Органы предварительного следствия: задачи и полномочия
Предварительное следствие представляет собой форму проводимого следователем расследования, состоящую в детальном, всестороннем и исчерпывающем исследовании фактических обстоятельств дела с последующей передачей уголовного дела в суд для наказания виновных лиц.
В форме предварительного следствия расследуются уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.
В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится:
1) следователями Следственного комитета РФ:
- по делам о наиболее тяжких преступлениях (например, убийство, причинение смерти по неосторожности, доведение до самоубийства, похищение человека, изнасилования, насильственные действия сексуального характера, нарушение неприкосновенности частной жизни, террористический акт, бандитизм, должностные преступления, ряд преступлений против правосудия и порядка управления, против военной службы, против мира и безопасности человечества), а также дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, депутатами и специальными субъектами, указанными в ст. 447 УПК РФ;
- о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, ФСО России, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, военнослужащими игражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, моинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных и расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением определенных законом случаев, а также- о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;
- по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несо- иершеннолетних;
следователями Федеральной службы безопасности — но делам о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (например, террористический акт, организация незаконных вооруженных формирований или участие в них, государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны);
2) следователями органов внутренних дел — по делам о преступлениях против здоровья граждан, половой неприкосновенности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности и ряд других (например, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, неоказание помощи больному, развратные действия, кража, мошенничество, грабеж, разбой, незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов или сборов, организация преступного сообщества, дача и получение взяток);
3) следователями ФСКН России — по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
В соответствии с п. 41 ст. 5 и ст. 38 УПК РФ следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной данным Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Независимо от принадлежности к тоиу или иному ведомству следователи обладают равным объемом процессуальных полномочий: возбуждать уголовное дело, принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения илисогласия руководителя следственного органа; давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых илипересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Для собирания и проверки доказательств следователь проводит следственные действия: допросы, выемки, осмотры, следственные эксперименты, очные ставки, назначает экспертизы и т.д.
При производстве по уголовному делу задачами следователя являются доказывание наличия события преступления, виновности лица в совершении преступления, выявление мотивов преступления, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, обстоятельств, способствовавших совершению преступления и иных обстоятельств, необходимых для правильного разрешения дела судом.
Срок проведения предварительного следствия — не более двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, — до трех месяцев, руководителем следственного органа по субъекту РФ и приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, а также их заместителями — до 12 месяцев. Дальнейшее продление возможно только Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти и их заместителями.
По окончании расследования следователь составляет об- нииительное заключение, утверждаемое прокурором, после чего прокурор направляет дело в суд.
В УПК РФ предусмотрен и такой процессуальный субъект, как руководитель следственного органа (ст. 39 УПК РФ). Руководитель следственного органа уполномочен:
1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять се состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
2) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;
3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;
4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными УПК РФ.
Указания руководителя следственного органа по у головному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, специально указанных в законе.
Полномочия руководителя следственного органа осуществляют Председатель Следственного комитета РФ, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета РФ, руководители следственных управлений Следственного комитета РФ по субъектам РФ, следственных отделов Следственного комитета РФ по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам РФ, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета РФ, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).
Следственный комитет РФ
Указом Президента РФ от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ создан Следственный комитет РФ. Его организация и деятельность регламентируется Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЭ «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее в этой главе — Закон о Следственном комитете).
В соответствии с данным Законом Следственный комитет РФявляется федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Он также осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ, который осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете РФ и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.
Основными задачами Следственного комитета РФ являются:
1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ;
2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.
Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются Законом о Следственном комитете, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации[146] и иными нормативными правовыми актами Президента РФ.
Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектон РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иньши органами (ст. I Закона о Следственном комитете).
Правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, Закон о Следственном комитете и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты РФ (ст. 2 Закона о Следственном комитете).
Руководители следственных органов Следственного комитета или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе участвовать в координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью, координационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах РФ, рабочих группах, представлять необходимую статистическую и иную информацию в целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов но борьбе с преступностью.
Следственный комитет при раскрытии и расследовании преступлений взаимодействует с правоохранительными органами, органами предварительного расследования и органами дознания (ст. 9 Закона о Следственном комитете).
Следственный комитет разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных констигуционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а также других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
Руководитель следственного органа Следственного комитета вправе разрабатывать предложения о совершенствовании законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности (ст. 10 Закона о Следственном комитете).
В следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном УПК РФ (ст. 11 Закона о Следственном комитете).
Статьи 5 и б Закона о Следственном комитете устанавливают принципы деятельности Следственного комитета — независимость, централизм, единоначалие, единство.
В систему Следственного комитета РФ входят:
1) центральный аппарат Следственного комитета, в котором создаются подразделения (в том числе по федеральным округам) в соответствии с Положением о Следственном комитете Российской Федерации. В настоящее время и состав центрального аппарата Следственного комитета РФ включены следующие подразделения:
- Главное следственное управление;
- Главное управление процессуального контроля;
- Главное организационно-инспекторское управление;
- Главное управление криминалистики;
- Главное управление обеспечения деятельности Следственного комитета РФ.
Созданы также Главное следственное управление но Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам, Следственные управления по Центральному, Северо-Западному, Уральскому, Приволжскому, Сибирскому, Дальневосточному федеральным округам, Военное следственное управление;
2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;
3) следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.
В системе Следственного комитета в соответствии с законодательством РФ могут создаваться научные и образовательные учреждения, а также иные организации, необходимые для обеспечения его деятельности.
Следственный комитет РФ, Главное военное следственное управление, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе подразделения указанных управлений по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета и учреждения Следственного комитета являются юридическими лицами. Следственный комитет, указанный следственные органы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета и учреждения Следственного комитета имеют печать с изображением Государственного герба РФ и со своим полным наименованием.
В следственных органах Следственного комитета и их подразделениях, а также в учреждениях Следственного комитета образуются в соответствии с перечнями (штатами) должности руководителей следственных органов Следственного комитета и соответствующих подразделений, их И первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, и следователей-криминалистов, старших следователей-кри- миналистов и другие должности.
Следственный комитет возглавляет Председатель Следственного комитета, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Председатель Следственного комитета назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ; он осуществляет полномочия по руководству СК РФ в соответствии с федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 13 Закона о Следственном комитете).
Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) I следственных органов Следственного комитета, а также создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) учреждений Следственного комитета осуществляются Председателем Следственного комитета в соответствии с Положением о Следственном комитете Российской Федерации.
Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ пи представлению Председателя Следственного комитета (ст. 13, 14 Закона о Следственном комитете). Количество ниместителей Председателя Следственного комитета уста- намливается Президентом РФ.
Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с Законом 11 Следственном комитете и иными нормативными право- мыми актами РФ.
Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обя- шиности по замещаемой должности федеральной государвенной службы с учетом особенностей, предусмотренных Маконом о Следственном комитете, другими федеральными анконами и иными нормативными правовыми актами РФ.
На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными законом о Следственном комитете.
Должности в военных следственных управлениях Следвенного комитета, военных следственных отделах След- гтиенного комитета могут замещаться военнослужащими Сооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Порядок прохождения ими военной службы н Следственном комитете регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» с учетом особенностей, предусмотренных Законом о Следственном комитете и иными нормативными правовыми актами РФ.
Председатель Следственного комитета, заместители Председателя Следственного комитета, руководители главных следственных управлений, следственных управлений но субъектам РФ, их первые заместители и заместители, приравненные к ним руководители и их заместители, иные должностные лица, для должностей которых перечнем предусмотрены высшие специальные звания, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.
Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
На должности следователей следственных отделом и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специл лизированных, следственных подразделений Следственно го комитета в исключительных случаях могут назначаться граждане, обучающиеся по юридической специальности в имеющих государственную аккредитацию образователь ных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.
На отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете могут назначаться граждане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего профессионального образования, полученного в имеющем государственную аккредн тацию образовательном учреждении высшего професси опального образования и соответствующего замещаемой должности.
На должности руководителей следственных отделом и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специалн зированных, следственных отделов Следственного комите- та назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.
На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделений гю административным округам) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной нласти), органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание к занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.
Для граждан, впервые принимаемых на службу в Следственный комитет, за исключением граждан, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования Следственного комитета, в целях проверки их соответствия замещаемой должности может предусматри- иаться испытание. Срок испытания устанавливается продолжительностью до шести месяцев.
Законом о Следственном комитете установлены также меры материального и социального обеспечения сотрудников Следственного комитета и меры их государственной защиты.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте понятие оперативно-розыскной деятельности и охарактеризуйте ее задачи и принципы.
2. Какие оперативно-розыскные мероприятия вы знаете?
3. Назовите органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
4. Охарактеризуйте виды дознания и органы дознания.
5. При каких органах исполнительной власти созданы органы предварительного следствия, их задачи и полномочия?
6. Охарактеризуйте Следственный комитет РФ как правоохранительный орган, расскажите о принципах его организации и деятельности.
Рекомендуемая литература
1. Александров, М. С. Дознание на судах, находящихся в плава- м и и // Российский судья. — 2010. — № 6. — С. 31—35.
2. Алимамедов, Э. Н. Понятие этапа окончания предварительного следствия с обвинительным заключением // Российский следователь. — 2010. — № 11. — С. 2—4.
3. Барсуков, С. И. Комментарий к Федеральному закону « О по- лиции» (постатейный) / С. И. Барсуков, А. Н. Борисов. — М. : Деловой двор, 2011.
4. Басков, В. И. Оперативно-розыскная деятельность: учебно* методич. пособие. — М.: Бек, 1997.
5. Дибиров, Ю. С. Проблемы конституционно-правовых оснои организации и деятельности Генеральной прокуратуры и Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ / // Конституционное и муниципальное право. — 2010. — № 6. — С. 68—71.
6. Дьяконова, О. Г. О создании единого органа по расследова* нию преступлений // Российский следователь. — 2010. — № 12. -I С. 32-34.
7. Зажицкий, В. И. Об использовании в доказывании результа • тов оперативно-розыскной деятельности // Государство и право. —• 11 2010,-№7.-С. 61-71.
8. Куприянов, А. А. Суд свяжет следствию «провода» // Уголовный процесс. — 2010. — № 6. — С. 10.
9. Павличенко, Н. В. Участие лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, i в уголовном процессе (в решениях Европейского суда по правам | человека) // Современное право. — 2010. — № 6. — С. 96—100.
10. Рыжаков, А. П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». — М.: Московская финансово-промышленная ) академия, 2011.
11. И. Саакян, А. Г. К вопросу о содержании концепции орга- низационно-правового механизма использования результатов оперативно-розыскной деятельности в отечественном досудебном производстве // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010.-№3.
12. Ургалкин, А. Допустимость результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств // Закон и право. 2010.-№ 8.-С. 78-81.
13. Феоктистова, Е. Е. Международное сотрудничество органон предварительного расследования по уголовным делам: процессуаль* { но-правовые и криминалистические аспекты : монография. — М., ‘ Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, 2010.
14. Чечулин, И. В. Особенности процессуального взаимодействия руководителя следственного органа и прокурора в ходе досудебного производства // Российский следователь. — 2010. — № 11. — 'I С. 12-15.