Политический идеализм в теории международных отношений: иллюзии и реальность
Как уже отмечалось выше, современная международно-политическая наука пронизана борьбой и взаимной критикой различных методологических подходов и теоретических парадигм. Наиболее ожесточенный спор традиционно происходит между сторонниками реалистических (неореалистических) и идеалистических (неолиберальных, неоидеалистических) взглядов на природу и характер международных отношений. Представители конкурирующих парадигм расходятся в ответах на принципиальные вопросы: Кто является главными акторами? Каковы основные проблемы международной теории? Что представляют собой основные процессы в международном обществе? В чем состоят главные результаты международно-политического развития?1
Так, в противоположность сторонникам политического реализма представители идеалистического направления убеждены, что государства – не только не единственные, но и не главные международные акторы. Многие из них, в частности авторы цитируемой ниже книги, считают, что эта роль принадлежит международным организациям (в данном случае межправительственным). Реалисты в числе главных проблем теории и практики международной политики выделяют проблемы реализации и защиты национально-государственных интересов, соперничества и равновесия сил на мировой арене, стратегии достижения и сохранения государственной силы (не в последнюю очередь, в ее военном измерении), заключения и пересмотра межгосударственных союзов в зависимости от изменения геополитической (геостратегической) ситуации и т.п. Идеалисты акцентируют внимание на наличии универсальных, общечеловеческих интересов, ценностей и идеалов, неотъемлемых прав человеческой личности, на необходимости создания всеобъемлющей системы коллективной безопасности в целях их сохранения и защиты. И если политические реалисты настаивают на том, что основные международные процессы представлены конфликтами, то идеалисты говорят о переговорах и сотрудничестве. Наконец, по мнению политических реалистов, неизменность человеческой природы [c.111] и весь опыт международных отношений показывают, что надежды на изменения их характера и создание нового мирового порядка, основанного на законности и соблюдении интересов личности, – не более чем утопия. Идеалисты, напротив, верят в достижения мировой гармонии, избавление человечества от кровопролитных и опустошающих вооруженных конфликтов, в созидательные возможности общечеловеческой нравственности и международного права.
При этом, по замечанию Александра Вендта, идеалистическое направление в международной теории межвоенных лет было весьма сильно оболгано, а сам термин "идеализм", начиная с уничтожающей критики Э. Карра (в книге The Twenty Years of Crisis: 1919–1939, первое издание которой увидело свет в 1939 г.), отождествлялся с умиротворенностью, утопизмом и наивностью, с недостатком "реалистического" взгляда на международные отношения. Такая позиция укоренилась настолько глубоко, что многие современные исследователи международных отношений предпочитают избегать использования этого термина. Тем не менее в последние годы наблюдается не только ужесточение критики в адрес политического реализма, но и явное переосмысление сугубо негативного отношения к положениям реализма2.
Наследуя традиции мыслителей XV в., говоривших о моральном и политическом единстве человеческого рода; гроцианские идеи о возможности и необходимости правового регулирования межгосударственных отношений; кантовскую веру в достижение вечного мира между народами, идеализм в современной международной науке имеет и более близкие идейно-теоретические истоки – утопический социализм, либерализм и пацифизм XIX в. Его основная посылка – убеждение в необходимости и возможности покончить с мировыми войнами и вооруженными конфликтами между государствами путем правового регулирования и демократизации международных отношений, распространения на них норм нравственности и справедливости и создания, таким образом, справедливого международного порядка. Сторонники данного направления убеждены, что мировое сообщество демократических государств при поддержке и давлении со стороны общественного мнения вполне способно улаживать возникающие между его членами конфликты мирным путем, методами правового регулирования, увеличения количества и роли международных организаций, способствующих расширению взаимовыгодного сотрудничества и обмена. Одна из приоритетных тем идеалистического направления – создание системы коллективной [c.112] безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войны как инструмента международной политики. В политической практике идеализм нашел свое воплощение, в частности, в разработанной после Первой мировой войны Президентом США Вудро Вильсоном программы создания Лиги Наций, крах которой и испытание вторым всемирным конфликтом не помешали ведущим государствам мира сформировать Организацию Объединенных Наций, призванную служить делу сохранения всеобщего мира и предупреждения войн.
В научной литературе послевоенных лет одной из наиболее влиятельных работ идеалистического направления стала выдержавшая несколько изданий и опровергающая упрощенные и карикатуризированные представления об идеализме книга американских авторов Греневиля Кларка и Луиса Б. Сона "Достижение всеобщего мира через мировое право". Авторы предлагают план поэтапного разоружения и создания системы коллективной безопасности для всего мира за период 1960–1980 гг. (в цитируемом издании книги этот срок "продлен" до 1985 г.). Основным инструментом преодоления войн и достижения вечного мира между народами должна стать реформированная ООН, действующая на основе измененного и детально разработанного Устава.
Несколько слов об авторах книги. Г. Кларк многие годы (с 1906) был практикующим юристом и общественным деятелем, Л.Б. Сон, эмигрировавший в США в 1939 г. из Польши, являлся признанным специалистом по истории международного права, особенно в вопросах правовых способов достижения мира, применявшихся в прошлом. К моменту работы над книгой, которая продолжалась несколько лет, он преподавал в Школе права Гарвардского университета, где читал, в частности, такие курсы, как "Право Объединенных Наций" и "Проблемы развития мирового порядка".
Совместная работа авторов над книгой началась в 1949 г. Ее первым результатом стал увидевший свет в 1953 г. документ "Мир через разоружение и пересмотр Устава", а в 1958 г. вышло первое издание книги "Достижение всеобщего мира через мировое право". По мнению авторов, ее название подчеркивает постепенно укрепляющееся убеждение в том, что всеобщее и полное разоружение является одним из многих взаимосвязанных и одинаково необходимых элементов мирового порядка, а не всеобъемлющим решением. Основная посылка авторов состоит в том, что, если мир действительно хочет мира, он должен согласиться с необходимостью создания полностью адекватных мировых институтов, при помощи которых можно достигнуть универсального и полного разоружения и осуществлять мировой закон в пределах ограниченной области предотвращения войны. [c.113]
"Это правда, – пишет Кларк в предисловии к книге, – что авторы попытались разработать полный план, реализуя который, можно действительно сохранить подлинный мир – через мировое разоружение. Это правда, что мы верим в наш труд, который появился после многих лет изучения и критического анализа результатов исследований многих сотен квалифицированных специалистов из разных стран. Конечно, было бы самонадеянным утверждать, что мы имеем окончательные ответы на все сложнейшие проблемы... И все же наши предложения выдвинуты в твердом убеждении, что истинный мир через всеобщее разоружение и имеющее необходимую силу мировое право – теперь реальная перспектива, ради которой практический человек трудится с обоснованными надеждами". [c.114]
Примечания
1 См.: Теория международных отношений на рубеже столетий. С. 11–33.
2 Подробнее об этом см.: Вендт А. Четыре социологии международной политики // Международные отношения: социологические подходы / Под ред. П.А. Цыганкова. М., 1998. С. 49; 85–87.
Кларк Г., Сон Л.Б.
Достижение всеобщего мира через мировое право:
два альтернативных плана1
Основные характеристики общего плана
В качестве наиболее важных отличительных черт пересмотренного Устава [ООН] могут быть названы следующие:
1. Членство. Предполагается, что практически все страны мира станут постоянными членами [ООН] до того момента, как исправленный Устав вступит в силу. Причем основой плана является то, что подобные радикальные изменения в мировой политической структуре должны быть одобрены единогласно или почти единогласно, что обеспечит ее продолжительное существование...
Практически план вступит в силу только после того, как активная и постоянная поддержка будет обещана значительным большинством государств, включая 12 наибольших по численности населения: Бразилию, Францию, ФРГ, Индию, Индонезию, Италию, Японию, Пакистан, Китай, Великобританию, СССР...
Вероятность того, что не будет ни одного государства-нечлена, еще более увеличивается при выполнении требования (в соответствии со ст. 2 и 11 Устава), согласно которому государства, не ратифицировавшие измененный Устав, должны тем не менее подчиняться запретам и обязательствам плана по разоружению, принятого абсолютным большинством государств. Данное положение о том, что каждое государство мира должно полностью разоружиться и выполнять план замены международного насилия мировым правом, рассматривается как фундаментальное, поскольку, если хотя бы одно малое государство будет обладать новым оружием массового поражения, возникнут подозрения в возможности военной угрозы, что приведет к расстройству всего плана. [c.115]
Поскольку, согласно предложенному требованию, каждое государство должно независимо от того, является ли оно членом ООН, соблюдать международное право в сфере разоружения и поскольку количество государств-нечленов будет по определению малым, можно предположить, что было бы более легитимно ввести обязательное членство для всех государств мира без исключения...
2. Генеральная Ассамблея. Предлагается радикально изменить полномочия, состав и процедуры голосования в Генеральной Ассамблее...
План предусматривает, что ответственность за осуществление процесса разоружения и поддержание мира будет возложена на собственно Генеральную Ассамблею, для чего Ассамблея наделяется адекватными полномочиями. Эти полномочия будут строго ограничены целями поддержания мира и не будут распространяться на международную торговлю, иммиграцию и подобные вопросы: исключается вмешательство во внутренние дела государств, кроме мер, направленных на соблюдение плана разоружения или предотвращение международного насилия, в случае если ситуация, первоначально рассматриваемая как внутреннее дело, превратилась в серьезную угрозу миру на планете...
В предлагаемом плане при определении представительства принимается во внимание численность населения каждой страны, но признается, что ни одно государство, каким бы большим оно ни было, не может иметь более 30 Представителей, а самое малое государство должно иметь хотя бы одного представителя. Ограничение в 30 представителей обусловлено отчасти тем, что с большим числом представителей скорее всего не согласятся малые государства, если только разница между числом представителей большинства государств и наиболее крупных государств не будет разумной. Кроме того, без ограничения численности представителей Генеральная Ассамблея будет настолько большой, что не сможет решать поставленные задачи. С другой стороны, целью является предоставление права голоса даже самому малому государству...
Как следствие этого, малые государства будут обладать непропорционально большим количеством голосов, но не большим, чем при существующей системе, когда каждое государство имеет один голос...
Что касается метода отбора представителей, то предлагается постепенное введение системы прямых выборов,, например по трехступенчатому плану: а) на первом этапе представители будут избираться национальными законодательными органами стран-участниц; б) на втором этапе по крайней мере половина представителей будет избираться прямым голосованием тех граждан, которые допускаются к голосованию в выборах наибольшего по численности национального законодательного органа власти; в) на третьем этапе все представители будут выбираться [c.116] прямым голосованием. Продолжительность первых двух этапов составит 12 лет каждый (три срока по четыре года каждый для Генеральной Ассамблеи), но могут быть продлены на восемь лет каждый по специальному решению Генеральной Ассамблеи. Прямые выборы всех представителей станут обязательными через 24 года после ратификации измененного Устава и в любом случае не более чем через 40 лет после его вступления в силу...
Предлагаемый срок исполнения обязанностей каждым представителем – четыре года.
Генеральная Ассамблея формирует два постоянных комитета: Постоянный комитет по обеспечению мира и Постоянный комитет по бюджету и финансам. Функции первого комитета состоят в наблюдении за осуществлением и поддержанием процесса разоружения в мире и управлении миротворческими силами ООН. Основные функции второго комитета – представление Генеральной Ассамблее рекомендаций по величине и распределению годового бюджета по всем направлениям деятельности ООН.
В Генеральной Ассамблее должно быть четкое разделение законодательной и рекомендательной власти. Законодательная власть будет заниматься вопросами, прямо связанными с поддержанием мира, а функции рекомендательной власти будут сохранены и даже расширены по сравнению с теми, которые Генеральная Ассамблея выполняет в настоящее время. Как сказано выше, в рамки законодательной власти Генеральной Ассамблеи не будут входить вопросы регулирования международной торговли, иммиграции и т.п. Генеральная Ассамблея не будет обладать правом вмешательства во внутренние дела государств, за исключением вопросов, касающихся поддержания процесса разоружения или в критических ситуациях, когда необходимо предотвратить международное насилие.
Генеральная Ассамблея будет иметь право вырабатывать рекомендации, не обязательные для исполнения, по любым вопросам, имеющим отношение к поддержанию мира и повышению благосостояния населения планеты.
3. Исполнительный Совет. Предлагается упразднить существующий Совет Безопасности и заменить его Исполнительным Советом, состоящим из 17 представителей, избираемых непосредственно Генеральной Ассамблеей. Этот новый и чрезвычайно важный орган будет избираться Ассамблеей, он будет ответственным перед Ассамблеей и сменяться ею; срок деятельности каждого Совета составит четыре года, как и срок деятельности представителей.
Должно быть принято специальное положение, в соответствии с которым крупнейшие государства (Китай, Индия, США, СССР) будут [c.117] обладать правом иметь по одному представителю в Совете; восемь следующих по величине государств (Бразилия, Франция, Западная Германия, Индонезия, Италия, Япония, Пакистан, Великобритания) будут представлены в Совете четырьмя сменяемыми по очереди, причем по два представителя из европейских и неевропейских государств. Девять членов Совета будут избираться Ассамблеей из числа представителей всех остальных стран-участниц и подопечных территорий таким образом, чтобы обеспечить справедливое представительство всех регионов мира и гарантировать каждой стране-участнице, представительство в этом Совете в надлежащее время.
В отличие от процедуры голосования, принятой в Совете Безопасности, когда каждое из пяти государств – постоянных членов может наложить вето на решение непроцедурного вопроса, решения нового Исполнительного Совета по «важным» вопросам (как определено параграфом 2 пересмотренной статьи 27 Устава) будут приниматься положительным голосованием 12 из 17 представителей, состоящих в Совете, причем в это большинство должны входить 8 из 12 представителей стран-участниц, имеющих право на 15 и более представителей в Генеральной Ассамблее, и большинство остальных представителей Совета. Другие решения будут приниматься положительным голосованием 12 участников Совета...
4. Экономический и социальный Совет, Совет по опеке сохранятся, но в расширенном и измененном по сравнению с нынешним виде, что будет обеспечено более широким и сбалансированным представительством.
Экономический и социальный Совет будет состоять не из 18, как сейчас, а 24 представителей, избираемых на четыре года Генеральной Ассамблеей из числа всех представителей...
Как и Исполнительный Совет, эти два совета будут напрямую ответственны перед Генеральной Ассамблеей. Круг их обязанностей будет расширен, и большая польза от их деятельности будет достигнута благодаря увеличению фондов этих советов, получаемых и распределяемых в соответствии с новыми правилами.
5. Процесс разоружения предусматривает «переходный период» продолжительностью один год после вступления в силу нового Устава. В течение этого времени будет избрана Генеральная Ассамблея, которая изберет Исполнительный Совет, а последний назначит членов первой Инспекционной комиссии, утверждаемых Ассамблеей. На следующем этапе план предполагает двухлетнюю подготовительную стадию, в течение которой будет произведен учет всех существующих вооружений, организована Инспекционная комиссия и реализованы некоторые другие мероприятия. Наконец, предусматривается непосредственный [c.118] этап разоружения длительностью 10 лет, когда будет произведено постепенное пропорциональное сокращение всех национальных сил и вооружений по 10% в год. Генеральная Ассамблея может уменьшить 10-летний период до семи лет или увеличить его при определенных обстоятельствах.
Инспекционная комиссия из пяти членов будут назначаться, как уже указывалось, Исполнительным Советом на четыре года и утверждаться Генеральной Ассамблеей, причем ни один из членов Комиссии не может быть гражданином стран-участниц, имеющих 15 представителей и более в Генеральной Ассамблее, и все члены должны быть гражданами разных государств. Исполнительным главой Инспекционной Службы будет Генеральный инспектор, назначаемый на шесть лет и снимаемый с должности решением Инспекционной комиссии и утверждаемый Исполнительным Советом. Общее руководство Инспекционной комиссией, включая право давать распоряжения Комиссии и снимать с должности любого члена Комиссии, будет осуществлять Исполнительный совет.
Персонал Инспекционной Службы – инспекторы должны быть компетентными и порядочными и преданными делу ООН. Этому будут способствовать такие меры, как ограничение числа граждан из одной страны-участницы, непосредственно выполняющих задачи Комиссии, – не более 4% числа всех инспекторов; набор инспекторов Службы из самых разных стран; запрещение следовать инструкциям какого-либо правительства или администрации за исключением ООН; официальное заявление от каждого инспектора об исполнении ими своих обязанностей беспристрастно и добросовестно. Всему персоналу Службы будет гарантировано адекватное денежное вознаграждение, денежная помощь и пенсионное обеспечение, свободное от налогообложения.
Кроме того, в обязанность Постоянного комитета по укреплению мира Генеральной Ассамблеи будет вменено наблюдение за исполнением Инспекционной комиссией своих задач, а также за тем, как Исполнительный Совет использует свои полномочия при руководстве Комиссией; Постоянный комитет имеет право расследовать нарушения в ее работе и докладывать результаты напрямую Генеральной Ассамблее.
Процесс разоружения на этапе разоружения будет контролировать Инспекционная комиссия, которая будет докладывать Исполнительному Совету о том, насколько успешно было произведено сокращение вооружений каждым из государств. Генеральная Ассамблея на основании консультаций с Советом может приостановить процесс разоружения на Шесть месяцев, если сочтет неудовлетворительным выполнение плана разоружения на предыдущем этапе. После первых четырех лет [c.119] реализации плана Ассамблея имеет право сократить вдвое оставшиеся по плану шесть лет с целью завершить полное разоружение за семь лет, начиная с этапа непосредственно разоружения.
В современном мире новейших вооружений огромной разрушительной силы даже малое государство может стать угрозой всему миру. Поэтому система разоружения должна включать все государства мира, независимо от того, являются ли они членами ООН или нет, и предлагаемый план содержит соответствующие положения...
План разоружения предполагает одновременное исполнение его всеми государствами мира. Очевидно, что ни одно государство не будет проводить процесс разоружения добровольно или быстрее других, поэтому необходимы контрольные меры, гарантирующие, что ни одно государство не будет поставлено в менее выгодные условия по сравнению с другими государствами из-за того, что не все участники одновременно включатся в процесс разоружения. Для этого Инспекционной комиссии будет поручено не просто составлять ежегодный план разоружения для каждого государства, но следить за соблюдением этого плана и обеспечить его одновременное выполнение.
План разоружения должен предусматривать пропорциональное сокращение вооружения всеми государствами. Ежегодное сокращение вооружений должно быть одинаковым для всех государств: ни одно государство не должно быть лишено своей военной мощи, когда другие государства сохраняют свой военный потенциал. Так, государство, обладающее ядерным оружием, не должно полностью лишиться его, когда другие государства сохраняют значительный потенциал своих наступательных вооружений. Соответственно от государства нельзя требовать уничтожения баллистических ракет, в то время как другие страны сохранят свои бомбардировщики...
Наиболее справедливое и безопасное сокращение вооружений достигается при условии, что каждое государство будет сокращать свои вооруженные силы не только в одинаковой пропорции по роду войск (сухопутные, морские, воздушные), но и в одинаковой пропорции в каждом роде войск. Более того, принцип пропорционального сокращения должен быть применен к войскам, дислоцированным и внутри страны, и за рубежом.
Справедливость и безопасность разоружения требуют одинаково пропорциональных сокращений каждого из основных видов вооружений и заводов по их производству. Должны быть проведены одинаково пропорциональные сокращения производства различных видов вооружений; например, при наличии управляемых и баллистических ракет следует предусмотреть отдельные сокращения производства ракет малого, среднего и дальнего радиусов действия. [c.120]
С учетом этих соображений план разоружения должен включать детальные положения относительно пропорционального сокращения не только персонала всех родов войск, но и основных компонентов – вооружений.
План разоружения предполагает создание Службы по атомной энергии ООН. Эта служба будет выполнять функции двух видов: а) помощь Инспекционной службе в наблюдении за возможным скрытием ядерных материалов с целью последующего военного применения; б) содействие общемировому использованию ядерных ресурсов в мирных целях. Эта новая служба, располагая большими возможностями, чем учрежденное в 1956 г. Международное агентство по атомной энергии, унаследует персонал и функции Агентства...
План разоружений предусматривает создание совершенно нового органа, ставшего обязательным из-за недавних выходов человека в космическое пространство, вероятно, большего присутствия человека в космосе в будущем, – Агентства по космическому пространству ООН. Это Агентство должно обеспечивать наблюдение за тем, чтобы космическое пространство использовалось только в мирных целях, и содействовать проведению исследований и использованию космоса на пользу всему человечеству, а не одного или нескольких государств.
Управление и контроль за деятельностью Агентства по космическому пространству... будет осуществлять Комиссия по космическому пространству ООН. Эта Комиссия, подобно Инспекционной комиссии и Комиссии по атомной энергии, будет состоять из пяти членов, назначаемых на пятилетний срок Исполнительным Советом и утверждаемых Генеральной Ассамблеей. Смещение членов Комиссии может производиться по решению Исполнительного Совета.
Руководить Агентством по космическому пространству будет Исполнительный директор.
Этот детально разработанный план всеобщего и полного разоружения будет высокоэффективным и обеспечит безопасность, если предлагаемая система инспектирования и контроля сможет гарантировать невозможность тайного сохранения или производства вооружений... Необходимо, чтобы обладающая значительной властью Всемирная полиция была всегда готова преследовать и подавлять любые попытки международного насилия.
Когда все национальные вооружения будут уничтожены, гарантии безопасности предоставят высокоорганизованная инспекционная служба и высокоэффективная принудительная сила. Именно эффект совместного действия обеих служб позволит раз и навсегда отказаться от всех национальных вооруженных сил. [c.121]
6. Силы Всемирной полиции. План вырабатывался на основе следующего положения: ни одно, даже самое серьезное соглашение и самая тщательно продуманная инспекционная система или эти два условия вместе не смогут полностью гарантировать, что каждое государство всегда будет выполнять план полного разоружения и придерживаться соответствующих принципов не применять насилие при любых обстоятельствах. Более того, необходимо признать, что и при полном уничтожении всех военных вооружений будут существовать значительные, хотя четко ограниченные и легко вооруженные внутренние силы полиции. В отсутствие хорошо дисциплинированной и вооруженной Всемирной полиции силы национальной полиции, дополняемые гражданами, вооруженными разрешенным в стране оружием, могут представлять значительную угрозу соседнему государству.
И если полицейские силы необходимы для поддержания закона и порядка в каждом государстве или в рамках содружества государств, то схожие силы будут необходимы для того, чтобы гарантировать соблюдение плана полного разоружения каждой страной, а также останавливать и подавлять любые попытки международного насилия. Поэтому разработаны детальные положения в отношении сил всемирной полиции – Миротворческих сил ООН, которые организует и будет содержать ООН. После завершения процесса разоружения Миротворческие силы будут единственной разрешенной военной силой во всем мире. Они будут созданы на этапе разоружения, и после расформирования последней национальной воинской части организация Миротворческих сил будет полностью завершена.
Миротворческие силы будут состоять из постоянной профессиональной части и резерва, где будут служить исключительно добровольцы, кроме чрезвычайных ситуаций.
Численность постоянных профессиональных частей от 200 000 до 600 000 человек будет ежегодно определяться Генеральной Ассамблеей. Предполагаемый срок службы персонала – не менее 4 лет, но не более 8 лет, причем возможен повторный найм ограниченного числа высококвалифицированных служащих, что также будет определять Генеральная Ассамблея.
Контингент постоянных профессиональных частей будет дислоцирован по всему миру так, чтобы, с одной стороны, не создавалось нецелесообразной концентрации в каком-либо отдельном государстве или регионе, а с другой – чтобы в случае необходимости обеспечивались немедленные действия по поддержанию мира. При этом постоянные части должны базироваться на военных базах ООН, расположенных по всему миру таким образом, чтобы Миротворческие силы по указанию Генеральной Ассамблеи (или в некоторых случаях – Исполнительного Совета) [c.122] в случае необходимости могли немедленно выполнять действия по предотвращению или подавлению международного насилия. Ни одна из военных баз ООН не должна размещаться на территории какого-либо из 12 крупнейших государств, имеющих право на 15 представителей и более в Генеральной Ассамблее. Все территории, находящиеся за пределами 12 крупнейших государств, решением Генеральной Ассамблеи будут разделены на 11–20 регионов. В целях более правильного распределения постоянных частей ООН между этими регионами следует ввести ограничение, согласно которому не менее 5% и не более 10% общей численности постоянных частей будут дислоцированы в одном регионе, за исключением случаев, когда Миротворческие силы выполняют свои обязанности по поддержанию мира.
Для обеспечения максимально возможной безопасности военные подразделения постоянных частей ООН должны располагаться преимущественно на островах, полуостровах или других легко обороняемых территориях.
Предмет особой заботы – мобильность постоянных частей: дислоцированные по всему миру военные части должны немедленно собираться в значительную силу в случае серьезной угрозы международного насилия и серьезных нарушений власти международной организации.
Предполагается, что Миротворческие силы ООН будут регулярно снабжаться наиболее современным оружием и оборудованием. Исключение составляет биологическое, химическое и другое оружие массового поражения, которое будет запрещено. Ядерное оружие может применяться только в исключительных обстоятельствах, предусмотренных особыми положениями.
Непосредственное руководство Миротворческими силами будет доверено Комитету по военным кадрам, состоящему из пяти членов – граждан небольших государств, имеющих право менее чем на 15 представителей в Генеральной Ассамблее. При этом деятельность Комитета по военным кадрам всегда будет контролироваться гражданскими властями – Исполнительным Советом.
Однако даже при четко сформулированных ограничениях есть некоторая опасность использования Миротворческих сил не по основному назначению, [c.123] точно так же как есть некоторая вероятность нарушения процесса разоружения. Но полное разоружение в отдельных государствах и укрепление мира связано с определенным риском. Наша задача – свести его к минимуму. Для этого мы предлагаем, с одной стороны, создать настолько сильную полицию, чтобы она была способна охранять мир, а с другой – детально разработать меры контроля и ограничения; это даст полную гарантию, что сила не будет применена не по назначению.
Однако какое-то время сохранится подозрение, что при самой эффективной инспекционной системе отдельное государство или несколько государств смогут скрыть или начать производить запрещенные вооружения. Поэтому, чтобы обеспечить гарантии всеобщего и полного разоружения, необходимо построить Миротворческие силы такой мощи, которые позволят предотвратить или подавить любое международное насилие. Мы твердо уверены, что мировое разоружение невозможно на менее серьезных условиях, в то же время абсолютно очевидно, что без полного разоружения всеобщий мир недостижим. Мы убеждены, что мощные и хорошо вооруженные Миротворческие силы являются частью платы за мир и чем быстрее человечество поймет и примет это, тем будет лучше для всех народов.
7. Судебная и примирительная системы. При разработке данной системы особое внимание уделялось двум основным видам международных споров: 1) когда стороны можно примирить, применяя юридические процедуры; 2) когда споры не могут быть разрешены на основе юридических процедур.
Для решения международных споров первого вида предлагается дать полномочия Генеральной Ассамблее направлять дела по любому подобному спору в Международный суд, если Ассамблея сочтет, что длительное судебное рассмотрение не угрожает миру. В случае подобного направления дела, Суд должен в обязательном порядке вынести решения по делу, даже если одна из сторон отказалась предстать перед судом.
В компетенцию Международного суда входят также вопросы, относящиеся к трактовке измененного Устава, и вопросы, связанные с оценкой правомочности статей данного Устава. Кроме того, Суд будет в обязательном порядке рассматривать некоторые другие споры, например споры относительно трактовки мирных договоров и других международных соглашений, относительно действенности подобных соглашений, если они вступили в противоречие с измененным Уставом.
Укреплению независимости Международного суда при условии расширения его полномочий будет способствовать пожизненное пребывание в должности 15 судей в отличие от девятилетнего срока, предусмотренного действующим положением о Международном суде. Снятие судьи с должности возможно только по единогласному решению всех судей в следующих случаях: если судья не может далее исполнять свои обязанности в полной мере или если он прекратил выполнять свои профессиональные обязанности, предусмотренные пребыванием в этой должности. Если сейчас судьи избираются совместным решением Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, то в предлагаемом настоящем плане – только решением Генеральной Ассамблеи, [c.124] из списка кандидатов, подготовленного Исполнительным Советом на основе предложений, внесенных высшими судами государств, входящих в ООН, национальными и международными ассоциациями юристов-международников и профессоров международного права. Совет должен будет представить по три кандидатуры на каждый пост.
Для исполнения решения Международного суда Генеральная Ассамблея (в некоторых особых обстоятельствах – Исполнительный Совет) должна обладать правом ввести экономические санкции, а в исключительном случае – Миротворческие силы ООН. Тем не менее любое введение подобных мер будет ограничено демонстрацией воздушной или морской силы, если этого будет достаточно, непосредственно военные операции против неподчиняющегося государства будут проводиться только в случае крайней необходимости.
Для решения основных международных споров второго вида, т.е. споров, которые невозможно решить юридическим путем, предлагается создать новый трибунал – Мировой трибунал справедливости, обладающий максимально возможным престижем. Трибунал будет состоять из 15 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей в соответствии с процедурой, позволяющей выбрать таких судей, чья репутация, опыт и характер гарантируют объективность и широту суждений. При этом членами Трибунала не могут быть два гражданина одного и того же государства; кроме того, по крайней мере 10 из 15 членов Трибунала должны иметь профессиональный стаж более 20 лет, например в качестве судей, профессоров права и т.п. Генеральная Ассамблея будет ограничена в выборе кандидатов списком лиц, предложенным государствами-участниками по рекомендации комиссий всех государств и включающим в себя представителей юридических трибуналов или юридических ассоциаций и представителей ведущих академических, экономических и религиозных организаций. Чтобы гарантировать справедливое представительство всех основных регионов мира, Генеральная Ассамблея будет принимать во внимание географическое распределение членов Трибунала.
В целях обеспечения независимости членов Мирового трибунала справедливости они будут избираться пожизненно. Отстранение от Должности будет предметом специального рассмотрения и произойдет, если по единогласному мнению коллег данный член Трибунала не в состоянии продолжать исполнение своих обязанностей или он прекратил исполнение своих обязанностей.
При обычных обстоятельствах Мировой трибунал справедливости может принимать только рекомендации, но не обязательные для исполнения решения, за исключением случаев согласия обеих конфликтующих сторон. Вместе с тем предусматривается следующее положение: [c.125] если Генеральная Ассамблея большинством голосов, т.е. 3/4 всех представителей (включая 2/3 представителей 12 крупнейших государств), принимает решение, согласно которому реализация рекомендаций Трибунала существенна и важна для поддержания мира, они могут быть приведены в исполнение теми же способами, что и решения Международного суда.
Цель этого важного положения – дополнительные меры урегулирования неюридических международных споров (кроме переговоров, согласительных процедур и при согласии сторон передать дела в арбитражный суд), проводимые справедливым международным органом, рекомендации которого в чрезвычайных обстоятельствах, составляющих угрозу миру, могут принимать силу закона.
После утверждения этих предложений по решению юридических и неюридических споров следует создать мировые институты, в которые для разрешения спора, угрожающего миру, сможет обратиться любое государство с просьбой выработать меры по окончательному мирному урегулированию. Мир не будет так беспомощен, как сейчас, без адекватных мирных механизмов урегулирования опасных споров между государствами.
Судебное разбирательство по делу отдельных граждан, обвиняемых в нарушении процесса разоружения, предусмотренных Уставом, или в других нарушениях Устава или законов, принятых Генеральной Ассамблеей, а также меры предосторожностей против возможного превышения власти каким-либо из органов или официальных лиц ООН будут осуществляться региональными судами ООН, подчиняющимися Международному суду и в части своего функционирования, и в части принятых решений. Предлагается создать 20–40 подобных региональных судов, в юрисдикцию которых будут входить регионы, определенные Генеральной Ассамблеей...
В дополнение к этим юридическим институтам предполагается создать Мировой совет по примирению, который должен быть доступен для любого государства и в который может обратиться Генеральная Ассамблея для урегулирования любых международных споров или разрешения ситуаций, угрожающих миру. Функции этого нового Совета будут состоять только в посредничестве и примирении, если Совету не удалось привести государства к добровольному соглашению, дело передается в Международный суд или Мировой трибунал справедливости в зависимости от предмета спора...
8. Приведение судебных решений в исполнение и меры предохранения и наказания. План предлагает несколько мер по приведению в исполнение судебных решений, включая обвинительные решения, вынесенные региональными судами ООН в отношении граждан, [c.126]ответственных за нарушение положений процесса разоружения. В помощь Инспекционной службе в обнаружении и пресечении подобных нарушений предлагается создать гражданскую полицию ООН численностью до 10 000 человек, находящуюся в непосредственном ведении Генерального прокурора ООН, назначаемого Исполнительным Советом и утверждаемого Генеральной Ассамблеей. Генеральный прокурор будет ответствен за руководство гражданской полицией, заключение соглашений с исполнительными органами государств по оказанию помощи в задержании граждан, обвиняемых в нарушениях нового Устава ООН, законов и регламентирующих норм, и граждан, которые должны предстать перед судом. В каждом региональном суде предусматривается должность помощника Генерального прокурора ООН.
Если в серьезном нарушении нового Устава или любого другого закона и регламентирующих норм, предусмотренных законом, признано виновным прямо или косвенно национальное правительство какого-либо государства, Генеральная Ассамблея может ввести экономические санкции в отношении государства-нарушителя. В чрезвычайной ситуации Генеральная Ассамблея (а при крайней необходимости Исполнительный Совет с последующим подтверждением решения Генеральной Ассамблеей) будет иметь право приводить в действие Миротворческие силы ООН.
9. Мировое развитие. План предусматривает... создание Администрации по мировому развитию, в функции которой будут входить содействие экономическому и социальному развитию неразвитых регионов планеты, в первую очередь путем реализации программ финансовой поддержки и беспроцентные кредиты. Руководство деятельностью Администрации будет осуществлять Комиссия по мировому развитию, пять членов которой будут избираться Экономическим социальным советом с учетом географического распределения и утверждаться Генеральной Ассамблеей.
Деятельностью Комиссии по мировому развитию будет руководить Экономический и социальный совет, который будет наделен правами определять спектр задач и целей комиссии.
10. Система доходов ООН. Было бы абсолютно бесполезно создавать новые институты (включая Миротворческие силы ООН, Инспекционную службу, Администрацию по мировому развитию, Службу по атомной энергии, Космическое агентство, Мировой трибунал справедливости и Мировой совет по примирению), призванные претворить в жизнь план разоружения, если не предусмотреть детально спланированную систему достаточной и надежной финансовой поддержки. Естественно, подобная система должна предоставлять финансовую поддержку уже существующим органам и институтам ООН, которые [c.127] продолжат свое существование и даже расширят свои полномочия и функции. К ним относятся измененная Генеральная Ассамблея, усиленный Международный суд, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Секретариат и другие специальные службы, входящие в состав ООН...
Согласно положению о формировании доходов каждое государство – член ООН будет перечислять в бюджет ООН определенную часть налогов, собираемых им в соответствии с национальным законодательством. Каждое государство должно предпринимать все административные меры для сбора налогов, предназначенных для ООН. Налоги должны выплачиваться напрямую в фискальный офис ООН в каждом государстве. Тогда отпадет необходимость в создании дополнительного бюрократического аппарата ООН.
Кроме того, максимальный ежегодный взнос будет ограничен 2% ВНП (общая стоимость всех произведенных товаров и услуг), что определяет Постоянный комитет по бюджету и финансам Генеральной Ассамблеи.
Генеральная Ассамблея будет ежегодно утверждать бюджет ООН, покрывающий расходы на все действия ООН и зависящий от сумм, перечисленных каждым государством-членом, т.е. налогоплательщиками. Эти суммы будут определяться по величине годового ВНП, который подлежит одинаковому подушевому вычитанию из не менее 50% и не более чем 90% среднего подушевого продукта 10 государств-членов, имеющих наименьшие подушевые доходы. В дальнейшем ежегодные взносы государств-членов будут ограничены величиной 2,5% ВНП.
В дополнение к ежегодным взносам ООН может брать кредит, причем общий долг ООН на любой год (за исключением чрезвычайных и особо тяжелых обстоятельств) не может превышать 5% валового всемирного продукта за этот год...
11. Привилегии и иммунитет. Для успешного функционирования ООН по поддержанию мира необходим контингент высокоморальных служащих. Поэтому кажется разумным не просто законодательно закрепить привилегии и иммунитет ООН как организации, но и права и привилегии персонала ООН.
12. Билль о правах... имеет две основные цели: а) подчеркнуть ограниченный масштаб изменений ООН путем точно оговоренного сохранения за государствами – членами ООН и их населением всех прав, непередаваемых прямо или косвенно; б) гарантировать, что ООН ни в какой мере не нарушит основные права граждан...
При этом предполагаются: гарантии права на справедливый суд для любого лица, обвиняемого в нарушении нового Устава, законов и регламентирующих норм, к нему относящихся; гарантии, обеспечивающие [c.128] невозможность привлечения лица к уголовной ответственности за одно и то же преступление; запрещение каких-либо законов пост-фактум, а именно: против принятия любого закона, предусматривающего наказание за действия, ранее не рассматриваемые как криминальные.
Кроме того, предусматриваются положения против излишнего поручительства и любого особо жестокого или необычного наказания, включая чрезмерные штрафы; смертная казнь будет запрещена отдельным положением. Дополнительное положение гарантирует защиту против необоснованного ареста каждому лицу, задержанному за нарушение нового Устава или закона, задержанный может безотлагательно предстать перед соответствующим региональным трибуналом ООН для определения правомерности задержания.
В Билле будет указано, что ООН не будет вмешиваться в личную жизнь граждан, нарушать свободу вероисповедания, свободу слова, печати и выражения в любых других формах; свободу ассоциаций и собраний; свободу подачи петиции.
Будут предприняты усилия по защите основных гражданских прав, которые, возможно, могут быть нарушены ООН...
13. Ратификация. Предлагаются следующие требования в отношении ратификации нового Устава: а) Устав ратифицируется не менее 5/6 всех государств мира, включая 12 крупнейших государств; общая численность населения стран, ратифицировавших Устав, должна составлять 5/6 всего мирового населения; б) ратификация каждым государством должна производиться в соответствии с законодательными [c.129] процедурами этого государства...
14. Поправки. Предлагаемые требования к процедуре принятия поправок к измененному Уставу почти такие же строгие, как и требования к его ратификации. Любые поправки подлежат ратификации после ее утверждения 2/3 голосов всех представителей Генеральной Ассамблеи вне зависимости от присутствия или голосования, или 2/3 голосов Генеральной конференции, собранной в этих целях. Для того чтобы поправка вступила в силу, необходима ратификация 4/5 государств-членов, включая 3/4 голосов 12 крупнейших государств, имеющих право на 15 и более представителей в Генеральной Ассамблее.
15. Органы и службы, продолжающие действовать. Необходимо подчеркнуть, что основное намерение измененного Устава – не ослабление существующих органов и служб ООН, а их сохранение и укрепление. Так, Генеральная Ассамблея будет иметь значительно большие полномочия, реализуемые в результате полной ответственности за управление процессом укрепления мира, новой системы представительства и голосования и благодаря новой, хотя и ограниченной законодательной власти.
Совет Безопасности будет распущен, но его функции будет выполнять не обладающий правом вето Исполнительный Совет, избираемый и ответственный перед Генеральной Ассамблеей. Экономический и социальный совет и Совет по опеке останутся, но с существенными изменениями в своем составе и функциях при значительно большей финансовой поддержке в соответствии с новой системой доходов. Международный суд продолжит функционирование со значительно расширенной юрисдикцией и полномочиями. Что касается других органов, таких, как ФАО, ЮНЕСКО, МОТ и МОЗ, положения не только предусматривают их сохранение, но и предоставляют возможности расширения сферы их деятельности... [c.130]
Примечания
1 Оригинал: Clark G., Sohn B. World Peace Through World Law: Two Alternative Plans. 3 Ed. enlarged. Cambridge, Massachusetts: Harvard Univ. Press, 1966. P. XVII–LII (перевод А.В. Левашовой).
Цыганков П.А.