Глава 1 теория конституционного права как науки 5 страница
8. Уполномоченный по правам человека в РФ
Должность | была учреждена в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Согласно Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой РФ | ||
Полномочия | восстановление нарушенных прав, совершенствование российского законодательства о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права | ||
развитие международного сотрудничества в области прав человека | |||
правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты | |||
Компетенция | 1. Рассматривает жалобы граждан России, иностранцев и лиц без гражданства | Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении и должна содержать: | - фамилию, имя, отчество и адрес заявителя - изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы - сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке |
Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: | - принять жалобу к рассмотрению - разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод - передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу - отказать в принятии жалобы к рассмотрению | ||
2. Рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе: | запрашивает и получает от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы | ||
получает объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы | |||
поручает компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы | |||
проводит самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц | |||
знакомится с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел | |||
О принятом решении Уполномоченный в течение 10 дней уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются |
9. Содержание конституционно-правового статуса[38] личности
1. Порядок приобретения и утраты правового статуса | Возможность реализации правового статуса законодательство России связывает с понятием правосубъектности – возможностью и способностью своими действиями приобретать права и нести обязанности, а также быть субъектом юридической ответственности. В понятие правосубъектности включается три элемента: правоспособность (возможность приобретать права и нести обязанности); дееспособность (способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности); деликтоспособность (возможность и способность нести ответственность за свои действия). При этом если правоспособность принадлежит всем находящимся на территории России индивидам, то дееспособность некоторых из них может быть ограничена или отсутствовать вовсе. В ч. 2 ст. 17 Конституции РФ сказано, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Кроме того, приобретение статуса гражданина России может быть связано с результатом приема в гражданство, восстановления в гражданстве или с иными основаниями, предусмотренными Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором России. Утрата правосубъектности человека наступает с моментом его смерти. Утрата правосубъектности гражданина может наступать как с его смертью, так и в результате утраты им такого статуса. Гражданство РФ прекращается: вследствие выхода из гражданства РФ; по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором РФ (например, оптация – выбор иного гражданства вследствие изменения Государственной границы РФ) | |||
2. Права и обязанности | Субъективные права | гарантированная государством мера возможного поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса | ||
Обязанности | вид и мера должного (требуемого) поведения. Они означают целесообразное, социально необходимое поведение человека в обществе. В правах и обязанностях фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство берет под защиту, считая их обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы; раскрываются основные юридические принципы взаимоотношений государства и личности | |||
3. Ответственность | Ответственность как элемент правового статуса человека и гражданина предполагает возможность применения к нему мер государственного принуждения в том случае, если он совершает противоправное деяние, предусмотренное законодательством России в качестве основания ответственности. Юридическая ответственность может возникать только в случае нарушения субъектом правовых норм и осуществляется в строгом соответствии с ними. Она всегда связана с государственным принуждением и преследует цель защиты правопорядка, поскольку именно юридическая ответственность является тем средством, которое предотвращает либо блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно полезное поведение субъекта права | |||
4. Юридические гарантии соблюдения прав и свобод | Гарантии являются одним из важнейших элементов правового статуса прежде всего потому, что они обеспечивают саму возможность его существования и реализации. Поэтому гарантии – это меры, обеспечивающие возможность реализации человеком принадлежащих ему прав и свобод. Гарантии могут быть политическими, экономическими, социальными[39] и юридическими. Правовой статус человека и гражданина включает в себя только юридические гарантии, т.е. те гарантии, которые закрепляются в нормативно-правовых актах, и, прежде всего в Конституции РФ. Юридические гарантии это правовые средства реализации и защиты, прав человека и гражданина, юридические меры обеспечения выполнения обязанностей. Они закрепляются в нормативно-правовых актах и в зависимости от этого могут иметь различный уровень – конституционный, законодательный, подзаконный | |||
5. Правовые состояния | это юридические факты (факты, имеющие юридические последствия), не зависящие от действий конкретного физического лица, т.е. происходящие помимо его воли: рождение, вступление в брак и т.д.). Гражданство с правовой точки зрения также является правовым состоянием, причем наиболее важным для конституционного права | |||
10. Конституционные ограничения: понятие, признаки и цели
Понятие | это установленные в конституционных (основных) нормах пределы, в которых субъекты должны действовать, использовать предоставленные им права и свободы. Это индикатор, который позволяет определить степень свободы и защищенности личности в обществе. Комплекс конкретных зафиксированных в Конституции РФ ограничений в наибольшей мере характеризует взаимоотношения между государством и человеком. Свобода не может существовать без ограничений, поскольку каждый человек должен считаться с правами и свободами других лиц (моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека) | |
Признаки | 1. Связь с неблагоприятными условиями | Связаны с угрозой или лишением определенных ценностей, для осуществления собственных интересов субъекта, поскольку направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны правоотношения и общественной потребности в охране и защите |
2. Символизируют уменьшение объема прав и свобод личности | сводят разнообразие в поведении индивида до определенного предела, границы | |
3. Отличаются от ущемлений | которые также являются специфическими ограничениями, но противоправными и противозаконными, т.е. правонарушениями (конституционные ограничения законны) | |
Цели ограничений прав человека и гражданина | установлены в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, которая провозгласила: «Права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» |
11. Виды конституционных ограничений
1. В зависимости от прав и свобод, которые ограничиваются | ограничения гражданских и политических прав | например, ограничение свободы передвижения, избирательных прав |
ограничения экономических, социальных и культурных прав | например, ограничение в использовании права собственности на землю | |
2. По времени действия | постоянные | установленные в Конституции РФ и федеральных законах |
временные | должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и которые связаны с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации | |
3. В зависимости от широты охвата | общие | распространяются на все права и свободы |
индивидуальные | распространяются только на отдельные права и свободы | |
4. По сфере использования | государственные | федеральные, республиканские, краевые, областные |
муниципальные | применительно к конкретным муниципальным образованиям | |
5. По содержанию | финансово-экономические | запрет определенной экономической деятельности |
личные | арест, заключение под стражу | |
6. По способам осуществления | запреты | запрет повторного осуждения за одно и то же преступление |
обязанности | забота о детях и их воспитание; уплата законно установленных налогов и сборов | |
приостановления и ограничения | ограничения перемещения товаров и услуг в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей |
12. Принципы прав человека
Понятие | Принципы прав человека – это основополагающие начала, обеспечивающие единство феномена прав человека и способствующие единому восприятию прав человека через призму гуманизма, уважения человеческого достоинства, свободы, равноправия, солидарности и справедливости | |
1. Принцип нравственного и глобального гуманизма | Основной, продуцирующий другие принципы. Остальные производны от него и интерпретируются в контексте с его ценностями | |
2. Принцип уважения человеческого достоинства | Утверждает ценность всякой человеческой личности вне зависимости от имеющегося у нее социального статуса и сформулирован как максима основных законов всех демократических государств: «Человеческое достоинство ненарушимо»; предполагает уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства | |
3. Принцип свободы прав человека | Выражена идея защиты человека от произвола сильных или наделенных властью, освобождения от патерналистской опеки и диктата с чьей-либо стороны. Стремление людей к свободе возникло не из-за желания избавиться от социальных ограничений (что в принципе невозможно), а из потребностей иметь существование, где был бы простор для утверждения и развития собственного «Я». Человек свободен, только если способен сообразовывать свое поведение с законами человеческой природы. Абсолютная несвобода порождает полную безответственность | |
4. Принцип равноправия | Это важное условие межличностных отношений, в которых проявляется признание в каждом человеке личности и полноправного члена человеческого союза. | Правовое равенство – универсальный способ выражения юридического равновесия, т.е. сочетания интересов отдельных людей, отдельных социальных групп и слоев населения, разных народов и национальностей. Равноправие – принцип и фундаментальное право (наряду со свободой) человека, порождающее многие другие права, например, право на равенство перед законом и судом, недопустимость всех форм дискриминации, право на культурное, религиозное и языковое разнообразие, право на интеграцию инвалидов, пожилых людей и т.п.[40] |
5. Принцип солидарности прав человека | Солидарность основывается на взаимном признании прав, на обязанностях и ответственности. Каждый в результате сотрудничества добивается того, чего он не мог бы достичь в одиночку | |
6. Принцип демократии | Его главный смысл для прав человека связан с характеристикой особой социальной среды (общественными отношениями, которые гарантировали бы права человека), способами осуществления субъективных прав, формированием практики политического участия и гражданственностью личности | |
7. Принцип толерантности (терпимости) | Особый принцип прав человека, который утверждает уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Терпимость характеризует отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении, правам других людей на основе снисхождения к ним, а также позволения и примирения | |
8. Принцип справедливости | Справедливость – понятие о должном, гуманистическом представлении о человеке, неотъемлемости его прав, гармоничности межличностных и общественных отношений. Справедливость – это некая середина между излишком и недостатком (Аристотель). Справедливость присутствует как оценочный фактор в процессах осуществления прав; по форме и существу пользование и реализация прав должны отличаться той правильностью, пропорциональностью, честностью и беспристрастностью, что будет свидетельствовать о наличии справедливости[41] |
13. Конституционные принципы прав человека
Понятие | Конституционные принципы прав человека – это закрепленные в Конституции РФ основополагающие начала, постулаты, на которых построена система прав человека, обеспеченные особыми государственными мерами охраны и защиты |
1. Всеобщность | основные права не октроированы (дарованы) государством, сам факт рождения человека наделяет его правами |
2. Неотчуждаемость | человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права |
государство не вправе изъять или ограничить без веских оснований конституционные права и свободы | |
3. Равенство всех перед законом | наделение государством своих граждан в равной мере правами и обязанностями без исключения для кого бы то ни было |
4. Непосредственное действие | независимо от существования нормативных правовых актов, конкретизирующих права человека, государственные органы обязаны их соблюдать |
5. Гарантированность и защищенность государством | создание условий для их реализации и действенных механизмов их защиты, что входит в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления |
14. Гарантии прав человека: понятие, формы и классификация
Основные понятия | Гарантия | (франц. garantie, от garantir – обеспечивать, охранять) – ручательство, обеспечение, заверение и безопасенье |
Гарантия прав человека | условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться правами, установленными конституцией и другими законами | |
Формы | Условия | Большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку, в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе |
Средства и способы | Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством, коллективом и используются ими для претворения указанных прав и свобод в жизнь. Однако вместе с этим существуют и такие условия и средства охраны конституционных прав и свобод граждан, формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания | |
Приемы и методы | Создаются в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности (судебная практика) | |
Классификация | 1. Общие гарантии | социально-экономические гарантии |
политические гарантии | ||
идеологические (духовные) гарантии | ||
организационные гарантии | ||
2. Специальные (юридические) гарантии[42] | закрепление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина нормами права, обеспечение, охрану и защиту их всей правоохранительной деятельностью государства, институтами европейского и мирового сообщества. Закрепленные в законе средства, которые, являясь правовым выражением общих условий, непосредственно обеспечивают возможность правомерной их реализации и охраны прав человека в обществе, есть юридические гарантии этих прав |
15. Конституционные гарантии прав человека: понятие и виды
Понятие | это определения закона, образующие составную часть конституции, которые обеспечивают население от произвольного нарушения или изменения основных законов страны. В более узком значении под конституционными гарантиями понимаются правовые средства реализации и защиты гражданами своих прав | |||||
Группы гарантий (классификация М.В. Баглая и Б.Н. Габричидзе) | 1. Общие гарантии | 1. Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод | возможность обращения в Конституционный Суд РФ, которая детально регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» | |||
2. Судебная защита прав и свобод | гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ). Любой человек вправе обратиться в судебные органы в целях охраны и защиты (восстановления) своих нарушенных прав и свобод | |||||
3. Законная самозащита человеком своих прав и свобод | осуществляется лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных правовых актах. Согласно ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом | |||||
1. Общие гарантии (продолжение) | 4. Административно-правовая защита прав и свобод | предопределяется издаваемыми в соответствии с Конституцией РФ федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц | ||||
5. Международная защита прав и свобод | возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты внутри страны (пройдены все судебные инстанции) | |||||
2. Специальные конституционные гарантии (гарантии правосудия) | 1. Гарантии подсудности | В ч. 1 ст. 47 Конституции РФ впервые за историю развития российской государственности сформулирован принцип: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом» | ||||
2. Право на юридическую помощь | Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно | |||||
3. Презумпция невиновности | Согласно ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Данная конституционная гарантия запрещает обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. | |||||
Группы гарантий | 4. Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление | В соответствии с ч. 1 ст. 50 Конституции РФ никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Это означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению и суд вынес приговор или прекратил дело | ||||
5. Недействительность незаконно полученных доказательств | Согласно ч. 2 ст. 50 Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Суть этой конституционной гарантии заключается в том, что на всех стадиях судебного процесса недопустимо использование доказательств, полученных в нарушение закона | |||||
2. Специальные конституционные гарантии | 6. Право на пересмотр приговора | - Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ каждый смотр приговора осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания | ||||
7. Гарантия от самообвинения | Согласно ст. 51 Конституции РФ никто не самообвинения обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут быть установлены иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания | |||||
8. Права потерпевших | В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, этот вред подлежит возмещению | |||||
9. Запрет обратной силы закона | Согласно ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закон, обратной силы устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон | |||||
ГЛАВА 5 ГРАЖДАНСТВО РФ
1. Черты гражданства[43]
1. Гражданство является правовым состоянием | т.к. совокупность лиц, проживающих на территории государства, образует демографическую категорию – население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является вследствие существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве |
2. Гражданство как устойчивая связь лица и государства | означает, что оно существует постоянно. Существование гражданства обусловлено государственной организацией общества и неразрывно связано с государством. Государственная власть и население связаны единством территории |
3. Постоянное проживание на территории государства | В данном правоотношении взаимными правами и обязанностями обладают как гражданин, так и государство, которое обязано защищать и охранять законные права и интересы своих граждан как на собственной территории, так и за ее пределами, когда гражданин находится за границей |
4. Устойчивость гражданства как правоотношения (проявляется в пространстве и во времени) | В пространстве она характеризуется тем, что правовая связь лица с государством сохраняется и тогда, когда гражданин выезжает за границу. И в этом случае у них имеются взаимные права и обязанности. Устойчивость гражданства во времени проявляется в его непрерывности и бессрочности. Гражданство не подвержено автоматическому воздействию различных внешних факторов. Даже в ситуации со сменой гражданства все равно можно говорить о том, что возникает постоянная и устойчивая связь человека и другого государства. Оно не может время от времени исчезать, а потом вновь появляться. Гражданство сохраняется, как правило, на протяжении всей жизни лица. Приобретение нового гражданства – шаг серьезный, обдуманный и рассчитанный. Приобретая новое гражданство, человек, как правило, желает укрепиться в своем статусе гражданина данного государства, в том числе быть ему полезным, стать законопослушным |
5. Гражданство как правовая связь | свидетельствует об обязательном законодательном закреплении определенных отношений человека и государства, составляющих содержание гражданства. Все отношения, возникающие в связи с гражданством, являются правовыми отношениями |
2. Принципы гражданства
1. Отсутствие положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности | Этот принцип является основополагающим по отношению ко всем остальным и основан на положении ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которым «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» |
2. Единство и равенство гражданства РФ независимо от оснований его приобретения | Гражданство является единым, т.е. гражданин РФ, постоянно проживающий на территории республики в составе России, является гражданином этой республики и одновременно гражданином России. Гражданство РФ является равным, т.е. каждый из российских граждан обладает одинаковым правовым статусом, независимо от оснований и времени приобретения гражданства РФ |
3. Сохранение гражданства РФ при проживании за пределами РФ | Пересечение государственной границы не влечет за собой прекращение отношений гражданства |
4. Невозможность произвольного лишения гражданства РФ и права изменить его | Запрет на применение лишения гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связей по гражданству между человеком и государством, предполагающего недопустимость расторжения этих связей как той, так и другой стороной без взаимного согласия |
5. Невозможность высылки за пределы РФ или выдачи[44] иностранному государству граждан РФ | Это демократический принцип, являющийся своеобразной гарантией свободного использования российским гражданином его прав и свобод. Вместе с тем необходимо отметить, что принцип невозможности выдачи иностранному государству граждан РФ не носит абсолютного характера. За совершенные за границей преступления российский гражданин не будет отвечать в России по российским законам. Согласно договорам[45] Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства |
6. Государственное поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ | Этот принцип явился отражением существующей в международном праве тенденции, призывающей государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства: в соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека и Конвенцией о сокращении без гражданства одним из важнейших принципов является обязанность каждого государства принимать меры для сокращения числа апатридов на его территории |
7. Определение наличия у лица гражданства РФ либо факта наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства | Например, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» для лиц, которые имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства, предусмотрен прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке |
8. Принцип защиты и покровительства граждан РФ за пределами РФ | Этот принцип характеризует транстерриториальность связи между гражданином и государством гражданства. Это значит, что государственные органы РФ, ее дипломатические и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была создана возможность в полном объеме использовать все права и свободы, установленные законодательством государства, международными договорами РФ и международными обычаями, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан РФ |
9. Принцип двойного гражданства | Этот принцип означает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства. Для этого между государствами должен быть заключен соответствующий договор. В настоящее время их всего два: с Туркменистаном и с Республикой Таджикистан |
3. Основания приобретения и прекращения гражданства