Персональная подсудность

Персональная подсудность определяется свойствами (признаками, особенностями) личности обвиняемого (подсудимого). По сути своей отнесение каких-то уголовных дел к ведению конкретных судов в зависимости от таких свойств является исключением из общих правил предметной и территориальной подсудности, а равно в определенной мере отступлением от конституционного принципа равенства всех перед законом и судом.

Чаще всего во внимание принимаются такие персональные свойства (признаки, особенности) лица, привлекаемого к уголовной ответственности, как его принадлежность к военнослужащим или к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы или уволенные с военной службы) либо связан с ними (при определенных правовыми актами условиях - члены семей военнослужащих или вольнонаемные, работающие в воинских структурах).

Подведомственность (подсудность) военных судов устанавливается ст. 7 Закона о военных судах и ч. 5-8 ст. 31 УПК.

Этим судам подведомственны уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими. Содержание понятия данной категории государственных служащих Закон о военных судах четко не раскрывает. Не дается оно исчерпывающе и в других законодательных актах, регламентирующих привлечение к уголовной ответственности, в том числе в ст. 331 УК. В настоящее время о нем можно судить по сказанному в двух законах - "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г.*(284) и "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г.*(285)

В ч. 1-3 ст. 2 ("Военная служба. Военнослужащие") последнего из них говорится:

"1. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее -воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

2. Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом...".

В соответствии с этим Законом (ст. 46) военнослужащим присваиваются воинские звания от рядового (матроса) до Маршала Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда РФ существенно уточнил приведенное законодательное предписание. В своем постановлении "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. (п. 1) он разъяснил: "Статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом, а также в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, проходящие военные сборы".

В этом же пункте процитированного постановления Пленум Верховного Суда РФ привлек, кроме того, внимание к весьма важному положению, связанному с определением подведомственности военных судов, а именно положению, в соответствии с которым "лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законодательных и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими (курсив мой. - К.Г.)".

Данное разъяснение означает, что лицо, состоящее на службе, к примеру, в каком-то из органов Министерства внутренних дел РФ (кроме частей, соединений и других структур внутренних войск), а также органов и учреждений Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков либо Федеральной службы исполнения наказаний, военнослужащим не является, хотя может иметь звание (специальное), весьма похожее на воинское звание (быть, скажем, генералом юстиции, полковником полиции, капитаном милиции). Поэтому дела о преступлениях, совершаемых ими, должны рассматриваться не в военных, а в гражданских судах общей юрисдикции.

С учетом приведенных законодательных предписаний и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и следует рассматривать сформулированные в ч. 1 ст. 7 Закона о военных судах и ч. 5-8 ст. 31 УПК правила относительно того, какие конкретные категории дел подлежат рассмотрению в военных судах.

В военных судах в качестве подсудимых могут оказаться и невоеннослужащие в случаях, когда речь идет:

о групповых преступлениях, если хотя бы один из подсудимых является военнослужащим;

о нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них подсудно военному суду;

о преступлениях, совершенных во время прохождения военной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с военными сборами;

о всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Особыми правилами определяется подсудность военных судов, находящихся вместе с российскими войсками за пределами России. Одно из положений этих правил установлено в ч. 8 ст. 31 УПК, где сказано: "Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если:

1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации;

2) иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации".

Однако при анализе приведенных положений из УПК следовало бы учитывать также предписания Закона о военных судах*(286) и международных договоров, заключенных Российской Федерацией с государствами, на территории которых по тем или иным причинам располагаются российские воинские формирования (об этом понятии см. ниже в данном параграфе учебника).

Такой анализ позволяет сформулировать основные правила определения подсудности военных судов, находящихся за пределами России:

1. Общее положение, лежащее в основе правил такого рода, состоит в признании того, что лица, входящие в состав российских воинских формирований, дислоцированных на территории иностранных государств, и там совершающие преступления, должны нести уголовную ответственность не по российским законам, а по законам государства, на территории которого находится данное формирование. Соответственно дела о совершенных ими преступлениях подлежат рассмотрению в местных судах.

2. Но это общее положение не распространяется на случаи, когда названные лица совершают:

преступления в местах дислокации российских воинских формирований;

преступления против Российской Федерации или против лиц, входящих в состав российских воинских формирований;

воинские преступления (ст. 331-352 УК);

а также совершают преступления во время исполнения должностных либо специальных обязанностей.

Дела о всех перечисленных преступлениях подсудны российским военным судам.

В качестве примера подобного решения вопроса может послужить Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (Москва, 21 января 1997 г.). В его ст. 3 предусмотрено, что "Российская Сторона осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации воинских формирований и, кроме того, вне пределов их дислокации в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований, при совершении ими противоправных деяний в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также в отношении Российской Федерации или ее граждан. На все остальные случаи распространяется юрисдикция Таджикистанской Стороны, применяется ее законодательство и действуют ее компетентные органы".

При этом в ст. 1 Соглашения четко определяется понятие "лица, входящего в состав воинских формирований". К лицам такого рода отнесены:

военнослужащие, проходящие службу в воинских формированиях;

гражданский персонал, работающий по найму в воинских формированиях;

лица, командированные в воинские формирования;

члены семей военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований (супруги, дети, родители, а также другие лица, проживающие совместно с ними и находящиеся на их иждивении).

Примерно таким же образом решены вопросы подсудности российским военным судам уголовных дел о преступлениях, совершаемых персоналом космодрома "Байконур" и членами их семей*(287), а также аналогичные вопросы, возникающие в условиях других государств СНГ.

Закон о военных судах не только определяет в целом круг уголовных и иных дел, отнесенных к ведению всей подсистемы военных судов (т.е. дел, подведомственных им), но и подсудность конкретных категорий таких дел военным судам различных звеньев (уровней).

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 9, ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 22 этого Закона уголовные дела, подведомственные военным судам, как правило, должны рассматриваться по первой инстанции гарнизонными военными судами. Из их подсудности изъяты:

дела, подсудные окружным или флотским военным судам, - о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни*(288);

дела, подсудные Военной коллегии Верховного Суда РФ, - о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Военные суды уполномочены также принимать решения и по вопросам, возникающим в связи с производством по уголовным делам (см. § 6 данной главы учебника).

Особым случаем необходимости учета "персонального фактора" при определении подсудности уголовных дел являются установленное ст. 452 УПК правило, в соответствии с которым уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, должно рассматриваться Верховным Судом РФ*(289).

Наши рекомендации