II. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения
Социально-экономическая отсталость, засилие иностранного капитала обусловили неравномерное и запоздалое развитие турецкой буржуазии. В ее становлении можно выделись следующие отличительные черты.
Во-первых, в промышленности, финансах, внешней и внутренней торговле господствовал иностранный капитал, а также османский капитал, но не турецкого происхождения. Процент национальной турецкой буржуазии и процент национального турецкого пролетариата был незначителен. С чем это было связано?
Во-вторых, турецкая буржуазная нация складывалась медленнее, чем другие нации, например балканские. Консолидации турок мешала огромная территория, где они составляли треть населения. Экономическое единство Турции (в узком смысле) тоже было относительным вследствие узости внутреннего рынка, на внешний рынок страна явно опоздала. Мешали консолидации нации оторванность экономических районов друг от друга, наличие средневековых таможенных границ и т.д.
В-третьих, объединению турецкой нации препятствовало отсутствие турецкого национального языка. Сложный для усвоения арабский язык был непонятен простым людям.
В-четвертых, слабо проявился турецкий национальный характер как фактор сплочения нации. Идеология панисламизма не способствовала формированию турецкого национального сознания. Само слово «турок» до середины XIX в. означало «мужик», «мужлан», «невежда».
Все эти особенности повлияли на облик турецкой буржуазии: она была в основном торговой, небогатой и ориентировалась на внутренний рынок. Поэтому турецкая буржуазия не могла стать лидером в революционном движении.
Для понимания расстановки политических сил в Турции нужно учитывать следующее:
– в условиях полуколониальной зависимости борьба против тирании султана должна была сочетаться с антиколониальной борьбой. Однако этого не произошло. Турецкая буржуазия была слишком слаба, чтобы отважиться на последовательную антиколониальную революцию;
– в традиционном обществе с отсталыми аграрными отношениями в революционную борьбу должно было включиться крестьянство. Но турецкие крестьяне со своими собственными требованиями не выступили. Стихийные выступления крестьянства не слились с революционным движением, так как турецкая буржуазия часто выступала в роли ростовщиков, давала крестьянам деньги в долг на кабальных условиях. Поэтому союз этих двух социальных групп не мог сложиться;
– национально-освободительное движение нетурецких народов носило чаще всего независимый характер. Армяне, арабы, греки, болгары не всегда поддерживали младотурок. Это и понятно. Адепты национально-освободительного движения боролись за государственный суверенитет, им не импонировали имперские амбиции младотурок.
Все это придавало революционному движению ограниченный, незрелый характер.
Каким же был социальный состав движения?
Ядро оппозиции составляла турецкая интеллигенция из среды офицерства и учащейся молодежи. По происхождению лидеры движения были связаны с крупными землевладельцами, офицерством, бюрократией, реже – с буржуазией. Интересно, что и национальный состав оппозиции был пестрым. По национальности многие участники движения не были турками. Это были представители других мусульманских народов Империи. Тем не менее, их деятельность отвечала интересам в первую очередь турецкой буржуазно-предпринимательской прослойки.
Организационное оформление революционного турецкого движения произошло в 1889 г., когда в Стамбуле был создан тайный комитет «Единение и прогресс». В него вошли студенты военно-медицинского училища. Это были турки, албанцы, черкесы. Через два года (1891) в Париже возник заграничный центр, стала выходить первая газета тайного комитета «Дебаты». Членов общества стали называть иттихадистами (иттихад – единение). За границей иттихадистов называли оттоманскими либералами или младотурками, то есть молодыми турками.
В 1895 г. в газете «Дебаты» была опубликована программа младотурок, в которой они выступали:
– за неделимость Империи;
– за невмешательство иностранных государств во внутренние дела страны;
– за проведение прогрессивных реформ, направленных на развитие национальной экономики;
– за равенство всех подданных Империи независимо от религиозной и национальной принадлежности.
Эти же положения были включены в Устав общества. Важной частью устава была третья статья, где декларировалась первоочередная задача: восстановление конституции и созыв парламента. Так началась деятельность первой политической партии Турции. В 1897 г. революционеры организовали политическую демонстрацию в Стамбуле. Это стоило некоторым из них жизни. По стране прокатилась волна репрессий. К концу столетия в тюрьмах Порты отбывали наказание около 50 тысяч политических заключенных, 80 тысяч человек вынуждены были уехать в эмиграцию.
В конце XIX – начале XX вв. члены комитета «Единение и Прогресс» были заняты агитационной работой. Они издавали газеты и журналы, вели агитацию в армии и на флоте и т.д. Несмотря на внутренние репрессии, в подполье действовали нелегальные отделения Комитета. В организации была установлена строгая конспирация и дисциплина. Иттихадисты работали по принципу «пятерок». В 1902 г. в Париже состоялся первый объединительный конгресс младотурок. На нем присутствовали представители различных регионов Империи. Острая дискуссия происходила по двум основным вопросам будущего восстания:
– о привлечении армии к движению;
– об использовании помощи иностранных держав для успеха конституционных реформ.
По первому вопросу участники конгресса пришли к единому мнению. Они считали, что без помощи армии бороться с режимом Абдул-Хамида нереально. По второму вопросу мнения делегатов разделились, это привело к расколу Комитета. Следует заметить, что младотурки никогда не отличались внутренним единством. Наиболее влиятельными в партии «Единение и прогресс» были три группы.
Первая группа во главе с Ахмедом Риза-беем сложилась в Париже. Сам руководитель был студентом сельскохозяйственного института, увлекался философией Огюста Конта. Он разделял позитивистскую концепцию французского философа о гармонии между классами. Группировка Ризы-бея выступила на Конгрессе против использования помощи западных стран.
Второй группой руководил Мурад-бей. Его организация действовала на территории Восточной Анатолии, затем Египта. Сам лидер иттихадистов родился в Дагестане, окончил Ставропольскую гимназию, затем учился в Европе. Мурад-бей возглавлял правое крыло младотурок, выражал интересы крупных землевладельцев и купечества Восточной Анатолии. Его революционность была сфокусирована на критике личности султана. Члены этой группы выступали за умеренные реформы и занимали крайне реакционную позицию по национальному вопросу. В частности Мурад-бей одобрял геноцид против армянского населения Империи. Он считал, что Турция не созрела для парламентаризма. Ей нужен султан, но другой.
Третью группировку возглавлял племянник султана Сабахеддин. Он считал, что причиной отсталости страны является отсутствие в ней частной инициативы и предпринимательства. В Турции сохраняются средневековые порядки, их нужно устранить. По мнению Сабахеддина, восстановление конституции крайне необходимо, это первый шаг на пути к прогрессу. Члены группы стояли на либеральных позициях и отражали интересы турецкой буржуазии. Они считали, что реформы невозможны без опоры на западные страны. Поэтому на Конгрессе группа предлагала обратиться за помощью к странам Запада. Вскоре после дискуссии в среде младотурок последовал раскол. Группа Сабахеддина вышла из Комитета, но в революции принимала участии.
III. Военно-революционный переворот 1908-1909 гг. (Младотурецкая революция)
Новый подъем движения связан с русской революцией 1905-1907 гг. и иранской революцией 1905-1911 гг. Но главные причины революционного подъема обусловлены внутренними проблемами страны. О них речь шла выше.
Что же касается внешних факторов, то они сыграли роль локомотива, оказали тонизирующее действие на события в самой Турции. Например, русская революция (1905-1907) произвела ошеломляющее впечатление на турецкое правительство. Султана особенно беспокоило восстание моряков броненосца «Потемкин». Абдул-Хамид II боялся заразительного примера, он провел «бессонные ночи». Когда российское правительство обратилось к Турции и Румынии за помощью, султана и Порту охватил панический страх. Чтобы не допустить «Потемкина» в проливы, были отданы распоряжения об укреплении Босфора. Если бы броненосец «Потемкин» подошел к берегам Порты, правительство не стало бы задерживать корабль в турецких территориальных водах, как об этом просила Россия. Предполагалось снабдить его всем необходимым и пропустить через проливы. По мере дальнейшего развития русской революции Турция усилила военный и полицейский надзор над страной, стремясь изолировать ее от «крамолы».
В конце 1905 г. началась иранская революция. Стамбул сразу же закрыл всякий доступ иранских газет, установил наблюдение за всеми приезжающими из Ирана. На всякий случай в турецких газетах было запрещено писать о событиях в России и в Иране. Однако эти меры не дали ожидаемого эффекта. Сведения о революционных событиях в соседних странах все же поступали в Малую Азию. В 1905-1908 гг. в самой Турции начались антиправительственные выступления. В 1905 г. было совершено покушение на жизнь монарха, правда, неудачное; осенью этого же года наблюдались волнения среди моряков турецкого флота; в 1906-1907 гг. произошло несколько крестьянских восстаний в Анатолии; не затихали национальные движения на окраинах Империи в Македонии, Албании, Аравии и Северной Африке. Антиправительственные выступления носили неорганизованный характер и были быстро подавлены. Большей частью они имели местное значение, были представлены различными национальными потоками: турецким, македонским, арабским и т.д.
Революционный подъем, с одной стороны, заставил правительство идти на уступки: смешать губернаторов, отменять приказы о репрессиях и т.д. С другой стороны, младотурки вынуждены были изменить свою тактику. В чем это выразилось? В 1906 г. комитет «Единение и Прогресс» перенес свое местопребывание из-за границы в македонский город Салоники. Почему именно Македония стала центром движения? В 1903 г. в Македонии вспыхнуло крупное освободительное восстание. Оно было подавлено турецкими войсками. Австро-Венгрия и Россия «посоветовали» султану провести в стране реформы, и даже предложили свой проект реформирования Балканской провинции. Европейские государства действовали в духе «Восточного вопроса», то есть хотели «разыграть македонскую карту». В ответ на это в Македонии создаются партизанские отряды – четы. Руководители отрядов, македонские патриоты боролись за независимость своей родины. Они приветствовали участие в освободительном движении представителей всех национальностей, населяющих Македонию, в том числе и турок. Революционный подъем в Македонии, с одной стороны, и страх потерять эту провинцию – с другой, заставил младотурок активизировать свои действия. Произошло объединение различных группировок Комитета, младотурки взяли курс на вооруженное восстание.
На Парижском съезде (1907) намечается дата восстания – конец августа 1909 г. Она была приурочена к 33–летию режима Абдул-Хамида II. Однако революционный подъем в Македонии заставил младотурок изменить эту дату. Они понимали, что если упустить момент, Македония может или стать независимой, или ее захватят европейские страны. Младотурки решили не допустить ни первого, ни второго. Им удалось взять руководство движением в Македонии в свои руки. Не следует забывать, что младотурки считали своим долгом сохранение Империи.
В отечественной литературе советского периода существовало несколько точек зрения на события 1908-1909 гг. в Турции. Хотя в одном историки были едины – это буржуазная революция. Историки А.Д. Новичев и В.И. Шпилькова считали младотурецкую революцию незавершенной, верхушечной201. А.Ф. Миллер называл ее буржуазно-конституционной, ибо первоочередной задачей революционеров было восстановление конституции 1876 г. и созыв парламента202. В работах советского периода часто цитировалось широко известное положение В.И. Ленина о том, что революция в Турции шла «от победы к полупобеде». Почему от победы к полупобеде? Из-за характера установившейся власти (от конституционной монархии к триумвирату), из-за неразрешенности основных проблем, стоящих перед страной. Действительно, в Империи сохранились средневековые пережитки, не устранена была полуколониальная зависимость Турции от стран Запада. После Первой мировой войны Империя распалась, младотуркам не удалось решить одну из своих главных задач, а именно, сохранить Османскую империю.
Из исследований последних лет можно отметить работы Л.С. Васильева и Ю.А. Петросяна. В учебном пособии Л.С. Васильева события 1908-1909 гг. – это «военно-революционный переворот, именуемый в историографии младотурецкой революцией». Автор обращает особое внимание на роль армии в движении203. Ю.А. Петросян также считает события 1908-1909 гг. революцией, подчеркивает, что младотурки опирались на армию. Исследователь пишет о «недолгой весне революции», рассматривает ее в русле движения «от победы к полупобеде и к поражению»204. В последних работах, в разделах посвященных событиям 1908-1909 гг., отсутствуют оценочные характеристики. В то же время востоковеды продолжают придерживаться той периодизации революции, которую предложили историки советской школы205, выделяя три периода движения.
Первый период – июль 1908 г. (до 24 июля). В этот период началось восстание в Македонии, была восстановлена конституция 1876 г., в стране установилось двоевластие.
Второй период – с 24 июля 1908 г. по 13 апреля 1909 г. Для него характерен подъем революционного движения, оживление общественно-политической жизни в стране, обострение борьбы за власть.
Третий период – с 13 апреля по 27 апреля 1909 г. Открытое выступление реакции. Разгром младотурками контрреволюционного мятежа. Установление единовластия младотурок.
Как же развивались события? В июне 1908 г. младотурецкая организация в Македонии начинает вооруженную борьбу против турецкого правительства и привлекает на свою сторону албанские части османской армии. Первым выступил отряд албанского офицера Ахмеда Ниязи-бея. Ахмед Ниязи-бей был скромным человеком, всю жизнь прожившим в Ресне. Его небольшой отряд состоял из 150 федаев (федаи – «жертвующие собой»). Однако вскоре в лагере повстанцев было уже 3000 вооруженных солдат. Албанца поддержал офицер турецкой армии, майор Энвер-бей. Ниязи и Энвер приобрели огромную популярность, впоследствии получили почетные звания «героев свободы», хотя оба не провели ни одного сражения.
Следует заметить, что подготовка к восстанию шла под руководством комитета «Единение и Прогресс». В Македонии в этой организации состояло около 15 тыс. человек. 23 июля восставшие захватили город Салоники. Так началось восстание в армии. Абдул-Хамид посылает в Македонию «специалиста по укрощения албанцев» Шемси-пашу. Однако он был убит младотурками. Султан приказал перебросить на Балканы анатолийские войска. Но и они перешли на сторону младотурок. В течение несколько дней султанский режим в Македонии рухнул, власть перешла в руки представителей комитета «Единение и Прогресс». Из Македонии иттихадисты посылают воззвания к жителям страны, в которых призывают народ поддержать борьбу за «свободу Турции». Уже 23 июля восставшие заняли все города Македонии. Султан был поставлен перед свершившимся фактом. В этот же день он получает ультиматум с требованием в течение трех дней восстановить в стране конституцию и созвать парламент. В случае отказа иттихадисты собирались направить в Стамбул стотысячную армию. Султан не стал ждать трех дней, он сразу же подписал указ о восстановлении конституции. Утром 24 июля, получив газеты, жители Стамбула не поверили своим глазам: в стране восстанавливалась конституция. Стамбульцы решили, что это очередная провокация султанских шпионов. Они боялись читать «крамольные» вести, стремились избавиться от газет.
Так закончился первый период революции. Султан признал победу младотурок, но был оставлен у власти. Зарубежных наблюдателей революция поразила своей внезапностью и мирным, почти бескровным характером. Нужно отметить, что быстрота и «бескровность» в данном случае проистекали не из силы революции, а из того потрясающего развала, к которому пришел абдулхамидовский режим.
На втором этапе (24 июля 1908 г. – 13 апреля 1909 г.) идет «триумфальное шествие» новой власти. Из тюрем освобождают политических заключенных, всюду проходят манифестации в поддержку младотурок. На улицах Стамбула и ряда других городов скандируются лозунги свободы, равенства, братства. Мусульмане братаются с немусульманами. Однако это внешние атрибуты победы.
Что же конкретно сделали младотурки?
Во-первых, они сохранили власть султана и старый управленческий аппарат, только убрали из него наиболее реакционных деятелей. Правда, наряду со старыми государственными структурами младотурки создали младотурецкие комитеты. Таким образом, установилось двоевластие. Младотурки, если бы захотели, могли бы уничтожить прежний госаппарат, но они этого не сделали. Султан Абдул-Хамид II использовал ситуацию для укрепления своих позиций. Уже в августе 1908 г. он издал указ, в котором, в дополнении к восстановленной конституции, расширяет свои права. По указу только султан мог назначать великого везира, военного и военно-морского министров.
Во-вторых, младотурки не пошли на уничтожение традиционных форм земельной собственности и крупного землевладения. В октябре 1908 г. на съезде организация «Единение и прогресс» была официально преобразована в политическую партию. В программе партии отмечалось, что «крестьяне могут покупать земли, не нарушая права собственности прежних владельцев». Ашар заменялся денежным налогом.
В-третьих, в программе говорилось об ограничении власти шаха, расширении компетенций парламента, необходимости провозглашения свободы слова, печати и т.д. Что же касается положения рабочих, то младотурки обещали подумать о рабочем законодательстве, но быстро забыли о своем обещании.
В-четвертых, официальной государственной идеологией Империи провозглашался османизм. Формально он означал равенство перед законом всех народов, населяющих Империю. Но фактически османизм отрицал наличие национального вопроса в Турции, лишал национальные меньшинства элементарных прав и насильственно ассимилировал их. Уже в принятой иттихадистами программе национальным языком признавался только турецкий язык, преподавание в школах должно вестись только на турецком языке. Избирательный закон 1908 г. привел к разделу территории Турции на избирательные округа таким образом, чтобы в каждом из них большинство населения составляли турки. Выборы в турецкий парламент (октябрь 1908 г.) показали, что в парламент может быть избран только человек, владеющий турецким языком, так как все дебаты велись на турецком языке. Да и сама процедура выборов не отличалась демократичностью.
Антинародная, националистическая политика младотурок подрывала их собственные позиции. Это позволило султану в опоре на реакционные партии и стамбульский гарнизон начать контрреволюционный мятеж. На третьем этапе революции, с 13-ого по 27 апреля, на две недели было восстановлено самодержавие. Интересно, что султана поддержали не только улемы с зелеными знаменами ислама и офицеры, уволенные из армии младотурками, но и сторонники Сабахеддина, политическая группировка «Ахрар» («Либералы»)206. Младотурки подавили мятеж при помощи верных им войск из Македонии. Как и в 1908 г. часть армии и народ поддержали младотурок. Их сплотила общая борьба против Абдул-Хамида II. Мятежный султан не был оставлен на престоле. Его низложили и заключили под стражу. Парламент избрал султаном Мехмеда V, который должен был «царствовать, но не управлять». Правительство было реорганизовано, в него вошли представители младотурок.
Таким образом, период двоевластия закончился казалось бы победой младотурок. Но они сами сильно изменились, и от их революционности и либерализма не осталось и следа. Не вызывает сомнений точка зрения исследователей советского периода о том, что с 1909 г. революция развивалась по нисходящей линии. Итоги революции явно расходились с программой иттихадистов.
Во-первых, младотурки не решили антиколониальные задачи. Чем дальше, тем больше страна попадает в зависимость от Запада. Правительство раздает направо и налево новые концессии, делая очередные долги.
Во-вторых, не был решен национальный вопрос. Общая эволюция младотурецкой идеологии шла от османизма к пантюркизму. В дальнейшем младотурки санкционировали националистические погромы, не уступая Абдул-Хамиду. Весь мир потряс геноцид в отношении армянского народа. В 1915 г. по приказу младотурок было убито 1,5 млн армян.
В-третьих, младотуркам не удалось сохранить Империю. В ходе самой революции Болгария провозгласила независимость. Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину. В результате Трипольской войны (1911–1912) Италия захватила Ливию. Это подорвало престиж правящей партии, обострило борьбу за власть. Против иттихадистов выступила вновь созданная оппозиционная партия «Свобода и согласие», партия итиляфистов. В июле 1912 г. им удалось отстранить младотурок и захватить власть. Итиляфисты обещали решить национальный вопрос, предоставив автономию нетурецким народам. В 1912 г. против Турции при посредничестве России выступили Болгария, Сербия, Греция, Черногория. По результатам Балканских войн (1912-1913) Турция потеряла все свои европейские владения, кроме Стамбула. Внешнеполитические неудачи помогли младотуркам вернуться к власти (1913).
С 1914 г. страной правит триумвират: военный министр Энвер-бей, председатель ЦК партии Талаат-бей и глава стамбульской полиции Джемаль-бей. Первые два диктатора в своих внешнеполитических симпатиях ориентировались на Германию, Джемаль-бей – на Англию и Францию.
Младотурки оказались не в состоянии решить аграрный вопрос, не были приняты законы о положении наемных рабочих. Все очевиднее становилась оторванность революционеров от тех сил, которые их поддерживали в ходе революции. Вместо былой революционности – диктаторство, авантюризм, стяжательство. Честные патриоты были или оттеснены, или сами отошли от политической деятельности. Неудачи революции отбросили Турцию назад, к средневековью.
Тем не менее, младотурецкая революция не прошла даром, она способствовала пробуждению нации, формированию политического сознания, появлению опыта политической борьбы, росту политической активности общества и т.д.
Сложная политическая обстановка в стране, углубляющийся экономический кризис, рост внешнего долга толкали младотурецкое правительство на путь военных авантюр. В 1914 г. Османская Турция вступила в Первую мировую войну на стороне Германского блока.
Литература (см. лекцию 13)
История Османского государства, общества и цивилизации: в 2 ч. [Текст] / сост. Т.Е. Михайлова-Могильницкая. – М.: Вост. лит., 2006. – Ч. 2. – 586 с.
Ланда Р.Г. Мусульманский мир и Первая мировая война [Текст] / Р.Г. Ланда // Восток (Oriens). – 2004. – № 6. – С. 57-72.
Новичев А.Д. История Турции: в 4 т. [Текст] / А.Д. Новичев. – Л.: Изд. Ленингр. уни-та, 1978. – Т. 4. – 272 с.
Новая история стран Азии (вторая половина XIX – начало XX вв.): учеб. пособие для самостоятельной работы студентов вузов [Текст] / под ред. В.И.Овсянникова. - М.: Соц.-полит. журн., 1995. – С. 85-126.
Новиков В.Д. Российские политические партии в национальных движениях в Турции и Персии в 1905-1911 гг. [Текст] / В.Д. Новиков //Азия и Африка сегодня. – 2001. – № 8. – С. 33-36.
Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель [Текст] / Ю.А. Петросян. – М.: Наука, 1990. – 278 с.
Шеремет В.И. Война и бизнес. Власть, деньги и оружие. Европа и Ближний Восток в Новое время [Текст] / В.И. Шеремет. – М.: Технол. шк. бизнеса, 1996. – 712 с.
Шпилькова В.И. Младотурецкая революция 1908-1909 годов [Текст] / В.И. Шпилькова. – М.: Наука, 1977. – 294 с.
Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи (Османизм – панисламизм): XIX – нач. XX в. [Текст] / И.Л. Фадеева. – М.: Наука, 1985. – 271 с.
10. Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. Средневековье и новое время [Текст] / И.Л. Фадеева. – М.: Наука, 1993. – 281 с.
Л Е К Ц И Я XV
Страны Азии и Африки накануне Первой мировой войны
Завершение колониального раздела Африки. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны.
I. Завершение колониального раздела Африки
В 70-е годы XIX в. на африканском континенте европейским державам принадлежало 10,8 % всей территории. Менее чем за 30 лет, к 1900 г. владения европейских государств в Африке уже составляли 90,4% территории континента. Колониальный раздел Африки был завершен.
Что же собой представляла Африка накануне раздела, то есть в середине XIX века? Исторически сложилось деление Африки на две основные части, отличающиеся друг от друга в этническом отношении, по уровню социально-экономического развития и по формам политического устройства.
Первая часть – это Северная Африка. Вплоть до пустыни она была связана со Средиземным морем. Ее население, арабское и арабизированное, отличалось относительной этнической однородностью. Египет, Тунис, Триполи, Киренаика входили в состав Османской империи. Марокко было независимым государством. Большинство населения Северной Африки исповедовало ислам. Античные корни стерлись, о них напоминали лишь памятники культуры. Государства Северной Африки относились к исламской цивилизации.
Вторая часть континента, расположенная к югу от пустыни Сахары, представляла собой как в этническом, так и в цивилизационном плане весьма пеструю картину, с точки зрения религии, в этом регионе господствовали первобытные формы монотеизма. Некоторые районы со времен Великих географических открытий были христианизированы. Что касается государственности, то в ряде районов Западного Судана и Мадагаскара складывались начальные формы государственности. Здесь встречалось рабство и что-то напоминающее феодальные порядки. Если в Западной Африке существовали союзы племен, то многие народы Центральной и Южной Африки не знали даже этой зачаточной формы государственности. В этом регионе постоянным явлением были никогда не прекращающиеся междоусобные войны. С точки зрения цивилизации здесь очевиден симбиоз местных языческих культов и христианства. В этих условиях Африка стала легкой добычей западных держав.
Первыми из европейцев обосновались на африканском материке португальцы. После экспедиций Васко да Гамы, в конце XV – начале XVI вв. португальцы основали колонии Португальскую Гвинею и Анголу на Западе, и Мозамбик на Востоке африканского континента. Во второй половине XVII в. на крайнем юге Африки представители голландской Ост-Индской компании создали Капскую колонию. Вслед за ними двинулись французы и другие европейцы. Потомки первых колонистов утратили связи с Европой, их стали называть бурами или африканерами. В начале XIX в. англичане захватили Капскую колонию, то есть потеснили буров. Отобрав земли у коренных африканцев, буры ушли на север и создали два новых государства: Южно-Африканскую республику (Трансвааль) и Оранжевое свободное государство. Англия и далее продолжала теснить буров. К середине XIX в. на юге Африки сложились следующие колониальные государства: Капская колония захвачена англичанами у буров; английская колония Наталь, на территории которой до 1842 г. жили зулусские племена; и две бурские республики.
В XIX в. обострилась борьба за север Африки. Еще Наполеон Бонапарт совершал походы в Египет. Однако в дальнейшем эта провинция Османской империи стала зоной влияния Англии. Франция овладела Алжиром. Кроме того, опорными пунктами на западном побережье Африки владели испанцы, ими была создана Испанская Гвинея и др. Французы захватили Сенегал, Габон, англичане – Сьерра-Леону, Гамбию, Золотой Берег. С этих точек в конце столетия начинается раздел Африки.
Однако разделу континента предшествовали новые географические открытия.
С середины XIX в. начинается новый период в истории исследования Африки. Он связан с именами Давида Ливингстона и Генри Стэнли. Давид Ливингстон (1813-1873), шотландец по происхождению, закончил медицинский факультет и получил диплом врача. В 1840 г. по заданию Лондонского миссионерского общества он отправился в Африку, где проработал всю жизнь. Заслуги Ливингстона в деле изучения природы и населения Африки огромны. Сделано им было многое.
Во-первых, обследованы огромные пространства Южной Африки, от ее южной оконечности до экватора; открыты водопад Виктория – самый крупный водопад в мире, озеро Ньяса, исследована река Замбези, впервые пересечена Африка с запада на восток.
Во-вторых, определены координаты более 1000 пунктов на территории Центральной и Южной Африки; нанесены на карту обширные территории.
В-третьих, выявлены основные черты рельефа Южной Африки и положено начало научному изучению африканских озер.
В-четвертых, собран большой этнографический материал. Ливингстон был гуманным, бескорыстным исследователем. Врачебная деятельность помогла ему в установлении тесных контактов с местным населением. Он быстро освоил языки местных племен, что давало возможность собирать достоверный материал по культуре и быту африканских народов.
В-пятых, написано значительное число крупных научных работ, содержащих огромный фактический материал по природе и населению Южной и Центральной Африки207. (См. список к лекции).
Давид Ливингстон умер в Африке. Тело его было забальзамировано и отправлено в Англию.
Вторым крупным исследователем Африки является Генри Стэнли (1841-1904). Стэнли был послан в Африку на поиски Ливингстона. Это было связано с тем, что у Ливингстона в Африке умерла жена, и он в безутешном горе перестал давать о себе знать. В 1871 г. Стэнли нашел Ливингстона совершенно больным. После возвращения в Европу он написал ряд статей, в которых призывал к колонизации Восточной Африки. Многие страны стали приглашать Стэнли возглавить экспедиции в Африку.
В 1874-1877 гг. он работал по поручению англичан. Стэнли обследовал озера Викторию и Танганьику, открыл реку Луалабу (приток Конго) и впервые спустился по ней к Атлантическому океану.
В 1879-1884 гг. Стэнли выполнял поручения короля Бельгии. В его задачу входила организация «Свободного государства Конго» с последующим превращением его в бельгийскую колонию. Методы, которые использовал Стэнли, были далеки от гуманизма: за символические подарки он «уговаривал» местных вождей принимать подданство бельгийского короля. Там где уговоры не действовали, в ход шло оружие. Так было образовано государство Конго (1885).
В 1887-1889 гг. Стэнли снова возглавил английскую экспедицию. В ее задачу входил захват Экваториальной Африки и Уганды, превращение их в колонии. Так в Центральной части Африки появились английские колонии208.
Географические открытия в Центральной Африке внесли крупный вклад в науку, но европейские страны использовали их в своих корыстных целях. Немалую роль в укреплении позиций западных держав сыграли христианские миссионеры. Их целью было создание «христианской Африки».
Вначале европейцев привлекали в Африке ее огромные естественные богатства: значительные ресурсы ценных дикорастущих деревьев, вроде масленичных пальм и каучуконосов; возможность выращивать здесь хлопок, какао, сахарный тростник, используя сверхдешевую рабочую силу. Затем в Южной Африке были найдены золото и алмазы. В 70-е годы началась «алмазная лихорадка», ее дополнила в 80-е годы «золотая лихорадка».
Как же завершился раздел Африки?
Северная Африка. В Северной Африке самым развитым государством был Египет. До 1875 г. он входил в состав Османской империи. В 1882 г. английские войска вторглись в Египет, и он становится колонией Англии. В странах Магриба: в Тунисе, Алжире, Марокко в это время усилилось влияние Франции. Алжир был захвачен еще в 1830 г., Тунис завоеван Францией в 1881 г. Только Марокко сохраняло свою независимость. Независимость Марокко объясняется в первую очередь острым соперничеством европейских стран в Северной Африке. Марокканский кризис подтверждает эту ситуацию. После Туниса Франция начинает проникать в Марокко.
Южная Африка. Юг Африки был наряду с Магрибом одним из старейших районов европейской колонизации, плацдармом для экспансии вглубь континента. Положение на юге континента значительно осложнялось тем, что коренное население региона: зулусы, матабеле и машона испытывали давление с двух сторон. С одной стороны, их теснили на север буры, с другой стороны, в ситуацию вмешались англичане, которые и воевали с бурами, и захватывали земли зулусов. Положение осложнилось тем, что в 1867 г. на берегу реки Оранжевой были обнаружены первые в Африке алмазы. В район хлынул поток старателей. В конкурентной борьбе использовались любые средства. Компания «Де Берс», руководимая Сесилем Родсом, сумела монополизировать добычу алмазов209. Сесиль Родс за 30 лет завоевал всю южную часть континента. В 1878-1879 гг. проходила первая англо-зулусская война, в 1887 г. Зулуленд был официально включен в государство Наталь, находившееся под протекторатом Англии.
В 1884-1886 гг. в Трансваале, государстве буров, были открыты богатейшие месторождения золота, сюда также устремились золотоискатели. В течение нескольких лет рядом с Преторием возник центр золотодобычи – город Йоханнесбург. В 80-90-е гг. XIX в. группа Родса установила полный контроль над британской администрацией Южной Африки. В 1890-1896 гг. компания захватила междуречье Лимпопо – Замбези. Завоевание Южной Африки было почти полностью завершено. Последним препятствием на пути создания сплошной цепи английских колоний от Кейптауна до Каира были Южно-Африканская Республика и Оранжевая Республика (Претория и Йоханнесбург входили в их состав). Участь двух бурских государств была решена во второй англо-бурской войне (1899-1902). Южно-Африканская Республика (Трансвааль) и Оранжевая республика стали управляться британскими губернаторами. Теперь буры (африканеры) и англичане вместе воевали с африканцами. В 1910 г. был образован британский доминион Южно-Африканский Союз в составе Капской колонии, Наталя, Трансвааля и Оранжевого Свободного государства. Они стали четырьмя провинциями Южно-Африканского Союза.
Западная Африка. Если главное направление английской колониальной экспансии определялось планами «Каир – Кейптаун», то французское правительство стремилось создать сплошную цепь колоний от Атлантического океана до Индийского. В конце 70-80-х гг. XIX в. обозначилось три направления французской колониальной экспансии: на восток из Сенегала (Дакар); на северо-восток из района реки Огоне и, встречное направление, на запад из Сомали. Сенегал стал главным плацдармом этой экспансии.
К 1900 г. раздел Западной Африки был завершен. Несмотря на острое соперничество в регионе Франции, Англии и Германии, преобладающая часть Западной Африки досталась Франции. Французские владения слились со странами Магриба и образовали сплошную территорию от Средиземноморья до Гвинейского залива. Английские владения остались как бы островами, нередко значительными, среди французских колоний. В экономическом плане самыми развитыми английскими колониями Западной Африки были Сьерра-Леоне, Нигерия и Золотой Берег.
Германии, позднее других принявшей участие в колониальных захватах, пришлось довольствоваться относительно небольшой частью Западной Африки. Германскими колониями стали Того и Камерун. Территория Гвинеи сохранилась за Испанией и Португалией.
Центральная Африка. В этом районе самым значительным государственным образованием было Конго. Для раздела Конго западным державам пришлось обсуждать вопрос на Берлинской международной конференции. В ней приняли участие четырнадцать стран. Несмотря на дипломатические уловки, Англии и Франции не удалось решить вопрос в свою пользу. Конференция объявила «независимость» Конго. Гарантом его независимости стала Бельгия. Таким образом, с 1 августа 1885 г. государство Конго стало бельгийской колонией. (О роли Стэнли в этом вопросе речь шла выше). Германия увидела в этом ущемление своих прав в Центральной Африке.
Восточная Африка. Восточную Африку можно условно разделить на Северо-Восточную и Тропическую Африку. В Северо-Восточной Африке самым крупным государством был Судан, входивший в состав Османской империи. Несмотря на длительное сопротивление англичанам, Судан потерял свою независимость. В 1899 г. юридически оформлено английское господство над Восточным Суданом в форме англо-египетского кондоминиума (совместного владения). Власть в Судане передавалась генерал-губернатору, назначаемому египетским хедивом по представлению Англии.
К 1900 г. раздел Восточной Африки был завершен. Наиболее богатые районы достались Англии: Египет, Восточный Судан, Уганда, Кения, часть Сомали и созданная Сесилем Родсом Северная Родезия. Мозамбик остался во владении Португалии, как это было со времен Великих географических открытий. В английские владения вклинивались колонии других европейских стран: Германская Восточная Африка; Итальянское Сомали. Сохранила свою независимость только Эфиопия.
Что собой представляла Эфиопия? К середине века страна была раздроблена на множество независимых княжеств. Их объединение произошло в 1856 г. императором (негусом) Федором II210. Император провел ряд успешных реформ: экономических, политических и, главное, военных. В 1886 г. Италия предприняла попытку подчинить себе Эфиопию, но потерпела поражение от эфиопской армии. В начале 1889 г. в стране вновь вспыхнула междоусобная война, отдельные правители областей оспаривали между собой корону негуса Эфиопии. Италия поддержала одного из претендентов на императорский престол Менелика II (1889-1913). В мае 1889 г. между Эфиопией и Италией был подписан Уччиальский договор. Он закрепил за Италией ряд территорий. Однако Италия хотела трактовать этот договор шире, чем он был на самом деле. В 1890 г. Италия официально объявила об установлении протектората над Эфиопией и оккупировала область Тигре. Менелик II выступил с протестом против такого толкования договора. В 1894 г., когда срок договора истек, он объявил, что считает себя свободным от всех предусмотренных в договоре обязательств. Это послужило поводом для итальянской агрессии в Эфиопию, началась война (1895-1896). Первого марта 1896 г. произошло генеральное сражение под Адуа, в котором итальянские войска потерпели поражение. В октябре 1896 г. в Аддис-Абебе был подписан мирный договор, согласно которому Италия признавала независимость Эфиопии, отказывалась от Уччиальского договора и обязалась выплачивать стране контрибуцию. По мирному договору восстанавливалась граница государства 1889 г., что означало потерю Италией области Тигре.
Пример Эфиопии показал, что консолидация африканских народов, укрепление собственной государственности позволяет противостоять мощи колониальных держав, способствует защите их независимости. Для народов африканского континента это был ценнейший опыт.
Сомалийское побережье было поделено между Италией, Англией и Францией. На захваченной территории образовались колонии: Итальянское Сомали, Британское Сомали и Французский Берег Сомали.
В конце XIX столетия в Африке, кроме Эфиопии, независимым государством была Либерия. Она была создана неграми-переселенцами из США в 1821 г., в 1847 г. стала республикой. Однако независимость этих стран сохранялась недолго. Эфиопия в 1906 г. стала полуколонией Англии, Франции и Италии, которые заключили соглашение о разделе страны на сферы влияния. Либерия попала в зависимость от США в 1912 г., когда в страну прибыл американский «таможенный комиссар и финансовый советник».
II. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны
Завершение территориального раздела мира в конце XIX в. означало окончательное складывание колониальной системы. Главной ее особенностью явилось то, что колониальная система охватила весь мир, всю территорию земного шара, стала неотъемлемой частью мирового рынка. В это время усилилась роль колоний и зависимых стран как источников сырья и как рынков сбыта для промышленных изделий развитых капиталистических держав. Афро-азиатские страны становятся также сферой приложения капитала. Вывоз капитала – одна из важнейших черт развитого рыночного капитализма. Он осуществлялся в различных формах.
Одной из форм было предоставление западными банками займов правительствам зависимых стран. Оплачивались займы за счет налогов с населения. Займы не только приносили высокие прибыли заимодателям, но и приводили к установлению финансового контроля над странами – должниками. Примером может служить английский Шахиншахский банк в Иране.
Метрополии скупали за бесценок и захватывали в колониях и зависимых странах земли. На этих землях создавались плантации капиталистического типа с полуфеодальными или даже рабскими способами эксплуатации. На плантациях выращивались сырьевые и продовольственные культуры. Например, чайные и кофейные плантации в Британской Индии.
Важней сферой приложения иностранного капитала стало строительство железных дорог, морских портов, телеграфных линий. Оно служило одним из методов колониальной экспансии. Примером могут служить железные дороги в Индии, телеграфные линии в Иране и т.д.
Значительные денежные средства вкладывались в строительство предприятий добывающей промышленности. Метрополии интенсивно разрабатывали природные богатства стран Азии и Африки: строили золотодобывающие шахты в Южной Африке, нефтедобывающие предприятия в Иране и на Аравийском полуострове.
В странах формально независимых иностранные предприниматели, при поддержке своего государства, получали концессии на эксплуатацию той или иной территории. Нередко территория концессии становилась своеобразным государством в государстве: здесь действовали западные законы, имелись свои органы власти, суды, полицейские структуры и т.д. Например, в английском Шанхае в середине XIX в., о чем писал русский писатель И.А. Гончаров.
Особенностью колониальной экспансии было то, что непосредственно в промышленность колоний и зависимых стран шла незначительная часть денежных средств. Монополистические фирмы предпочитали вкладывать деньги в сферу обращения, в строительство дорог, в средства связи – это было выгодно и создавало благоприятные условия для укрепления собственных позиций в регионе. Интересно, что даже в Британской Индии из общей суммы английских капиталовложений только 3% шло непосредственно в промышленность.
Таким образом, в начале XX столетия изменились формы и методы колониальной экспансии. Теперь главной силой становится монополистический капитал. Однако наряду с новыми методами колониальной эксплуатации использовались и старые методы, сложившиеся в начальный период колонизации. Например, метрополии не только осваивали открытые источники сырья, но и стремились захватить те районы, где оно пока не обнаружено. На африканском континенте шла жесткая борьба за любые территории. Опорой колониальных режимов была армия и бюрократия, с их помощью метрополии целенаправленно подчиняли себе экономику азиатских и африканских стран. Это привело к специализации стран Востока на производстве определенных видов сырья или готовой продукции, чаще всего сельскохозяйственной. Диктуя крайне низкие цены, используя дешевый наемный труд, монополии получали в зависимых странах сверхприбыли. Все это приводило к разорению коренного населения колоний и зависимых стран.
Колонизация стран Азии и Африки, с цивилизационной точки зрения, имела две тенденции. С одной стороны, народы Востока приобщались к более передовой технологической культуре Запада, с другой же, получать сверхприбыли метрополии могли лишь в том случае, если они сохраняли в колониях традиционные «полуфеодальные» методы эксплуатации. Например, работники индийских чайных плантаций находились на положении полурабов, полукрепостных.
Страны Востока и в начале новейшего времени оставались аграрно-сырьевыми придатками западных государств, что усиливало отставание Востока от Запада, углубляло разрыв в уровне образования, потребления, доходов на душу населения колоний и зависимых стран.
Литература
Англо-бурская война. 1899-1902 гг.: по архивным материалам и воспоминаниям очевидцев [Текст] / сост. Н.Г. Воропаева. – М.: Вост. лит., 2001. – 521 с.
История Африки в документах, 1870-2000: в 3 т. [Текст] / под ред. А.Б. Давидсона. Т. 1. 1870-1918. – М.: Наука, 2005. – 499 с.
Ливингстон Д. Последнее путешествие в Центральную Африку [Текст] / Д. Ливингстон; [Пер. с анг. М.Б. Горнунга]. – М.: Мысль, 1968. – 495 с.
Ливингстон Д. Путешествие и исследование в Южной Африке с 1840 по 1855 год [Текст] / Д. Ливигстон; [Пер. с англ.]. – М.: Географиз, 1955. – 392 с.
Ливингстон Д. Путешествие по Замбези с 1858 по 1864 гг. [Текст] / Д. Ливингстон; [Пер. с анг.]. – М.: Географиз, 1956. – 383 с.
Африка: колониализм и антиколониализм (XIX-XX вв.): сб. ст. [Текст]. – М.: Наука, 1990. – 195 c.
Бусыгин Е.П. История географии [Текст] / Е.П. Бусыгин. – Казань: Унипресс, 1998. – 213 с.
Бюттнер Т. История Африки с древнейших времен [Текст] / Тео Бюттнер; [Пер. с нем.]. – М.: Наука, 1981. – 251 с.
Давидсон А.Б. Сесил Родс и его время [Текст] / А.Б. Давидсон. – М.: Прогресс, 1988. – 442 с.
Сидорова Е.Г. Британское колониальное правление versus британский либерализм [Текст] / Е.Г. Сидорова. – М.: [б.и.], 2006. – 27 с.
11. Ципкин Г.Р., Ягья В.С. История Эфиопии в новое и новейшее время [Текст] / Г.Р. Ципкин. – М.: Наука, 1989. – 404 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Базовые ценности цивилизаций Востока211
Таблица 1
Основные параметры | Китайско-конфуцианская цивилизация | Индо-буддийская цивилизация | Арабо-исламская цивилизация |
1. Генеральная установка цивилизации. Особенности менталитета. | Жизнь – есть долг. Главным принципом является принцип осознанного долга. | Высшая ценность для человека – это ценность небытия. | Абсолютная покорность человека Аллаху, а далее – Пророку, халифу, вплоть до местного начальника. |
2. Отношение к государству. | Государство «отец и мать народа» (Конфуций). Подданные должны проявлять сыновью почтительность (сяо). Однако, согласно учению Мэн Цзы «о перемене мандата», народ может заменить неугодного правителя, если он не заботиться о своих подданных. | Безразличие социума к государству. Слабая политическая активность. Ее рост связан с колонизацией, с реформацией индуизма (XIX в.), с гандизмом. | Государство – благодетель. Предельное слияние светской и духовной власти (султан-халиф) способствовало выработке сознания, что государство милостиво как Аллах и карает также как он. Забота государства о подданных закреплена в Коране – налог в пользу бедных (закят). |
3. Отношение к частной собственности. | Противоречивое. С одной стороны, культ труда, успеха, ибо для китайцев, японцев, счастье в труде. С другой стороны – система постоянно занята перераспределением земных благ, возвратом к традиционной земельной норме и т.д. | Безразличное. Нет культа материального благосостояния. Мирская шкала ценностей не имеет значения. | Противоречивое. С одной стороны Коран защищает частную собственность, но только честно заработанную (беспроцентный кредит и т.д.). С другой стороны, потеря собственности не воспринималась как трагедия. Ибо на земле «все принадлежит Аллаху». |
4. Классы, сословия, страты. | Размытость сословно-классовых образований связана с учением Конфуция о возможном самосовершенствовании человека через самовоспитание, образование. Принцип меритократии (власть достойных). | Жесткая дифференциация по кастовому признаку исключала возможность образования, как сословий, так и классов. | Равенство людей перед Аллахом предполагало и их равенство перед законом, государством и т.п. Отсюда, классов в их западном понимании не было. |
5.Индивидуализм или коллективизм? Во всех традициях Востока примат социума над индивидом. Важность регулирования корпоративных связей. | Культ предков, патернализм. Регламентированное поведение человека в рамках традиции. Возможна личная карьера через систему шэньши. | Коллективизм в рамках непроницаемой кастовой системы. Индивидуализм тоже в рамках касты – каждый только сам может и должен улучшить свою карму. Установка на высшую ценность Небытия. | Коллективизм, замкнутый по отношению к миру извне, но открытый всем, уверовавшим в Аллаха. Поведение каждого регламентируется религией –законами шариата. Обязанность умереть во имя Аллаха. |
6. Религия. Во всех традициях Востока слияние духовной и политической власти. Однако, степень слияния различна. | Относительное безразличие к религии. | Религиозная терпимость | Освящение (сакрализация) политической власти, деспотизма. |
7. Культура чувств. Восприятие мира. | Сфера чувств ограничена принципом осознанного долга. Индивид «должен» обществу, государству, отец – сыну, в меньшей степени – семье. | Высочайшая культура чувств, альтруизм, жертвенность, веротерпимость. | Чувства индивида направлены, с одной стороны в сферу религии – Аллаху, с другой стороны, именно на арабском Востоке возникло такое понятие как «счастье». «Фальсафе» – наука о счастье. |
Приложение 2
Хронологическая таблица212