторгнувшегося врага. Макиавелли подчеркивал, что та война справедливая, которая необходима, и то оружие священно, на которое единственная надежда. Другими словами, так можно оправдать любую войну, ибо необходимость ее можно доказать элементарно, так же, как и "священность" применения оружия массового уничтожения. В международно-политической теории и практике нашли развитие идеи Н.Макиавелли о "создании врагов", победа над которыми гарантирована; идеи Т. Гоббса (утверждение состояния "войны всех против всех") составили философскую, правовую и морально-этическую основу концепции "баланса сил".
С развитием капитализма, растущей интернационализацией экономических связей мировая политика приобретает глобальный характер. В настоящее время весь мир оказался расчленен на зоны политического влияния тех или иных группировок, блоков, государств, а борьба за передел этого влияния приобретает порой остроконфликтный, с применением силы характер. Эти политические процессы особо оживились после распада мировой социалистической системы и развала СССР. Основными направлениями этой борьбы являются стремление США расширить влияние на Восток, вовлечение в программы НАТО и втягивание в сам блок центрально- и восточноевропейских государств; объявление «сферой жизненных интересов США» территорий даже бывшего СССР и нынешней Российской Федерации (Кавказ в целом и Чечня, в частности); использование НАТО территорий бывших социалистических стран Албании, Венгрии, Болгарии, Югославии (Македония) для организации бомбардировок Югославии в Косовской войне (весна, 1999 г.) В этом же ряду стоят практически все ближневосточные, африканские военные конфликты 60-х–90-х годов прошлого столетия и начало нынешнего. Думается, их перечень еще будет продолжен.
И все же доминирующим политическим процессом в 80 – 90-е г.г. было стремление к укреплению международной безопасности, устранению феномена войны из жизни человечества. Главную роль здесь играют ООН, Совет Европы, отдельные великие государства.
Особенно активно эти процессы проходили в последние десятилетия существования СССР: в 1968 г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия, который к 1991 г. подписали 141 государство; в 1975 г. – Европейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки, положившее начало сворачиванию «холодной войны»; следующие за этим подписание Договоров ОСВ–1 и ОСВ–2; ряд европейских совещаний и конференций, ежегодные с 90-х годов европейские экономические саммиты.
Особенно динамично эти процессы развиваются в Европе: Маастрихтский договор (1991) обусловил дальнейшее укрепление экономического сотрудничества и даже экономическую интеграцию развитых стран; институционализировалась ОБСЕ, которая стала играть все более весомую роль в поддержании мира в международных конфликтах. Перспективнее выглядит деятельность международных организаций в Америке – ОАГ, в Африке – ОАЕ, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – АТЭС и др.
Хотя здесь тоже достаточно парадоксов. Бомбардируя Югославию, США и НАТО неустанно убеждали мировое сообщество в стремлении к мирному разрешению конфликта, практически отвергая все предложения РФ в этом плане. А в войне России против чеченских террористических военных формирований тот же Запад требовал от РФ ее прекращения и решения проблем мирным путем, понимая, что при действующем тогда руководстве Чечни этот путь невозможен. Трагические события 11 сентября 2001 г. в США внесли коррективы в международный политический процесс: на повестку дня мировой политики остро стал вопрос о необходимости объединения усилий мирового сообщества в борьбе против международного терроризма. Это привело к кардинальной перегруппировке сил и смещения линии противостояния с положения Запад – Восток в положение цивилизованный Север – террористический Юг. В этой ситуации ведущую роль, естественно, взяли на себя США, НАТО, к которым присоединились Россия, азиатские государства бывшего СССР, в какой-то мере и Украина, а война против режима талибов в Афганистане прибрела статус борьбы с международным терроризмом. Антитеррористической признана и борьба России против чеченских боевиков.
Думается, что постепенно на смену силовым средствам участия в конфликтных мировых политических процессах придут дипломатические, мирные, базирующиеся на взаимном понимании проблем и сознании необходимости их совместного решения. Но для этого необходима добрая воля и понимание всеми их участниками пагубности и архаичности использования силовых методов.
Противоречия в мировой политике и в мировых политических процессах не исчезнут, можно даже прогнозировать их рост в силу целого ряда усложняющих их обстоятельств: демографические изменения, ухудшение экологии, ограниченность энергетических и других ресурсов жизнеобеспечения и т.д. Однако, вместе с этим должно расти и понимание неизбежности многополюсности мира, признание великими державами подлинности суверенитета малых государств, их прав и свобод; должен утверждаться цивилизованный подход к этапам и содержанию общественного развития, который пришел на смену противостоянию двух мировых систем: социалистической и капиталистической.