Конституционно-правовые основы местного самоуправления в республике башкортостан

В-А.Нчелинцев,

зам. Председателя Законодательной палаты Государственного Собрания. Республики Башкортостан

Развитие местного самоуправления в Республике Башкортостан на базе принципов, заложенных в Конституции Республики Башкортостан 1993 года и развитых в Законе Республики Башкортостан от 1994 года «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», в основном про­шло свой первый этап, этап выбора модели местного самоуправления, вне­дрения в мышление людей необходимости его существования.

Целенаправленные и настойчивые усилия сторонников самоуправ­ления и демократических начал на местах, в Государственном Собрании, всесторонняя поддержка и последовательная политика со стороны Прези­дента Республики Башкортостан привели к тому, что процесс формирова­ния полноценных органов местного самоуправления начал уверенно наби­рать силу. Этот процесс стал необратимым конституционным явлением на территории республики.

В самой природе местного самоуправления справедливо реализуется главный и неотъемлемый признак демократического государства. Следуя положениям Конституции Республики Башкортостан о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления, в республике идет интенсивное формирование институтов гражданскогообщества.

Республика Башкортостан будучи субъектом Российской Федерации одна из первых конституционно и законодательно определила свое место в становлении местного самоуправления. Прошло более четырех лет с того времени, когда развивая конституционные положения, Верховный Совет принял базовый нормативный правовой акт в области муниципального права - Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». Оглядываясь назад и оценивая роль, значи­мость этого Закона в становлении местного самоуправления на нашей тер­ритории, можно отметить его положительные начала.

Закон не решил, да и не мог решить все вопросы урегулирования правоотношений в области организации в республике местного само-

управления. Однако на этом отрезке временион стал правовымрегулято­ром в создании самоуправляющегося местного сообщества,

Наш путь построения местного самоуправления пытались неодно­кратно подвергнуть критике, а избранную Конституцией республики мо­дель поставить под сомнение. Но взятое направление выдержало, на мой взгляд, испытание временем и самой жизнью. Да, республика в строитель­стве местного самоуправления идет своим путем, несколько отличающим­ся от других субъектов.

В то же время, следуя хронике событий, надо отметить, что 28 авгу­ста 1995 года Государственная Дума приняла Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации», который по многим своим параметрам не соответство­вал реальному положению в субъектах.

Во-первых, Закон не учитывал принятых к этому времени и дейст­вующих Конституций республик и уставов краев и областей Российской Федерации.

Во-вторых, по своей сути Закон мало учитывал требования статьи 72 Конституции Российской Федерации, где местное самоуправление являет­ся предметом совместного ведения и резкое форсирование его построения сверху без учета мнения на местах не могло быть принято и иметь соответ­ствующий успех.

В-третьих, вЗаконе практически небыл обозначен механизм взаи­моотношенийорганов местного самоуправления и органов государствен­ной власти.

В-четвертых, на федеральном уровне не последовали иные законы, регулирующие более частные нормы в этой области.

Все это не могло не отразиться на выборе наших стратегических и тактических шагов в области построения местного самоуправления. Как известно, для законодателей республики было и остается первейшей зада­чей строго следовать в законотворческой деятельности требованиям своего Основного Закона.

В соответствии со статьями 108 и 111 Конституции Республики Башкортостан местное самоуправление на нашей территории как муни­ципальное образование базируется на уровне сельских поселений в гра­ницах сельских и поселковых Советов. Органам государственной власти было очень важно, чтобы местное самоуправление как власть было приня­то и поддержано снизу. Задача, которая стояла перед законодателями, осо­бенно на первом этапе, заключалась в том, чтобы дать приближенную к реальности законодательную основу и изменить взгляды на местное само­управление с тем, чтобы оно воспринималось не как элемент администра-

тивного, государственного управления, а как институт гражданского об­щества.

: 'Обстановка складываласьтаким образом, что за стремительностью происходящихизменений в социально-экономической жизни уследить, тем более принять единственно правильное решение сверху в отношении малых населенных территорий стало делом затруднительным. Жители по­селков, сел и деревень не всегда имели возможность выразить и реализо­вать свое непосредственное мнение об устройстве своей среды обитания, путях решения жизненно важных для нихвопросов. Посредством огром­ной разъяснительной работы сельское население убедилось, что именно в муниципальных образованиях заложена возможность достижения столь нужного и стабилизирующеговсю общественную жизнь единства лично­сти, общества и государства.

Потенциал местной инициативы, которым обладают муниципальные образования, огромен и сегодня эту истину, к счастью, доказывать уже не надо. Правовая обеспеченность, правовая защищенность местного само­управления, инициатива местных жителей и властных структур на мест­ном уровне - вот главные составляющие, давшие возможность законодате­лям продвинуть и укрепить законодательную базу местного самоуправле­ния за последние годы.

В настоящее время в системе законодательства Республики Башкор­тостан имеется пакет законов, позволяющий реализовать в полной мере положение, предусмотренное статьей 8 Конституции Республики Башкор­тостан, о местном самоуправлении, среди них - законы Республики Баш­кортостан «О местном референдуме», «О сходах (собраниях) граждан в Республике Башкортостан», «О порядке регистрации устава сельсовета, поссовета». Особое место занимает Закон от 13 марта 1998 года «О мест­ном самоуправлении» (редакция Закона 1994 года), который включает в себя 46 статей и существенно развивает ряд положений закона о местном самоуправлении (1994 года). Перед нами закон второго поколения по этой проблеме.

Так, в статье 3 заложены основные юридические понятия, исполь­зуемые в законе, четко сформулированы базовые основы муниципального образования. Его составные включают территорию, муниципальную соб­ственность и землю, местный бюджет и выборные органы. Закон подробно разграничивает полномочия органов государственной власти в сфере мест­ного самоуправления, раскрывает предметы владения собственностью му­ниципального образования.

Основным юридическим документом или малой конституцией сель­совета, поссовета признается устав. Устав, согласно статье 13 Закона, при-

нимается представительным органомместного самоуправления либо непо­средственно местнымсообществом (путем референдума, схода) и подле­жит государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Башкортостан.

Руководствуясь требованиями Закона от 13 марта 1998 года «О ме­стном самоуправлении в Республике Башкортостан», практически все 979 сельсоветов и поссоветов представили в Министерство юстиции республи­ки свои уставы для их регистрации. На основании уставов, Кодекса Рес­публики Башкортостан о выборах и принятого решения Государственным Собранием в марте1999 года в муниципальных образованияхвпервыепройдут выборы глав администраций сельсоветов и поссоветов.

Таким образом, Конституция Республики Башкортостан в области местного самоуправления выдержала испытание временем. Республика, встав на путь самостоятельного развития, за истекшие пять лет в области демократических преобразований, становлении местного самоуправления проделала путь, равный десятилетиям.

В то же время довольствоваться проделанным преждевременно. Для того, чтобы местное самоуправлениекак единая система власти была боле эффективной в решениипроблем малых территорий и проживающих там людей, законодателям надо еще много поработать. Сегодня более активно посредством правовых норм предстоит решать полномочия органов мест­ного самоуправления в области землепользования, правовых основ форми­рования финансовых ресурсов местного бюджета, определитьсясо стату­сом муниципального служащего и принять ряд других нормативных пра­вовых актов.

С учетомпроисходящих процессов, на мой взгляд,возникла необхо­димость образования в республике координирующего органа по пробле­мам местного самоуправления. Правомерно, чтобы этот орган осуществлял своифункции под общим руководством Президента Республики Башкор­тостан. Следует разработать государственную программу поддержки мест­ного самоуправления. Представляется, что эти и некоторые другие пред­ложения будут способствовать реализации и претворению в жизнь консти­туционных положений о местном самоуправлении.

Наши рекомендации