Государство и право Древнего Вавилона
Возникновение государства.
Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Удобное географическое положение обеспечивало возвышение Вавилона. Он становится столицей небольшого царства. Первые пять царей, значительно расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилония по имени его столице, было большим, но не сильным. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд поражений т своих седей, и в 1595 г до н.э. Старо – Вавилонское царство было уничтожено хеттами и кассетами, правившими Междуречьем около 400 лет.
Новый подъем Вавилона переживает в 7-6 веке до н.э. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений. Большее развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества.
Государственный строй.
Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель Бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, Богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии – Ниппур, Сиппар, и Вавилон – имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.
Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточенно в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четко разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства – визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.
В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.
В Вавилоне существовала постоянная армия.
Общественный строй.
Общественный строй Вавилона напоминает Др.Египет. Источники выделяют светскую и церковную знать, а также чиновничество, профессиональное войско, сельских общинников, ремесленников, купцов, торговцев и разных категории рабов.
Было разделение свободных людей на две категории:
1) авилум (сыны человека, мужа);
2) мешкену (жители покорные).
Обе категории относились к высшему сословию рабовладельцев. Среди рабовладельцев особо выделялись талекары – торговые агенты самые обеспеченные люди Вавилона, они занимались внутренней и внешней различной торговлей.
Войны (илку), как видно из законов Хаммурапи находились на царском содержании.
Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении государством. Высшие жреческие должности защищались лицами знатного происхождения в том числе родственниками царя. Рабы находились как в государственной коллективной, так и в частной собственностях.
Право Древнего Вавилона.
Древнейшим источником права был обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права – закон.
Один из наиболее значительных этапов в развитии права, следует рассматривать «законы Хаммурапи», они представляют собой обширный законодательный памятник состоящий из 282 статей. Внешние законы Хаммурапи (судебник) представляют собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году, в французской экспедиции в городу Сузы. Судебник затрагивает самые различные вопросы права. В законах Хаммурапи 1-раздел имел 5 статей, он посвящен суду и преступлениям. Во 2 разделе около 120 статей где регулируются вопросы приобретения и защиты собственности. В 3разделе 70 статей, посвященных брачно– семейным отношениям и наследственному праву. В 4 разделе около 20 статей, в которых говорится о наказаниях за преступления против личности. И в 5 разделе в котором около 70 статей содержаться нормы регулирующие трудовые отношения.
Государственные земли принадлежали дворцу. Часть этих земель царь передавал мелким землевладельцам, другую часть должностным лицам и войнам за вознаграждения, за службу.
Имущество воинов было изъято из оборота, законами Хаммурапи, устанавливалось лишь два исключения: его можно было продавать, но при условии что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов. Отказ война идти на войну, вел за собой смертную казнь и утрату имущества. В случае смерти война или его пленения, имущество война переходило его сыну при условии несения последнего военной службы.
В Вавилоне рано утвердилась частная собственность на землю, но она не получила широкого распространения.
Обязательственное право.
Обязательственно право имеет два вида обязательств:
1) договорные обязательства;
2) обязательства из причинения вреда.
Договоры использовались по образцам (формулярам) на глине засушенной на солнце, или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку. Известны договоры: купли – продажи, поручения, займа. Обязательства из причинения вреда предусматривали возмещения причиненного вреда в случаях нанесения ущерба сооружениям.
Уголовное право Вавилона.
Законы Хаммурапи называют следующие виды наказаний: смертную казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, изгнание из родной местности, денежные взыскания, увольнение с должности с запрещением занимать эту должность в будущем.
Виды преступления:
1)Должностные преступления – карается судья изменивший приговор, получивший взятку, лишаясь должности без права занимать эту должность в будущем;
2)ложное обвинение , лжесвидетельство – карались смертной казнью;
3)преступленияпротив личности, нечаянное убийство – влекли наказание в виде смертной казни, виновного или его ребенка;
4)убийство мужа женою – сажали на кол;
5) неудачное лечение больного врачом - наказывалось членовредительством и по принципу талиона;
6)хищение малолетних детей – смертная казнь;
7)против собственности кража имущества из дворца или храма – смертная казнь; кража домашних животных – возмещение в тридцатикратном размере в случае не уплаты смертная казнь; кража со взломом стены – закапывание преступника около стены; кража во время пожара – преступника бросали в огонь.
8)против семьи и половые преступления, нарушение супружеской верности – бросали в воду;
9)половая связь между родственниками – бросали в огонь;
10) сын ударивший отца – лишался руки.
Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменять своего решения.
Самые ранние цивилизации мира возникли на Ближнем Востоке. 6500 лет назад на плодородной долине рек Тигр и Евфрат, в теперешнем Ираке со столицей Багдадом, сформировался очаг мировой культуры, названный греками Месопотамия. Её жители – шумеры, вавилоны, сирийцы, халды, персы, аккады – жили в городах, строили огромные храмы, умели писать.
Правители шумерского государства долгое время воевали с государством Акатов в Северной Месопотамии, правитель которого, Сарган Великий, завоевал шумеров. Когда пали династии шумеров и Аркадов, на территории Месопотамии возникло древнее Вавилонское царство, в котором развивались традиции шумерской культуры. Так шумеров сменили вавилоны, сирийцы и, в конце концов, персы.
Шумеры в Месопотамии поселились около 3600 г. до Р.Х. Они создали могущественное государство, построили хорошо укрепленные города, построили сложную систему орошения. Особенно высокий уровень в шумерской цивилизации достигла инженерная мысль, астрономия, математика, медицина, литература, музыка, изобразительное и прикладное искусство.
Для истории древнего Двуречья (в противоположность Египту) характерно было состояние нестабильности, что, отчасти стимулировало относительно быстрое развитие региона. Города отчаянно боролись за власть, что иногда выливалось в создание крупных государств. Первая попытка построения империи была предпринята Сарганом Аккадским, объединившим все Междуречье. Однако, уже к концу правления Саргана, его дело рухнуло.
Гораздо более серьезным явлением была империя Третьей династии Ура, под руководством которой власть в регионе снова перешла к шумерам. Она просуществовала более века. Экономическая жизнь Месопотамии, руководимой Уром, отличала крайняя упорядоченность. Господствующей формой были крупные государственные хозяйства, все производственные процессы внутри которых были расписаны с чрезвычайной тщательностью (мы знаем об этом, ибо сохранились глиняные таблички, содержащие обширную документацию). Нередко экономику Ура эпохи Третьей династии называют плановой, сравнивая с социалистической практикой.
Господство шумерской цивилизации простиралось от южного побережья Малой Азии через все Двуречье, охватывая южное побережье современного Ирана и северное побережье Аравии. Влиянию же шумеров были подвержены и более дальние страны, например, хараппская цивилизация долины Инда.
Однако империя эта, будучи полиэтничной, (шумеры составляли в ней меньшинство населения), постепенно стала ареной борьбы между провинциями. Западные (Сирия, Палестина) территории проявляли тенденцию к отпадению. Против них шумерские цари привлекали воинственных эламитов (население княжества на примыкающей к Месопотамии территории Иранского нагорья). Борьба приняла опустошительный характер и привела не только к гибели империи и потере шумерами политического преобладания, но и к их ассимиляции Аккадом. В долине рек Евфрата и Тигра наиболее благоприятные условия для развития производительных сил и перехода к классовому обществу, для организации искусственного орошения в крупных масштабах и прогресса земледелия имелись, как мы видели, в южной её части. В Северной Месопотамии - холмистой степи, переходящей в горные районы, условия для этого были менее благоприятны, хотя уровень общественного развития здесь ещё в V и IV тысячелетиях до н.э. был выше, чем в болотистых низменностях. Лишь с появлением бронзовых орудий, при использовании культурных достижений Шумера и Аккада, оказались преодолимыми трудности природных условий и здесь. Народы Северной Месопотамии и прилегающих долин в первой половине II тысячелетия до н.э. вновь догоняют в развитии своих южных соседей. У хурритских племён Северной Месопотамии складывается могущественное государство Митанни; у аккадских семитических племён - Ассирийское государство, расположенное на важнейших торговых путях Передней Азии и игравшее важную роль в истории древнего общества.
В Двуречье, тогда почти ещё изолированном от цивилизации Нильской долины, на рубеже III и II тысячелетий произошли события, не только приведшие к падению царства Шумера и Аккада, созданного III династией Ура, но и повлекшие за собой существенные изменения в общественной жизни. В результате этих событий была разрушена система громадных, сильно централизованных царских хозяйств, созданных трудом многочисленных отрядов людей, подвергавшихся рабовладельческой эксплуатации. Страна распалась, подобно Египту Древнего царства, на множество мелких государств, в которых, как это имело место и в Египте, всё более развиваются рабовладельческие хозяйства частных лиц. Царские хозяйства теперь получают несколько иной характер, чем раньше.
В первой половине II тысячелетия до н. э. произошло новое объединение почти всей долины Двуречья вокруг города Вавилона (так называемое 'Старо-Вавилонское царство' в отличие от 'Ново-Вавилонского царства', сложившегося тысячелетием позже). Экономическая необходимость, в том числе необходимость ведения единого ирригационного хозяйства в масштабе всей долины Двуречья, определяла и необходимость политического объединения страны. В течение примерно 2 тысяч лет, начиная с этого времени, город Вавилон оставался важнейшим экономическим и культурным центром не только Двуречья, но и всего Древнего мира. Этим и объясняется, что позднее всё древнее Двуречье часто называли Вавилонией