ГИА по обществознанию. Духовная сфера

вопросы кодификатора

Сфера духовной культуры и ее особенности

Существует понятие культуры в широком и узком смысле.

Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания.

Под культурой в узком смысле понимается:

  • Сфера, объединяющая искусство, религию, науку, образование, мораль;
  • Исторически обусловленный уровень развития общества;
  • Культура личности – степень восприятия индивидом культуры общества.

Виды культуры:

Материальная:

• техника;

• производственный опыт;

• материальные ценности, составляющие искусственную среду обитания человека.

Духовная:

• произведения искусства;

• различные идеологии;

• научные знания;

• ценности;

• нормы поведения.

Формы культуры:

Элитарная - создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу; включает изящное искусство, классическую музыку и литературу.

Народная - создаётся не отдельными людьми, а всем народом; включает в себя мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, танцы и песни.

Массовая - культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.

Различают также экранную культуру.

Искусство – это сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.

Под искусство также понимают:

  • творческую деятельность;
  • изобразительное искусство;
  • мастерство.

Наука в жизни современного общества

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Нравственные принципы труда учёного – основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений учёных.

Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного работника за результаты его деятельности.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно.

Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основные принципы образовательной политики в РФ:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) общедоступность образования;

4) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

5) светский характер образования в государственных учреждениях;

6) свобода и плюрализм в образовании;

7) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Система образования РФ:

- дошкольное образование;

- общее образование:

- начальное (1-4 класс);

- основное (5-9 класс);

- среднее (полное) (10-11 класс);

- профессиональное образование:

- начальное;

- среднее;

- высшее.

Также существует система дополнительного образования на всех ступенях (кружки, секции, курсы и т.д.).

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

Религия – это:

• вера в сверхъестественное (в Бога);

• совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

• одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Типология религий:

- политеистические;

- монотеистические;

- архаические:

- тотемизм;

- анимизм;

- фетишизм;

- магия;

- национальные:

- иудаизм;

- синтоизм;

- даосизм;

- индуизм;

- мировые:

- буддизм;

- христианство;

- ислам.

Религиозная организация – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.

Признаки религиозной организации:

1) вероисповедание;

2) совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

3) обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные и атеистические.

Свобода вероисповедания – право исповедовать и практиковать любую религию.

Статья 28 Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания в дополнительных материалах.

Мораль

Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Специфика норм морали:

1) мораль направляет сознание и регулирует деятельность людей во всех сферах общественной жизни;

2) всеобщий характер;

3) действие морали основано на способности человека самостоятельно определять и направлять своё поведение при отсутствии внешнего контроля и формальных санкций.

Основные категории морали:

- добро;

- зло;

- долг;

- совесть.

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.

Моральные требования и представления:

1) нормы поведения («не лги», «не укради» и т.д.);

2) моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость); 3) нравственные принципы (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм и т.д.); 4) морально-психологические механизмы (долг, совесть); 5) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье).

Информация о важнейших функциях морали в обществе в дополнительных материалах.

Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Гуманизм:в широком смысле - мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом;

в узком смысле - нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни.

Патриотизм– нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры.

Наши рекомендации