Правовой статус Федерального Собрания РФ
Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей РФ. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории России, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.
Федеральное Собрание РФ состоит их Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения. В Федеральном Собрании РФ палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению в соответствии с Конституцией РФ.
Основными функциями парламента являются:
1) представительство;
2) законотворчество;
3) контроль.
Основные стадии законодательного процесса:
1) внесение законопроекта в Государственную Думу;
2) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;
3) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;
4) подписание Президентом РФ закона и его обнародование.
Субъектами права законодательной инициативы являются:
1) Президент РФ;
2) Совет Федерации;
3) депутаты Государственной Думы;
4) Правительство РФ;
5) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации;
6) Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, но только по вопросам их ведения.
В реализации этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания, реализация функций осуществляется посредством конкретных полномочий палат. Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции РФ в виде закрытого перечня. Основной функцией парламента, безусловно, является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основная нагрузка в законотворческой деятельности ложится на нижнюю палату Федерального Собрания — Государственную Думу. Государственной Думой принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат. Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания.
Они решают вопросы организации своей деятельности и осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам. Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Парламентские слушания в Совете Федерации организуются по инициативе комитетов палаты в пределах их полномочий, а также комиссий, создаваемых в соответствии с регламентом палаты, по инициативе Председателя Совета Федерации или по инициативе группы в составе не менее десяти депутатов Совета Федерации. Парламентские слушания в Государственной Думе проводятся по инициативе Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами палаты, которыми организуются эти слушания. Согласно регламенту Совета Федерации по результатам парламентских слушаний, проводимых в этой палате, могут быть приняты мотивированные заключения и рекомендации по обсуждаемому вопросу. В регламенте Государственной Думы установлено, что парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания РФ являются принимаемые им нормативные правовые акты.
Правовое регулирование деятельности Совета Федерации
В верхней палате Совета Федерации представлены все субъекты Федерации на паритетных началах — по два представителя, при этом один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Представитель от законодательного органа субъекта Федерации избирается законодательным органом на срок полномочий этого органа, а представитель от исполнительного органа субъекта Федерации назначается главой региона (но при условии отсутствия возражения законодательного органа).
Совет Федерации, в отличие от Государственной Думы, определенного срока полномочий не имеет, обновление его состава осуществляется в зависимости от региональных выборов и усмотрения региональных органов государственной власти. Ни при каких обстоятельствах верхняя палата Федерального Собрания не может быть распущена. Организация деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, регламентом Совета Федерации и постановлениями Совета Федерации.
Правовое регулирование деятельности Государственной Думы
Государственная Дума РФ является нижней палатой Парламента РФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом: 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым в субъектах Федерации. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.
Полномочия Государственной Думы обеспечивают, в частности, осуществление ею парламентского контроля, а именно:
1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Данное полномочие Государственной Думы предусматривает ее участие в формировании Правительства РФ. Кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ представляет в Государственной Думе либо сам Президент РФ, либо его полномочный представитель. Государственная Дума рассматривает представление в течение последующей недели. В случае отклонения кандидатуры Президент РФ в течение недели вносит новую кандидатуру, вопрос о даче согласия на которую решается в том же порядке. При двукратном отклонении представленных кандидатур Президент РФ вправе представить третью, вопрос о которой решается в том же порядке. Заметим, что положения регламента Государственной Думы, по существу, запрещающие Президенту РФ представлять в случае отклонения повторно ту же кандидатуру, не могут считаться для него обязательными.
2. Решение вопроса о доверии Правительству РФ. Полномочие, записанное в комментируемом пункте, дает Государственной Думе возможность, хотя и в ограниченной мере, препятствовать осуществлению нежелательной для нее политики Правительства РФ.
3. Полномочия по назначению Председателя Центрального банка РФ. Председатель Центрального банка России назначается Государственной Думой сроком на 4 года. Кандидатуру для назначения Президент РФ должен представить не позднее чем за 3 месяца до истечения полномочий предыдущего председателя. Государственная Дума вправе освободить Председателя Центрального банка России от должности по представлению Президента РФ.
4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.
5. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
6. Объявление амнистии. Амнистия — это однократное освобождение от уголовной ответственности или ее смягчение для лиц, совершивших определенные преступления до установленной в акте об амнистии даты. Круг этих лиц может быть различным и определяться видом совершенных преступлений, размером назначенных наказаний, возрастом, полом, наличием детей, характером работы, выполняемой при отбывании наказания, прежними заслугами и иными обстоятельствами.
7. Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Полномочия Государственной Думы могут быть прекращены Президентом РФ досрочно в трех случаях:
1) после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ
2) в случае повторного (в течение 3 месяцев) выражения недоверия Правительству РФ
3) в случае однократного отказа в доверии Правительству РФ при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ
Во втором и третьем случаях роспуск Государственной Думы не является безальтернативным — Президент РФ может и объявить об отставке Правительства РФ. Конституция РФ устанавливает и ограничения для роспуска Государственной Думы: даже при наличии указанных оснований Государственная Дума не может быть распущена в пяти:
1) в течение первого года после ее избрания;
2) с момента выдвижения обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
3) в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения;
4) в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Прези- дента РФ;
5) исполняющим обязанности Президента РФ.
Членами Совета Федерации являются представители законодательного и исполнительного органов субъекта Федерации, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законодательством. Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.