ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ В КОНЦЕ XV—НАЧАЛЕ XVI в. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Конец XV в. многие историки определяют как переход от средне­вековья к Новому времени. Достаточно вспомнить, что в 1453 г. пала Византийская империя. В 1492 г. Колумб открыл Америку. Были со­вершены многие великие географические открытия. В странах Запад­ной Европы наблюдается скачок в развитии производительных сил. Появляется книгопечатание (1456, Гутенберг). XIV—XVI века в ми­ровой истории получили название эпохи Возрождения.

Конец XV столетия — это время завершения образования нацио­нальных государств на территории Западной Европы. Историки дав­но заметили, что процесс смены раздробленности единым государст­вом— закономерный итог исторического развития.

Объединение княжеств и земель периода раздробленности прохо­дило в наиболее развитых странах Западной Европы в связи с рос­том материального производства, обусловленного развитием товар­но-денежных отношений и разрушением натурального хозяйства как основы экономики. Например, урожайность в передовых странах За­падной Европы составила сам-5 и даже сам-7 (т. е. одно посаженное зерно давало соответственно урожай в 5—7 зерен). Это, в свою оче­редь, позволяло быстро развиваться городу и ремеслу. В странах За­падной Европы начался процесс преодоления экономической раз­дробленности, возникали национальные связи.

В сложившихся условиях королевская власть, опираясь на богат­ство городов, стремилась объединить страну. Процесс объединения возглавлял монарх, стоявший во главе дворянства — господствующе­го класса того времени.

Складывание централизованных государств в различных странах имело свои особенности. Сравнительно-исторический метод исследо­вания исторических процессов дает основание сказать, что даже при наличии соответствующих социально-экономических причин объеди­нение может или вообще не произойти, или сильно задержаться в силу субъективных или объективных причин (например, Германия и Италия были объединены только в XIX столетии). Имелись опреде­ленные особенности и в образовании Российского государства, про­цесс создания которого хронологически совпадает со многими запад­но-европейскими странами.

Особенности образования Российского государства.Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и се­веро-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его обра-

зование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасно­стью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Казанским, Крымским, Сибирским, Астраханским, Казахским ханствами, Литвой и Польшей.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормози­ли социально-экономическое развитие русских земель. В отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного спосо­ба хозяйства России — на феодальной основе. Это позволяет понять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, демократиче­ское, гражданское общество, а в России еще долго будут господство­вать крепостное право, сословность, неравноправие граждан перед законами.

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ива­на III (1462—1505) и Василия III (1505—1533).

Иван III.Слепой отец Василий II рано сделал своего сына Ива­на III соправителем государства. Он получил престол, когда ему было 22 года. За ним установилась слава расчетливого и удачливого, осторожного и дальновидного политика. В то же время отмечено, что он не раз прибегал к коварству и интригам. Иван III — одна из ключевых фигур нашей истории. Он первым принял титул «Государь всея Руси». При нем двуглавый орел стал гербом нашего государст­ва. При нем был возведен сохранившийся до наших дней красный кирпичный Московский Кремль. При нем было окончательно сверг­нуто ненавистное золотоордынское иго. При нем в 1497 г. был соз­дан первый Судебник и стали формироваться общегосударственные органы управления страной. При нем в только что отстроенной Гра­новитой палате принимали послов не из соседних русских княжеств, а от римского папы, германского императора, польского короля. При нем в отношении нашего государства стали использовать термин «Россия».

Объединение земель северо-восточной Руси.Ивану III, опира­ясь на мощь Москвы, удалось практически бескровно завершить объ­единение северо-восточной Руси. В 1468 г. было окончательно при­соединено Ярославское княжество, чьи князья стали служебными князьями Ивана III. В 1472 г. началось присоединение Перми Вели­кой. Еще Василий II Темный купил половину Ростовского княжест­ва, а в 1474 г. Иван III приобрел оставшуюся часть. Наконец, Тверь, окруженная московскими землями, в 1485 г. перешла к Москве, по­сле того как ее бояре принесли присягу Ивану III, подошедшему к городу с большим войском. В 1489 г. в состав государства вошла Вятская земля, важная в промысловом отношении. В 1503 г. многие князья западных русских областей (Вяземские, Одоевские, Воротын­ские, Черниговские, Новгород-Северские) перешли от Литвы к мос­ковскому князю.

Присоединение Новгорода.Независимой от московского князя оставалась Новгородская боярская республика, обладавшая еще зна­чительной силой. В Новгороде в 1410 г. произошла реформа посад-нического управления: усилилась олигархическая власть боярства. Василий Темный в 1456 г. установил, что князь является высшей су­дебной инстанцией в Новгороде (Яжелбицкий мир).

Опасаясь потери своих привилегий в случае подчинения Москве, часть новгородского боярства во главе с посадницей Марфой Борец-кой заключила соглашение о вассальной зависимости Новгорода от Литвы. Узнав о сговоре бояр с Литвой, Иван III принял решитель­ные меры к подчинению Новгорода. В походе 1471 г. участвовали войска всех подвластных Москве земель, что придало ему общерус­ский характер. Новгородцев обвиняли в том, что они «отпали от православия к латинству».

Решающее сражение произошло на реке Шелони. Новгородское ополчение, имея значительное превосходство в силах, сражалось не­охотно; москвичи же, по словам близких к Москве летописцев, «как львы рыкающие», набросились на противника и более 20 верст пре­следовали отступающих новгородцев. Окончательно Новгород был присоединен к Москве через семь лет, в 1478 г. Из города был уве­зен в Москву вечевой колокол. Противников Москвы переселили в центр страны. Но Иван III, учитывая силу Новгорода, оставил за ним ряд привилегий: право вести сношения с Швецией, обещал не привлекать новгородцев к несению службы на южных границах. Го­родом теперь управляли московские наместники.

Присоединение к Москве новгородских, вятских и пермских земель с проживающими здесь нерусскими народами севера и северо-востока расширило многонациональный состав Российского государства.

Свержение золотоордынского ига.В 1480 г. было окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре. Во главе ор­дынских войск стоял Ахмат-хан, заключивший союз с польско-литов­ским королем Казимиром IV. Иван III сумел привлечь на свою сто­рону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на вла­дения Казимира IV, сорвав его выступление против Москвы. Простояв на Угре несколько недель, Ахмат-хан понял, что вступать в сражение безнадежно; а когда узнал, что его столица Сарай под­верглась нападению со стороны Сибирского ханства, он увел свои войска обратно.

Русь окончательно за несколько лет до 1480 г. прекратила пла­тить дань Золотой Орде. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей на­нес сокрушительное поражение Золотой Орде, после чего ее сущест­вование прекратилось.

Василий III.26-летний сын Ивана III и Софьи Палеолог — пле­мянницы последнего византийского императора — Василий III про­должил дело отца. Он начал борьбу за отмену системы уделов и вел

себя как самодержец. Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, Василий Ш в 1510 г. присоединил Псков. 300 семей наи­более богатых псковичей было выселено из города и заменено таким же числом из московских городов. Вечевой строй был упразднен. Псковом стали управлять московские наместники.

В 1514 г. в состав Московского государства вошел Смоленск, от­воеванный у Литвы. В честь этого события в Москве был сооружен Новодевичий монастырь, в котором была помещена икона Смолен­ской богоматери — защитницы западных рубежей Руси. Наконец, в 1521 г. в состав России вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы.

Таким образом завершился процесс объединения северо-восточ­ной и северо-западной Руси в одном государстве. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV в. стала назы­ваться Россией.

Централизация власти.Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Иван III после присоединения Твери получил почет­ный титул «Божьей милостью государя Всея Руси, великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Твер­ского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель».

Князья в присоединенных землях становились боярами москов­ского государя («обояривание князей»). Эти княжества теперь назы­вались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также боярами-кормленщиками, так как за управление уездами получали корм — часть налога, величина которого определя­лась прежней платой за службу в войсках. Местничество — это пра­во на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Мо­сковским великим князем.

Начал складываться централизованный аппарат управления.

Боярская дума.Она состояла из 5—12 бояр и не более 12 околь­ничих (бояре и окольничие — два высших чина в государстве). Кроме московских бояр с середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Бояр­ская Дума имела совещательные функции о «делах земли».

Будущая приказная система выросла из двух общегосударствен­ных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.

При московском дворе в правление Ивана III стал устанавливать­ся пышный и торжественный церемониал. Современники связывали его появление с женитьбой Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог — дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога в 1472 г.

Судебник Ивана III.В 1497 г. был принят новый свод законов Российского государства — Судебник Ивана III. Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государст-

венном устройстве и судопроизводстве страны. Статья 57 ограничи­вала право крестьянского перехода от одного феодала к другому оп­ределенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое» — плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установ­лению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестья­не сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.

Русская церковь в конце XV — начале XVI в.Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе. После из­брания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной).

На западных землях Руси, вошедших в состав Великого княжест­ва Литовского и Русского, в 1458 г. в Киеве был поставлен свой ми­трополит. Русская православная церковь распалась на две самостоя­тельные митрополии — Московскую и Киевскую. Их объединение произойдет после воссоединения Украины с Россией.

Внутрицерковная борьба была связана с появлением ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове прини­маемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (ее зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.

На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церков­ники во главе с основателем Успенского монастыря (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) Иосифом Волоцким резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против на­копления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами — по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Соре на Во-логодчине.

Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Ере­тики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и на­циональной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.

Глава 9.

Наши рекомендации