Вопрос 41. Россия и ЕС: этапы формирования отношений.
Основа интеграции в ЕС – право, сложился политико-правовой порядок и пространство. Евр. право – залого дальн.интеграции, именно в ЕС появляются передовые правовые идеи и тенденции, идёт кристаллизация мировых общедемократических правовых стандартов.
РФ после распада СССР, сами понимаете, в каком месте оказалась – хоть и прописано в Конст 1993 г. демократия, ценности и т.д., у нас все равно не правовое гос-во, гражданского общества тоже нет и будет нескоро. + к этому Медведев сказал: неэффективная экономика, полусоветская социальная сфера, неокрепшая демократия, негативные демографические тенденции, нестабильный Кавказ – это наши проблемы. Еще коррупция, авторитарность в функционировании гос.институтов, но это уже не он сказал. а я
Хоть РФ и специфичная страна, она все равно неотъемлемая часть европейской цивилизации, самая отсталая часть, надо сказать. В связи с этим много задач (после решения которых мы более-менее будем похожи на страны Европы). Чтобы их решить, нужно тесное сотрудничество с ЕС. И в будущем будет типа Большая Европа стоит на двух столпах: ЕС и РФ (хотя вряд ли США это допустит).
Формально мы уже вступили на путь «мягкой» интеграции с Евросоюзом после подписания Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве и договорённости о создании четырёх общих пространств Россия–ЕС, которые должны составить материальную основу подобного сближения.
2012 – новый импульс, Путин в статье Независимой газеты предложил создание от Атлантики до Тихого океана единого экономического и человеческого пространства – общности, называемой российскими экспертами «Союзом Европы». Ну, щас готовится Соглашение о стратегическом партнёрстве (ССП), предлагаемом взамен существующего Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве Россия-ЕС (СПС).
Вообще сближение медленное, потому что в РФ слабо ведется работа по сближению и гармонизации российского национального права с правом Евросоюза. Но дело не только в сближении. Главная беда, что обновлённые правовые нормы и стандарты зачастую не работают у нас в полную силу. Поэтому так важно не только гармонизировать правовые установки, но и осуществлять строгий контроль за их соблюдением.
В конечном счёте, базовое Соглашение могло бы способствовать постепенному восприятию Россией европейской модели регулирования общественных отношений. Однако этот процесс, длительный по времени, следует вести с учётом российских реалий, а также явной необходимости коррекции самой европейской модели.
ПО этапам я хз, инфы особо нет, так что будем импровизировать на основе нижеследующих фактов:
1) РФ и ЕС, ЭКОНОМИКА: торгуем с союзом, да (на членов ЕС приходится примерно 35-40% импорта и экспорта РФ). + ЕС – крупнейщий рынок сбыта рос.энергоресурсов.
2) Договорно-правовая база: есть, очень даже солдиная.
1994 – о.Корфу, после двухлетних переговоров - соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС (в силе с 1997) . ПО торговле пунты этого СПС начасли действовать ееще до 1997, и в 1996 - Временное соглашение о торговле и связанных с торговлей вопросах (эти доки позволили устранить дискриминацию в сфере торговли, потому что на РФ стали распространяться общепризнанные нормы межд.права в сфере торговли (ну и конечно же между РФ и ЕС есть РНБ, все как и нормах ГАТТ/ВТО, ага)
1999 – Кельн, ЕС принял “Коллективную стратегию” в отношении стран, не являющихся членами ЕС, РФ там – 1й партнер. Коллективная стратегия ЕС для России также является базовым политическим документом, регулирующим взаимоотношения сторон ( в ней цели:
существование стабильной, открытой и плюралистической демократии в России, основанной на верховенстве права и процветающей рыночной экономике, интенсивное сотрудничество с Россией будет способствовать поддержанию стабильности в Европе, глобальной безопасности и способности сообща решить проблемы нашего континента; СПС - это ядро отношений между ЕС и Россией).
Подчеркивая особую важность своих взаимоотношений с ЕС, в октябре 1999г. Россия утвердила Стратегию развития своих отношений с ЕС до 2010 г. В контекте сотр-ва с ЕС РФ выделяет след. задачи:
• Стратегические взаимоотношения
• Расширение формата и повышение эффективности политического диалога
• Взаимное развитие торговли и инвестиций
• Сотрудничество в финансовой области
• Учет интересов России при расширении ЕС
• Развитие инфраструктуры пан-европейского сотрудничества
• Сотрудничество в области науки и технологии, защиты прав интеллектуальной собственности
• Развитие трансграничного сотрудничества
• Совершенствование правовой базы взаимного сотрудничества, сближения законодательных норм сторон в области экономики и технических стандартов
• Сотрудничество в правоохранительной сфере
• Повышение роли деловых кругов в развитии сотрудничества
• Обеспечение реализации стратегии в России
По торговле: в целом процесс либерализации взаимной торговли норм, но есть поводы для взаимных упреков – РФ беспокоит применение ЕС антидемпинговых процедур в отношении российских экспортеров таких важных для РФ товаров, как черные металлы и минеральные удобрения.
Инвестиции: на РФ приходится примерно 20% инвестиций ЕС, правда, страны — члены ЕС больше ангажированы в сфере «прочих» инвестиций (торговых кредитов, банковских вкладов), а не в области особенно важных для России прямых вложений. Что надо РФ – улучшить инвест.климат в стране.
НАУКА: сотрудничество по линии программы «ТАСИС» и привлечения российских ученых и научных центров к сотрудничеству на базе пятилетних рамочных программ НИОКР в ЕС.
Проблемы м\у РФ и ЕС:
для РФ - вопрос о безоговорочном признании ЕС ее рыночного статуса; пока же Союз признал такой статус РФ лишь условно, с оговорками (касается антидемпинговых процедур против российских экспортеров со стороны ЕС)
в ЕС Россию не ждут и не желают иметь в качестве полноправного члена. Это обусловлено, в первую очередь, не отсутствием доброй воли или какими-либо субъективными факторами, а тем объективным обстоятельством, что ЕС не в состоянии «переварить» гигантскую страну и ее экономику, распространив на нее все процедуры Союза.
у противников полного членства России в ЕС (а влиятельных сторонников этого вообще трудно назвать) есть масса весомых, едва ли убедительно опровержимых аргументов в пользу их негативной позиции. Так, территориально часть России, причем большая, расположена не в Европе, а в Азии, что несовместимо с имеющимися международно-правовыми документами, определяющими статус ЕС.
вступление в ЕС вряд ли отвечало бы и интересам России. Оно определенно нанесло бы ущерб сотрудничеству РФ с Японией, КНР и другими странами — членами АТЭС, поскольку РФ, как член ЕС, лишилась бы возможности проводить автономную внешнеторговую и в целом внешнеэкономическую политику в отношении третьих стран. В то же время эффективное участие в АТЭС, в которое России после ряда тщетных попыток удалось вступить лишь в ноябре 1998 г., для нее чрезвычайно важно.