Политические идеи реформаторов (Мартин Лютер, Жан Кальвин)
В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.
У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом ее грского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483 — 1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили.
Идея «всесвященства»: спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед богом, становясь тут бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви.
Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается мирским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Естественное право производно от божественного, но отличается от него.
Светская власть, опираясь на естественное право, управляет только внешним поведением людей, имуществом. Область веры, душа – за пределами юрисдикции государства.
В сфере естественного права власть должна руководствоваться реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Управляет разумно тот монарх, который употребляет власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него богом. Вообще христианский «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа».
В теории Л. есть противоречия. С одной стороны он выступал за реформацию церкви, за усиление роли светской власти, с другой стороны внутренняя религиозность по Мартину Лютеру не требовала серьезного изменения общественно-политического строя той поры: не требовалось упразднять эксплуатацию крестьян феодалами, ликвидировать абсолютистские режимы, устранять духовное порабощение верующих и т. п.
Эволюция его учения происходила так, что в нём нарастали элементы бюргерской ограниченности, религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развёртыванию Реформации.
Томас Мюнцер (1490 — 1525) (современник и последователь Лютера; позднее порвал с ним; наиболее близким для него стало учение последователей Яна Гуса — таборитов (Бог мечом совершит суд над мировым злом через избранных ревнителей дела Божия); участвовал в Крестьянской войне, попал в плен, казнен).
Т. Мюнцербыл реалистически мыслившим революционным вождем и не предрешал в деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. в обществе, где народ окажется источником и субъектом политической власти. Во взглядах Т. Мюнцера есть зачатки республиканских идей (совместное решение общих дел). Отчетливо было сформулировано им требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеровской программы.
Как теолог (хотя он и приблизился к атеизму) Т. Мюнцер черпал доказательства правоты своих убеждений в Библии, как человек активного революционного действия он стремился к практическому воплощению на земле «царства Божьего» — общественного строя, в котором не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни противостоящей членам общества государственной власти.
Общество, согласно Т. Мору (1478—1535), является результатом заговора богачей. Государство их орудие. Они его используют в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Делается это и с помощью законов, которые навязываются народу от имени государства.
Идеальное общество он рисует в романе «Утопия».
В Утопии нет частной собственности. Обществу принадлежит земля и производимая продукция.Семейно-ремесленная организация составляет производственную структуру утопийского общества. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать всё граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как работают утопийцы.
Люди в Утопии пребывают в достатке, но достигаемом специфическими методами: 1) принудительно привлекаются к труду почти все мужчины и женщины, 2) сокращением потребностей (жители Утопии довольствуются простой и грубой, притом одинаковой для всех, одеждой, неведомы им никакие излишества и роскошь).
В Утопии есть институт рабства. Рабы выполняют самую грязную работу (забивают скот, вывозят нечистоты), на которую не нашлось бы добровольцев. Рабами становились военнопленные, преступники, отбывающие наказание, а также люди, приговоренные к смерти в других государствах и выкупленные утопийцами. Рабство не передается по наследству, рабы могут быть освобождены.
Господство общественной собственности, по М., исключает те преступления, коими изобилует мир, построенный на частной собственности, которая питает человеческие страсти: алчность, жадность, стремление во что бы то ни стало увеличить свое богатство, эгоизм и проч. Преступность как таковая все же имеет место в Утопии, и борьба с ней, одна из главных забот государства.
Власть формируется следующим образом: каждые 30 семейств избирают должностное лицо — филарха; 10 филархов — одного протофиларха. Филархи избирают правителя государства (принцепса) из четырех кандидатов, названных народом. Пинцепс избирается пожизненно. Но он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, который состоит из старых и умудренных опытом граждан, избираются ежегодно. Важные дела в Утопии решаются принцепсом с участием сената и народного собрания. К числу таких дел относятся: составление хозяйственных планов, распоряжение произведенной продукцией.
Форма правления должна совместить в себе лучшие черты демокрарии, олигархии, монархии.
К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин (1509—1564). «Наставление в христианской вере». Главная идея – догмат о божественном предопределении. По Ж. Кальвину, бог заранее твердо определил одних людей к спасению и блаженству, других — к погибели. Люди бессильны изменить волю бога, но могут догадываться о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность (ее предуказывает бог) идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным богом), значит, бог благоволит к ним.
Из этого догмата следовала идея целиком посвящать себя профессии, быть максимально бережливым, презирать наслаждения.
Пробуржуазный характер носила и произведенная коренная реформа устройства церкви. Церковные общины стали возглавлять старшины (пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные функции как служебные обязанности. Пресвитеры вкупе с проповедниками составляли консисторию, которая ведала всей религиозной жизнью общины.
Сам Ж. Кальвин, однако, в вопросах о государстве был очень осмотрителен. Осуждая феодально-монархические круги за творимые ими беззакония и предрекая за это правителям божью кару в виде их собственных подданных, в то же время объявлял всякую власть божественной. Сопротивляться тирании могут только подчинённые государю органы власти, церковь, представительные учреждения и лишь когда исчерпаны все легальные методы борьбы. Самая плохая форма правления – демократия. Лучшая – олигархия.