Конституционные принципы, касающиеся правового статуса личности

Признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей,

Рассматриваемые принципы универсальны. Они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

В Конституции 1994 года закреплены следующие принципы правого статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1.Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. Содержание рассматриваемого принципа многогранно. В Конституции выделены два основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина;

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах – и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод. Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

Граждане Республики Молдова пользуются правами и свободами, закрепленными Конституцией и другими законами, и имеют предусмотренные ими обязанности.

Уважение и защита личности составляют первостепенную обязанность государства. Все граждане Республики Молдова равны перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения.

Государство обеспечивает право каждого человека на знание своих прав и обязанностей. С этой целью государство публикует все законы и другие нормативные акты и обеспечивает их доступность.

Политический режим

Через определение политического режима выявляются способы, методы или порядок, в котором эти лица осуществляют правление. Политический режим выражает совокупность методов реализации государственной власти, выявляет отношения между составляющими социально-политической и экономической систем. Политический режим представляет собой комплекс институтов и средств, посредством которых реализуется власть.

Одним из критериев, стоящих в основе определения типов политических режимов, является власть, точнее способ организации власти. В то же время, учитываются природа отношений между правителями и управляемыми, политические игры между правящими институтами, реальный характер оппозиции и др. В зависимости от этих критериев, конституционная доктрина классифицировала политические режимы в три категории:

  1. Плюралистические политические режимы;
  2. Диктаторские или тоталитарные политические режимы;
  3. Смешанные политические режимы.

Учитывая способ организации и осуществления государственной власти, распределения ее функций среди различных категорий органов, политические режимы классифицируются в:

  1. Условный режим или правление собрания (в основе находится смешение властей);
  2. Диктаторский режим;
  3. Директориальный режим;
  4. Парламентский режим, отличающийся взаимодействием властей;
  5. Президентский режим, характеризующийся строгим разделением властей;
  6. Смешанные режимы;
  7. Режимы социалистических стран.

Диктаторский режим это разновидность политического режима, образовавшегося вследствие смешения властей. Устанавливается превосходство исполнительной власти над законодательной. Но не только через притеснение законодательного собрания или собраний достигается авторитарный политический режим. Он учреждается и удерживается под принуждением. В условиях наличия главы государства, власть чрезмерно индивидуализируется, что ведет к установлению тоталитарной системы.

Директориальный режим. Вся исполнительная власть находится в руках коллегии. Эта коллегия избирается законодательным органом на срок, установленный конституцией, и не может быть отозвана до истечения сроков ее полномочий. Законодательный орган может отменять или вносить изменения в акты исполнительного органа. Директориальному режиму не знаком институт политической ответственности министров. Так, исполнительный орган директориального режима зависим от законодательного органа. На практике, в директориальном режиме подчинение исполнительной власти по отношению к законодательной не всегда реализуется.

Парламентский режим основывается на идее взаимодействия властей. Законодательный и исполнительный органы разделены и взаимодействуют в целях осуществления функций государства. Они располагают политическими средствами, которые позволяют им осуществлять взаимоконтроль. Характерным для данного режима является:

наличие дуалистического исполнительного органа: глава государства и правительство;

глава государства не несет политической ответственности перед парламентом;

если глава государства был избран парламентом или избирательным корпусом, он не может быть отозван; правительство как коллегиальный орган несет политическую ответственность перед парламентом; парламент может дать отставку правительству;

правительство косвенно ответственно за деятельность главы государства. На актах главы государства вторую подпись ставит глава правительства;

в своей деятельности правительство основывается на поддержке парламентского большинства;

правительство, при посредничестве главы государства, может прибегнуть к роспуску парламента.

В качестве продукта истории, парламентский режим разделяется на два типа:

Дуалистический парламентский режим характеризуется коллективной ответственностью правительства не только перед парламентом, но и перед главой государства.

В монистическом парламентском режиме правительство ответственно только перед парламентом, избранным прямым всеобщим голосованием.

Президентский режим основывается на идее подчеркнутого органического разделения властей в государстве. Основные черты этого режима это:

строгое распределение полномочий между законодательной и исполнительной властью;

независимость двух властей. Они не располагают инструментами взаимного давления для вынесения решений; глава государства является одновременно главой правительства, избранным всеобщим голосованием; правительство не действует как коллегиальный и солидарный орган. Члены правительства назначаются на должность с согласия сената. Они несут индивидуальную ответственность перед главой государства;

глава государства, соответственно и правительства, не может быть снят с должности парламентом, но и он не может распустить парламент.

Смешанные режимы являются продуктом комбинирования элементов, принадлежащих разным политическим режимам, в частности президентскому и парламентскому. Отталкиваясь от критерия отношений между властями, смешанные режимы группируются в три категории:

Условный режим, в котором преимущества у парламента. Премьер-министр находится под руководством и контролем парламента.

Президентский режим, гегемония принадлежит президенту, особенно если большинство образовывается как поддержка президента.

Межпрезидентские режимы: президент и премьер-министр делят исполнительные полномочия в зависимости от обстоятельств.

Большинство режимов социалистических стран, на протяжении их существования, являются тоталитарными режимами. Отличительными элементами социалистических режимов являются:

единый доктринный источник;

преобладание экономического в социальной жизни и насильственная социализация собственности; всесильная единая политическая партия;

отказ от применения разделения властей в государстве и слияние государственных органов с партийными; насильное навязывание принципа единогласия; игнорирование фундаментальных прав и свобод; вмешательство репрессивного аппарата во все сферы социальной жизни;

культ личности руководителя;

манипулирование масс и т.п .

Теоретическое и практическое значение различия между парламентским режимом и остальными формами реализации представительского правления в конституционных системах, основанных на идее политического плюрализма.

Являясь абстрактными моделями, призванными выразить не всегда четко очерченные тенденции, стоящие в основе политических структур некоторых государств, способы реализации представительского правления в условиях политического плюрализма, рассмотренные выше являются скорее программными платформами, которые никогда не отражаются полностью в социальной практике. Они не устанавливают фиксированные и незыблемые данные эксперимента.

Баланс процесса кристаллизации концепции парламентского режима и географическое распространение применения этой системы.

Концепция «парламентского режима» выступает в многообразии форм, определяемых спецификой экономических и социальных условий и, в частности, состоянием сил, противоборствующих в определенный момент в политической борьбе. Если учитывать эти результаты, невозможно говорить об одном парламентском режиме, а о различных парламентских режимах.

В случае, если при анализе концепции «парламентского режима» исходить от координат, укоренившихся путем обычаев в Англии XVIII- XIX веков, а также от европейских конституционных текстов, которые придерживались ее, хотя бы частично, в XIX и XX веках, можно выявить абстрактный тип парламентского режима, основными чертами которого являются:

раздвоение исполнительного органа между ответственным главой государства и правительством, назначенным им, но ответственным с политической точки зрения за акты обоих органов перед избранной палатой парламента;

взаимодействие между законодательной и исполнительной властью в рамках равного уравнения, гарантированное правом главы государства распускать парламент и обязательством правительства принять отставку в случае, когда избранная палата уже не доверяет ему.

Таким образом, парламентский режим, понимаемый в пределах этих координат, предстал образцом для следования не только во внутренней политической жизни Англии, но и других государств. Парламентский режим отразили в конституционных текстах многие государства. Этот способ его воплощения считался его классической или нормальной формой. Парламентский режим показал способность к адаптации к историческим условиям разных стран.

Среди европейских конституций, которые построили систему правления на основе парламентского режима, можно отметить: Веймарскую конституцию 1919 года, Австрийскую и Чехословацкую конституции 1920 года, Конституцию Румынии 1923 года, Конституцию республиканской Испании 1931 года, Конституцию республиканской Греции 1927 года, Конституцию монархической Греции 1935 года. Новым явлением, возникшим в этот период, является то, что было названо «рационализацией парламентского режима», осуществленной посредством включения в тексты конституций определенных правил парламентского режима, которые до этого утвердились только путем обычая.

В итоге, после Второй мировой войны, призвание парламентского режима стало всеобщим континентальным, из-за того что он применялся и в некоторых странах Африки, Азии (Индия), Северной Америки (Канада) и Океании (Новая Зеландия, Австралия).

Парламентский режим не находил своего применения до настоящего времени в странах Восточной Европы, конституции которых основывались на принципе руководящей роли одной единственной политической партии.

Наши рекомендации