Органы предварительного следствия: задачи и полномочия

Предварительное следствие представляет собой форму проводимого следователем расследования, состоящую в де­тальном, всестороннем и исчерпывающем исследовании фактических обстоятельств дела с последующей передачей уголовного дела в суд для наказания виновных лиц.

В форме предварительного следствия расследуются уго­ловные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета РФ:

- по делам о наиболее тяжких преступлениях (напри­мер, убийство, причинение смерти по неосторожности, до­ведение до самоубийства, похищение человека, изнасило­вания, насильственные действия сексуального характера, нарушение неприкосновенности частной жизни, террори­стический акт, бандитизм, должностные преступления, ряд преступлений против правосудия и порядка управления, против военной службы, против мира и безопасности че­ловечества), а также дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, депу­татами и специальными субъектами, указанными в ст. 447 УПК РФ;

- о преступлениях, совершенных должностными ли­цами Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, ФСО России, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ, таможенных органов, военнослужащими игражданами, проходящими военные сборы, лицами граж­данского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, моинских формирований и органов в связи с исполнени­ем ими своих служебных обязанностей или совершенных и расположении части, соединения, учреждения, гарнизо­на, за исключением определенных законом случаев, а так­же- о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

- по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несо- иершеннолетних;

следователями Федеральной службы безопасности — но делам о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (например, террористи­ческий акт, организация незаконных вооруженных форми­рований или участие в них, государственная измена, шпио­наж, разглашение государственной тайны);

2) следователями органов внутренних дел — по делам о преступлениях против здоровья граждан, половой непри­косновенности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и обществен­ной нравственности и ряд других (например, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, неоказание помощи больному, развратные действия, кража, мошенни­чество, грабеж, разбой, незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов или сборов, организация пре­ступного сообщества, дача и получение взяток);

3) следователями ФСКН России — по делам о престу­плениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

В соответствии с п. 41 ст. 5 и ст. 38 УПК РФ следователь является должностным лицом, уполномоченным в преде­лах компетенции, предусмотренной данным Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Независимо от принадлежности к тоиу или иному ведомству следователи обладают равным объемом процес­суальных полномочий: возбуждать уголовное дело, прини­мать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; самостоятельно направлять ход рас­следования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения илисогласия руководителя следственного органа; давать органу дознания обязательные для исполнения письменные пору­чения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об ис­полнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также по­лучать содействие при их осуществлении; обжаловать с со­гласия руководителя следственного органа решение проку­рора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для про­изводства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых илипересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. В случае несогласия с требова­ниями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письмен­ные возражения руководителю следственного органа, кото­рый информирует об этом прокурора.

Для собирания и проверки доказательств следователь проводит следственные действия: допросы, выемки, осмо­тры, следственные эксперименты, очные ставки, назначает экспертизы и т.д.

При производстве по уголовному делу задачами следо­вателя являются доказывание наличия события преступле­ния, виновности лица в совершении преступления, выяв­ление мотивов преступления, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, обстоятельств, способствовавших совершению преступления и иных обстоятельств, необхо­димых для правильного разрешения дела судом.

Срок проведения предварительного следствия — не бо­лее двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен руководителем следствен­ного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного орга­на, — до трех месяцев, руководителем следственного орга­на по субъекту РФ и приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, а также их за­местителями — до 12 месяцев. Дальнейшее продление воз­можно только Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти и их замести­телями.

По окончании расследования следователь составляет об- нииительное заключение, утверждаемое прокурором, после чего прокурор направляет дело в суд.

В УПК РФ предусмотрен и такой процессуальный субъ­ект, как руководитель следственного органа (ст. 39 УПК РФ). Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изы­мать уголовное дело у следователя и передавать его дру­гому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять се состав либо принимать уголовное дело к своему произ­водству;

2) отменять по находящимся в производстве подчинен­ного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следо­вателя (дознавателя) другого органа предварительного рас­следования;

3) давать следователю указания о направлении рассле­дования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресече­ния, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участво­вать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве ино­го процессуального действия, которое допускается на осно­вании судебного решения, лично допрашивать подозревае­мого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного хода­тайства;

5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя след­ственной группы, предусмотренными УПК РФ.

Указания руководителя следственного органа по у головному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руково­дителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключе­нием случаев, специально указанных в законе.

Полномочия руководителя следственного органа осу­ществляют Председатель Следственного комитета РФ, ру­ководитель Главного следственного управления Следствен­ного комитета РФ, руководители следственных управлений Следственного комитета РФ по субъектам РФ, следствен­ных отделов Следственного комитета РФ по районам, го­родам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполни­тельной власти (при соответствующих федеральных орга­нах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам РФ, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объ­ем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета РФ, руководите­лями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих фе­деральных органах исполнительной власти).

Следственный комитет РФ

Указом Президента РФ от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федера­ции» на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ создан Следственный комитет РФ. Его организация и деятельность регламентируется Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЭ «О Следственном коми­тете Российской Федерации» (далее в этой главе — Закон о Следственном комитете).

В соответствии с данным Законом Следственный коми­тет РФявляется федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Он так­же осуществляет иные полномочия, установленные феде­ральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ, который осуществляет руководство дея­тельностью Следственного комитета, утверждает Положе­ние о Следственном комитете РФ и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

Основными задачами Следственного комитета РФ яв­ляются:

1) оперативное и качественное расследование престу­плений в соответствии с подследственностью, установлен­ной уголовно-процессуальным законодательством РФ;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уго­ловных дел, производстве предварительного расследова­ния, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятель­ности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4) организация и осуществление в пределах своих пол­номочий выявления обстоятельств, способствующих совер­шению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий между­народного сотрудничества в сфере уголовного судопроиз­водства;

6) разработка мер по реализации государственной поли­тики в сфере исполнения законодательства РФ об уголов­ном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулиро­вания в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной рабо­те, процессуальном контроле.

Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются Законом о Следственном комитете, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации[146] и ины­ми нормативными правовыми актами Президента РФ.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государствен­ной власти, органами государственной власти субъектон РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иньши органами (ст. I Закона о Следственном комитете).

Правовой основой деятельности Следственного комите­та являются Конституция РФ, общепризнанные принци­пы и нормы международного права и международные до­говоры РФ, федеральные конституционные законы, Закон о Следственном комитете и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете Российской Федера­ции, а также иные нормативные правовые акты РФ (ст. 2 Закона о Следственном комитете).

Руководители следственных органов Следственного комитета или по их поручению другие сотрудники След­ственного комитета вправе участвовать в координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью, коор­динационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах РФ, рабочих группах, представлять необхо­димую статистическую и иную информацию в целях обе­спечения координации деятельности правоохранительных органов но борьбе с преступностью.

Следственный комитет при раскрытии и расследова­нии преступлений взаимодействует с правоохранительны­ми органами, органами предварительного расследования и органами дознания (ст. 9 Закона о Следственном коми­тете).

Следственный комитет разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правитель­ство РФ проекты федеральных констигуционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Прези­дента РФ и Правительства РФ, а также других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятель­ности.

Руководитель следственного органа Следственного ко­митета вправе разрабатывать предложения о совершен­ствовании законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере де­ятельности (ст. 10 Закона о Следственном комитете).

В следственных органах Следственного комитета в соот­ветствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных ор­ганов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном УПК РФ (ст. 11 Закона о Следственном комитете).

Статьи 5 и б Закона о Следственном комитете устанав­ливают принципы деятельности Следственного комитета — независимость, централизм, единоначалие, единство.

В систему Следственного комитета РФ входят:

1) центральный аппарат Следственного комитета, в ко­тором создаются подразделения (в том числе по федераль­ным округам) в соответствии с Положением о Следствен­ном комитете Российской Федерации. В настоящее время и состав центрального аппарата Следственного комитета РФ включены следующие подразделения:

- Главное следственное управление;

- Главное управление процессуального контроля;

- Главное организационно-инспекторское управление;

- Главное управление криминалистики;

- Главное управление обеспечения деятельности След­ственного комитета РФ.

Созданы также Главное следственное управление но Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам, Следственные управления по Центральному, Северо-За­падному, Уральскому, Приволжскому, Сибирскому, Даль­невосточному федеральным округам, Военное следственное управление;

2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделения по административным окру­гам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

3) следственные отделы и следственные отделения След­ственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.

В системе Следственного комитета в соответствии с за­конодательством РФ могут создаваться научные и образо­вательные учреждения, а также иные организации, необхо­димые для обеспечения его деятельности.

Следственный комитет РФ, Главное военное следствен­ное управление, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъек­там РФ (в том числе подразделения указанных управлений по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета и учреждения Следственного комитета являются юридическими лицами. Следственный комитет, указанный следственные органы, следственные отделы и следствен­ные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета и учреждения Следственного комитета имеют печать с изображением Государственного герба РФ и со своим полным наименованием.

В следственных органах Следственного комитета и их подразделениях, а также в учреждениях Следственного ко­митета образуются в соответствии с перечнями (штатами) должности руководителей следственных органов Следственного комитета и соответствующих подразделений, их И первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следо­вателей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, и следователей-криминалистов, старших следователей-кри- миналистов и другие должности.

Следственный комитет возглавляет Председатель Следственного комитета, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Председатель Следственного комитета назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ; он осуществляет полномочия по руководству СК РФ в соответствии с федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 13 Закона о Следственном комитете).

Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) I следственных органов Следственного комитета, а также создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) учреждений Следственного комитета осуществляются Пред­седателем Следственного комитета в соответствии с Поло­жением о Следственном комитете Российской Федерации.

Председатель Следственного комитета имеет первого за­местителя и заместителей, которые назначаются на долж­ность и освобождаются от должности Президентом РФ пи представлению Председателя Следственного комитета (ст. 13, 14 Закона о Следственном комитете). Количество ниместителей Председателя Следственного комитета уста- намливается Президентом РФ.

Служба в Следственном комитете является федераль­ной государственной службой, которую проходят сотруд­ники Следственного комитета в соответствии с Законом 11 Следственном комитете и иными нормативными право- мыми актами РФ.

Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обя- шиности по замещаемой должности федеральной государвенной службы с учетом особенностей, предусмотренных Маконом о Следственном комитете, другими федеральными анконами и иными нормативными правовыми актами РФ.

На сотрудников Следственного комитета (кроме воен­нослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными законом о Следствен­ном комитете.

Должности в военных следственных управлениях Следвенного комитета, военных следственных отделах След- гтиенного комитета могут замещаться военнослужащими Сооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирова­ний и органов. Порядок прохождения ими военной службы н Следственном комитете регулируется Федеральным зако­ном «О воинской обязанности и военной службе» с учетом особенностей, предусмотренных Законом о Следственном комитете и иными нормативными правовыми актами РФ.

Председатель Следственного комитета, заместители Председателя Следственного комитета, руководители глав­ных следственных управлений, следственных управлений но субъектам РФ, их первые заместители и заместители, приравненные к ним руководители и их заместители, иные должностные лица, для должностей которых перечнем предусмотрены высшие специальные звания, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юри­дическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, обладающие не­обходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности следователей следственных отделом и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специл лизированных, следственных подразделений Следственно го комитета в исключительных случаях могут назначаться граждане, обучающиеся по юридической специальности в имеющих государственную аккредитацию образователь ных учреждениях высшего профессионального образова­ния и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

На отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете могут назначаться граж­дане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего профессионального образо­вания, полученного в имеющем государственную аккредн тацию образовательном учреждении высшего професси опального образования и соответствующего замещаемой должности.

На должности руководителей следственных отделом и следственных отделений Следственного комитета по рай­онам, городам и приравненных к ним, в том числе специалн зированных, следственных отделов Следственного комите- та назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов ис­полнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделений гю административным округам) и приравненных к ним спе­циализированных следственных управлений и следствен­ных отделов Следственного комитета назначаются гражда­не не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной нласти), органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководи­телей производится на срок не более пяти лет, пребывание к занимаемой должности более двух сроков подряд не до­пускается.

Для граждан, впервые принимаемых на службу в След­ственный комитет, за исключением граждан, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования Следственного комитета, в целях проверки их соответствия замещаемой должности может предусматри- иаться испытание. Срок испытания устанавливается про­должительностью до шести месяцев.

Законом о Следственном комитете установлены также меры материального и социального обеспечения сотрудни­ков Следственного комитета и меры их государственной защиты.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте понятие оперативно-розыскной деятельности и оха­рактеризуйте ее задачи и принципы.

2. Какие оперативно-розыскные мероприятия вы знаете?

3. Назовите органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

4. Охарактеризуйте виды дознания и органы дознания.

5. При каких органах исполнительной власти созданы органы предварительного следствия, их задачи и полномочия?

6. Охарактеризуйте Следственный комитет РФ как право­охранительный орган, расскажите о принципах его организации и деятельности.

Рекомендуемая литература

1. Александров, М. С. Дознание на судах, находящихся в плава- м и и // Российский судья. — 2010. — № 6. — С. 31—35.

2. Алимамедов, Э. Н. Понятие этапа окончания предваритель­ного следствия с обвинительным заключением // Российский следователь. — 2010. — № 11. — С. 2—4.

3. Барсуков, С. И. Комментарий к Федеральному закону « О по- лиции» (постатейный) / С. И. Барсуков, А. Н. Борисов. — М. : Деловой двор, 2011.

4. Басков, В. И. Оперативно-розыскная деятельность: учебно* методич. пособие. — М.: Бек, 1997.

5. Дибиров, Ю. С. Проблемы конституционно-правовых оснои организации и деятельности Генеральной прокуратуры и След­ственного комитета при Генпрокуратуре РФ / // Конституционное и муниципальное право. — 2010. — № 6. — С. 68—71.

6. Дьяконова, О. Г. О создании единого органа по расследова* нию преступлений // Российский следователь. — 2010. — № 12. -I С. 32-34.

7. Зажицкий, В. И. Об использовании в доказывании результа • тов оперативно-розыскной деятельности // Государство и право. —• 11 2010,-№7.-С. 61-71.

8. Куприянов, А. А. Суд свяжет следствию «провода» // Уго­ловный процесс. — 2010. — № 6. — С. 10.

9. Павличенко, Н. В. Участие лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, i в уголовном процессе (в решениях Европейского суда по правам | человека) // Современное право. — 2010. — № 6. — С. 96—100.

10. Рыжаков, А. П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». — М.: Московская финансово-промышленная ) академия, 2011.

11. И. Саакян, А. Г. К вопросу о содержании концепции орга- низационно-правового механизма использования результатов оперативно-розыскной деятельности в отечественном досудебном производстве // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010.-№3.

12. Ургалкин, А. Допустимость результатов оперативно-розыск­ной деятельности в качестве доказательств // Закон и право. 2010.-№ 8.-С. 78-81.

13. Феоктистова, Е. Е. Международное сотрудничество органон предварительного расследования по уголовным делам: процессуаль* { но-правовые и криминалистические аспекты : монография. — М., ‘ Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, 2010.

14. Чечулин, И. В. Особенности процессуального взаимодействия руководителя следственного органа и прокурора в ходе досудеб­ного производства // Российский следователь. — 2010. — № 11. — 'I С. 12-15.

Наши рекомендации