Вопрос №30. Просвещённый абсолютизм Екатерины II.
Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.
Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. Крестьяне получили облегчение тяжелого положения.
В России реализация политики Просвещенного абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически не вмешивалась в дела государственной власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Приверженность Екатерины по крайней мере на словах, идеям Просвещения, в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». Некоторые идеи Просвещения она действительно проводила в жизнь. Так, по мнению Екатерины, основанному на трудах французского философа Монтескьё, обширные российские пространства и суровость климата обуславливают закономерность и необходимость самодержавия в России. Исходя из этого, при Екатерине происходило укрепление самодержавия, усиление бюрократического аппарата, централизации страны и унификации системы управления. Однако идеи, высказанные Дидро и Вольтером, приверженцем которых на словах она являлась, не соответствовали ее внутренней политике. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, и выступали за равенство всех людей и устранение средневековых форм эксплуатации и деспотических форм государственного управления. Вопреки этим идеям при Екатерине происходило дальнейшее ухудшение положения крепостных крестьян, усиливалась их эксплуатация, росло неравенство вследствие предоставления еще больших привилегий дворянству. В целом историки характеризуют ее политику как «продворянскую» и полагают, что вопреки частым высказываниям императрицы о ее «неусыпной заботе о благе всех подданных», понятие общего блага в эпоху Екатерины являлось такой же фикцией, как и в целом в России XVIII века
Вопрос №31 Время правления Павла. Укрепление самодержавия.
Павел 1 (1796-1801) Внутренняя политика .Царствовать Павел I стал с крутой ломки порядков матери. 5 апреля 1797 г. он издал наиболее значительный указ о престолонаследии "Учреждение об императорской фамилии"(престол мог занять только потомок правителя по мужской линии. Женщина могла быть только временным правителем при малолетнем наследнике. Женщины получали престол лишь в том случае, если не оставалось представителей династии - мужчин.)
Главное направление -укрепление, возвышение принципа самодержавия и централизация управления страной. Были реорганизованы высшие учреждения в государстве. В 1796 г. Он восстановил Совет и придал ему статус Высочайшего Государственного(до этого Совет состоял из семи человек были добавлены ещё 17 новых лиц). Совет созывался регулярно 2-3 раза в месяц. На его рассмотрение были представлены важнейшие вопросы в жизни государства: о бюджете, о состоянии промышленности и торговли. Реформирование высшего судебного органа - Сената. В 1796 г. было утверждено новое положение о Сенате. Увеличивалось число департаментов Сената, вдвое выросла численность сенаторов, вводились новые правила и формы делопроизводства, направленные на ускорение решений по уголовным и административным делам.Павел I реформировал - прокуратуру.
Прокуратура -основной орган, надзирающий за военными, финансовыми, административными, полицейскими, судебными и др. делами. Он наделил прокуроров всех уровней особым доверием, которое позволяло им оказывать большое влияние на государственное управление .Военная реформа .Настоящей страстью Павла была армия.Военная коллегия была освобождена от административных, хозяйственных, судебных функций. Отныне она должна была заниматься комплектованием, вооружением, боевой и строевой подготовкой войск, обмундированием и продовольствием личного состава, оперативным и тактическим управлением армии.С целью усиления контроля над армией Павел I ввёл ежемесячные отчёты частей и подразделений, Военной коллегии. Провёл ревизию личного офицерского состава в армии. Это позволило уменьшить выплаты из бюджета денег на содержание офицерского корпуса.Павел I также централизовал управление флотом.После восшествия на престол Павел I сохранил за собой звание генерал - адмирала, что означало соединение в одном лице управление армией и флотом..Были проведены централизация, упрощение и удешевление местного управления. В течение 1796 - 1797 гг. число губерний сократилось с 50 до 41, были упразднены некоторые органы местного судопроизводства и управления, уменьшены расходы на их содержание. Одновременно вводились прямые назначения императором чиновников на должности, обязательная служба дворян. Эти мероприятия ограничивали действие "Жалованной грамоты дворянству". Были упразднены губернские дворянские собрания, ограничен круг лиц, имевших право голоса, была сокращена процедура выборов, было усилено влияние императора, Сената, генерал - прокуроров, губернаторов и губернских прокуроров на дворянские организации. Павел I ввёл постоянные денежные сборы с дворян. Сумма сборов зависела от количества земли и численности крепостных крестьян. Были введены телесные наказания дворян за убийство, разбои, пьянство, разврат, служебные нарушения.Крестьянский вопрос. 5 апреля 1797 г . был обнародован Манифест о трехдневной барщине, предписывавший помещикам использовать барщинный труд крестьян не более трех раз в неделю, что вызвало недовольство помещиков.В то же время в 1797 г. император разрешил крестьянам подавать жалобы на притеснения помещиков в суд, губернаторам и императору. В том же году Павел I отменил все недоимки крестьян, заменил подворную, дорожную повинности, хлебную подать денежным сбором, организовал в 1798 г. во всех губерниях и уездах запасы хлеба на случай неурожая и голода. Центральными вопросами внешней политики Россиия влялось обеспечение выхода к Черному морю; воссоединение с частью украинских и белорусских земель, бывших под властью Речи Посполитой; укрепление позиций в Прибалтике.
Вопрос № 32. Планы реформирования государственного управления России в начале 19века. Проекты М.М.Сперанского.
Михаил Михайлович Сперанский (1 (12) января 1772 — 11 (23) февраля 1839) — общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения.Новый этап подготовки преобразований начался в 1809 г., когда к разработке реформ был привлечен М.М. Сперанский. В 1810 г. Александр сделал его государственным секретарем России.
Сперанский был сторонником конституционной монархии и разделения властей. Он разработал «Введение к Уложению государственных законов», в котором предложил выборный высший законодательный орган – Государственную думу. Без согласия Думы законы издаваться не могли. Сенат оставался высшим судебным органом. Создавался назначаемый императором Государственный совет, который утверждал принятые Государственной думой законы.
Все население России предполагалось разделить на три сословия: дворянство, среднее сословие и народ рабочий. Избирательные права должны были получить только первые два сословия, причем на основе имущественного ценза. Однако гражданские права предоставлялись всем подданным империи, включая крестьян.
Однако предложенные Сперанским план реорганизации Сената и создание Государственной думы были отвергнуты Государственным советом.
Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания. Все лица, те, кто формально состояли при дворе, но не служил, должны были избрать себе службу или лишиться чинов. Высокое положение при дворе отныне не позволяло занимать важные государственные должности.
Еще больше возмутило чиновников намерение Сперанского ввести на государственной службе образовательный ценз. Все чиновники 8-ого и выше ранга должны были сдать экзамены или предоставить справку об окончании университетского курса.В марте 1812 г. Сперанский был уволен в отставку и сослан в Нижний Новгород.
Единственным воплотившимся в жизнь проектом А. стало создание военных поселений. Часть государственных крестьян переводилась на положение военных поселенцев, которые сочетали сельскохозяйственный труд с военной службой. Однако жизнь в военных поселениях, подчиненная детальной регламентации, превратилась в настоящую каторгу. Поселенцы неоднократно бунтовали.
В 20-х годах было создано единое министерство Духовных дел и народного просвещения. В задачу которого входило изменение системы образования на религиозных началах. Это привело к изгнанию из университетов профессоров, не желавших преподавать свои предметы в точном соответствии с Библией. Значительно усилилась цензура.