Противодействие коррупции - ведущий фактор повышения эффективности государственного управления

Коррупция - опаснейшая социальная болезнь, оказывающая развращающее и разрушающее воздействие на общество и власть. Это своего рода «саркома, которая съедает экономику, и сам институт рыночных отношений, а в конечном итоге и все государство». С этим выводом трудно не согласиться. Не требу­ет он и каких-то особых доказательств. Коррупция - это подме­на нормальных человеческих отношений цинично-извращен­ным пониманием всех базовых жизненных ценностей.

В государственном управлении коррупция -это злоупотреб­ление служебным положением, прямое и косвенное использование служебных полномочий и авторитета должности в корыстных це­лях. Коррупционные отношения - это поиск, установление и поддержание противоправных отношений между специально указанными субъектами коррупции и иными лицами (физичес­кими и юридическими лицами) с целью достижения каждой из сторон своих личных, групповых, корпоративных и иных корыст­ных целей.

Сложность борьбы с этим явлением заключается в том, что происходящий по коррупционным схемам саморегулируемый и, как правило, взаимовыгодный обмен материальными ценностя­ми и конфиденциальной информацией наделяет коррупционе­ров реальной возможностью по своему усмотрению организовы­вать социальные процессы, воздействовать на поведение челове­ка в выгодном для себя направлении. Результат же известен:

бюрократизм, круговая порука и безответственность, правовой нигилизм, разворовывание национального достояния, двойные моральные стандарты.

В то же время, опыт подтверждает, что ужесточение юридиче­ской ответственности за коррупционные деяния далеко не всегда гарантируют удовлетворительные результаты. Уголовный кодекс Канады, например, приравнивает парламентскую коррупцию к акту государственной измены. За такое преступление грозит тюремное заключение сроком до 14 лет. Причем парламентарий автоматически лишается депутатской неприкосновенности. В ФРГ должностное лицо, получившее взятку, наказывается ли­шением свободы до 6 лет. Во Франции за аналогичные преступ­ления предусматривается лишение свободы сроком до 10 лет ли­бо штраф в двукратном размере от полученной взятки. Наиболее радикальные меры к коррупционерам применяются в Китае. За такие преступления здесь ежегодно к высшей мере наказания приговариваются десятки коррупционеров, тысячи отправляют­ся в места лишения свободы.

Коррупция, таким образом, казалось бы, получает адекватную оценку, зло как будто наказано, справедливость восстановлена. А на самом деле? Жесткость уголовно-правовой практики вовсе не означает, что коррупция как социальная патология искорене­на. Борьба путем применения мер сугубо уголовно-правового ха­рактера, как правило, не дает ожидаемых результатов. Напротив, при определенных обстоятельствах может спровоцировать повы­шение «ставок» за коррупционные действия, т.е. то, что мы очень часто наблюдаем в своей повседневной жизни. На эту законо­мерность в свое время обратил внимание Н.М. Коркунов. «Уго­ловная репрессия, - писал он, - слишком дорого обходится об­ществу и материально, и нравственно. Уголовная кара ... не вос­станавливает попранного права, не возмещает причиненного преступником вреда. К карательным мерам приходится прибе­гать, когда нет других способов противодействия правонаруше­нию или способы эти недостаточны.... Недаром законы с кара­тельной санкцией называются наименее совершенными зако­нами».

Все это верно, но вовсе не означает, что бороться с корруп­цией, в том числе мерами жесткого пресечения, невозможно. Сложность задачи заключается в том, что по своей структуре, характеру, глубине проявлений коррупция сложное, многофак­торное и многоликое явление. Она носит экономический, по­литический, нравственно-культурный характер. Бывает внут­ренней, межнациональной и надгосударственной, вертикаль­ной и горизонтальной, бытовой и «беловоротничковой». Поражает одновременно государственный и частный сектора, низовые звенья управления и добирается до его верхушечно-элитарного уровня.

Чаще всего она сопряжена с принятием решений государст­венной значимости, прежде всего в сфере оказания государст­венных услуг - лицензирования, регистрационной деятельно­сти, предоставления льгот, образования, здравоохранения, су­дебной и административной деятельностью.

Немало трудностей связано также и с тем, что до сих пор в на­уке и российском законодательстве не сложилось единого пони­мания этого явления. В справочных документах ООН коррупция определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Она включает в себя а) взя­точничество (дачу вознаграждения для совращения лица с пози­ции долга), б) непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и в) незаконное присвоение и использование в частных интере­сах государственных и общественных средств.

Коррупция, как видим, трактуется как собирательное поня­тие, охватывающее правонарушения самого различного вида и тяжести: коммерческий подкуп чиновников и обществен­но-политической деятелей, взяточничество, злоупотребление служебным положением, куплю-продажу должностей, незакон­ный протекционизм, служебный подлог, искусственные бан­кротства и захваты собственности на основе заказных судебных решений. Разве не является коррупцией, когда чиновники зани­маются коммерческой деятельностью и лоббизмом, непосред­ственно или с помощью подставных лиц участвуют в управлении предпринимательскими структурами, оказывают содействие «своим» фирмам в получении дополнительных льгот и привиле­гий, организуют картельные сговоры. Не способствует эффек­тивному противодействию коррупции слабость антикоррупци­онного законодательства.

Анализ хронологии работы над федеральным законом «О борь­бе с коррупцией» приводит к неутешительному выводу о том, что в современной России проблема коррупции даже в чисто фор­мально-правовом аспекте решается не достаточно последователь­но. Ее масштабы растут. Страна по уровню коррумпированности, по оценкам «Transparensy lntrnationnal», занимает 126 место в ми­ре. Поданным компании «Росбизнесконсалтинг», общий годо­вой теневой оборот в России превышает 950 млрд рублей. 56% россиян хотя бы раз в жизни давали взятки. Систематически да­ют взятки не менее 20% активного населения, т.е. более 14,6 млн человек. А если учесть эпизодические коррупционные связи, то получается, что в год служащие государственных и муниципаль­ных органов получают более 422 млн взяток - по 77 взяток на од­ного среднестатистического служащего государственных и муниципальных органов. Причем интерес для них представляет не каждый «подарок», а только тот, который по стоимости превы­шает половину его месячного денежного содержания.

Объектом коррупции стали практически все регулируемые за­коном общественно-управленческие отношения и их субъекты - политика, бизнес, государственная и муниципальная служба, правоохранительные органы, призыв в Вооруженные Силы, си­стема здравоохранения и образование, жилищно-коммунальная сфера, шоу-бизнес, кадровые назначения. За взятки и «откаты» осуществляют передел собственности, выдаются гранты, квоты и лицензии, организуются тендеры и аукционы, обеспечивается доступ к инсайдерской информации.

Огромный размах коррупционных отношений в сфере госу­дарственного управления объясняется многими причинами эко­номического, социально-политического и организационного ха­рактера. Причем коррупция - это не только реакция на смену общественно-экономической формации. Это, прежде всего, ре­зультат слабо продуманных рыночно-демократических преобра­зований. В ее основе лежат: сращивание власти и бизнеса, непо­следовательность государства в борьбе с коррупционными про­явлениями; нецивилизованные формы борьбы за ресурсы; корпоративность власти; проталкивание «своих» людей на долж­ности депутатов, сенаторов, губернаторов, министров; возмож­ность теневого взаимовыгодного сотрудничества власти и бизне­са; насаждение культа материального и статусного преуспевания. И еще: наличие в правовых актах так называемых «коррупцион­ных ниш», множественность диспозиций и альтернативных пра­вовых норм, широкие возможности ведомственного и локально­го нормотворчества. Это позволяет заинтересованным лицам трактовать закон в свою пользу, вводить в действие «выгодные» внутриведомственные распорядительные решения, создавая бла­гоприятные условия для распространения коррупции «по зако­ну». Как тут не вспомнить В. Шекспира: «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре».

Не менее значимы и индивидуально-нравственные предпо­сылки коррупционного поведения - личностная неустойчивость некоторых чиновников к соблазнам власти; неспособность кри­тически оценить ситуацию и свое место во власти; стремление «создать резерв» на случай потери должности. Трудности борьбы с коррупцией связаны и с тем, что отношение к этому явлению в нашем обществе весьма противоречиво. У россиян, с одной стороны, сформировалось устойчивое негативное восприятие коррумпированной части чиновничества, крупных предприни­мателей и олигархов. С другой стороны, многие не воспринима­ют коррупцию как какое-то особое зло, убеждены, что право лег­че купить, чем отстаивать его в законном порядке. Осуждая кор­рупцию в принципе, многие ее конкретные проявления рассматриваются как естественная человеческая благодарность за выполненную работу. Поэтому, на словах призывая к реши­тельной борьбе с коррупцией, на самом деле общество либо без­различно, либо откровенно саботирует любые действия на этом направлении. Более 60% россиян убеждены, что победить кор­рупцию невозможно, лишь 11% заявляют, что готовы информи­ровать правоохранительные органы об известных им фактах кор­рупции.

Так же ведут себя и сами коррупционеры. Защищая привиле­гии, наиболее влиятельные из них стремятся переориентировать стрелки от коррупции на борьбу с терроризмом и политической оппозицией, которая якобы стремится «вернуть себе контроль над властью и обществом». Цель вполне понятна. Им неважно, что именно такие методы «борьбы» за укрепление государства и общественного порядка на самом деле подрывают ценности де­мократического правового социального государства. И уж никак не затрагивают устои самой коррупции. Скорее наоборот, помо­гают ей.

Коррупция оказывает самое пагубное влияние на экономику, политику, социальный климат в стране, подрывает авторитет го­сударства и эффективность всех его проектов и программ. По­нятно, что без серьезного противодействия этому злу, государ­ство очень быстро придет в упадок и разрушится.

Коррупция наряду с официальной властью формирует латентно скрытую, неофициальную систему управления. И еще не известно, какая из этих подсистем сильнее и влиятельнее. Следует помнить и то, что «беловоротничковая» коррупция значительно опаснее бытовой. Но побороть ее, наоборот, легче, чем бытовую. Нужны лишь серьезные законодательные акции, твердость и последова­тельность в проведении их в жизнь: строгая уголовная ответствен­ность должностных лиц, отечественных и иностранных бизнес­менов; введение института конфискации незаконно нажитого имущества и незаконно вывезенных за рубеж капиталов; провер­ка правдивости предоставляемых деклараций на имущество и до­ходы и т.д.

Коррупция в государственном управлении - явление систем­ное, поэтому борьба с нею должна быть системной. К сожале­нию, таковой в нашей стране она пока не стала. Слабо действуют и принципы противодействия коррупции:

- законность и консолидация правовых средств, направлен­ных на противодействие коррупции;

- партнерские отношения между государственным и част­ным секторами, исключающие мелочное публично-правовое вмешательство в частно-правовые отношения;

- неотвратимость ответственности за совершенные корруп­ционные правонарушения;

- открытость, подотчетность и подконтрольность лиц, наде­ленных публично-властными полномочиями.

На основе этих принципов коррупцию можно преодолеть, по крайней мере, добиться того, чтобы взятка стали исключени­ем, а не правилом. При этом надо помнить, что власть сама по се­бе не всегда хочет, не всегда может и, скорее всего, не будет серь­езно бороться с коррупцией. Чиновник заинтересован в такой борьбе лишь декларативно. На самом деле будет делать все, что­бы противостоять любым предлагаемым мерам по разрушению той социальной среды, которая обеспечивает его безбедное существование. И если общество и впредь будет таким же отстра­ненным от решения трудной задачи противостояния коррупции, то победить ее вряд ли удастся.

На этом генеральном направлении должны быть сосредоточе­ны главные силы и самые эффективные средства. Прежде всего, должны быть решены проблемы «глобальной социальной значи­мости»: восстановлен реальный сектор экономики, резко усиле­на социальная направленность политики и бизнеса, обеспечена более строгая правовая регламентация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе принципов законности, демократизма и гласности.

Не обойтись без мобилизации на борьбу с этим злом и всех ин­ститутов гражданского общества. Причем меры должны быть мак­симально конкретными. Достаточно четкое представление о мно­гих из них дают предложения, сформулированные в методических рекомендациях Министерства экономического развития и торгов­ли РФ по разработке федеральных и региональных программ про­тиводействия коррупции в деятельности органов исполнительной власти на срок до конца 2008 года, а также в докладе Обществен­ной палаты РФ от 21 декабря 2006 г. «Уровень коррупции в Россий­ской Федерации и некоторые антикоррупционные приоритеты».

Цели указанных программ:

□ снижение уровня коррупции, ее влияния на деятельность го­сударственных органов, на повседневную жизнь граждан, на активность и эффективность бизнеса;

□ обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, об­щества и государства от угроз, связанных с коррупцией;

□ создание системы противодействия коррупции в деятельно­сти в органах исполнительной власти.

Отсюда задачи:

- оценка существующего уровня коррупции;

- устранение условий, порождающих коррупцию;

- повышение риска коррупционных действий и потерь от их совершения;

- увеличение выгод от действий в рамках законодательства и во благо общественных интересов;

- формирование нетерпимости к коррупционным действиям;

- предупреждение коррупционных правонарушений;

- обеспечение ответственности за коррупционные правона­рушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативны­ми правовыми актами;

- возмещение вреда, причиненного коррупционными право­нарушениями;

- мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;

- содействие реализации прав граждан и организаций на до­ступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массо­вой информации.

Предлагаемые меры группируются по нескольким блокам.

I. Приоритеты правового характера

1. Корректировка российского законодательства на основе норм международного антикоррупционного права. Это необходи­мо сделать в первую очередь. Россия еще в марте 2006 г. ратифи­цировала две международные конвенции, направленные на борьбу с коррупцией: Конвенцию ООН «Против коррупции» и Конвенцию Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию», реализация которых представляет хорошую кон­цептуальную и правовую основу организации работ по преду­преждению коррупции, гарантирует многоуровневый характер мер противодействия этому злу.

2. Доработка и принятие Федерального закона «О противодей­ствии коррупции». Решение этой задачи создаст необходимую нормативную базу для более успешной борьбы с коррупцией. Принятие закона позволит не только определить понятие «кор­рупция», но и в последующем провести необходимую корректи­ровку всего национального антикоррупционного законодательства. В российское уголовное законодательство следует ввести нормы о конфискации имущества, о том, что бремя доказательства закон­ности (или незаконности) происхождения имущества возлагается на собственника этого имущества, о введении видеонаблюдения за деятельностью чиновничества. Необходимо будет также создать специальные органы и комиссии по борьбе с коррупцией.

3. Принятие Федерального закона «О лоббировании», который создаст правовое поле для исключения коррупционных схем продвижения законопроектов, противоречащих интересам об­щества и государства, поможет определить разумные правовые рамки лоббистской деятельности и поставит вне закона все ее не­гативные формы и проявления.

4. Придание законодательству четкой антикоррупционной на­правленности. Для этого потребуется серьезная «инвентариза­ция» норм, регулирующих все основные направления функцио­нирования экономики, управленческую, правоохранительную и иные виды деятельности государства. И главное - введение независимой правовой антикоррупционной экспертизы предлагае­мых законопроектов. Необходимо также предусмотреть порядок, при котором министерство или иной субъект, выступающий с за­конодательной инициативой, вместе с проектом соответствую­щего правового акта представлял бы заключение независимой антикоррупционной экспертизы.

5. Введение антикоррупционного мониторинга действующих правовых актов. Такой мониторинговый анализ следует вести на добротной методологической основе и в едином согласованном формате, с применением современных компьютерных техноло­гий. Параллельно усиливая, конечно, общественный и парламент­ский контроль за соблюдением антикоррупционного законода­тельства. В том числе и на основе учета мнения и оценки материа­лов, имеющихся в распоряжении соответствующих парламентских и общественных комиссий. Хорошо, если будет вестись также «Ре­естр коррупционных ниш» действующего законодательства. Такой подход позволит иметь хорошее представление о коррупционно-емкости различных отраслей законодательства - о банкротстве, валютном контроле, государственной и военной службе, земле, рекламе, в сфере импортно-экспортного, избирательного, налого­вого, таможенного, уголовного законодательства.

6. Утверждение антикоррупционных стандартов размещения государственных заказов. Такие стандарты позволят оптимизиро­вать процедуры закупок для государственных нужд, ужесточить контроль за договорными ценами, отстранить от торгов родствен­ников и друзей и др.

7. Ужесточение санкций за преступления против государствен­ной и муниципальной службы. В уголовном, административном и трудовом законодательстве следует предусмотреть более жесткие меры юридического преследования за действия, подрывающие устои и авторитет государственной и муниципальной службы.

8. Введение в действие «жестких» административных регла­ментов рассмотрения писем и жалоб граждан, установка «теле­фонов доверия» и средств видеонаблюдения, формирование в каж­дом органе власти системы внутреннего контроля. Работать эта система должна на механизме служебных разоблачений, на ин­формации о фактах коррупционных действий, поступающей от граждан и самих государственных служащих. Важным направле­нием внутреннего контроля должна стать система постоянного мониторинга имущественного положения и стиля жизни долж­ностных лиц.

9. Введение в действие Кодекса этики государственных служа­щих. Разработка Кодекса должна базироваться на предшествую­щем опыте подготовки подобных документов и уже имеющихся аналогах этических регуляторов государственной службы за ру­бежом.

II. Организационно-управпенческие приоритеты

1. Создание административной юстиции. Сторонники созда­ния административной юстиции исходят из того, что именно административному праву в борьбе с коррупционными проявле­ниями в системе государственного управления принадлежит особая роль. Опыт многих стран подтверждает справедливость этого вывода.

2. Возобновление деятельности Совета при Президенте Рос­сийской Федерации по борьбе с коррупцией. К компетенции Совета могут быть отнесены: анализ и подготовка заключений об антикоррупционном совершенствовании действующего законо­дательства; обеспечение мониторинга действующего законода­тельства; подготовка обобщенных справок и докладов Президен­ту Российской Федерации о состоянии и принимаемых мерах по борьбе против коррупции.

Формироваться Совет должен не по номенклатурно-должностному принципу. В качестве кандидатур для включения в Совет целесообразно рассматривать лиц, независимо от занимаемых ими должностей. Совсем не обязательно, чтобы членами Совета были высокопоставленные государственные и общественные де­ятели. Главными критериями должны стать профессиональные и морально-этические качества кандидатов. Достаточно того, чтобы их житейский опыт, знания, незапятнанность биографии и гражданская позиция позволили высокоэффективно занимать­ся столь ответственным делом.

3. Разработка антикоррупционной Концепции и Стратегии. Под эгидой Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией и Совета безопасности должна быть вырабо­тана и принята Концепция, а затем и Стратегия борьбы с коррупцией. В этих базовых документах должны найти отражение вопро­сы совершенствования правового обеспечения и первоочередные меры противодействия коррупции. Оба документа должны быть разработаны квалифицированными специалистами и обязатель­но с привлечением общественности, подвергнуты широкому об­суждению и опубликованы в средствах массовой информации.

4. Принятие федеральной, региональных и ведомственных целе­вых антикоррупционных программ на долгосрочную и средне­срочную перспективу. В них в обязательном порядке должны быть предусмотрены мероприятия по повышению открытости государственной службы, регламентации действий сотрудников, повышению качества внутреннего контроля за информационны­ми процессами, совершенствованию механизмов кадрового обеспечения управления, оптимизации материального вознаграж­дения и социальной зашиты сотрудников.

5. Разработка более эффективных механизмов государствен­ной кадровой политики. На нормативном уровне необходимо принять «Основы и приоритеты государственной кадровой поли­тики в Российской Федерации» - базового документа, в котором должны быть изложены принципы подбора кадров на государст­венные должности, процедуры «прохождения» по служебной ле­стнице, критерии и качественные характеристики, требуемые для занятия ответственных должностей. Система отбора на служ­бу, ротации кадров, работа с резервом должны создавать серьез­ные препятствия на пути недостойных людей.

6. Создание во всех органах исполнительной власти уполномо­ченных подразделений по противодействию коррупции. Это дол­жен быть коллегиальный орган - комиссия по противодействию коррупции. Функции данной комиссии в отдельных случаях мо­гут быть возложены на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служа­щих и урегулированию конфликта интересов, создаваемые в со­ответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2007 г. № 269. Их главная задача - координация антикор­рупционной деятельности, выработка и реализация мер, направ­ленных на ликвидацию (сокращение) условий, порождающих, провоцирующих и поддерживающих коррупцию во всех ее про­явлениях.

­7. Наряду с созданием комиссии по противодействию кор­рупции и определением уполномоченного структурного под­разделения должен быть утвержден перечень коррупционно опасных должностей. Этот перечень должен включать все должности государственной службы, которые связаны с непо­средственным предоставлением государственных услуг заяви­телям. Перечень позволит локализовать и сконцентрировать усилия по противодействию коррупции на наиболее приори­тетных направления.

8. Повсеместно должна быть создана система обмена инфор­мационного взаимодействия с подразделениями правоохранитель­ных органов, ключевой задачей которой является своевременное предоставление сведений о коррупционных событиях, выявлен­ных в данном государственном органе.

9. Обеспечение государственным и муниципальным служа­щим достойным денежным содержанием и надежными социаль­ными гарантиями. Прибавка денежного содержания сама по себе проблемы не решает. Она и так постоянно растет и уже се­годня по данным Росстата на федеральном уровне превысило 13,5 тыс. рублей, на региональном - 21 тысячу. У муниципаль­ных служащих заработная плата составляет почти двенадцать тысяч. А коррумпированность аппарата неуклонно растет. Значит этого недостаточно. Надо, чтобы чиновник не только хорошо зарабатывал, но и дорожил своим местом. Он должен знать, что стабильность его статуса гарантируется государст­вом, а не начальником, что ему гарантированы качественное медицинское обслуживание, высокая пенсия, хорошая квар­тира, что государство поможет ему дать достойное образова­ние детям и т.д.

10. Формирование системы управления государственной служ­бой Российской Федерации. Образование органов управления го­сударственной службой неоправданно затянулось. Вместе с тем конкретные предложения в этом отношении уже разработаны и нуждаются в конструктивном рассмотрении. Их реализация будет существенным шагом в противодействии коррупции, позволит упорядочить самую опасную в коррупционном отно­шении сферу - систему государственной и муниципальной службы.

III. Предупредительно-профилактические приоритеты

1. Активизация правового антикоррупционного просвещения граждан России. Отсутствие у значительной части населения да­же самых общих правовых знаний, незнание людьми своих прав и возможностей - основа правовой беспомощности при сопри­косновении с малейшими проявлениями коррупции. Необходи­мо не только убедить человека в том, что стремление к богатству в принципе злом не является, но и доказывать, что злом является богатство, если оно становится самоцелью. Богатством надо уме­ло распоряжаться, богатство дается для созидания, а не для на­копления и не ради утехи. В этом случае человек перестает быть человеком, становится безудержным потребителем, забывая о своем духовном свойстве.

Достойным вкладом в правовое и нравственное просвещение общества станет организация антикоррупционных передач на те­ле- и радиоканалах, а также выпуск массовым тиражом «Библио­течки антикоррупционера», памяток типа «Если у вас вымогают взятку» или «Если вам угрожает рейдерство». Подобные публика­ции помогут развернуть предметную антикоррупционную пропа­ганду в общенациональных масштабах. Главное, привлечь к этой работе наиболее талантливых журналистов, деятелей культуры и искусства, наиболее квалифицированных социологов, психо­логов, юристов, историков.

2. Поддержка общественных организаций, деятельность ко­торых имеет четкую антикоррупционную направленность. Под эгидой Общественной палаты Российской Федерации пред­лагается провести «инвентаризацию» российских неправитель­ственных организаций, занимающихся темой коррупции и право­вым просвещением граждан, выделить из их числа наиболее дееспособные, обеспечить им государственную финансовую под­держку, объединить в специальную ассоциацию. Эти организации могут проводить различные исследования по изучению корруп­ции, заниматься просветительской деятельностью. Их усилиями могут проводиться антикоррупционные форумы, создаваться цен­тры бесплатной юридической антикоррупционной помощи.

3. Корректировка образовательных стандартов - введение в систему подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции государственных и муниципальных служащих специального учебного курса по тематике служебной этики и противодействия коррупции.

IV. Приоритеты в сфере массовых коммуникаций

1. Информирование общественности о деятельности органов власти. Граждане должны быть информированы о подготовке и принятии управленческих решений органами власти всех уров­ней, а также о ходе реализации этих решений. Должна быть обеспе­чена прозрачность всех процедур осуществления государственных закупок, приватизации, реализации государственных проектов, выдачи государственных лицензий, правительственных гарантиро­ванных займов, бюджетных ассигнований и процедур освобожде­ния от налогов. Для активного участия в борьбе с коррупцией необ­ходимо существенно расширить доступ общественных организа­ций к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, кроме той, конечно, которая состав­ляет государственную, служебную или коммерческую тайну.

2. Бесплатное распространение информации об администра­тивных процедурах. Это позволит населению быть в полной мере информированным обо всех правилах и процедурах деятельно­сти государственных и муниципальных органов. Это позволит ис­ключить использование незнания гражданами в коррупционных целях. Каждое министерство и ведомство, администрация и мэ­рия должны распространять по доступным ценам справочники, содержащие сведения о структурно-функциональном построении своих органов. Граждане должны свободно ориентироваться в си­стеме административных органов и точно знать, куда, к кому и в каких случаях можно обратиться. Исчерпывающую информа­цию подобного рода следует публиковать в сети Интернет.

Представленный перечень мер борьбы с коррупцией, есте­ственно, не носит исчерпывающий характер. Но главное понят­но - борьба с коррупцией должно носить последовательный комплексный характер. Только так можно снизить уровень коррупционности управления, сузить объем коррупционного рынка, повысить доверие населения к государству.

* * *

В заключение еще раз подчеркнем, что эффективность госу­дарственного управления определяется не по каким-то отдель­ным, пусть даже очень важным показателям, а комплексно, по соотношению целей и результатов, по разнице между резуль­татами, полученными с помощью имеющихся ресурсов, и макси­мальными результатами, которые можно было бы получить с их помощью. При этом должны учитываться не только прямые, но и косвенные социальные издержки, связанные с реализации государственных программ и проектов. Ведь общество интересу­ет не только и не столько трудозатраты управленцев, а, прежде всего, полученные результаты, а также то, за счет чего и какими ресурсами этот результат был обеспечен.

По данной теме рекомендуется провести групповое занятие в форме семинара.

Семинар

Наши рекомендации