Управление транспортно-дорожным комплексом и связью

Транспорт, играющий важнейшую роль в обеспечении потребностей страны в перевозке, отраслевой системы государственного управления, а также населения, в настоящее время включает: железнодорожный, морской, речной, авиационный, автомобильный, городской, электрический. К нему тесно примыкают дорожное хозяйство и средства связи.

Конституция РФ устанавливает, что в ведении Федерации находится федеральный транспорт, пути сообщения, связь (п. «и» ст. 71). Соответственно главную роль в управлении этими объектами играют федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов РФ организуют транспортное обслуживание населения, контролируют его состоящие, обеспечивают развитие на своей территории сети автомобильных дорог общего пользования, организуют работу по развитию телефонной связи и т.п.

Организация управления железнодорожным транспортом

Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 г. характеризует его в качестве основы транспортной системы РФ, одного из видов транспорта общего пользования, представляющего единый производственно-технический комплекс, обеспечивающий во внутреннем и международном железнодорожном сообщении потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики.

Сам перевозочный процесс регламентирован Федеральным законом «Транспортный Устав железных дорог Российской Федерации» от 8 января 1998 г.

Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте осуществляется централизованно и относится к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Таковым является Министерство путей сообщения РФ (МПС России). Оно осуществляет проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, а также регулирование хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждение федерального железнодорожного транспорта в области организации и обеспечения перевозочного, процесса.

В систему МПС России входят: железные дороги; отделения железных дорог; их линейные предприятия; промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия; предприятия, обеспечивающие деятельность и развитие железнодорожного транспорта. Главным оперативным звеном этой системы является железная дорога (унитарное предприятие, имеющее полную самостоятельность).

МПС России устанавливает границы железных дорог и их отделений, утверждает их уставы; по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ закрывает железнодорожные линии; создает, реорганизует и ликвидирует предприятия федерального железнодорожного транспорта (кроме железных дорог) и т.д.

МПС России обеспечивает устойчивое и безопасное функционирование железнодорожного транспорта; создает многопрофильную сферу услуг, предоставляемых транспортными предприятиями, подведомственными ему; разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок работы железнодорожного транспорта; руководит железными дорогами, предприятиями и объединениями в области перевозочного процесса; организует оперативное управление этим процессом; разрабатывает и утверждает графики движения поездов по сети железных дорог, нормативные документы по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок.

На МПС России возложен контроль за состоянием безопасности движения поездов, за сохранностью перевозимых грузов. Он также утверждает обязательные для всех предприятий, организаций и граждан нормативные акты по вопросам правил и условий перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, охраны порядка, пожарной безопасности и санитарных правил на железнодорожном транспорте.

Специальные функции охраны железнодорожного транспорта осуществляются Федеральной службой железнодорожных войск.

Организация управления морским, речным и автомобильным транспортом

В этой сфере действует Министерство транспорта РФ (Минтранс России) – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление транспортным комплексом.

Транспортный комплекс – зарегистрированные на территории РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на морском, речном, автомобильном, городском пассажирском (включая метрополитен) и промышленном (кроме системы МПС) транспорте перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, работы, связанные с обслуживанием водных путей сообщения и судоходных гидротехнических сооружений.

Минтранс России: формирует и реализует государственную транспортную политику; осуществляет государственное управление, регулирование и контроль в пределах своей компетенции; руководит деятельностью своих территориальных органов и подчиненными предприятиями; контролирует условия и эффективность использования лицензий на перевозочную деятельность в транспортном комплексе; осуществляет контроль в отношении морского судоходства и государственный надзор за соблюдением законодательства о торговом мореплавании; организует регистрацию морских и речных судов; контролирует эксплуатацию внутренних водных путей; участвует в разработке мер по обеспечению безопасности дорожного движения.

Минтранс России выдает лицензии на осуществление перевозочной и транспортно-экспедиционной деятельности юридическим лицам и отдельным предпринимателям, приостанавливает их.

Государственные предприятия водных путей и судоходных каналов Минтранса России – бассейновые управления водных путей и судоходства, которые осуществляют эксплуатацию и развитие водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, регулирование деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта всех форм собственности, контроль за обеспечением безопасности судоходства, надзор за техническим состоянием объектов речного транспорта, .находящихся в федеральной собственности. Оперативным звеном системы управления водным транспортом являются морские и речные пароходства, а также морские и речные порты. Администрация морского торгового порта обеспечивает безопасность мореплавания и порядка в порту; осуществляет надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров РФ по торговому мореплаванию и за технической эксплуатацией закрепленных портовых сооружений и объектов.

Пассажирский городской и междугородний автомобильный транспорт, а также электротранспорт (трамваи, троллейбусы и т.д.) находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Минтранс России разрабатывает положение о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом и представляет его на утверждение Правительства РФ.

Организация управления авиационным транспортом

Исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие функции в гражданской авиации и по организации воздушного движения возложены на Федеральную авиационную службу России (ФАС России).

Для управления воздушным транспортом важное значение имеет Федеральный закон «О государственном регулировании развития авиации» от 8 января 1998 г.

ФАС России, как федеральный орган исполнительной власти, руководит гражданской авиацией. Отрасль гражданской авиации образуют предприятия и организации независимо от форм собственности, юридические и физические лица, осуществляющие, обеспечивающие или обслуживающие процесс перевозки пассажиров и грузов, выполнение авиационных работ коммерческой гражданской авиацией и ее использование без взимания платы, а также организацию воздушного движения.

Правительство РФ утвердило «Временное положение об авиации общего назначения Российской Федерации», в соответствии с которым – это гражданская авиация, используемая не за плату, а , также авиация, выполняющая мобилизационно-оборонные задачи. В ее составе – деловая (перевозка грузов и пассажиров) и любительская (спортивная, учебная, а также авиатуризм и авиареклама) авиация.

ФАС России обеспечивает соблюдение законодательства о деятельности гражданской авиации; осуществляет государственный надзор за обеспечением безопасности полетов; проводит лицензирование деятельности гражданской авиации, сертификацию авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере воздушных перевозок; координирует деятельность гражданской авиации с деятельностью других видов транспорта; утверждает федеральные авиационные правила, нормы и стандарты; руководит своими региональными управлениями.

В компетенцию ФАС России входит также: регистрация воздушных судов, аэродромов авиации общего назначения; контроль за использованием ею воздушного пространства; государственное регулирование субъектов авиации общего назначения; аэронавигационное и штурманское обеспечение полетов воздушных судов. В своей деятельности она руководствуется Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. («Российская газета». 1997. 26 марта).

Издана единая система управления воздушным движением. Оперативными звеньями этой системы являются органы управления воздушным движением аэропортов, находящихся в федеральной собственности, органы управления предприятиями по аэронавигационному обслуживанию, районные, зональные органы и т. д. Вся система этого движения координируется ФАС России.

Организация управления дорожным хозяйством

Дорожное хозяйство тесно связано с функционированием многих видов транспорта. В силу этого управление им ранее входило в компетенцию Минтранса России.

В соответствии с Указом Президента «О дорожной реформе» от 23 апреля 1997 г. была образована в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти Федеральная дорожная служба России (ФДС России).

ФДС России осуществляет специальные исполнительные, разрешительные, контрольные и другие функции в области дорожного хозяйства.

Дорожный комплекс страны составляют автомобильные дороги общего пользования, юридические и физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку нерудных материалов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.

ФДС России осуществляет оперативное управление средствами Федерального дорожного фонда, федеральными автомобильными дорогами и имуществом, обеспечивающим их функционирование; координацию развития сети автомобильных дорог общего пользования; регулирование деятельности предприятий, учреждений дорожного хозяйства; контролирует дорожное хозяйство; разрабатывает отраслевые нормативные документы по вопросам соблюдения правил пользования федеральными автомобильными дорогами и условий использования дорожного имущества.

К ведению ФДС России относятся: разработка программ и проектов развития автомобильных дорог; организация общественных работ как средства, обеспечения занятости населения; лицензирование; осуществление государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения, правил, стандартов и технических норм в дорожном хозяйстве.

ФДС России издает инструкции, правила, руководства, положения, нормы, стандарты, обязательные для всех юридических и физических лиц; прекращает или приостанавливает функционирование объектов, сооруженных за счет Федерального дорожного фонда; прекращает или временно ограничивает по согласованию с ГИБДД МВД России движение по федеральным автомобильным дорогам при стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях.

Организация управления связью

Центральным звеном системы государственного управления в этой сфере является Государственный комитет РФ по связи и информатизации. Свою деятельность он строит, руководствуясь Федеральными законами «О связи» от 16 февраля 1995 г. и «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г.

Государственный комитет по связи проводит государственную политику и осуществляет управление в порученной сфере, а также межотраслевую координацию в области электросвязи, информатизации и почтовой связи.

Основные задачи Госкомитета связаны с государственным регулированием деятельности в области связи. При этом к федеральной связи относятся все сети и сооружения электрической связи на территории России (за исключением внутрипроизводственных и технологических сетей связи). Комитет несет ответственность за общее регулирование связи в стране. Его нормативные акты по вопросам регулирования и у правления сетями связи, а также технической эксплуатации средств связи обязательны для всех физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи или пользующихся ими, независимо от их местонахождения и форм собственности.

Комитет обеспечивает централизованное управление средствами связи, государственный надзор и контроль за деятельностью в области связи; выдает, изменяет условия или продлевает сроки действия лицензий на право деятельности в области связи.

Государственный комитет по связи также реализует государственную политику в области почтовой связи, руководствуясь при этом Федеральным законом «О почтовой связи» от 9 августа 1995 г. В соответствии с ним действует: почтовая связь общего пользования, специальная почтовая связь, федеральная фельдъегерская связь. Общее регулирование в этой области осуществляет комитет.

В его компетенции: обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц в услугах почтовой связи; управление объектами почтовой связи федерального подчинения; общее регулирование деятельности организаций почтовой связи (узлы почтовой связи, почтамты, отделения почтовой связи, специализированные организации по перевозке почты и т.п.). В субъектах Федерации создаются территориальные организации Комитета.

Комитет координирует работу подведомственных организаций в области приема, перевозки и выдачи посылок, почтовых контейнеров, распространения печатных изданий, доставки и выплаты пенсий и пособий, предоставления телефонных переговоров и услуг. В его функции входит также организация издания и распространения государственных знаков почтовой оплаты.

Госкомитет по связи осуществляет некоторые функции также в сфере информатизации. В его компетенции: государственное регулирование, межотраслевая координация, разработка и проведение государственной политики в сфере информатизации общества; регулирование взаимодействия информационных, информационно-вычислительных и автоматизированных систем; создание условий для качественного информационного обслуживания физических и юридических лиц; защита государственных информационных ресурсов и т.д.

Государственный контроль и надзор

В сфере транспорта и связи действуют специальные контрольно-надзорные службы или подразделения.

Так, в составе Минтранса России образован Департамент Российской транспортной инспекции, возглавляемый Главным транспортным инспектором РФ. В субъектах Российской Федерации действуют отделения транспортной инспекции. Должностные лица данной службы вправе применять меры административной ответственности за осуществление подлежащей лицензированию перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, без специального разрешения лицензии (либо с нарушением его условий на автомобильном, речном, морском транспорте – ст. 1573 КоАП).

При Минтрансе России действует также Российский речной регистр, осуществляющий технический надзор за судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания.

На воздушном транспорте государственный надзор за обеспечением безопасности полетов возложен на региональные управления ФАС России, а также на органы Единой системы управления воздушным движением. Так, их представители вправе применять меры административной ответственности за нарушение правил безопасности полетов, правил поведения на воздушном судне, правил международных полетов и т.д. (ст. 105–108, 113, 130 КоАП).

Контрольными полномочиями наделены практически полномочные должностные лица железнодорожного (например, контролеры-ревизоры пассажирских поездов, метрополитена), морского (например, капитаны портов), речного (например, капитан портового надзора), воздушного (например, начальник аэропорта), пассажирского городского автомобильного и электротранспорта (например, билетные контролеры). Значительными административными полномочиями в транспортно-дорожной сфере наделены opганы и должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России.

Надзорные функции в области технического состояния самоходных машин и других видов техники (тракторы, комбайны и т.п.) возложены на Главную государственную инспекцию по надзору (Гостехнадзор) Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ. На реках, в водохранилищах правила безопасности контролируются Главной инспекцией по маломерным судам Государственного комитета РФ по охране природных ресурсов.

Служба государственного надзора за связью осуществляет контроль за состоянием сетей и средств электрической и почтовой связи, за предоставлением потребителям услуг связи только по лицензиям. Она представлена Главным управлением Государственного комитета РФ по связи и информатизации и его региональный управлениями и отделениями. Надзор осуществляется государственными инспекторами в отношении предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Служба и ее инспектора дают предписания об устранении выявленных нарушений; вводят при необходимости временные запреты на использование радиоэлектронных средств гражданского назначения; вносят предложения о приостановлении или прекращении деятельности по связи, не имеющей лицензии, применяют штрафные санкции и т.п.

Административная ответственность в сфере транспорта, дорожного хозяйства и связи предусмотрена гл. 10 КоАП.

Наши рекомендации