Тест VII. Россия в XIX веке.
1. Что из перечисленного присуще российскому типу государства:
1) значительные средства бюджета уходят на содержание бюрократического аппарата;
2) большое влияние общественного мнения на выработку и принятие государственных решений;
3) бесконтрольность чиновничьего аппарата, широкие возможности для злоупотреблений;
4) игнорирование в практической деятельности теории «общественного договора»?
2. Почему в России не сформировалось «третье сословие», подобное европейскому (выберите правильные ответы):
1) крепостное право сдерживало формирование рынка свободной рабочей силы;
2) из-за многочисленных крестьянских волнений;
3) отсутствие свободных рыночных отношений;
4) установление различного рода государственных монополий?
3. Отметьте реформы, осуществленные Александром I в 1801-1804 гг.:
1) Указ о «вольных хлебопашцах»;
2) новый Устав о престолонаследии;
3) создание Государственного Совета;
4) организация системы министерств;
5) военные поселения.
4. Отметьте цифрой «1» черты, присущие проекту государственных преобразований М. М. Сперанского, цифрой «2» – проектам декабристов
1) введение всеобщего избирательного права;
2) федеративная форма государственного устройства России;
3) сохранение самодержавия;
4) отмена крепостного права;
5) неприкосновенность помещичьих земель;
6) осуществление принципа разделения властей;
7) наделение гражданскими правами всего населения России.
5. Отметьте государственных деятелей, оказавших в разное время значительное влияние на Александра I:
1) Н.М. Карамзин;
2) Г.Р. Державин;
3) А.А. Аракчеев;
4) М.И. Кутузов;
5) М.М. Сперанский.
6. Отметьте причины династического кризиса 1825 г.:
1) борьба нескольких претендентов за власть;
2) пресеклась правящая династия;
3) отсутствие сыновей у Александра I;
4) секретное завещание скончавшегося императора не было вовремя оглашено;
5) восстание декабристов.
7. Формирование взглядов декабристов происходило под влиянием (укажите лишнее):
1) осуждения крепостничества;
2) событий войны 1812 года;
3) ужесточения политики самодержавия;
4) стремления к власти и славе.
8. Сгруппируйте под цифрой «1» черты консервативной, «2» – черты либеральной идеологии
1) критика идей французских просветителей
2) преемственность идей французских просветителей
3) уважение и защита политических свобод граждан
4) безусловное признание неприкосновенности частной собственности
5) рассмотрение общества как суммы отдельных лиц с частными интересами
9. Отметьте основные положения «теории официальной народности» и назовите ее авторов:
1) незыблемость самодержавия в России;
2) необходимость отмены крепостного права;
3) преданность русского народа православию;
4) идея единения царя и народа;
5) необходимость конституционных преобразований.
10. Сгруппируйте под цифрой «1» воззрения славянофилов, «2» – идеи западников, «3» – общие идеи:
1) высокая оценка преобразований Петра I;
2) самобытность России;
3) отмена крепостного права;
4) реформы Петра I нарушили нормальное историческое развитие России;
5) общность исторического пути европейских государств и России;
6) сохранение патриархального, традиционного общества, крестьянской общины.
11. Отметьте первую отечественную железную дорогу общего пользования:
1) Петербург – Варшава;
2) Царскосельская;
3) Петербург – Москва;
4) Московско-Нижегородская.
12. Выберите основные причины отмены крепостного права в России:
1) сдерживалось осуществление промышленного переворота;
2) приходило в упадок значительное число помещичьих хозяйств;
3) тормозилось внедрение интенсивных форм хозяйствования;
4) сохранение прежних порядков было невыгодно помещикам;
5) самодержавие боялось крестьянского бунта.
13. Выберите черты крестьянской реформы 1861 г.:
1) немедленное освобождение крестьян с безвозмездным предоставлением земли;
2) немедленное освобождение крестьян без земельного надела;
3) немедленное освобождение крестьян с выкупом земельного надела;
4) поэтапное освобождение крестьян с выкупом личной свободы;
5) ограничение освобожденных крестьян в гражданских правах;
6) сохранение административной власти помещиков над крестьянами;
7) создание органов крестьянского самоуправления.
14. Установите правильную последовательность этапов крестьянской реформы:
1) составление уставных грамот, регулирующих имущественные отношения помещиков и крестьян;
2) создание главного комитета по разработке проекта реформ;
3) предоставление крестьянам личной свободы;
4) переход крестьян на выкуп;
5) переход крестьян на положение «временнообязанных»;
6) прекращение выкупных платежей государству.
15. Сгруппируйте принципы под цифрой «1» предусмотренные и под цифрой «2» непредусмотренные земской реформой 1864 г.:
1) зависимость земства от государственной власти;
2) всеобщие и равные выборы земств;
3) создание земских собраний и управ;
4) создание земств на всей территории Российской империи;
5) наличие центральных земских органов.
16. Отметьте реформы, осуществленные в 60-70-е гг. XIX века:
1) отмена крепостного права;
2) введение земств;
3) замена ассигнаций кредитными билетами;
4) создание Государственного Совета;
5) введение всесословной воинской повинности;
6) введение суда присяжных;
7) предоставление университетам автономии;
8) создание Государственной думы.
17. Отметьте контрреформы, осуществленные в правление Александра III:
1) отмена суда присяжных;
2) введение должности земских начальников;
3) частичное восстановление крепостного права;
4) повышение выкупных платежей;
5) ограничение университетской автономии;
6) создание жандармского отделения;
7) ужесточение цензуры;
8) ограничение доступа к образованию выходцам из низших сословий.
18. Соотнесите течения революционного народничества и их лидеров:
1) пропагандистское; А) М. Бакунин;
2) анархистское; Б) В. Ткачев;
3) заговорщическое. В) П. Лавров.