Внешнеполитическая концепция министра иностранных дел А.Козырева.

Наиболее могущественной силой, сформировавшей мировоззрение первых лидеров «Новой России», было стабильное экономическое процветание Запада, которое контрастировало с беспорядком и экономическом упадком на постсоветском пространстве.

Россия, по мнению либералов, представляла собой неотъемлемую часть западной цивилизации, проходящей все те же этапы развития вплоть до октябрьской революции большевиков. Таким образом, Россию было необходимо вернуть обратно в «лоно Запада» путём коренных политико-экономических реформ, ликвидирующих все элементы предыдущего строя.

Козырев отмечал, что необходимо изменить саму систему ценностей в стране, поскольку Россия должна была признать превосходство индивидуализма и свободного рынка в обществе и государстве. В результате должно было развиться «естественное партнёрство» со странами Запада, и Россия должна была войти в ряд стран с передовым статусом, таких, как Франция, Германия и США в течение 10-12 лет. Важно отметить, что тремя ключевыми аспектами нового понимания национального интереса стали:

• радикальные экономические реформы

Поначалу Ельцин и Козырев верили, что по окончанию «холодной войны» России больше нет смысла беспокоиться о военной мощи и геополитике, и ей следует вкладывать все ресурсы в создание современной политической системы. Предполагалось, что по окончанию реформ Запад признает Россию своей составной частью и направит свои ресурсы на её восстановление.

• быстрое вхождение в западные международные институты

Так как США и Европа для России считались «естественными союзниками», следующим шагом по интеграции в «сообщество цивилизованных государств» было вхождение во все трансатлантические экономические, политические и военные институты и организации безопасности, такие как ЕС, ОБСЕ, НАТО, МВФ, Большая семёрка и т.д.

• изоляционистская политика по отношению к бывшим советским республикам

Новые лидеры считали, что Россия во время «холодной» войны пострадала не только от изоляции от Запада, но и от тяжести «советской империи». Они считали, что бывшие советские республики «высасывали» ресурсы из РСФСР, и она была, своего рода внутренней колонией союза. Таким образом, они демонстрировали явный внешнеполитический интерес к Западу и старались как можно меньше взаимодействовать с бывшими советскими республиками.

Планировалось также прекращение их субсидирования и выведение войск с их территорий для передачи ответственности за безопасность в регионе ОБСЕ.

Так, либеральная западническая концепция национального интереса сформировала новую концепцию внешней политики РФ, подписанную в апреле 1993 г. Концепция, на которую сильно повлияла хартия ОБСЕ и которая поддерживала продвижение национальных интересов России исключительно через международные организации.

Итоги: необходимо было развивать экономические отношения с западными странами, но и не забывать про укрепление связей на постсоветском пространстве. Необходимо было развиваться и в военном плане.
Но международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления общей ситуации вокруг Российской Федерации. Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства.

В рамках этого процесса главные усилия должны были быть направлены на достижение следующих основных целей:

· обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе;

· воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;

· создание благоприятных внешних условий для развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;

· формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

· поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями;

· всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;

· содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

Новое десятилетие вновь сменило обстановку в мире. Главной, знаковой чертой современного этапа международного развития являются сдвиги в геополитическом ландшафте, мощным катализатором которых стал глобальный финансово-экономический кризис. Международные отношения переживают переходный период, существо которого заключается в формировании полицентричной международной системы.

Продолжают сокращаться возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике. Происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение на Восток, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанский регион. Соответственно, приоритетными государствами-союзниками для РФ сейчас являются Китай и Индия. Именно они в скором времени станут ведущими экономическими державами .

На фоне снижения опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной, меняется военное соотношение сил между различными государствами и группами государств. Стремление к наращиванию и модернизации наступательных потенциалов, созданию и развертыванию новых видов вооружений размывает структуру глобальной безопасности, цементируемую системой договоров и соглашений в области контроля над вооружениями.

Наши рекомендации