Аграрный вопрос и его решение в конце Республики
Ожесточение, с которым велась борьба между патрициями и плебеями вокруг аграрного вопроса, объясняется, в первую очередь, тем, что этот вопрос в земледельческом «Нации имел жизненно важное значение. Он eще более осложнялся тем обстоятельством, что у патрициев и плебеев были существенно различные формы землепользования. Плебеи первоначально владели очень небольшими земельными участками на правах частной собственности. У патрициев же долго сохранялись стойкие пережитки общинного землевладения. Поэтому основная масса земли считалась принадлежащей всей патрицианской общине. «Это был так называемый ager publicus (общественное поле). Согласно преданию, ещё Ромул наделил каждого римского гражданина участком земли в два югера (югер=0,25 га), который считался его собственностью и передавался по наследству. Но ото был лишь приусадебный участок. Вся остальная масса земли считалась общественным полем. Патриции имели право занимать (оккупировать) для себя и своих клиентов из этого земельного фонда такое количество земли, какое они могли использовать не только для земледелия, но и для скотоводства. Фонд общественного поля непрерывно увеличивался, так как по римскому обычаю часть захваченных во время войн земель (одна треть, а иногда и две трети) конфисковалась и превращалась в общественное поле. Таким образом, использование общественного поля становится в скором времени основным источником обогащения патрициев. Плебеи к эксплуатации общественного поля не допускались; естественно, что именно вопрос о земле стал центральным пунктом борьбы патрициев и плебеев. Но для того, чтобы добиться доступа к общественному полю, необходимо было вырвать политическую власть из рук патрициев. Поскольку в античном обществе владельцем земли юридически мог быть лишь полноправный член общины, вопрос о политических правах был, по существу, оборотной стороной вопроса о земле. К этому времени плебс был уже далеко не однороден. По мере численного роста плебеев и всё возрастающей их роли в римском войске и в экономической жизни усиливается процесс социально-имущественного расслоения в среде самого плебса. Основную массу плебейства составляют мелкие собственники — землевладельцы, ремесленники, торговцы. Но у плебеев возникает и своя знать — богатые и почитаемые роды, по своему экономическому положению не уступавшие патрицианским. Они-то в первую очередь и стремились к получению равных с патрициями прав на оккупацию общественного поля и к политическим привилегиям.
Военные успехи конца V в. (победа над Вейями) и в особенности IV в. чрезвычайно расширили фонд римского общественного поля. Вскоре после разрушения Вей на их месте были учреждены четыре сельские трибы. В 357 г. были основаны две сельские трибы на территории вольсков. По мере роста завоеваний большая часть земель оставалась нераспределённой, и римским гражданам предоставлялось право свободно её занимать.
Поэтому основным содержанием аграрного вопроса становится теперь не столько борьба за право доступа к общественному полю, сколько бурный рост крупных земельных владений, концентрация земельной собственности на территории общественного поля. Крупными земельными собственниками преимущественно оставались ещё патриции. Это и привело к новому обострению борьбы между плебеями и патрициями, тем более что неизбежным следствием процесса концентрации земельной собственности было разорение свободного производителя, рост задолженности и кабального рабства.
То, что эти явления были широко распространены'уже в первой половине IV в., подтверждается законодательством Лициния и Секстин, которое имело своей целью разрешение всех коренных вопросов, вокруг которых шла борьба между патрициями и плебеями: аграрной и долговой проблемы, а также вопроса о политической власти. Согласно традиционной версии, народные трибуны Лициний и Секстий боролись за утверждение своих законопроектов в течение десяти лет. В 367 г. эти законы были, наконец, приняты. Первый из них ограничивал определённой нормой владение общественной землёй: никто не имел права владеть более чем 500 югерами (125 га) земли. Второй касался вопроса о политических правах: должность консулов (вместо которых в последние годы избирались военные трибуны с консульской властью) восстанавливалась, причём один консул должен был избираться обязательно из плебеев. Некоторые исследователи считают, что должность консула (взамен первоначальной должности претора) возникла именно в это время. И, наконец, третий закон давал частичное удовлетворение интересам должников: проценты на совершённый заём засчитывались в счёт долга, а оставшуюся сумму можно было погашать в течение трёх лет.