Классические философско-исторические концепции
1. Концепция культурно-исторических типов русского историка Н. Данилевского, которые «нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают», совершая тем самым замкнутый цикл развития.
Выделяя в развитии человечества десять культурно-исторических типовкак относительно самостоятельные цивилизации, Н. Данилевский отмечает, что для каждого из них характерны единый язык общения, разнообразие этнографического материала, политическая независимость и способность к духовному развитию. Различает же их приоритет ценностных ориентаций: у древних греков – искусство, у римлян – право и политическая организация общества и т. д.
Перспективы славянской цивилизации оцениваются оптимистически, среди ценностных приоритетов выделяется приоритет справедливого устройства общественной жизни.
2. Концепция «морфологии культуры» немецкого философа и культуролога начала ХХ в. О. Шпенглера, который также признает близость истории общества природной истории, стремясь выявить специфику души культуры, составляющей высший этап общественного развития.
Говоря о существовании восьми великих культур в истории человечества, каждая из которых самоценна, О. Шпенглер обращает специальное внимание на западную культуру, которая с переходом западноевропейского общества на путь индустриального развития утрачивает творческий порыв и вступает в этап цивилизации – угасания культуры и господства материально-прагматических ценностей.
3. Концепция локальных цивилизаций английского историка А. Тойнби. Основными этапами социодинамики являются:
· возникновение;
· рост;
· надлом;
· распад.
Выделяет в истории человечества 37 цивилизаций, исследует 21 и отмечает среди оставшихся в современном мире 5. А. Тойнби ставит вопрос о причинах их возникновения, развития и гибели.
Они состоят в действии двух механизмов:
1) механизм «Вызова-и-Ответа», означающий реакцию сообщества на внешние воздействия географической среды и других сообществ;
2) механизм «Ухода-и-Возврата» регулирует характер отношений между придающим импульс развитию общества творческим меньшинством (элитой) и обладающим способностью к подражанию (мимесису) и ассимиляции новаций большинством населения.
Распад локальной цивилизации происходит тогда, когда отсутствует достаточный Ответ на Вызов и когда творческое меньшинство, время от времени уходящее с позиций лидера «в тень» для восстановления сил, больше не возвращается, а его место занимает «подражающее большинство».
Линейные интерпретации истории представлены в двух основных моделях, получивших названия «регрессизма» и «прогрессизма».
Общимдля них является констатация очевидной направленности и поступательности социально-культурного развития общества, различным – вектор этой направленности и характер смены качественных состояний социодинамики.
Прогресс – последовательное совершенствование общественной жизни и ее переход к более высокому качественному состоянию («восходящее» развитие).
Регресс – последовательное ухудшение состояния и деструкция форм организации общества («нисходящее» развитие).
Регрессизмв интерпретации развития общества появляется в древнем мире и выражает настроения, характерные для эпохи разложения родовых отношений и перехода к новому обществу периода цивилизации.
Ностальгическими настроениями пронизаны:
· концепция «возврата имен» древнекитайского философа Конфуция (VI–V вв. до н. э.);
· широко распространенные в древней Греции представления о минувшем «золотомвеке» у древнегреческого поэта Гесиода (VIII–VII вв. до н. э.);
· религиозно-богословские представления иудаизма и христианства (эсхатологии–учении о грядущем конце истории и финальной судьбе мира);
· воззрения французского философа-просветителя ХVIII в. Ж.-Ж. Руссо, который усмотрел в развитии культуры регресс человеческой свободы, составляющей главное достояние личности (если «естественное состояние» древнейшего человека характеризуется максимальной свободой, то в последующем он вынужден подчиняться все более набирающим мощь принудительным социокультурным нормам поведения);
· идейные течения экологического пессимизма, технократического антиутопизма, религиозно-сектантского финализма.
Прогрессизмоформляется в «век Просвещения» (ХVIII в.), полный надежд на всесилие разума и могущество преобразовательных возможностей человека, наделенного способностью познания природы и общества.
Рост знаний о мире породил идею социального прогресса:
· французский философ А.Тюрго («вся масса человеческого рода, переживая попеременно спокойствия и волнения, счастливые времена и годины бедствий, всегда шествует, хотя и медленными шагами, ко все большему совершенству»);
· французский просветитель Ж. Кондорсе дал наиболее полную прогрессистскую концепцию в философии истории ХVIII в., выделил десять последовательно сменяющих друг друга исторических эпох – от племенной организации человечества до эры долгожданного «действительного совершенствования человека», также связывал прогресс с развитием наук и человеческого разума;
· И. Кант, принимая идею прогресса, соотносит ее с «тайным планом природы в отношении человечества» и совершенствованием правовых, и особенно моральных, устоев общества;
· Г. Гегель, обусловливая закономерное развитие общества как сферы инобытия Абсолютной Идеи мировой разумностью, говорит о спиралевидной форме развития, в которой преемственно связанные и незамкнутые витки спирали образуют траекторию социального прогресса – действует «крот истории», придающий ей закономерный и направленный характер, критерием прогресса служит развитие свободы;
· марксистская интерпретация исторического процесса как закономерной смены типов общественно-экономической формации (в структуру формации входят все существующие в данном обществе социальные отношения, характерные для него формы быта, семьи и образа жизни, ее основу составляет определенный способ производства, а в нем – производственные отношения и производительные силы; конфликт между ними, вызванный катастрофическим отставанием первых от вторых, ведет к смене способа производства и типа формации, а так как в организации общественного производства прогресс очевиден, то можно говорить и о прогрессе общества в целом).
В концепции К. Маркса отчетливо присутствует идея социального прогресса. Маркс как приверженец диалектики разделяет спиралевидную форму развития, сохраняя во взглядах на мировое сообщество верность прогрессивной направленности его развития.
Нелинейные интерпретации истории (постмодернистская концепция «постистории»):
· отстаивание множественности равноправных и самоценных форм общественной жизни;
· акцентирование внимания на плюралистичности и вариативности исторического процесса;
· подчеркивании роли социально-культурных альтернатив в истории;
· противоречивости развития общества.
Возникают концепции:
· «пределов роста» (Дж. Форрестер, Д. Медоуз);
· «конфликта цивилизаций» (С. Хантингтон);
· «золотого миллиарда»;
· «конца истории» (Ф. Фукуяма).
Цивилизационно-стадиальная модель линейной интерпретации истории:
· концепция постиндустриального (Д. Белл, А. Турен);
· концепция информационного общества (Е. Масуда, О. Тоффлер).
Отсюда прогрессивная преемственность в концепциях постиндустриального общества трех стадий – доиндустриальной(традиционной, аграрной), индустриальной(промышленной, техногенной) и постиндустриальнойцивилизаций, а в концепциях информационного общества(О. Тоффлер) трех «волн истории» – аграрной, промышленной и информационной.
Термин «цивилизация» (лат. сivilis – гражданский, государственный) чаще всего употребляется в следующих значениях:
1) как синоним культуры (А. Тойнби);
2) как определенная стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся их деградацией и упадком (О. Шпенглер);
3) как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
Понятие цивилизации легло в основу цивилизационного подхода к анализу социодинамики.
Его сущность заключается в построении такой типологии общественных систем, при которой периоды развития социума анализируются на основе выделения качественно различающихся между собой технико-технологических условий развития, социально-этнических и социально-психологических особенностей тех или иных регионов планеты.
Типология цивилизаций:
· восточная;
· западная.
Западная цивилизация характеризуется целенаправленным стилем мышления, ориентированным на конкретный результат деятельности и эффективность социальных технологий, на изменение мира и самого человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами.
Европейская цивилизация при соприкосновении с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии, при этом часто проявляется нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым.
Научная мысль Запада всегда была обращена на познание и преобразование мира, что проявлялось в ее повышенном внимании к естествознанию, фундаментальным исследованиям.
Для Западной Европы свойственна установка на инновационный путь развития, который предполагает сознательное вмешательство людей в общественные процессы, культивирование таких интенсивных факторов развития, как наука и техника.
В политической сфере западной цивилизации присущи гарантии частной собственности и гражданских прав личности как стимула к инновациям и творческой активности, стремление к установлению гармонии общества и государства, к формированию институтов гражданского общества.
Восточная цивилизация определяется как традиционалистская, при этом обращается внимание на социально-политические и духовные особенности данного региона.
Отмечается господство авторитарно-административной системы, характеризующейся деспотической формой правления, высокой степенью зависимости людей от властвующих структур и институтов. Данные обстоятельства определяют научные и духовные ориентации восточной цивилизации.
Развитие научных знаний характеризовалось не столько ростом теоретических компонентов, сколько формированием практических, рецептурных приемов деятельности, неотъемлемых от индивидуального опыта исследователя.
В познании господствовал не логический, а интуитивный метод, что предполагало ненужность строгого понятийного языка. Высшей целью науки считалась трактовка трудов древних мыслителей, при которой демонстрировались идейная привязанность к классическим авторитетам. Доминировал художественно-образный стиль мышления с его интуитивностью и эмоциональной окрашенностью. Это придавало большую значимость процедуре интерпретации, а не выработке механизмов обоснования накопленных знаний и опыта.
Приведем типологию цивилизаций, которая в качестве критерия выделения этапов цивилизационной динамики рассматривает развитие материально-производственных технологий и связанных с ними социально-политических и духовных отношений (Р. Арон, У. Ростоу, О.Тоффлер):
· доиндустриальный;
· индустриальный;
· постиндустриальный периоды развития человечества.
Доиндустриальное общество называют аграрным, традиционным, ему присуща ориентация на аграрный сектор экономики и хозяйства. В данном обществе господствует:
· натуральное хозяйство;
· сословная иерархия;
· нединамичность социальных изменений;
· традиционность, регламентирующая жизнь социума;
· инновационные технологии выглядят скорее как исключение из правил.
Возникновение индустриальной цивилизации связано с переходом к промышленно развитому обществу, где господствует массовое рыночное производство. Оно предполагает:
· создание крупной машинной промышленности;
· переход к фабричной организации труда;
· рост его производительности;
· «размывается» аграрный сектор;
· начинает доминировать промышленное производство;
· активизируются процессы урбанизации;
· наука становится системообразующим фактором общества;
· научно-технический прогресс определяет возможности и перспективы социального прогресса;
· изменение места и роли человека в обществе;
· формирование буржуазно-демократического строя;
· провозглашение равных гражданских прав;
· нарастание демократических тенденций в социально-политической сфере.
Постиндустриальная цивилизация:
· доминирует «третий сектор» – сектор сферы услуг;
· ведущую роль приобретают наука, образование, информация;
· на первый план выходят наукоемкие информационные технологии, оттесняя тяжелую промышленность;
· формируется новая доминирующая социальная группа – профессионалов-управленцев;
· децентрализация экономики;
· эффективное антимонопольное законодательство;
· компьютерные технологии широко представлены в основных сферах жизнедеятельности.
Особенности развития современной цивилизации:
· «диалог культур», взаимодействие западной и восточной цивилизаций;
· процесс глобализации.
Понятие техникииспользовалось еще в древней Греции (греч. techne – мастерство, умение нечто сформировать, создать из естественного материала).
Со временем под техникойстали понимать систему искусственных органов деятельности общества, развивающуюся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков опыта и знаний человека.
Ступени развития техники:
· ручные орудия;
· ремесленно-мануфактурный период;
· машинная техника;
· автоматизированные системы.
Понятие технологии обозначает складывающиеся на определенной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в ходе производственного процесса.
Технологические способы производства:
· присваивающий;
· аграрно-ремесленный;
· индустриальный;
· информационно-компьютерный.
Каждый из них представляет собой единство:
· материально-технической основы; т. е. определенной системы орудий труда;
· отношений субъекта производства к предметам своего труда, т. е. характер труда;
· отношений субъекта производства с другими людьми, которые вместе с ним участвуют в процессе производства, т. е. отно-
шения разделения труда, управления трудом и др.
Экономический способ производства включает в себя две стороны: производительные силы и производственные отношения.
Производительные силы характеризуют отношение общества к природе, степень господства над ней. Они представляют собой единство субъективных(человек) и вещественных (техника, предметы труда) факторов материального производства. Производительные силы – это единство человека как субъекта производства и средств производства.
Средства производства – совокупность средств труда и предметов труда.
Средства труда – комплекс вещей, которые человек помещает между собой и преобразуемой реальностью в целях воздействия на нее.
Средства труда состоят из орудий труда, которыми непосредственно оперирует субъект производства, и технической инфраструктуры, которая обеспечивает процесс производства.
Предмет труда – это все то, на что направлен труд человека.
Графически структуру производительных сил можно изобразить следующим образом:
Производственные отношения подразделяются на производственно-экономические и производственно-технологические отношения.
Производственно-экономические отношения возникают между людьми непосредственно в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Центральное место среди них занимают отношения собственности на средства производства, от содержания которых зависит характер экономической системы. Это находит свое выражение в исторически известных типах производственных отношений – первобытнообщинных, рабовладельческих, феодальных, капиталистических, социалистических. Они характеризуют экономические позиции, в которых находятся классы, социальные группы по отношению к собственности, обмену, распределению производимых благ.
Механизм динамики экономического способа производства: производительные силы на определенном этапе перерастают рамки производственных отношений, что, в свою очередь, приводит к социальной революции и переходу к более высокой общественно-экономической формации.
Общество представляет собой множество людей, организованных в определенные группы, общности.
Целостная совокупность устойчивых, функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними составляет социальную структуру общества.
Типы социальных структур:
· классовая;
· этническая;
· демографическая;
· поселенческая и др.
К основным элементам этнической структуры общества относятся:
· род;
· племя;
· народность;
· нация.
Роду и племени свойственны господство кровнородственных отношений, общность происхождения, поселения, общие язык, обычаи, верования.
Народность – исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, общность верований, культуры, зачатки экономических связей.
Нация отличается единством экономической жизни, территории, культуры, общими чертами психологического склада, национальным самосознанием, общенародным литературным языком.
Демографическая структура общества характеризует народонаселение – непрерывно воспроизводящую себя совокупность людей, проживающую в том или ином регионе.
К важнейшим демографическим показателям относятся:
· численность населения;
· плотность;
· темпы роста;
· половозрастная структура;
· миграционная подвижность и др.
Динамика народонаселения определяется не только и не столько биологическими факторами (как считал Т. Мальтус), сколько социально-экономическими (развитием производительных сил, уровнем дохода, местом человека в жизни общества и т. д.).
Поселенческая структура выражает пространственную форму организации общества и описывает объединения людей по их принадлежности к тому или иному типу поселения (сельские, городские).
Данные общности различаются:
· особенностями профессиональной занятости населения;
· количеством урегулированного рабочего и свободного времени;
· доступом к образованию;
· возможностями удовлетворения духовных потребностей;
· организованностью населения.
Доминирующая тенденция развития поселенческой структуры общества связана с процессами урбанизации, ростом роли городов в жизни общества и увеличением доли городского народонаселения.
Социально-классовая структураобщества – совокупность классов, слоев, групп, различающихся своими социально-экономическими характеристиками.
Концепции, объясняющие механизмы возникновения классового неравенства:
· теологическая, «теория насилия» Е. Дюринга;
· распределительная теория А. Смита;
· психологическая;
· марксистская теория классов;
· современная стратификационная теория (М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс).
Сущность марксистского подхода к классам.
1. Классы не существуют вечно, их возникновение связано с процессом развития производства.
2. В результате развития процесса общественного разделения труда и роста его производительности, товарного обмена создается избыточный продукт, который присваивается определенной частью общества. Возникает частная собственность, разделяющая людей по отношению к средствам производства и присвоению результатов труда. Данные процессы ведут к образованию классов.
3. Классы – это большие группы людей, различающиеся по:
а) их месту в исторически определенной системе общест-
венного производства;
б) отношению к средствам производства;
в) роли в общественной организации труда;
г) способам получения и размерам доли общественного бо-
гатства.
4. Отношения классов рассматриваются как отношения классовой борьбы, призванной установить диктатуру пролетариата.
5. Будущее развитие общества, связанное с построением коммунизма, характеризуется стиранием классовых различий и формированием социально однородного общества.
Стратификационный подход к социальной структуре общества (термин «strata» взят из геологии, где он означает «слой»).
В социологии под социальной стратификацией понимается дифференциация населения на различные классы, слои, группы в зависимости от неравномерного распределения власти, прав и обязанностей, ценностей и привилегий.
Страта – группа людей, обладающих одинаковым социальным статусом, одинаковым положением в обществе.
Стратифицирующими критериями могут выступать различные факторы:
· форма собственности;
· общественная организация труда;
· имущественное положение;
· властные отношения.
Типы стратификации:
· экономическую;
· профессиональную;
· политическую.
Концепция социальной мобильности П. Сорокина.
Социальная мобильность – естественное состояние общества, она включает вертикальную и горизонтальную мобильности.
Вертикальная мобильность рассматривается в трех сферах: политической, экономической, профессиональной. Человек может перемещаться в каждой из них (по восходящей и нисходящей).
Горизонтальная мобильность предполагает передвижение индивида на одном и том же социальном уровне.
Развитие стратификационных процессов современного общества характеризуется следующими особенностями.
1. Ослабляются действия такого классово образующего признака, как отношения собственности. Растет число и значение в обществе такой группы, как управленцы-менеджеры. Разделяются аспекты владения и управления средствами производства.
2. Изменяются формы связи наемных работников с собственностью; растет число работников, имеющих долю собственности на средства производства предприятия.
3. Растет влияние государственной собственности, социальная защищенность и гарантии трудящихся.
4. Увеличивается численность и значение «среднего класса» как основы стабильности общества. Средний класс представляет собой общность людей, объединенных относительно высоким уровнем жизни, занятых различными видами профессиональной деятельности, имеющих устойчивые источники дохода.
5. В социальной сфере начинают доминировать идеи социального партнерства и сотрудничества.
6. Растет политическая активность всех слоев общества, для них открываются более-менее равные возможности в сфере образования, культуры, здравоохранения.
7. Динамизм современной жизни определяет рост числа маргиналов – такой группы, которая находится на периферии сложившейся социальной структуры и не смогла адаптироваться к доминирующим социальным общностям.