Рабочие органы Парламента Республики
1. Рабочими органами Парламента являются постоянные комитеты Сената и Мажилиса, а также совместные комиссии Палат.
2. Постоянные комитеты Палат образуются для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палат. При образовании постоянных комитетов Палаты определяют их перечень и количественный состав, а затем избирают членов постоянных комитетов. Число постоянных комитетов, образуемых Сенатом и Мажилисом, не должно превышать семи в каждой Палате.
3. Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии, численный состав которых определяется по согласованию между Палатами. Избрание членов комиссий осуществляется самостоятельно каждой из Палат.
4. В целях осуществления полномочий Парламента и его Палат, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47, подпунктами 5) и 6) статьи 57 Конституции, Палатами Парламента образуются специально временные комиссии.
5. Заседания постоянных комитетов и комиссий правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа их членов.
6. Постоянные комитеты и комиссии по вопросам своей компетенции издают постановления.
7. Полномочия и порядок деятельности постоянных комитетов и комиссий определяются законом.
Компетенция совместного заседания Палат Парламента РК.
Совместные и раздельные заседания Палат правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из Палат.
Совместные и раздельные заседания Палат являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами, могут проводиться закрытые заседания.
Регламент Парламента Республики Казахстан
Президент, Премьер-министр и члены Правительства, председатель Национального Банка, Генеральный прокурор, председатель Комитета национальной безопасности Республики, а также Государственный секретарь и руководитель Администрации Президента Республики вправе присутствовать на любых, как открытых, так и закрытых заседаниях и имеют право быть выслушанными.
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, о необходимости присутствия которых на сессии принято решение Парламента или его Палат, обязаны прибыть в Парламент и дать необходимые пояснения по вопросам, входящим в его компетенцию. Парламент и его Палаты не вправе принимать подобных решений в отношении Президента Республики. На совместном заседании палат Парламент:
1) по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы, вносит в них изменения и дополнения;
2) утверждает республиканский бюджет и отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении, вносит изменения и дополнения в бюджет;
3) проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента республики;
4) по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года;
5) дает согласие на назначение Президентом Премьер-министра Республики, председателя Национального банка республики;
6) заслушивает доклад Премьер-министра о программе Правительства и одобряет или отклоняет программу;
7) может выразить вотум недоверия Правительству;
8) решает вопросы войны и мира;
9) принимает по предложению Президента решение об использовании Вооруженных сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
10) проявляет инициативу назначения республиканского референдума;
11) заслушивает ежегодные послания Конституционного совета о состоянии конституционной законности в республике;
12) образует совместные комиссии палат, избирает и освобождает от должности их председателей, заслушивает отчеты о деятельности комиссий;
13) осуществляет иные полномочия, возложенные на Парламент Конституцией.
Таким образом, первую группу полномочий, осуществляемую посредством совместных заседаний палат Парламента, составляют наиболее важные вопросы государственной жизни. Собравшись вместе, депутаты обеих палат могут более легко в процессе непосредственного общения друг с другом прийти к единому мнению по определенному вопросу. Вместе с тем именно наиболее важные проблемы, затрагивающие интересы всего общества, особенно по вопросам изменения и дополнения Конституции, утверждения республиканского бюджета требуют консолидации всего общества, опосредованно представленного в палатах Парламента.
Конституционные полномочия Сената Парламента РК.
Компетенция Парламента по принятию законов
1. Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:
1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;
2) режима собственности, иных вещных прав;
3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;
4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;
5) республиканского бюджета;
6) вопросов судоустройства и судопроизводства;
7) образования, здравоохранения и социального обеспечения;
8) приватизации предприятий и их имущества;
9) охраны окружающей среды;
10) административно-территориального устройства Республики;
11) обеспечения обороны и безопасности государства.
2. Все иные отношения регулируются подзаконными актами.
Исключительные полномочия Сената Парламента РК (Верхней палаты Парламента):избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда, и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги;дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики; лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики;
выполнение функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий;
осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Сенат Парламента.
Конституционные полномочия Мажилиса Парламента РК.
Исключительные полномочия Мажилиса Парламента РК (Нижней палаты Парламента):
принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов;
большинством голосов от общего числа депутатов Палаты дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-Министра Республики;
объявление очередных выборов Президента Республики;
осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис Парламента.
Конституционно-правовой статус Правительства РК. Правительство является высшим органом исполнитель ной власти государства. Это определение прямо не записано в Конституции, однако такой вывод напрашивается из содержа ния пункта 1 статьи 64 Конституции, согласно которому Прави тельство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осу ществляет руководство их деятельностью.
Характеристика Правительства как органа, возглавляющего все исполнительные органы, руководящего их деятельностью и осуществляющего государственное управление, раскрыва ет его правовую природу, свидетельствует о его исполнитель ной роли в системе разделения власти .
В пункте 1 статьи 64 Конституции говорится о системе ис полнительных органов. Хотя в данной норме не упоминается термин "единая", ее смысл не дает поводов усомниться в том, что органы исполнительной власти составляют единую систему. Данное обстоятельство находит подтверждение в статье 87 Конституции, согласно которой "местные исполни тельные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан".
77. Правительство состоит из Премьер - Министра, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов. Премьер - Министр назначается Президентом с согласия Парламента. Если представленные кандидатуры на должность Премьер - Министра отклоняются Парламентом два раза, то Президент распускает Парламент и назначает Премьер - Министра. В 10-дневный срок Премьер – Министр представляет Президенту кандидатуры на назначение заместителей главы Правительства и министров.
В течение 1-го месяца после своего назначения Премьер - Министр должен разработать и представить доклад Парламенту о Программе деятельности Правительства. Если доклад о Программе Правительства отклоняется, то повторный доклад должен быть представлен в течение 2-х месяцев. Повторное отклонение может быть осуществлено большинством в 2/3 от общего числа депутатов каждой из Палат. Отсутствие такого большинства означает одобрение Программы Правительства. Если Премьер - Министр заявляет об отставке, то весь состав Правительства уходит в отставку.
Предельный срок деятельности Правительства - до формирования вновь избранным Президентом нового Правительства. В этом случае проявляется одна из форм прекращения деятельности Правительства - сложение полномочий.
Следующая форма прекращения деятельности - отставка Правительства, предусмотрена в следующих случаях:
1) такое решение принял Президент Республики Казахстан;
2) Правительство само подало в отставку;
3) при выражении Парламентом вотума недоверия Правительству (если повторно отклоняется Парламентом Программа Правительства - ст.53 п.6 и если Парламент отклоняет проект закона, внесенный Правительством - ст.61 п.7)
4) Президент в 10-дневный срок рассматривает вопрос о принятии или отклонении отставки.
Члены Правительства не вправе:
1) быть депутатами представительного органа;
2) занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности;
3) осуществлять предпринимательскую деятельность;
4) входить в состав руководящего органа или наблюдательного Совета коммерческой организации.
Полномочия Правительства как высшего исполнительного органа страны закреплены в Конституции Республики Казахстан и Указе Президента, имеющим силу Конституционного закона "О Правительстве Республики Казахстан" от 18 декабря 1995 года
- в области экономики разрабатывает основные направления государственной экономической политики, экономические программы, республиканский бюджет и составляет отчет о его исполнении; обеспечивает его исполнение; осуществляет меры по укреплению финансовой системы; осуществляет инвестиционную политику ценообразования; организует управление государственной собственностью;
-в социальной области определяет систему и условия оплаты труда, социальной защищенности граждан, государственного социального обеспечения и социального страхования; обеспечивает решение вопросов социального развития регионов;
-в области науки, техники, образования и культуры разрабатывает и реализует планы научно-технического развития; определяет и реализует государственную политику по развитию науки и техники, внедрения новых технологий, культуры, образования;
-в области административно-политического управления руководит деятельностью министерств, государственных органов, не входящих в Правительство; назначает на должность и освобождает заместителей министров; осуществляет руководство деятельностью местных исполнительных органов по вопросам государственного управления, контролирует исполнение ими законов;
-в области укрепления законности и правопорядка разрабатывает и реализует меры по охране и защите прав и свобод граждан; обеспечивает законность и правопорядок, безопасность и обороноспособность, территориальную целостность и охрану государственных границ;
-в области внешней политики на Правительство возложена ответственность за состояние международных связей Республики Казахстан.
Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в области поддержки и развития частного предпринимательства;
2) формирует государственную систему поддержки частного предпринимательства;
3) образует и упраздняет консультативно - совещательные органы при Правительстве по вопросам частного предпринимательства;
4) организует рассмотрение экспертными советами разрабатываемых центральными государственными , местными представительными и исполнительными органами проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства;
Примечание
5) утверждает номенклатуру товаров (работ, услуг), закупаемых у субъектов малого предпринимательства в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, и их объем (в процентном выражении);
Примечание
6) стимулирует развитие малого и среднего предпринимательства;
Примечание
7) определяет порядок предоставления субъектам малого предпринимательства в имущественный наем (аренду) или доверительное управление неиспользуемых объектов государственной собственности для организации производственной деятельности и развития сферы услуг населению с последующей безвозмездной передачей в собственность;
Примечание
8) определяет и реализует государственную политику, стимулирующую создание и совершенствование конкурентоспособных отраслей, развитие субъектов частного предпринимательства и повышение качества производимой ими продукции;
9) разрабатывает нормативные правовые акты, способствующие развитию конкуренции и стимулированию инвестиций в инновации, материальные активы, а также долгосрочных инвестиций;
10) стимулирует создание кластеров в отдельных секторах экономики:
11) проводит анализ функционирования отраслей экономики в целях устранения препятствий для развития субъектов частного предпринимательства;
12) создает национальные институты развития в целях увеличения инвестиций и ускорения внедрения инноваций в экономику Республики Казахстан;
Примечание
13) осуществляет временную защиту отдельных отраслей тарифными и не тарифными методами с созданием условий для развития конкуренции между субъектами частного предпринимательства в этих отраслях;
14) принимает меры к устранению барьеров, установленных другой страной, в отношении национальных экспортеров;
15) стимулирует субъектов частного предпринимательства на проведение согласованной совместной экспортной политики;
16) организует предоставление субъектам частного предпринимательства экономической информации о состоянии внутренних и внешних рынков;
17) создает условия для повышения конкурентоспособности национальной продукции путем стимулирования внедрения систем менеджмента качества;
18) создает условия для внешнего спроса путем лоббирования интересов национальных экспортеров на территории других стран;
19) поощряет персонал субъектов частного предпринимательства, взаимодействует с объединениями субъектов частного предпринимательства и работодателей;
20) утверждает программы поддержки отдельных отраслей в целях создания конкурентоспособных отраслей;
21) создает научно - исследовательские организации, финансирует фундаментальные и прикладные научные исследования для решения проблем отрасли или кластеров;
22) разрабатывает государственные программы по подготовке квалифицированных кадров для экономики республики;
23) разрабатывает меры по вовлечению социально незащищенных слоев населения в частное предпринимательство.
79. Формы взаимодействия Правительства РК с Парламентом РК.Отношения с Парламентом Республики
1. Правительство Республики обладает правом законодательной инициативы, которое реализуется исключительно в Мажилисе Парламента. Решение о внесении проекта законодательного акта принимается путем издания соответствующего постановления Правительства.
2. Правительство Республики:
1) обеспечивает исполнение законов Республики, контролирует их исполнение министерствами и другими центральными и местными исполнительными органами;
2) Представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении;
3) дает заключения по проектам законов Республики, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов;
4) дает ответы на запросы депутатов Парламента.
80. Взаимодействие Правительства РК с Президентом РК
1. Правительство Республики:
1) регулярно информирует Президента о выполнении поручений Президента и других направлениях своей деятельности;
2) организует исполнение актов Президента Республики и осуществляет контроль за их исполнением министерствами, иными центральными, а также и местными исполнительными органами;
3) выполняет поручения президента о внесении законопроекта в Мажилис Парламента;
4) представляет на утверждение Президента государственные программы.
2. Правительство согласовывает с Президентом Республики планы законопроектных работ Правительства.
3. Президент Республики отменяет либо приостанавливает полностью или в части действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики.