Н.Макиавелли – основатель полито- Родоначальником политической науки

логии как практической науки считается Н.Макиавелли, который в

работе «Государь» (1513) и «Размыш-ления о первой декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал предмет и метод политологии. Николо Макиавелли в течение 14 лет работал секретарем правитель-ства Итальянской республики и наблюдал политику, что называется, изнутри. Не-посредственное участие в политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука – это наукапрактическая, служащая решению жизненно важных задач.

Вклад Н.Макиавелли в политическую науку состоит в следующем:

- он обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т.д.), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и является предме-том политической науки;

- Н.Макиавелли изучал политику как социальную реальность, а не вообража-емый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого и желаемо-гов плоскость объективного и реального. Политическая наука, по Н.Макиавелли, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами: поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод политического реализма, который ввел в политологию Н.Макиавелли, оконча-тельно освободил ее от религии;

- Н.Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Государство он рассматривал как политическую форму организации общества. Формы государства имею тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества;

- Н.Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государст-венных форм, в основе которой лежит идея кругооборота, взаимообращения добра и зла. Выделив 6 форм государства, он рассматривал три из них как «дурные во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они «хороши сами по себе» (монархия, аристократия, демократия). Со-гласно Н.Макиавелли, достигнув предела совершенства,, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменят-ся тиранией, тирания – аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая перерастает в охлократию (власть толпы). Наилучшей формой государства Н.Макиавелли считал смешанную, воплощением которой была для него умеренная республика, сочетающая достоин-ства монархии (сильное объединяющее начало), аристократию (мудрость и добро-детельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении);

- Н.Макиавелли отделил политику от морали (позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизмом»). Политика, по его мнению не должна основываться на моральных принципах, а исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политического взаимодействия. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от мо-рали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства – с обстоя-тельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, по Н.Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике. «Госу-дарь, - отмечал мыслитель, - если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождают грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государством, страдают лишь отдельные лица».

Тема «Политические теории Нового времени»

Общая характеристика полити-- они отражали требования зарождавшейся

ческих теорий Нового временибуржуазии иобосновывали противоестес-

(XVI – XIX вв.)твенность и неразумностьсуществовав-

ших феодальных политических порядков и учреждений;

- были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства;

- исходили из принципов естественного права, согласно которым каждый чело-век рождается с неотъемлемыми правами (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства);

- все больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.

Теория «общественного договора»Одной из фундаментальных политических

и ее основные положенияидей Нового времени была версия о дого-

ворном характере государства, пришед-шем на смену теории божественного происхождения государства. Идеологичес-ким обоснованием необходимости создания новых политических институтов и порядков, которые соответствовали бы природе человека, его естественным правам, стала теория «общественного договора».

Теорию «общественного договора» развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), а также французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778), хотя их интерпретации смысла общественного договора отличались друг от друга.

Основные положения теории:

- в ее основе лежит идея о том, что независимый самостоятельный индивид, появившийся благодаря утверждению частной собственности, составляет перво-основу социального мироздания;

- для реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод независимые индивиды заключают общественный договор, означающий переход от естественного состояния общества (когда человек был частью природы и проявлял свои природные страсти – эгоизм, жестокость) к цивили-зованному, то есть к государственно-организованному существованию.

Переход к цивилизованному существованию отразил желание человека

установить порядок и справедливость, обеспечить политико-правовые

гарантии естественного равенства индивидов.

Интерпретация «общественного договора»

Т.Гоббсом и Ж.-Ж. Руссо

Взгляды Т.Гоббса - естественное догосударственное существование человека

является негативным, поскольку тогда господствовали инстинкты, шла «война всех против всех»;

- для обуздания природных страстей человека, обеспечения общественного порядка и прав граждан индивиды и заключили между собой договор;

- согласно этому договору они вручили свои права и власть главе государства, который в договоре не участвовал и, следовательно, ответственности перед договаривавшимися индивидами не несет;

- в обмен на права граждан государство призвано гарантировать порядок в обществе.

Так Томас Гоббс обосновывал необходимость абсолютной, единой и

неделимой власти в форме абсолютной монархии.

В отличие от Гоббса Ж.-Ж. Руссо - идеализировал догосударственное, естест-

венное существование человека, полагая, что по природе своей человек – существо доброе.

- основную задачу общественного договора видел в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает личность и имущество каждо-го из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде»;

- определял общественный договор как способ интеграции общей воли. Передавая в общее достояние свои индивидуальные права и свободы, каждая личность превращается в нераздельную часть целого. В таком обществе нет конфликтов, противоречий;

- считал, что естественным способом выражения неотчуждаемой воли гражданина является прямая демократия.

Наши рекомендации