Понятие избирательного права и избирательной системы

Статья 1 Конституции определяет Беларусь в качестве демократического государства. Одним из важнейших проявлений демократии служит народное голосование. К ним относятся выборы, отзыв, референдумы.

Выборы – формирование государственного органа народом путем голосования.

Отзыв представляет собой противоположность выборам.

Отзыв – лишение должности ранее избранного лица.

Референдум – народное голосование по важнейшим вопросам государственной жизни, не связанное с выборами и отзывом.

В Беларуси посредством выборов формируется 3 вида государственных органов:

1.Президент;

2.Парламент;

3.Местные Советы депутатов.

Процедура отзыва в Беларуси применяется в отношении:

Ø депутатов Палаты Представителей;

Ø членов Совета Республики;

Ø депутатов Местных Советов;

Отозвать Президента нельзя!!

Основными правовыми актами, регулирующими выборы, отзыв и референдум являются:

1. Конституция. Ее раздел 3 специально посвящен народному голосованию. Это особенность белорусской Конституции, поскольку такие разделы отсутствуют в Конституциях большинства стран мира.

2. Комплексный закон, который детально регулирует все основные аспекты народного голосования: в выборах (Президента, Парламента, Местных Советов депутатов), отзыва, референдума (республиканского, местного). Особенность Избирательного кодекса Беларуси в его институциональном характере. Он объединяет нормы не всей отрасли права, а только института.

Недавно произведена консолидация избирательного законодательства, которая выразилась во включении в Избирательный Кодекс норм двух важных законодательных актов:

Ø Закон «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов»;

Ø Декрет Президента «Об обязательном декларировании доходов и имущества кандидатов в президенты и его близких родственников».

В связи с произведенной консолидацией два названных акта признаны утратившими силу только в 2010 году.

На очередных выборах А. Г. Лукашенко указал, что источник его доходов – зарплата Президента, которая в месяц составляет 2300 долларов. В декларации о доходах Президент в графе имущество написал «отсутствует».

Положения Конституции о народных голосованиях, а также нормы Избирательного Кодекса образует конституционно-правовой институт избирательного права.

В этом смысле избирательное право – совокупность правовых норм, которые регулируют организацию и проведение выборов, а также организацию отзыва и референдума.

Понятие избирательного права используется также в ином значении. Под субъект??? избирательного права понимают право конкретного лица голосовать и быть избранным в государственные органы.

В законодательстве имеется также термин «избирательная система». В широком значении избирательная система выступает одним из аспектов выборов, а именно включает такие компоненты выборов, как принципы выборов, субъектов избирательных отношений (избирателей, кандидатов, избирательной комиссии и т.д.), материальные средства, необходимые для проведения выборов.

Отношения субъектов выборов – это широкое понятие избирательной системы, которое отражено в названии главы 1 раздела 3 Конституции.

Очень часто избирательная система понимается в узком значении, как способ определения победителя на выборах. В мире существует 2 основных вида избирательных систем:

1. Мажоритарная (система большинства). Она применяется по отношению к отдельным кандидатам на государственные должности, а также к политическим партиям, которые желают избраться в состав представительного органа. При мажоритарной системе избранным на государственную должность считается субъект, который набрал большинство голосов избирателей. В условиях мажоритарной системы победителем может быть только один субъект. В Беларуси используется именно мажоритарная система, но она применяется только в отношении отдельных кандидатов, но не политических партий. Существует несколько разновидностей мажоритарной системы:

a. Система абсолютного большинства: избранным считается лицо, которое получило более половины голосов избирателей (50% +1);

b. Система относительного большинства: избранным считается лицо, которое получило большее число голосов, чем любой из его конкурентов (40% и 30% и 20%);

c. Система квалифицированного большинства: в данном случае для избрания необходимо набрать еще большее число голосов, чем при системе абсолютного большинства, например 2/3 голосов или иной процент. До внесения изменений в Конституцию Казахстана, она гласила, что избранным считается кандидат в Президенты, который набрал более 60% голосов.

В Беларуси на выборах Президента и на выборах в Парламент используется мажоритарная система абсолютного большинства. Однако на выборы в местные советы депутатов несколько лет тому назад введена мажоритарная система относительного большинства.

Мажоритарная избирательная система предусмотрена законодательством большинства стран мира (США, Великобритания, Франция)

Мажоритарная система имеет свои недостатки:

Кандидат Набрал голосов Получил мест в Парламенте
А 51% 100%
В 49% 0%

2. Пропорциональная избирательная система. Она применяется только в отношении политических партий. Избранными в данном случае могут быть несколько политических партий, число мест которых в представительном органе (Парламенте) будет зависеть (являться пропорциональным) от количества поданных за них голосов избирателей.

Кандидат Набрал голосов Получил мест в Парламенте
А 51% 51%
В 49% 49%

Пропорциональная избирательная система сегодня введена примерно в 60 странах мира, включая Россию, Израиль, Данию, Туркменистан.

Для того, чтобы избежать некоторых недостатков мажоритарной и пропорциональной систем некоторые государства применяют смешанную избирательную систему: часть мест в представляемом органе заполняется в рамках мажоритарной системы, а другая часть в рамках пропорциональной системы, например в Грузии.

Принципы избирательного права:

Принципы избирательного права – это наиболее важные положения института избирательного права, которые определяют сущностные стороны выборов.

Данные принципы зачастую используются при отзыве и референдуме.

Принципы избирательного права могут называться также принципами избирательной системы, понимаемой в широком смысле. Конституция Республики Беларусь закрепляет следующий принципы избирательного права:

1. Всеобщность выборов. Принцип означает, что большинство населения должно иметь возможность участвовать в выборах. Всеобщность выборов противостоит так называемому цензовому избирательному праву. Оно было очень распространено в 19-нач. 20 вв. и предполагало установление ограничений (ценз) на участие в выборах значительных групп населения. Особенно часто применялись имущественный и половой ценз. Принцип всеобщности не означает участия в выборах абсолютно всех. Согласно Конституции Республики Беларусь избирательным правом обладают граждане Беларуси, достигшие не менее 18 лет. Данного возраста необходимо достичь не позднее дня голосования. Принцип всеобщности выборов применяется и в отношении активного избирательного права (права голосовать) и пассивного избирательного права (право быть избранным в государственные органы).

Однако во втором случае имеются некоторые особенности:

Ø Президент – 35 лет;

Ø Член Совета Республики – 30 лет;

Ø Депутат Палаты Представителей – 21 год;

Ø Депутат местного Совета депутатов – 18 лет.

Принципу всеобщности выборов не противоречит установление определенных ограничений для некоторых категорий лиц.

Так по Конституции Беларуси не могут участвовать в выборах (избирать и быть избранными):

v недееспособные;

v лица, находящиеся по приговору суда в местах лишения свободы (это лица, которым назначено наказание в виде лишения свободы, пожизненного заключения, смертной казни, административного ареста), кроме того они лишены активного избирательного права (права избирать/голосовать);

v лица, в отношении которых избрана уголовно-процессуальная мера пресечения содержания под стражей.

На сегодня в Беларуси фактически 7 млн. избирателей.

2. Свобода выборов. Данный принцип включает 2 аспекта:

1. Избиратель вправе, но не обязан участвовать в выборах, поэтому мы и используем термин «избирательное право».

2. Избиратель сам решает за кого голосовать.

Что касается первого аспекта рассматриваемого принципа, то он противоположен принципу так называемого обязательного вотума (vote – голосовать). Обязательный вотум используется на сегодня в Италии, Аргентине. За неявку предусмотрена административная ответственность. Для решения проблемы явки избирателей на выборах в условиях принципа свободы выборов иногда используется следующий подход:

Понятие избирательного права и избирательной системы - student2.ru выборы признаются состоявшимися, независимо от количества граждан, принявших участие в голосовании. С недавних пор такой подход применяется в Беларуси на выборах в Местные советы Депутатов.

3. Гласность. Государство должно принимать все меры для максимально полного информирования населения о подготовке и проведении выборов, а также не препятствовать гражданам, политическим партиям, другим общественным объединениям в получении интересующих их сведений о ходе избирательной кампании. Принцип гласности выборов проявляется в опубликовании правовых актов о назначении выборов, оглашении информации о зарегистрировавшихся кандидатах на должности, опубликовании итогов голосования. Важнейшим аспектом принципа гласности выборов является статус наблюдателей. Статусу наблюдателей посвящена статья 13 Избирательного Кодекса. Она закрепляет довольно большое число прав наблюдателей, то есть доверенных лиц кандидатов на государственные должности, представителей политических партий, других общественных объединений, граждан.

Права наблюдателей:

ü Находится в помещении для голосования с момента начала работы избирательной комиссии и до подведения итогов голосования;

ü Обращаться с замечаниями и предложениями к председателю соответствующей избирательной комиссии;

ü Направлять обращения в вышестоящую избирательную комиссию, прокурору, о нарушении избирательного законодательства;

ü Знакомиться с протоколами избирательных комиссий;

ü Присутствовать при досрочном голосовании, голосовании по месту нахождения избирателей.

Тем не менее, избирательное законодательство Беларуси не закрепляет за наблюдателями ключевое право: у наблюдателей нет права находится на том расстоянии, чтобы видеть отметки избирателей!!!!!

В федеральном законе РФ от 10 января 2003 года «О выборах президента РФ» статья 26 гласит, что: «наблюдатель в праве и в том числе наблюдать и за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей».

4. Равные выборы. Принцип равных выборов включает два аспекта:

1. Каждый избиратель имеет один голос;

2. Кандидаты на государственные должности обладают одинаковыми правами и обязанностями. Данный аспект довольно сложно реализовать на практике, поскольку фактические возможности кандидатов всегда различаются.

5. Прямые выборы. Принцип прямых выборов означает избрание государственных органов непосредственно народом. С внесением в белорусскую Конституцию изменений на референдуме 1996 года принцип прямых выборов дополнен косвенными выборами Совета Республики. Косвенные выборы означают формирование государственного органа не народом непосредственно, а лицами, которые в свою очередь, избраны народом. Так членов Совета Республики избирают депутаты Местных Советов депутатов базового уровня.

6. Тайна голосования. Избиратели должны иметь возможность голосовать в условиях, исключающих контроль за их волеизъявлением. Рассмотренный ранее принцип гласности не распространяется на голосование конкретного избирателя. О выборах должно быть известно все, кроме того, за кого проголосовал конкретный избиратель.

7. Государственно-частное финансирование выборов.Из Конституции следует, что ведущим источником средств на проведение выборов является государственный бюджет. Государственное финансирование выборов очень важная гарантия равенства кандидатов на государственные должности, потому что каждый из них получает одинаковый объем средств на цели выборов. Основная часть государственных средств расходуется на оплату труда членов избирателей, остальные идут на изготовление бюллетеней и т. д. В новой редакции Конституции появилась норма, которая гласит: «в случаях, предусмотренных законом, на цели выборов могут использоваться средства организаций и граждан» (статья 70). В соответствии с данной нормой Избирательный Кодекс предусмотрел два источника частного финансирования выборов:

1. Предприятия, учреждения, организации в узком смысле, общественные объединения, граждане Беларуси, желающие участвовать в финансировании выборов, вправе внести денежные средства в специальный внебюджетный фонд, создаваемый Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов. Средства внебюджетного фонда делятся поровну между всеми кандидатами. Не используется на практике!

2.В 2010 году в Избирательный Кодекс внесено дополнение, предусматривающее собственные избирательные фонды кандидатов в Президенты и кандидатов в депутаты Палаты Представителей. Кандидаты в депутаты Местных Советов не имеют права на избирательные фонды. Собственно избирательный фонд кандидата в Президенты может формироваться за счет:

1.Денежных средств самого кандидата;

2.Добровольных пожертвовании организаций (юридических лиц);

3.Добровольных пожертвований граждан Беларуси.

Предельный размер избирательного фонда кандидата в президенты составляет 3000 базовых величин.

Базовая величина на сегодня – 35.000 белорусских рублей.

Собственный избирательный фонд кандидата в депутаты Палаты Представителей может формироваться за счет тех же источников что и кандидата в Президенты, но его предельный размер равен 1000 базовых величин.

С учетом средств, выделяемых кандидату из государственного бюджета и поступающих из его собственного избирательного фонда, кандидат в Президенты вправе получить в свое распоряжение более 60 тысяч долларов, а кандидат в депутаты Палаты Представителей более 10 тысяч долларов. Средства собственного избирательного фонда аккумулируются на специальном счете в Беларусбанке.

8. Организация и проведение выборов избирательными комиссиями. В мире существует два подхода к организации проведения выборов:

1. Выборы организуются государственными органами, основные функции которых не связаны с выборами. В Италии, Австрии выборы проводятся МВД;

2. Организацией выборов занимаются специальные государственные и иные органы, функции которых связаны только с избирательным процессом. Данный подход применяется для обеспечения большего демократизма выборов, поскольку специально создаваемые органы наделяются независимым статусом и не подчиняются другим органам власти. В Беларуси используется этот второй подход. Специальными органами, которые в нашей стране организуют выборы являются избирательные комиссии. Существует два вида избирательных комиссий:

Ø Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов. Центральная комиссия является государственным органом и формируется в установленном Конституцией порядке: 6 членов Центральной комиссии назначаются Президентом, остальные 6 членов избираются Советом Республики. Всего 12 человек. Председатель Центральной комиссии назначается Президентом с согласия Совета Республики. Сейчас ей является Лидия Ярмошина. Она занимает эту должность с 1996 года. Центральная комиссия возглавляет систему всех действующих избирательных комиссий и является постоянным органом. Центральная комиссия не относится ни к одной из трех ветвей власти и не подчинена и не подотчетна ни одному государственному органу.

Ø Нижестоящие избирательные комиссии.В отличие от Центральной комиссии они создаются каждый раз при проведении конкретных выборов. Нижестоящие избирательные комиссии также не подчинены и не подотчетны другим органам. Существуют следующие разновидности нижестоящих избирательных комиссий:

· Территориальные. Их система основана на административно-территориальном устройстве.

· Окружные. Они действуют на территории избирательных округов.

· Участковые. Они действуют в пределах избирательных участков.

Избирательный участок – это часть избирательного округа, которая создается для непосредственной организации голосования.

Именно на территории избирательного участка находится помещение для голосования.

№ 54. Избирательные комиссии

В мире существует два подхода к организации проведения выборов:

1. Выборы организуются государственными органами, основные функции которых не связаны с выборами. В Италии, Австрии выборы проводятся МВД;

2. Организацией выборов занимаются специальные государственные и иные органы, функции которых связаны только с избирательным процессом. Данный подход применяется для обеспечения большего демократизма выборов, поскольку специально создаваемые органы наделяются независимым статусом и не подчиняются другим органам власти. В Беларуси используется этот второй подход. Специальными органами, которые в нашей стране организуют выборы являются избирательные комиссии. Существует два вида избирательных комиссий:

Ø Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов. Центральная комиссия является государственным органом и формируется в установленном Конституцией порядке: 6 членов Центральной комиссии назначаются Президентом, остальные 6 членов избираются Советом Республики. Всего 12 человек. Председатель Центральной комиссии назначается Президентом с согласия Совета Республики. Сейчас ей является Лидия Ермошина. Она занимает эту должность с 1996 года. Центральная комиссия возглавляет систему всех действующих избирательных комиссий и является постоянным органом. Центральная комиссия не относится ни к одной из трех ветвей власти и не подчинена и не подотчетна ни одному государственному органу.

Ø Нижестоящие избирательные комиссии.В отличие от Центральной комиссии они создаются каждый раз при проведении конкретных выборов. Нижестоящие избирательные комиссии также не подчинены и не подотчетны другим органам. Существуют следующие разновидности нижестоящих избирательных комиссий:

· Территориальные. Их система основана на административно-территориальном устройстве.

· Окружные. Они действуют на территории избирательных округов.

· Участковые. Они действуют в пределах избирательных участков.

Избирательный участок – это часть избирательного округа, которая создается для непосредственной организации голосования.

Именно на территории избирательного участка находится помещение для голосования.

№ 55. Избирательный процесс и его стадии

Избирательный процесс – это процедура деятельности избирательных комиссий, иных органов, кандидатов на государственные должности, их доверенных лиц, избирателей, других субъектов в ходе подготовки и проведения выборов.

Большинство норм конституционно-правового института избирательного права посвящено именно избирательному процессу. Избирательный процесс состоит из целого ряда стадий (этапов), которые последовательно сменяют друг друга:

Назначение выборов

Назначение выборов – это определение конкретной даты голосования.

Хотя основной объем работы по организации выборов выполняют избирательные комиссии, они не имеют права назначать выборы. Это прерогатива высших государственных органов. Существует правило, по которому орган власти не может назначать собственные выборы. Исходя из этого выборы Президента назначаются Палатой представителей, а выборы в Палату представителей, Совет Республики, местные Советы депутатов назначаются Президентом. Согласно Конституции, постановление Палаты представителей о назначении выборов Президента должно быть принято не позднее чем за 5 месяцев до истечения срока полномочий действующего Президента. Полномочия действующего Президента истекают 8 апреля 2011 года, потому что 8 апреля 2006 года он принес присягу, и, в соответствии со статьей 83 Конституции, вступил в должность. Голосование должно быть назначено на дату, чтобы оно состоялось не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий действующего Президента.

Когда прошли выборы и выбран новый Президент, то «старый Президент» продолжает свое правление до инаугурации «нового Президента», который называется вновь избранный Президент. В случае смерти вновь избранного Президента «старый Президент» обязан назначить новые выборы и продолжить править страной. В случае смерти «старого Президента» или обоих Президентов, полномочия временно переходят к Премьер-министру, который должен будет назначить выборы нового Президента.

Наши рекомендации