Формирование отечественной школы конфликтологии
Российская конфликтология находится в стадии становления. Подобное отставание имеет свои объективные причины. Рывок в исследованиях по этому вопросу произошел в начале 1990-х гг. Перестройка Горбачева дала возможность нашим ученым выйти за рамки марксистско-ленинской теории, которая толковала конфликты только с точки зрения классовой борьбы в единственно возможной форме социалистической революции.
В социалистическом обществе не существовало антагонистических отношений между классами, первопричиной которых являлась частная собственность на средства производства, утверждалась невозможность возникновения конфликта даже на бытовом уровне, т.к. при всеобщей уравниловке делить в общем-то было нечего. На практике, конечно, выяснялось, что социалистическое устройство приводило к возникновению конфликта между производственными силами и производственными отношениями, между производством и потреблением, старым и новым. Но социалистический строй отличался отсутствием критического отношения к действительности, проблемы в большинстве своем замалчивались или (в лучшем случае) персонифицировались, исключая возможность системного несовершенства. Одновременно существовавшая на том этапе политика давления на личность не только в ее трудовых и профессиональных проявлениях, но и в частной жизни привела к появлению множества внутренних конфликтов у большинства населения.
Проблема конфликта волновала российских мыслителей еще во второй половине XIX и начале XX вв. Перечислим лишь несколько имен: Петр Лавров и Николай Михайловский — представители т.н. субъективного идеализма. Они утверждали, что необходимо бороться с конфликтом, возникающим между обществом и личностью, и приспособление среды к потребностям человека приводит к социальному прогрессу.
Признавали приоритет интересов личности и такие представители народничества, как Михаил Бакунин, Петр Кропоткин, Петр Ткачев. Несмотря на то что человек — часть природы, ее законы не распространяются на общественную жизнь. И главная цель социального прогресса — приведение в соответствие потребностей личности с возможностями их удовлетворения.
Еще одна заметная фигура — это Питирим Сорокин, руководитель кафедры Петроградского университета. Он называл причиной конфликта подавление определенных, преимущественно базовых потребностей человека.
К началу XX в. интерес к проблеме конфликта определился со всей отчетливостью. Общественное развитие представлялось так, что конфликты являются нормальным и неизбежным социальным явлением, более того, играют положительную роль, являясь побудительной силой прогресса и способом достижения более совершенных моделей управления и развития.
До 1990 г. в СССР проводятся редкие разрозненные исследования по проблемам конфликта, защищаются первые диссертации, появляются первые публикации в периодической печати. Но в самостоятельное учение конфликтология начинает выделяться только в 90-х гг. прошлого столетия.
Первыми исследованиями конфликта занялись сотрудники Института государства и права РАН. Результатом их труда были монография «Юридическая конфликтология» и «Основы конфликтологии» (1997 г.).
Центр исследования конфликта сконцентрировался в Москве. Конфликтами, характерными для переходного периода российского общества, занимаются такие социологи, как А.Н. Чумсков, Е.Н Степанов и др. Этноконфликты, сильно обострившиеся после распада Советского Союза, начали интенсивно изучать Р. Абдулатипова, А.Г. Здравомыслова, Л.М. Дробижева и др.
Мы только начали строить «гражданское общество», в котором первостепенное значение придается закону и правам человека. На фоне этого идет исследование в области юридического
конфликта.
Рассмотрение конфликта не как отдельно взятого социального явления, а возможность его сопряжения с правовыми нормами и государственными институтами — основное направление российской школы конфликтологии на данном этапе. Движение в этом направлении позволит снизить количество социальных столкновений и упорядочит гражданские отношения, возникающие в общественной жизни.