Понятие, структура и агенты власти
Государственный университет
Высшая школа экономики
«Интернет-школа политологии»
Тема 4. Власть ее происхождение и виды
Методические указания
Власть – является ключевым понятием, изучаемым политологией. Несмотря на то, что люди понимают, что подразумевается под этим термином. Однако сказать хоть что-то определенное («Что же это такое?») подавляющее большинство не могут. Ниже предложены текстовые материалы, которые помогут сформировать у слушателей Интернет-школы политологии четкие представления о сущностных и структурных характеристиках власти.
Список информационных источников
- Введение в политологию: учебник для студентов вузов/В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд.; перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 94-111
- Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избранные произведения – М.: Прогресс, 1990, с. 644-707
- Обществознание. учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 11кл/ Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова., А.Ю. Лазебниковой – 6 изд. – М.: Просвещение, 2007. С. 243-245
ВЛАСТЬ В ОБЩЕСТВЕ (6 глава. Соловьев, Пугачев)
Понятие, структура и агенты власти
Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Она
существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье,
производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях,
во всем государстве - в этом случае мы имеем дело с верховной, политической
властью.
В научной литературе существуют разнообразные определения власти,
что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Каждая из дефини-
ций обычно акцентирует внимание на той или иной стороне или проявлении
власти и связана с определенным подходом к ее анализу. Можно выделить сле-
дующие важнейшие аспекты трактовки власти.
1. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют
власть как способность достижения поставленных целей, получения намечен-
ных результатов. "Власть может быть определена как реализация намеченных
целей", - пишет Бертран Рассел . Телеологические определения трактуют
власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между
людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром - в этом
смысле говорят, например, о власти над природой.
2. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип по-
ведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевио-
ристский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодей-
ствию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную моти-
вацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает
Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения вла-
сти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание "полити-
ческой энергией". Человек видит во власти средство улучшения жизни: приоб-
ретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть
- это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая
власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс,
равновесие политических сил.
3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихе-
виористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются рас-
крыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в
сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода -
психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию по-
давленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации вле-
чение преимущественно сексуального характера (Зигмунд Фрейд) или же пси-
хическую энергию вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к власти и особенно
обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или
духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней -
одних и готовности к подчинению, "добровольному рабству" - других. Как
считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрас-
положенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и ус-
покоения.
Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологи-
ческого подчинения. Одни (С. Московиси, Б. Эдельман) видят их в своего рода
гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и тол-
пы, другие же (Ж. Лакан) - в особой восприимчивости подсознания человека к
символам, выражаемым в языке. В целом же психологический подход помогает
выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование-
подчинение.
4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому видени-
ям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления тре-
буют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, руково-
дствуясь реально наблюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями, то
системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных от-
ношений, а от социальной системы, рассматривает власть как "способность сис-
темы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств", направ-
ленных на реализацию ее коллективных целей . Некоторые представители сис-
темного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального
общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и
обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обусловливается ее
относительность, т.е. распространенность на определенные системы.
5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рас-
сматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганиза-
ции человеческой общности, основанный на целесообразности разделения
функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное суще-
ствование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само обще-
ство устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские
социальные роли. Власть - это свойство социальных статусов, ролей, позво-
ляющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть
связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на
людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.
6. Реляционистские (от французского слова "relation" - отношений) оп-
ределения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, аген-
тами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В
этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при
котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.
Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру, увязать в еди-
ное целое различные ее характеристики. Основными компонентами власти
являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в
движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами
взаимодействия между партнерами.
Субъект и объект - непосредственные носители, агенты власти. Субъект (ак-
тор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдель-
ный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое
сообщество, объединенное в ООН.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект об-
ладал рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, воля к власти, про-
являющаяся в распоряжениях или приказах. Большинство людей не испытывает
психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не
является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руко-
водящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не
открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высоко-
го дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к
власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения
других целей.
Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность
субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и на-
строение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для
политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта.
Конечно, реальные носители власти в разной степени наделены всеми этими ка-
чествами.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый харак-
тер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вто-
ричными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня,
непосредственно представляющими во властных отношениях различные груп-
пы и организации, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уров-
нями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и
даже от собственных партий.
Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является
широко распространенное в повседневном языке отождествление власти с ее
носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей и т.п., подра-
зумевая под властью управленческие органы.
Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распо-
ряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта вла-
сти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение
или невыполнение команды. От характера содержащихся в приказе требований
во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта - второго важ-
нейшего элемента власти.
Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного дейст-
вующего лица (органа), конечно, если не иметь в виду власть человека над са-
мим собой, предполагающую подчинение его поведения доводам разума, как бы
раздвоение личности. Но это уже психологический, а не социальный феномен.
Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли вла-
стителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения
объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стре-
мящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже
мощными средствами принуждения. В конечном счете у объекта властной воли
всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться.
Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое
политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко ис-
пользуемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.
Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от
ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть
отсутствует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В
принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу,
как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от соб-
ственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему
требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект,
а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у
него авторитета. Качества объекта политического властвования определяются
прежде всего политической культурой населения. Преобладание в обществе
людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих "твердой
руки", является благоприятной питательной средой деспотических режимов.
Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе
перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересован-
ности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчи-
нения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на иденти-
фикации объекта с субъектом власти.
Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее
субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчине-
ния отличают власть от влияния - более широкой, чем власть, категории, ха-
рактеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздей-
ствие субъекта на объект.
Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо
пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности
избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослабле-
нию вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприят-
ного эмоционального состояния.
Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирую-
щаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка была одним из ведущих
мотивов подчинения государству в традиционных обществах. Она - надежный
фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с тре-
бованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, основанная
лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди заме-
чают, что "король-то - голый", что власть изжила себя и недостойна повино-
вения.
Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная
заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению
распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций.
Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации под-
чинения - повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации.
Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием дос-
таточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и уста-
новок, составляющих "вторую природу" личности (ее "первая природа" обра-
зуется под воздействием первичных, преимущественно биологических потреб-
ностей и повседневных интересов индивида). Готовность подчиняться государ-
ству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непо-
средственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравствен-
ных, религиозных и т.п.) - важный источник силы власти.
Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения яв-
ляется авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта
и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руко-
водителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, кото-
рыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их
повиновение без убеждения или угрозы санкций. Он основывается на согла-
сии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к
ним. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно об-
ладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, ос-
нованным на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимо-
сти от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество уче-
ности), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравст-
венные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и
т.п.
Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто пере-
растает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае дос-
тигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как
свой представитель и защитник. Субъективная идентификация исполнителей с
руководителем может объясняться двумя причинами: 1) быть свойством реаль-
ного двойственного положения людей в отношениях власти, как это имеет ме-
сто в демократических организациях, где индивиды выступают и субъектом
власти - выбирают и контролируют руководство, и ее объектом - исполняют
его решения. В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не полностью;
2) выступать результатом общности интересов и ценностей руководителя и ис-
полнителя и возникновения у последнего чувства единения со всей организаци-
ей или группой.
Субъект или объект характеризуют крайние полюса, активные начала
структуры власти. Само деление людей на субъектов и объектов, начальников и
подчиненных во многом релятивно и изменчиво: в одном отношении человек
выступает начальником, в другом - подчиненным, причем со временем инди-
виды могут поменяться ролями. Применительно к политической власти взаимо-
действие ее агентов опосредуется целым комплексом средств или ресурсов и
осуществляется в рамках специального институционального механизма, стаби-
лизирующего и регулирующего процесс властвования. Что же представляют со-
бой эти компоненты власти?
. Ресурсы, процесс и виды власти
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является
неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется
как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле ресурсы власти
представляют собой "все то, что индивид или группа могут использовать для
влияния на других" .
Такое понимание ресурсов достаточно общо и не позволяет дифференци-
ровать различные элементы власти (ее субъект, объект, средства), поскольку в
этом случае ресурсы включают все факторы, которые способны так или иначе
повлиять на власть: собственные качества субъекта (компетентность, организо-
ванность и т.п.); некоторые свойства объекта (например его политическую до-
верчивость, привычку подчиняться власти, авторитет и т.д.); благоприятную для
субъекта ситуацию (экономический подъем, раздоры в стане оппозиции и т.п.),
а также материальные и иные средства воздействия (деньги, оружие, сырье и
т.п.). При столь широком понимании ресурсов утрачивается их специфика как
относительно самостоятельного, обычно материализованного звена, опо-
средующего взаимодействие агентов власти и служащего важнейшим со-
циальным фактором подчинения и господства.
Поэтому для изучения власти и ее структуры предпочтительнее более уз-
кая трактовка ресурсов, их понимание как всех тех средств, использование
которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут
применяться для поощрения, наказания или убеждения. В процессе их реализа-
ции субъектом они могут трансформироваться во власть, которая и представля-
ет собой способность превращать определенные ресурсы в устойчивое влияние
в рамках системы взаимосвязанных агентов. Ресурсы иногда отождествляют с
основаниями власти, хотя чаще к таким основаниям относят также и агентов
власти - ее субъект и объект.
Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в
теории "социального обмена" (П. Блау и др.). Согласно этой теории, в основе
власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не
имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их вла-
дельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.
Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетво-
рения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько
классификаций ресурсов. Так, согласно А. Этциони, они делятся на
утилитарные, принудительные и нормативные . Утилитарные ресурсы -
это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными ин-
тересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может
покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти
ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например
уменьшение зарплаты недобросовестным работникам). В качестве
принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказа-
ния, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные.
Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся
экономических санкций. Нормативные ресурсы включают средства воздействия
на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они
призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и
исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его
требований.
Для выделения различных видов власти широко распространена класси-
фикация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности
- на экономические, социальные, культурно-информационные, принудитель-
ные (силовые). Экономические ресурсы - это материальные ценности, необ-
ходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как
их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и
т.п. Социальные ресурсы - способность повышения или понижения социаль-
ного статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично сов-
падают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь
экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус.
Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, пре-
стиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.
Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также
средства их получения и распространения: институты науки и образования,
средства массовой информации и др. Как считает известный американский со-
циолог-прогнозист Олвин Тоффлер, в конце XX в. знания и информация стано-
вятся важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах
"знания, в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демо-
кратичности, - подчинили силу и богатство и стаяли определяющим фактором
функционирования власти". В ходе общественного развития такие традицион-
ные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают влияние, хотя и не исче-
зают полностью. Истинную же власть приобретают знания и обладание инфор-
мацией . Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют при-
оритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами. Однако тен-
денция повышения значимости культурно-информационных ресурсов как ис-
точника власти в современном мире проявляется достаточно отчетливо.
Принудительные (силовые) ресурсы - это оружие, институты физиче-
ского принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государст-
ве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура
с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьма-
ми и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ис-
точником власти, поскольку его использование способно лишить человека жиз-
ни, свободы и имущества - высших ценностей.
Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в ком-
плексе, особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим
всеми видами ресурсов.
Специфическим ресурсом власти является сам человек - де-
мографические ресурсы. Люди - это универсальный, многофункциональный
ресурс, который производит другие ресурсы. Человек - создатель материаль-
ных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые
ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-
информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в
одном из своих многочисленных измерений - будучи использована как средст-
во реализации чужой воли. В целом же человек - не только ресурс власти, но и
ее субъект и объект.
Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает
реальностью ее процесс, который характеризуется прежде всего способами и
механизмом властвования. Существуют два главных способа властвования
(два "лица власти"). Первый из них заключается в побуждении объекта к опре-
деленным, угодным субъекту действиям. Второй состоит в обеспечении бездей-
ствия подвластных, блокировании нежелательных для руководства видов их по-
ведения.
Впервые на ограничительное свойство власти особое внимание обратили
американские политологи Петер Бахрах и Мортон Баратц, назвавшие его "вто-
рым лицом власти". Реальное проявление в обществе этого свойства политиче-
ской власти состоит в ее способности исключать из сферы общественных дис-
куссий и политических решений определенные темы и тем самым предотвра-
щать их адекватное отражение в массовом сознании и реальное развертывание
соответствующих политических конфликтов.
В странах командного социализма такими запретными для критики тема-
ми были прежде всего право коммунистических партий на руководство общест-
вом и право граждан на идеологическое и политическое инакомыслие и оппози-
цию. В ФРГ 50-60-х гг. блокированной властями политической темой явилось,
например, отношение к строительству атомных электростанций. Согласие, до-
стигнутое по этому вопросу политической элитой, СМИ, предпринимателями и
менеджерами под прикрытием популярного лозунга "больше роста - больше
энергии", позволило исключить саму дискуссию об альтернативных атому ис-
точниках энергии .
Способы властвования имеют сложную и неоднозначную классификацию.
Они могут быть демократическими (власть осуществляется при участии в при-
нятии решений их исполнителей), авторитарными (неограниченная власть, не
претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъ-
емлющий контроль субъекта над объектом), конституционными (правление в
рамках закона), деспотическими (всевластие, произвол и беззаконие), либераль-
ными (уважение свободы и прав личности) и др.
Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специ-
ального механизма власти - системы организаций и норм их устройства и
деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как
общество (народ), механизмом власти выступают государственные органы и
другие политические институты и право. (Они специально анализируются в по-
следующих главах.)
Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов и про-
цесса) могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Наиболее
содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами,
на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-
информационную, принудительную.
Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами,
собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относи-
тельно спокойные периоды общественного развития экономическая власть до-
минирует над другими видами власти, поскольку "экономический контроль -
это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не свя-
занной с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших це-
лей" .
С экономической властью тесно связана власть социальная. Если эконо-
мическая власть предполагает способность распределения материальных благ,
то социальная - распределения позиций на социальной лестнице - статусов,
должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой
социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на об-
щественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их ло-
яльность и поддержку.
Культурно-информационная власть - это прежде всего власть над
людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распростране-
ния. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти,
связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из
всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-
информационная власть. Знания используются как при подготовке правитель-
ственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание лю-
дей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воз-
действие осуществляется через институты социализации (школа, другие образо-
вательные учреждения), а также с помощью СМИ.
Информационная власть способна служить разным целям: не только рас-
пространению объективных сведений о деятельности правительства, положении
в обществе, но и манипулированию - управлению сознанием и поведением
людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных
методах обмана.
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает кон-
троль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической
силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политиче-
ской, хотя легальное использование силы в масштабах государства - важней-
шая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут исполь-
зоваться и неполитической властью, например в отношениях между рабами и
рабовладельцами, между деспотом - главой семьи и ее членами, между глава-
рем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) ле-
гальностью использования силы в пределах государства; 2) верховенством,
обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проник-
новения в любые общественные процессы. Политическая власть может ог-
раничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же во-
все ликвидировать их; 3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью.
Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти,
которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от
имени всего общества с помощью права ко всем гражданам; 4) моноцентрично-
стью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократиче-
ском обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и
духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много не-
зависимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.; 5) многообразием
ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только
принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные
ресурсы.
Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Многие
политологи, в том числе марксистской ориентации, считают важнейшей среди
них экономическую власть, власть собственников средств производства и дру-
гих общественных богатств. В рыночном обществе, где почти все имеет цену и
денежное выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным
собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избиратель-
ных кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков и
избирателей. Концентрация экономической власти у крупных собственников
создает опасность установления плутократии - прямого политического прав-
ления небольшой группы богатеев. В Современных западных государствах все-
властие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками,
политическим влиянием многочисленного среднего класса и общественности,
демократическим устройством государства.
Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономиче-
ской, достаточно самостоятельна и способна превалировать над ней, подчинять
ее своим целям. При определенных обстоятельствах доминирующее влияние на
общество может оказывать власть духовно-информационная. Ее монопольное
использование может обеспечить политической группировке победу на выборах
и длительное сохранение своего господства несмотря на неэффективность эко-
номической и социальной политики.
Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так назы-
ваемый кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он про-
является в том, что богатство повышает шансы человека на вхождение в поли-
тическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая долж-
ность способствует накоплению богатства, доступу к знаниям и информаци-
онному влиянию; последние же, в свою очередь, улучшают возможности в за-
нятии лидирующих политических позиций и повышении дохода.
Слияние политической, экономической, социальной и духовно-
информационной властей при командной роли политики наблюдается в тотали-
тарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение как
самих этих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества
конкурирующих центров влияния, в политике - разделение властей между го-
сударством, партиями и группами интересов, а также самой государственной
власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере -
плюрализм СМИ и других источников знания и информации.
Как уже отмечалось, типологии власти разнообразны. В зависимости от
субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая
(группократия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или органи-
зации). По сферам проявления власть делится на государственную, партийную,
профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выде-
ляются: мегауровень - международные организации, например ООН, НАТО и
т.п.; макроуровень - центральные органы государства; мезоуровень - органи-
зации (областные, районные и т.п.), подчиненные центру, и микроуровень -
власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация
власти по функциям ее органов, например законодательная, судебная и испол-
нительная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта
власти - демократическая, авторитарная и т.п.