Конституционно-правовые основы местного самоуправления в республике башкортостан
В-А.Нчелинцев,
зам. Председателя Законодательной палаты Государственного Собрания. Республики Башкортостан
Развитие местного самоуправления в Республике Башкортостан на базе принципов, заложенных в Конституции Республики Башкортостан 1993 года и развитых в Законе Республики Башкортостан от 1994 года «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», в основном прошло свой первый этап, этап выбора модели местного самоуправления, внедрения в мышление людей необходимости его существования.
Целенаправленные и настойчивые усилия сторонников самоуправления и демократических начал на местах, в Государственном Собрании, всесторонняя поддержка и последовательная политика со стороны Президента Республики Башкортостан привели к тому, что процесс формирования полноценных органов местного самоуправления начал уверенно набирать силу. Этот процесс стал необратимым конституционным явлением на территории республики.
В самой природе местного самоуправления справедливо реализуется главный и неотъемлемый признак демократического государства. Следуя положениям Конституции Республики Башкортостан о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, в республике идет интенсивное формирование институтов гражданскогообщества.
Республика Башкортостан будучи субъектом Российской Федерации одна из первых конституционно и законодательно определила свое место в становлении местного самоуправления. Прошло более четырех лет с того времени, когда развивая конституционные положения, Верховный Совет принял базовый нормативный правовой акт в области муниципального права - Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». Оглядываясь назад и оценивая роль, значимость этого Закона в становлении местного самоуправления на нашей территории, можно отметить его положительные начала.
Закон не решил, да и не мог решить все вопросы урегулирования правоотношений в области организации в республике местного само-
управления. Однако на этом отрезке временион стал правовымрегулятором в создании самоуправляющегося местного сообщества,
Наш путь построения местного самоуправления пытались неоднократно подвергнуть критике, а избранную Конституцией республики модель поставить под сомнение. Но взятое направление выдержало, на мой взгляд, испытание временем и самой жизнью. Да, республика в строительстве местного самоуправления идет своим путем, несколько отличающимся от других субъектов.
В то же время, следуя хронике событий, надо отметить, что 28 августа 1995 года Государственная Дума приняла Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который по многим своим параметрам не соответствовал реальному положению в субъектах.
Во-первых, Закон не учитывал принятых к этому времени и действующих Конституций республик и уставов краев и областей Российской Федерации.
Во-вторых, по своей сути Закон мало учитывал требования статьи 72 Конституции Российской Федерации, где местное самоуправление является предметом совместного ведения и резкое форсирование его построения сверху без учета мнения на местах не могло быть принято и иметь соответствующий успех.
В-третьих, вЗаконе практически небыл обозначен механизм взаимоотношенийорганов местного самоуправления и органов государственной власти.
В-четвертых, на федеральном уровне не последовали иные законы, регулирующие более частные нормы в этой области.
Все это не могло не отразиться на выборе наших стратегических и тактических шагов в области построения местного самоуправления. Как известно, для законодателей республики было и остается первейшей задачей строго следовать в законотворческой деятельности требованиям своего Основного Закона.
В соответствии со статьями 108 и 111 Конституции Республики Башкортостан местное самоуправление на нашей территории как муниципальное образование базируется на уровне сельских поселений в границах сельских и поселковых Советов. Органам государственной власти было очень важно, чтобы местное самоуправление как власть было принято и поддержано снизу. Задача, которая стояла перед законодателями, особенно на первом этапе, заключалась в том, чтобы дать приближенную к реальности законодательную основу и изменить взгляды на местное самоуправление с тем, чтобы оно воспринималось не как элемент администра-
тивного, государственного управления, а как институт гражданского общества.
: 'Обстановка складываласьтаким образом, что за стремительностью происходящихизменений в социально-экономической жизни уследить, тем более принять единственно правильное решение сверху в отношении малых населенных территорий стало делом затруднительным. Жители поселков, сел и деревень не всегда имели возможность выразить и реализовать свое непосредственное мнение об устройстве своей среды обитания, путях решения жизненно важных для нихвопросов. Посредством огромной разъяснительной работы сельское население убедилось, что именно в муниципальных образованиях заложена возможность достижения столь нужного и стабилизирующеговсю общественную жизнь единства личности, общества и государства.
Потенциал местной инициативы, которым обладают муниципальные образования, огромен и сегодня эту истину, к счастью, доказывать уже не надо. Правовая обеспеченность, правовая защищенность местного самоуправления, инициатива местных жителей и властных структур на местном уровне - вот главные составляющие, давшие возможность законодателям продвинуть и укрепить законодательную базу местного самоуправления за последние годы.
В настоящее время в системе законодательства Республики Башкортостан имеется пакет законов, позволяющий реализовать в полной мере положение, предусмотренное статьей 8 Конституции Республики Башкортостан, о местном самоуправлении, среди них - законы Республики Башкортостан «О местном референдуме», «О сходах (собраниях) граждан в Республике Башкортостан», «О порядке регистрации устава сельсовета, поссовета». Особое место занимает Закон от 13 марта 1998 года «О местном самоуправлении» (редакция Закона 1994 года), который включает в себя 46 статей и существенно развивает ряд положений закона о местном самоуправлении (1994 года). Перед нами закон второго поколения по этой проблеме.
Так, в статье 3 заложены основные юридические понятия, используемые в законе, четко сформулированы базовые основы муниципального образования. Его составные включают территорию, муниципальную собственность и землю, местный бюджет и выборные органы. Закон подробно разграничивает полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления, раскрывает предметы владения собственностью муниципального образования.
Основным юридическим документом или малой конституцией сельсовета, поссовета признается устав. Устав, согласно статье 13 Закона, при-
нимается представительным органомместного самоуправления либо непосредственно местнымсообществом (путем референдума, схода) и подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Башкортостан.
Руководствуясь требованиями Закона от 13 марта 1998 года «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», практически все 979 сельсоветов и поссоветов представили в Министерство юстиции республики свои уставы для их регистрации. На основании уставов, Кодекса Республики Башкортостан о выборах и принятого решения Государственным Собранием в марте1999 года в муниципальных образованияхвпервыепройдут выборы глав администраций сельсоветов и поссоветов.
Таким образом, Конституция Республики Башкортостан в области местного самоуправления выдержала испытание временем. Республика, встав на путь самостоятельного развития, за истекшие пять лет в области демократических преобразований, становлении местного самоуправления проделала путь, равный десятилетиям.
В то же время довольствоваться проделанным преждевременно. Для того, чтобы местное самоуправлениекак единая система власти была боле эффективной в решениипроблем малых территорий и проживающих там людей, законодателям надо еще много поработать. Сегодня более активно посредством правовых норм предстоит решать полномочия органов местного самоуправления в области землепользования, правовых основ формирования финансовых ресурсов местного бюджета, определитьсясо статусом муниципального служащего и принять ряд других нормативных правовых актов.
С учетомпроисходящих процессов, на мой взгляд,возникла необходимость образования в республике координирующего органа по проблемам местного самоуправления. Правомерно, чтобы этот орган осуществлял своифункции под общим руководством Президента Республики Башкортостан. Следует разработать государственную программу поддержки местного самоуправления. Представляется, что эти и некоторые другие предложения будут способствовать реализации и претворению в жизнь конституционных положений о местном самоуправлении.