Контроль органов законодательной власти

Контрольные полномочия органов законодательной (представительной) власти закреплены в Конституции РФ, конституциях рес-публик, уставах других субъектов РФ. Соответственно контроль органов представительной власти осуществляется на уровне РФ, ее субъектов.

Контроль органов представительной власти осуществляется с соблюдением ст. 10 Конституции РФ о самостоятельности органов всех трех ветвей власти, в частности, органов исполнительной вла-сти.

Объем контрольных полномочий палат Федерального Собрания по отношению к органам федеральной исполнительной власти неве-лик. При этом они принадлежат в основном Государственной Думе.

Контрольные полномочия Государственной Думы проявляются в том, что она дает согласие Президенту РФ на назначение Пред-седателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ; назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ.

Государственная Дума осуществляет контроль за деятельностью Правительства РФ по разработке федерального бюджета, который оно представляет на рассмотрение Государственной Думы.

Контроль за исполнением федерального бюджета относится к совместному ведению обеих палат Федерального Собрания. Для регулярного контроля за его исполнением Федеральное Собрание имеет постоянно действующий орган финансового контроля — Счет-ную палату.

В соответствии с Законом РФ от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Российской Федерации"1 на нее возложены функции по орга-низации и проведению оперативного контроля за исполнением фе-дерального бюджета в отчетном году; проведение комплексных ре-визий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета в Центральном банке РФ и др.

Контрольные полномочия Федерального Собрания проявляются также в том, что назначение и освобождение от должности дипло-матических представителей РФ в иностранных государствах осуще-ствляется Президентом РФ после согласования с соответствующими комитетами и комиссиями обеих палат Федерального Собрания.

Формой контроля является запрос членов Совета Федерации,, депутата или группы депутатов Государственной Думы Правитель-ству РФ, руководителям федеральных органов исполнительной вла-сти, руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в ком-петенцию перечисленных органов1.

С принятием в последнее время ряда федеральных законов контрольные полномочия Федерального Собрания несколько расши-рились. Так, например, Закон РФ от 3 апреля 1995 г. "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации"2 и Закон Российской Федерации от 10 января 1996 г. "О внешней раз-ведке"3 закрепили полномочия Федерального Собрания по осуще-ствлению контроля за деятельностью органов Федеральной службы безопасности и органов внешней разведки РФ.

Контрольные полномочия законодательного (представительного) органа субъекта РФ по отношению к исполнительной власти закреплены в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", а также в конституциях (уставах) и иных законах этих субъектов.

Законодательный (представительный) орган осуществляет на-ряду с другими уполномоченными на то органами контроль за со-блюдением и исполнением законов субъектов РФ, выполнением бюджета, соблюдением установленного порядка распоряжения соб-ственностью субъекта РФ.

Указанный орган утверждает бюджет, программы социально-экономического развития субъекта РФ, отчеты об их исполнении, разрабатываемые высшим органом исполнительной власти; опреде-ляет структуру высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Реализация данных полномочий включает в себя контроль деятельности высшего должностного лица (руково-дителя) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Контрольной деятельностью законодательного (представитель-ного) органа охватываются правовые акты высшего должностного лица (руководителя), нормативные правовые акты органов испол-нительной власти субъекта РФ, которые должны направляться в законодательный (представительный) орган в сроки, установленные конституцией (уставом), законом субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган вправе: а) обратиться к указанным должностным лицам и органам исполнительной власти с предложением о внесении изменений, дополнений в эти акты; б) об их отмене; в) обжаловать их в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции указанных нормативных правовых актов.

Законодательный (представительный) орган принимает участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти, в утверждении или согласовании назначения на должность его отдельных должностных лиц. Он вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых на должность принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом субъекта РФ). Принятие решения о недоверии влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом), законом субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю) по основаниям и при условиях, установленных Федеральным законом об общих принципах организации органов государственной власти... (издание актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и др. — см. ст. 19). Решение о недоверии влечёт за собой немедленную отставку высшего должностного лица (руководителя) и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Наши рекомендации