Глава четвертая 3 страница
Практическая политическая программа иллиризма в 30—40-х годах выражалась в формуле: «Боже храни венгерскую конституцию, хорватское королевство и иллирскую народность!» 15. В условиях режима Меттерниха иллиры были заинтересованы в сохранении феодальной государственной организации Венгрии и расширении прав Хорватии-Славонии и вместе с тем отстаивали тезис о национальном единстве южных славян, важный по заключенной в нем, до времени скрытой, политической тенденции. Наряду с идеей славянской этноязыковой общности тезис об иллирском общенациональном единстве вдохновлял деятелей хорватского национального движения б их борьбе против планов мадьяризации Хорватии, за всестороннее развитие национальной культуры, расширение и упрочение хорватской государственности
В этом отношении возведение родного'языка в ранг официального стало бы важной вехой. Но консервативное дворянство, поддерживавшее мероприятия иллиризма в области культуры, прохладно относилось к идее устранения латыни из официальной сферы, поскольку все еще видело в господстве латинского языка условие сохранения своих привилегий и орудие борьбы с венгерскими претензиями. Да и сам хорватский язык еще был недостаточно распространен в общественной жизни и быту дворянства и формирующейся буржуазии: «в обществе» предпочитали говорить по-немецки. Лишь в 1847 г., когда глубочайший кризис старого строя засвидетельствовал неизбежность коренных социальных реформ, сабор провозгласил родной язык официальным.
Что касается хорватской «конституции» или «исторического права», то уже в 30-х годах их стали трактовать не в старом смысле муниципальных прав (как до 1830 г.), но как право на самостоятельность Триединого королевства в его отношениях с Венгрией в рамках Австрийской империи. Эти теоретические принципы попытались воплотить в жизнь. Уже в 1830 г. хорватский сабор выступил с требованием расширения прав Хорватии-Славонии; Драшкович в 1832 г. писал о самостоятельном, независимом от Венгрии правительстве Хорватии; то же требование он отстаивал в государственном собрании в 1836 г. Либеральное течение иллиризма подхватило эти требования. В 1839 г. в иллирском журнале указывалось, что «политическая независимость — первое и самое большое благо каждого народа»16. Речь шла о восстановлении особого наместниче- ского совета для Хорватии-Славонии (такой совет существовал одно время при императрице Марии-Терезии). При этом иллиры желали сохранить в какой-то форме государственно-политическое объединение с Венгрией, но на основе равноправия сторон. Требование равноправия Хорватии с Венгрией сохранилось как один из важнейших принципов хорватского национального движения вплоть до 1918 г.
Программа национального движения включала требование воссоединения Далмации и Военной границы. Это подвело бы более прочный фундамент под принцип равноправия Триединого королевства с Венгрией. В национально-территориальной части программы между консервативным дворянством и либералами имелось согласие.
Стремясь получить поддержку австрийского двора, иллиры во внецензурном издании «Бранислав» (печатался в Белграде в 1844—1845 гг.) сформулировали программу, главными пунктами которой были: собственное, независимое от венгерского, наместничество и реформа сабора (имелось в виду удаление из него дворян-однодворцев, поддерживавших провенгерскую группировку),— это рассматривалось как гарантия «национальности и муниципально-сти» Хорватии и «условие дальнейшего развития нашей политической жизни» 17. Программа иллиризма была поддержана сабором в 1845 г.18
Во взглядах на политический строй хорватского государства либералов многое отделяло от консерваторов. Поэтому в условиях меттерниховского режима соответствующие прогрессивные требования были сформулированы в осторожной форме лишь в статьях и брошюрах, подчас — только в рукописных проектах. В 40-х годах либеральные круги — постепенно и только накануне революции — более определенно формулировали принципы буржуазной'государственности: распространение политических прав на недворянекие слои, превращение сабора во внесословный представительный и подлинно законодательный орган (в 1844 г. еще осторожно писалось о «чистке» сабора «от всего устарелого»), безусловное применение национального языка в качестве официального, гласность, отмена цензуры,— все это в условиях ликвидации феодальных отношений путем выкупа крестьянских повинностей. Преобразования предполагалось провести мирным путем с согласия династии 19.
После революции в Вене, на собрании дворянско-буржуазных деятелей в Загребе 25 марта 1848 г. было провозглашено стремление хорватов сохранить «целостность габсбургской монархии и венгерского государства» и вместе с тем стать «прочной опорой крупных достижений» революции. Собрание потребовало воссоединения Военной границы и Далмации с Хорватией-Славонией, равноправия граждан в деле налогообложения и перед судом, освобождения крестьян от феодальных повинностей, учреждения ответственного перед сабором хорватского правительства (включая собственное министерство финансов), превращения сабора в бессословное представительство, гарантии политических свобод, предоставления всех гражданских прав граничарам и т. д.20 Это была либеральная программа развития национальной государственности в рамках конституционной Австрийской империи. Требование присоединить Военную границу имело особое значение, поскольку по площади она ненамного уступала гражданским Хорватии и Славонии и, кроме того,.вклиниваясь между ними (район Бьеловара), затрудняла их экономическое и политическое сплочение.
Ситуация в империи в начале революции во многом определи* лась нарастанием борьбы Венгрии за фактическую независимость. В марте 1848 г. император был вынужден санкционировать образование венгерского конституционного министерства, ответственного перед венгерским парламентом. Поэтому консервативные придворные круги в Вене, считавшие хорватскую программу от 25 марта «чрезмерной», полагали, что она все же «весьма хорошая вещь» как «демонстрация против Венгрии»21.
Политическая линия хорватских либеральных и части консервативных кругов заключалась не только в сохранении, но и в преобразовании Австрийской империи в федеративное государство на этнической основе, что; по их представлениям, могло привести к политическому преобладанию славян. В этом были заинтересованы как иллирское дворянство, так и купечество. Реформа должна была осуществиться путем соглашения с австрийским либеральным правительством и парламентом, а также с династией. Орудием давления на правящие круги монархии иллиры считали формировавшуюся в Хорватии армию, в основном состоявшую из граничар. Но предназначалась эта армия прежде всего для борьбы против Венгрии, стремившейся к независимости и вместе с тем отказывавшейся признать право Хорватии*на самостоятельность и власть вновь назначенного бана Йосипа Елачича. До поры до времени бан, верно служивший Габсбургам, выступал с лозунгами национального движения и на него возлагали надежды как хорватские либералы-федералисты, так и австрийская контрреволюция. В этом временном и иллюзорном «сближении» интересов хорватского национального движения и австрийского двора, преследовавших в конечном счете разные цели, заключался трагизм ситуации. Маневры габсбургской реакции были также облегчены отказом венгерских властей признать национальные права других народов королевства, в том числе сербов, добивавшихся автономии Воеводины. (Аналогично этому австронемецкие революционеры отказывались признать права славянских народов Австрии). На своей скупщине в мае 1848 г. сербы предложили Хорватии государственное объединение. Это предложение было принято сабором, собравшимся 5 июня.
Сабор, подтвердив намерение «сохранить целостность Австрийской монархии», связал его со стремлением «обеспечить свободу своего народа в определенных политических границах, соединить воедино его раздробленные члены» и «в дальнейшем остаться в дружеском союзе с венгерским простым народом». В связи с этим сабор просил императора-короля: 1). Признать, что «Триединое королевство — государство свободное и от Венгрии независимое»; утвердить создание «государственного совета» Триединого королевства— правительства, ответственного перед сабором (в его ведении «по древнему праву и обычаю», в частности, находились бы местные воинские формирования); 2). Создать центральное правительство для ведения общеимперских дел, а именно — финансовых, торговых, военных. При этом правительстве Триединое королевство представлял бы государственный советник, ответственный перед сабором; 3). Государственный совет Триединого королевства ведал бы также Военной границей, за исключением чисто военных дел; 4). Официальным языком Триединого королевства «во всей общественной жизни, без всякого исключения», был бы народный, на нем бы составлялись и документы центральных властей, относящиеся к Триединому королевству; 5). Учредить центральное правительство, ответственное перед имперским парламентом; 6). Воссоединить Далмацию с Хорватией-Славонией, создать их «тесный союз» с остальными южнославянскими областями австрийской монархии— Сербской Воеводиной, словенскими территориями — Южной Штирией, Словенской Каринтией, Крайной, Горицей; 7). Сохранить дружеский союз с «народами Венгрии», способ осуществления которого «народ Триединого королевства» определит позднее, когда монарх исполнит его пожелания и станут ясными отношения Венгрии со «всей Австрией». Наконец, было решено послать делегацию в австрийский рейхстаг. Этим сабор хотел показать, что Триединое королевство серьезно намерено составить «тесный союз со всей австрийской монархией»22.
Таким образом, сабор стремился создать южнославянскую государственно-политическую единицу в составе Австрийской империи. Политическая структура этой единицы определена не была, но в общей форме говорилось о равноправии ее частей. Новому государственному образованию намечалось обеспечить значительные суверенные права: в этом отношении знаменателен пункт об ответственном перед сабором государственном советнике с правом визирования решений центральной власти. Это значит, что, признавая целостность империи как единого экономического организма, хорватское дворянство и буржуазия стремились обеспечить себе серьезное влияние на политику империи. «Главное наше намерение — быть свободным народом в свободном Австрийском царстве»,— говорилось в манифесте сабора. Сабор ссылался на «дух новейшего времени», признающий «право народов, в соответствии с которым всякий народ как целое имеет право на свободу и полное равенство с остальными народами»23.
Все это коренным образом расходилось с конечными целями габсбургской контрреволюции. Последняя, как и повсюду во время революции 1848—1849 гг., была вынуждена терпеть устремления (и даже власть) либералов, пока революция находилась на подъеме, но подавив революцию, реакция заставила замолчать и либералов. В Хорватии либералы поддерживали политику Елачича вплоть до похода против Венгрии в сентябре 1848 г. и подавления октябрьского восстания в Вене; лишь позднее началось разочаро- вание, которое сменилось негодованием в связи с провозглашением в монархии реакционной централистской конституции в марте 1849 г. В те дни Ф. Энгельс писал: славян «заманивали обещаниями создать «славянскую Австрию», их использовали для того, чтобы одержать победу в Италии и Венгрии, а в благодарность их вновь отбрасывают назад, под гнет старого меттерниховского палочного режима»24. «Хорваты,— отмечал Энгельс,— уже видели себя в мечтах независимыми от Венгрии, как вдруг из Пешта* присылается на имя хорватского земельного правительства рескрипт, требующий подчинения, и вдобавок написанный на венгерском языке, без перевода на хорватский!!... Хорваты в бешенстве...»25.
Действительно славяне стали понимать, что «единая, сильная, великая Австрия» возможна только как централизованное абсолютистское государство. Весной и летом 1849 г. либеральные деятели среди хорватов и воеводинских сербов безрезультатно пытались договориться с венгерским правительством о совместной борьбе и союзе против австрийского абсолютизма при условии признания Венгрией равноправия Хорватии в составе «земель венгерской короны»26 и автономии Воеводины. В 1848 г. создание югославянской федеральной единицы и, следовательно, признание национально-политического равноправия югославян в Австрийской монархии рассматривалось лидерами хорватского национального движения как этап на пути к свободе южных славян Османской империи. Деятели иллиризма мечтали добиться этого путем подавления венгерской революции, а затем австро-турецкой войны. Объединение австрийских южных славян укрепило бы их позиции в габсбургской монархии. Правда, радикальные деятели иллиризма (Л. Гай, И. Филипо-вич) смотрели дальше, мечтали о независимом южнославянском государстве27.
Уже в апреле 1848 г. хорват-иллир Л. Вукотинович, ссылаясь на единоязычность южных славян, призывал к объединению Хорватии, Славонии, Далмации, сербских районов юга Венгерского королевства, Черногории, Сербского княжества, Боснии, Герцеговины, словенских земель и Болгарии. Английский наблюдатель сообщал о стремлении в Хорватии к созданию «Иллирского королевства», при этом отмечая, что одни сторонники этой идеи пришли к ней из опасения развала империи, тогда как некоторые искренно стремились к ее осуществлению. По сведениям резидента сербского правительства в Хорватии, Л. Гай, якобы имевший много последователей, видел «средоточие этого государства» в Сербии. Хорват-иллир А. Т. Брлич в апреле 1848 г. был убежден в том, что «Австрия должна распасться». Свою уверенность в полном соответствии с прогрессивным тогда «национальным принципом» он строил на том, что «основа будущей европейской политики должна состоять в следующем: каждый народ —особое государство, каждый в своем доме —хозяин, каждый свободен»; таким народом Брлич считал «иллиров», т. е. южных славян в целом.
Авторы подобных идей, как в Хорватии, так и в Воеводине, сознавая политическую слабость и неподготовленность южных славян к обрушившимсй на них событиям, искали внешнеполитической поддержки — у России, Франции, выражали надежды и на Англию. Не без влияния представителей польской эмиграции в Хорватии и Воеводине был сформулирован один из вариантов объединения южных славян — создание государства под сюзеренитетом Османской империи.
Весной 1848 г. агитация в пользу подготовки государственного объединения южных славян под главенством Сербии распространялась из Белграда. Агент сербского правительства М. Бан с целью выяснения обстановки и собирания сил объехал южнославянские области Австрийской империи, посетил Черногорию. Черногорцы выразили готовность принять энергичное участие в вооруженной борьбе.
Более распространенной в Хорватии, однако, была идея объединения южных славян Австрийской империи, а затем с помощью этой новой Австрии — освобождение Боснии и Герцеговины и, возможно, в конечном счете, достижение независимости. При этом радикальные (антигабсбургские) хорватские и сербские круги, поддерживавшие между собой контакт,— Л. Гай в Хорватии, И. Гара-шанин в Сербии — в ситуации весны и лета 1848 г. не видели иного пути осуществления своих планов, кроме борьбы с Венгрией, т. е. с венгерскими претензиями на сохранение государственной целостности королевства, включая его югославянские территории, а в последующем — борьбы с Турцией.
В этом заключался трагизм их положения: политика Венгрии в конечном счете была направлена на развал австрийской монархии, без чего объединение и независимость южных славян не могли быть достигнуты. Но дворянско-буржуазная и либеральная Венгрия одновременно являлась противником национального освобождения народов королевства. Тем не менее существенно, что весной и летом 1848 г. имели место практические, хотя и весьма скромные шаги с целью государственного объединения южных славян. Отстранение Гая от политического руководства в Хорватии в июне 1848 г. не было случайным — его деятельность представлялась опасной для прогабсбургских кругов, возглавлявшихся местными консерваторами.
Определившийся летом 1848 г. перелом в развитии событий в Европе и в самой Австрии в пользу императорской контрреволюции, «поворот» двора к «поддержке» хорватов, туманные обещания в федералистском духе, раздаваемые славянам австрийскими властями,— все это летом 1848 г. закрепило либеральную австросла-вистскую тенденцию в Хорватии, надежды на успех готовившегося похода войск Елачича против революционной Венгрии. Все брлее четко вырисовывался план действий в такой последовательности: разгром Венгрии, боровшейся за независимость от Габсбургов, фе- дерализация габсбургской монархии на началах широкой автономии народов и, наконец, освобождение южнославянских областей на Балканах путем войны будущего австрийского «союза свободных народов» с Османской империей.
Помещики и буржуазия Хорватии были заинтересованы в сохранении империи, и идеи независимости не получили здесь значительного распространения. Уже во время хорвато-венгерского вооруженного конфликта 1848 г. появилось сочинение серба из Хорватской Военной границы, чиновника граничарской администрации О. Утешеновича-Острожинского, в котором в наиболее яркой и последовательной форме выразились национально-политические стремления южных славян Австрийской империи и вместе с тем их ограниченность интересами хорватской и сербской буржуазии, хорватского дворянства и граничарского офицерства. Это — «Программа конституционного устройства Австрии на основе национального равноправия»28. Автор считал, что задача революции — полностью ликвидировать прежнее устройство государства, основанное на феодальных «исторических правах», привилегиях одних, раздробленности и неравноправии других народов. Право на свободу принадлежит народам «уже по самим законам природы», но, по Утешеновичу, слабые народы габсбургской монархии заинтересованы в сохранении существующего государственного комплекса, в превращении империи в союз народов, в «политическую конфедерацию». И далее следует характерное обоснование этого предложения: «Какой-либо народ часто может иметь в, государственном комплексе с другим народом больше практической и истинной пользы, чем в отграничении и изоляции своей расы, так как в государственной жизни следует часто принимать во внимание политические учреждения, основанные на международных интересах и материальных факторах. Политический сепаратизм быстро привел бы их к материальной гибели». Итак, «материальные интересы» имущих слоев, связанные с государственно-политическим комплексом австрийской монархии, определяли позицию Утешеновича.
Предложение Утешеновича заключалось в превращении империи в конституционную монархию. Двор, внешняя политика, армия, финансы и торговля находились бы в ведении центральной законодательной власти — «национального конгресса», все прочее— в компетенции представительных собраний национальных федеральных единиц (государств). Федеральный конгресс составляется из делегаций, посылаемых этими собраниями. В правительство конфедерации (или федерации) входят особые «национальные министры», представляющие интересы федеральных государств и ответственные как перед конгрессом, так и перед собранием своей страны. Власти этих федеральных единиц в своих автономных делах полностью самостоятельны; гарантируется невмешательство центрального правительства в эти дела (сфера суда, просвещения и т. д.). Утешенович назвал следующие федеральные государства, из которых должен был состоять союз: немецкое, чешско-словацкое, венгерское, южнославянское, польско-украинское, румынское и итальянское. В каждом из них (поскольку абсолютное разграничение по этническому принципу было невозможно) меньшинству должны были быть гарантированы национальные права.
Для истории 1848 гг. существенна сама идея объединения южных славян, но метод ее осуществления был нереальным. Федерализация монархии в ходе борьбы против революционных национальных движений немцев, венгров, итальянцев за независимость была прекраснодушной фантазией, сыгравшей реакционную роль. Несмотря на неудачу австро-федералистской программы, сходные идеи выдвигались и позднее.
В 1848—1849 гг. власть в Хорватии-Славонии осуществлял бан-ский совет, практически ведавший всеми делами страны, включая экономику, финансы и военное дело. После поражения революции новый монарх — Франц Иосиф — распустил банский совет. Уже в ходе борьбы против венгерской революции в Хорватии-Славонии утвердилась власть австрийского генералитета, а бан Елачич исполнял волю габсбургских правящих кругов. Хорватия и Славония были отделены от Венгрии и управлялись непосредственно из Вены. Однако хорватскому национальному движению не только не удалось воссоединить Далмацию и Военную границу с Хорватией-Славонией, но и автономия последних была ликвидирована; с 1854 г. в управлении здесь применялся немецкий язык. По некоторым данным, во второй половине 50-х годов императорская власть стремилась превратить юг монархии в плацдарм против неспокойной Венгрии, а вместе с тем — в базу для продвижения на Балканы. Правительство намеревалось до конца вытравить историческую самобытность Хорватии-Славонии, отменив должность бана и под- -чинив эту страну вместе с Далмацией и Военной границей власти военного генерал-губернатора. «Австрийское правительство, таким образом, сделает решающий шаг в направлении административной централизации и денационализации» Хорватии,— сообщал об этих планах русский дипломат в 1858 г.29
С этими проектами Габсбургам пришлось расстаться после военного поражения 1859 г. Периоды общегосударственного кризиса 1859—1866 гг. и стабилизации монархии (1867—1871 гг.) совпали ' по времени с крайне напряженной международной ситуацией, войнами и оживлением освободительных движений в Европе. Кроме того, в 60-х годах на дипломатической арене активно выступали Франция и Россия. Все эти факторы воздействовали на развитие внутренней обстановки в Австрийской империи. Указанная ситуация стимулировала выработку в Хорватии новых планов борьбы за национальную и южнославянскую государственность.
Основной национально-буржуазной группировкой в Хорватии-Славонии в 60 — начале 70-х годов являлись «народняки» — Национально-либеральная партия, идеологами которой являлись епископ Й. Ю. Штросмайер и известный ученый-историк Ф. Рачкий. Эта партия, представлявшая интересы либеральной буржуазии и объединявшая большую часть национальной светской интеллигенции и католического духовенства, развивала в новых условиях идеи сплочений южных славян, продолжая и преобразовывая принципы иллиризма (часть ее членов в прошлом являлась деятелями иллиризма). В начале 60-х годов партия народняков вернулась к программе федерализации Австрийской империи с тем, чтобы славянские народы могли оказывать решающее влияние на всю ее политику. Но прежнего доверия к политике Габсбургов уже не было. Тяжкий гнет — экономический, налоговый и политический — исходил теперь от Австрии — австронемецкого капитала, аристократии, военщины и бюрократии, в 50-х годах он дополнялся политикой германизации. Лидеры же венгерского национального движения (Ф. Деак, не говоря уже об эмигрантах) изъявляли готовность признать автономию Хорватии и Славонии, признавали их население «политическим народом» и т. д. По этим причинам основным противником Хорватии народняки считали австрийский абсолютизм и централизм и в борьбе против него искали равноправного союза с Венгрией с целью перестройки империи. Класс же помещиков в период перестройки экономики на буржуазной основе видел путь к обеспечению своих интересов в присоединении к Венгрии, дворянство которой оставило свои планы отделения от Австрии. Полуфеодальное хорватское дворянство уже не думало о широких перспективах и удовлетворялось сохранением узкой автономии в составе Венгрии*. Таким образом, между позициями дворянства и буржуазии в 60-х годах имелись серьезные различия.
В развитии политической программы народняков в 60 — начале 70-х годов выделяются два этапа, рубежом между которыми стало лето 1866 г. До этого народняки, сочувствуя усилиям Сербии в деле упрочения своих внешнеполитических позиций и поддерживая их, все же на первый план выдвигали борьбу за федерализацию Австрийской империи со всеми последствиями этого преобразования, как они надеялись, выгодными для Хорватии и для последующего освобождения всех южных славян. Народняки были готовы содействовать продвижению федерализованной империи на Балканы,, прежде всего в Боснию и Герцеговину. В 1860 г. Рачкий, надеясь на федерализацию габсбургской монархии, утверждал: «Мы, юго-славяне Австрийской империи, должны решить славную задачу, касающуюся не только нас, но и наших засавских братьев»30 (по Саве проходила австро-турецкая граница). Такие идеи не могли встретить сочувствия в радикальной среде сербского национального движения, рассматривавшей Сербию и Черногорию в качестве оплота объединительной борьбы.
Вместе с тем надо учитывать и другое направление мыслей народняков: приобретение Хорватией статуса равноправной федеральной единицы рассматривалось их лидерами как этап в борьбе за независимое южнославянское государство. Именно поэтому Й. Ю. Штросмайер писал в письме Ф. Рачкому 31 августа 1861 г.: «Нам надо [...], по возможности, оторваться и от швабов (немцев.— Ред.), и от венгров»31, т. е. получить больше возможности распоряжаться своей судьбой. Этой задаче во многом и была подчинена повседневная политическая деятельность народняков.
В 1861 г. сабор согласился на равноправные переговоры Хорватии с Венгрией о восстановлении государственно-политической связи между ними, оговорив, что автономия Хорватии-Славонии в областях администрации, суда, просвещения и церкви не может быть предметом переговоров, т. е. в любом случае должна соблюдаться. Таков был минимум автономии, который отстаивали либеральные и консервативные группы народняков, сотрудничавшие с режимом и представлявшие главным образом чиновников, небольшую часть богатого купечества и высшую католическую церковную иерархию. Эти группы в 1863—1865 гг. составляли Самостоятельную партию (И. Мажуранич, И/Кукулевич, архиепископ Ю. Хаулик и др.). Отстаивая этот минимум, «самосталцы» рассчитывали, что стремясь в своей борьбе против венгерской оппозиции опереться на южных славян, правящие круги присоединят к Хорватии Далмацию и, возможно, проведут реформу в духе федерализма, точнее — автономии отдельных частей или провинций. Надежды на этот курс открыл так называемый Октябрьский диплом 1860 г. Самосталцы проповедовали, что «прочное сохранение Австрии» — единственный залог политического развития хорватов 32.
После роспуска сабора 1861 г. австрийское правительство создало в своем составе особый «хорватский отдел» (дикастерий), а затем Хорвато-Славонскую придворную канцелярию, временно подтвердив таким образом особое, независимое от венгерской администрации положение Хорватии и Славонии в составе империи. В Хорвато-Славонской канцелярии служили чиновниками хорваты и сербы, по политической ориентации — самосталцы, однако реально они были вынуждены осуществлять политику, продиктованную Веной.
Указанный выше минимум автономных прав не удовлетворял основное ядро либеральной группировки — народняков. В интересах национальной буржуазии они требовали автономии в сфере финансов и экономики. Такой федерализм уже угрожал единству габсбургской монархии, что поняли чиновники режима. Так, М. Ожегович писал Штросмайеру в 1862 г., что федерализм, которого требуют народняки, невозможен; ни одно государство не может существовать без общих финансов; народняки фактически стремятся к конфедерации (51:аа1епЬипс1), а не федерации (Випйез-з1аа1); надо, утверждал он, исходить не из своих узких интересов, а интересов монархии в целом: «Если погибнет монархия, погибнем и мы»33.
Действительно, мечтой народняков было объединенное независимое государство южных славян, хотя они полагали, что осуществить эту мечту будет возможно даже в том случае, если все южнославянские страны на длительное время попадут под власть Авст- рии. В 1868 г. уже в условиях австро-венгерского дуализма один из лидеров народняков адвокат М. Мразович считал вероятным, что южнославянский этнос габсбургской монархии, «более передовой по сравнению со своими братьями в Турции, привлечет к себе родственные элементы. Пусть сначала все они окажутся в подчиненном положении, но в конечном счете эта ситуация, при упрочившемся национальном единстве (южных славян.— Ред.), должна разрешиться национальной и государственной самостоятельностью»34. Из этого видно, что народняки не считали чем-то трагическим сосредоточение южных славян в пределах Австрийской империи и смотрели на их будущее — даже в этом, нежелательном случае — с оптимизмом. Эта точка зрения была неприемлема для всех радикальных кругов — как сербских, так и хорватских.
В начале 60-х годов выдвигались конкретные проекты устройства Австрийской империи на федеративной основе. Таков проект М. Хрвата, исходившего из «исторического» и «естественного» принципов. Австрийский союз, по его мнению, мог бы состоять из: 1) областей хорватской короны вместе с Воеводиной; 2) словенских областей; 3) областей чешской короны; 4) польских коронных областей (сюда включались Галиция, Волынь, Буковина); 5) Венгрии с Трансильванией; 6) австронемецких областей35. Автор, отказавшись от последовательного проведения этнического принципа, игнорировал интересы ряда народов.
В июле 1866 г., после поражения австрийской армии при Садове (Кёниггрец), совещание чешских, польских и хорватских представителей в Вене приняло проект, составленный чешским буржуазным лидером Ф. Л. Ригером. Он предусматривал разделение империи на группы областей уже исключительно на основе «государственного права» — Галиция, чешские земли, австро-немецкие земли (вместе со Словенией), Венгрия и, наконец, Хорватия, которой, однако, предстояло договориться с Венгрией о степени ее автономии в рамках «земель короны Св. Стефана»36. Автор стремился сделать свой проект по возможности приемлемым для консервативных сил. Народы, не обладавшие государственным правом, не видели в этом проекте никаких перспектив. Это были народы, не имевшие национального класса крупных землевладельцев и собственной крупной банковско-промышленной буржуазии.