Н.Макиавелли – основатель полито- Родоначальником политической науки
логии как практической науки считается Н.Макиавелли, который в
работе «Государь» (1513) и «Размыш-ления о первой декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал предмет и метод политологии. Николо Макиавелли в течение 14 лет работал секретарем правитель-ства Итальянской республики и наблюдал политику, что называется, изнутри. Не-посредственное участие в политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука – это наукапрактическая, служащая решению жизненно важных задач.
Вклад Н.Макиавелли в политическую науку состоит в следующем:
- он обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т.д.), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и является предме-том политической науки;
- Н.Макиавелли изучал политику как социальную реальность, а не вообража-емый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого и желаемо-гов плоскость объективного и реального. Политическая наука, по Н.Макиавелли, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами: поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод политического реализма, который ввел в политологию Н.Макиавелли, оконча-тельно освободил ее от религии;
- Н.Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Государство он рассматривал как политическую форму организации общества. Формы государства имею тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества;
- Н.Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государст-венных форм, в основе которой лежит идея кругооборота, взаимообращения добра и зла. Выделив 6 форм государства, он рассматривал три из них как «дурные во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они «хороши сами по себе» (монархия, аристократия, демократия). Со-гласно Н.Макиавелли, достигнув предела совершенства,, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменят-ся тиранией, тирания – аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая перерастает в охлократию (власть толпы). Наилучшей формой государства Н.Макиавелли считал смешанную, воплощением которой была для него умеренная республика, сочетающая достоин-ства монархии (сильное объединяющее начало), аристократию (мудрость и добро-детельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении);
- Н.Макиавелли отделил политику от морали (позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизмом»). Политика, по его мнению не должна основываться на моральных принципах, а исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политического взаимодействия. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от мо-рали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства – с обстоя-тельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, по Н.Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике. «Госу-дарь, - отмечал мыслитель, - если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождают грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государством, страдают лишь отдельные лица».
Тема «Политические теории Нового времени»
Общая характеристика полити-- они отражали требования зарождавшейся
ческих теорий Нового временибуржуазии иобосновывали противоестес-
(XVI – XIX вв.)твенность и неразумностьсуществовав-
ших феодальных политических порядков и учреждений;
- были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства;
- исходили из принципов естественного права, согласно которым каждый чело-век рождается с неотъемлемыми правами (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства);
- все больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.
Теория «общественного договора»Одной из фундаментальных политических
и ее основные положенияидей Нового времени была версия о дого-
ворном характере государства, пришед-шем на смену теории божественного происхождения государства. Идеологичес-ким обоснованием необходимости создания новых политических институтов и порядков, которые соответствовали бы природе человека, его естественным правам, стала теория «общественного договора».
Теорию «общественного договора» развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), а также французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778), хотя их интерпретации смысла общественного договора отличались друг от друга.
Основные положения теории:
- в ее основе лежит идея о том, что независимый самостоятельный индивид, появившийся благодаря утверждению частной собственности, составляет перво-основу социального мироздания;
- для реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод независимые индивиды заключают общественный договор, означающий переход от естественного состояния общества (когда человек был частью природы и проявлял свои природные страсти – эгоизм, жестокость) к цивили-зованному, то есть к государственно-организованному существованию.
Переход к цивилизованному существованию отразил желание человека
установить порядок и справедливость, обеспечить политико-правовые
гарантии естественного равенства индивидов.
Интерпретация «общественного договора»
Т.Гоббсом и Ж.-Ж. Руссо
Взгляды Т.Гоббса - естественное догосударственное существование человека
является негативным, поскольку тогда господствовали инстинкты, шла «война всех против всех»;
- для обуздания природных страстей человека, обеспечения общественного порядка и прав граждан индивиды и заключили между собой договор;
- согласно этому договору они вручили свои права и власть главе государства, который в договоре не участвовал и, следовательно, ответственности перед договаривавшимися индивидами не несет;
- в обмен на права граждан государство призвано гарантировать порядок в обществе.
Так Томас Гоббс обосновывал необходимость абсолютной, единой и
неделимой власти в форме абсолютной монархии.
В отличие от Гоббса Ж.-Ж. Руссо - идеализировал догосударственное, естест-
венное существование человека, полагая, что по природе своей человек – существо доброе.
- основную задачу общественного договора видел в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает личность и имущество каждо-го из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде»;
- определял общественный договор как способ интеграции общей воли. Передавая в общее достояние свои индивидуальные права и свободы, каждая личность превращается в нераздельную часть целого. В таком обществе нет конфликтов, противоречий;
- считал, что естественным способом выражения неотчуждаемой воли гражданина является прямая демократия.