Конституция как источник права
Нерсесянц – Наивысшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов обладает Конституция. Она принимается особым путем – посредством референдума (всенародного голосования), Учредительным (или Конституционным) собранием или высшим представительным органом (парламентом) в специальном (усложненном) порядке.
Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, право частной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и др. Конституция РФ как нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой в системе всех нормативно-правовых актов страны и вместе с тем является главным право-устанавливающим нормативным актом, определяющим основы системы источников действующего в стране позитивного права. Конституция Российской Федерации является главным источником права России. В Конституции РФ установлены основы конституционного строя и федеративного устройства страны, сформулированы фундаментальные принципы общественной и государственной жизни, закреплены права и свободы человека и гражданина, определены система и правомочия государственных органов, регламентированы основные вопросы местного самоуправления, предусмотрен порядок внесения поправок в действующую Конституцию и принятия новой Конституции. Все нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты) должны соответствовать Конституции РФ. Важную роль в плане обеспечения этого требования играет Конституционный Суд РФ. Согласно Конституции (ч. 6 ст. 125), правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
Конституция РФ выполняет следующие функции:
- учредительную. Закрепила в правовом смысле появление нового государства Российской Федерации со всеми его чертами - республиканской формой правления, федерализмом, высоким статусом личности (права и свободы), демократическим политическим режимом; установила новую для России систему органов государственной власти;
- организационную. Упорядочила отношения между органами государственной власти, отношения внутри федерации, перевела противостояние между ветвями власти в конституционное русло, дала импульс обновлению всей правовой системы.
- идеологическую. Закрепив в своих нормах новые общественные отношения, способствовала смене идеологии от марксистско-ленинской коммунистической, культивируемой КПСС и Конституциями СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., к идеологии эффективности рыночных отношений в экономике, многообразия форм собственности, идеологического и политического плюрализма, демократии, признания общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека;
- информационную. Дала народу России и внешнему миру информацию о РФ, ее политической и экономической системе, формах правления и государственного устройства, статусе личности и т. д.; стабилизирующую укрепила зарождающиеся новые отношения собственности, федерализм, идеологическое и политическое многообразие, парламентаризм и иные ранее не свойственные стране общественные отношения.
Конституция – основной закон. Регулирует основы общественного и государственного устройства, права и свободы граждан; структуру, полномочия порядок формирования высших государственных органов, их взаимодействие. Принимается как правило, в результате референдума(Павлова) Конституция – основной закон гос-ва, имеющий учредительный, основополагающий характер, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы отношений между человеком и обществом, между государством и обществом, а также основы организации самого гос-ва.Свойства конституции: 1. верховенство. 2. прямое действие (конституция – правовой акт, действует на всей территории и на всех лиц). 3. принимается и изменяется в особом порядке (стабильность). 4. гарантом конституции является президент (обязан исполнять и защищать конституцию). 5. конституционный контроль со стороны конституционных судов (решение споров и определение компетенции гос.органов, субъектов федерации и т.д.; проверка НПА на соответствие конституции).
Способы принятия конституций:
- октроирование – адекватен постфеодальному периоду, предоставление права осуществлять властные полномочия (бывает внешнее и внутреннее – суть дар); - референдум – согласуется с понятие конституции как акта осуществления учредительной власти, невозможно обсуждение, внесение поправок в проект; - принятие парламентом – наиб. распространен, конституция – акт, посредством которого все органы гос. власти наделяются полномочиями, в этом случае нарушается аксиома «никто не может быть судьей в собственном деле», квалифицированное большинство голосов, прочие усложнения процедуры принятия; - принятие конституантой – наиболее адекватен, конституанта – представительный орган, хорошо функционирующий, позволяет детально обсудить проект. Иногда конституция принимается органом, созданным на основе парламента.
Виды конституций:
- писаные;
- неписаные – строго, нельзя относить к нормативным актам, совокупность разных актов (законы, обычаи, прецеденты) – наиболее яркий пример – Великобритания.
- кодифицированные;
- некодифицированные – совокупность конституционных законов – конституция Албании 90-х годов.
- жесткие – изменения вносятся в усложненном порядке;
- гибкие – изменения вносятся в порядке простых законов.
Еще один вариант: сложно вносить поправки или относительно просто изменить положения.
- правовые – исходящие из принципа прав и свобод человека;
- неправовые.
Обоснование высшей юридической силы конституции.
1.реальные – порядок осуществления полномочий реализуется на практике; чьи нормы в подавляющем большинстве закрепляют сложившиеся общественные отношения, получающие воплощение в социальной практике
2.фиктивные. чьи нормы в подавляющем большинстве закрепляют еще не сложившиеся общественные отношения или те общественные отношения, которые не находят воплощения в социальной практике .
Зинковский: Конституция – это нормативный акт высшей юридической силы в данном государстве. Это означает, во-первых, что при нормативных коллизиях приоритет отдается Конституции, а во-вторых, учитывается содержательный критерий – Конституция регулирует основополагающие общественные отношения (форму государства, правовой статус человека и гражданина и т.д.).
Все же, на современном этапе парламентский способ принятия конституции применяется чаще. Его недостатки частично устраняются следующими ограничениями:Принятая парламентом федеративного государства конституция или поправки к ней должны быть ратифицированы определенным числом субъектов федерации.Как правило, в конституциях часто содержится запрет на изменение или отмену некоторых положений парламентским способом.В конституции может быть признана обязательность проведения референдума для изменения или отмены каких-либо ее положений.При принятии конституции или изменений к ней парламентом может быть предусмотрен роспуск парламента.
53. Закон: понятие, признаки, виды.
Павлова: Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.
Можно выделить следующиеособенности (признаки)закона как источники права:
1.имеет особый порядок принятия,принимается только органом законодательной власти или референдумом; - обладает высшей юридической силой (т.е. все акты ему подчиняются; не подлежит утверждению другим органом; никто не может отменить закон, кроме органа его принявшего и все ПА должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить); - принимается лишь по ключевым вопросам общественной жизни; - является первичным; - Акт, который может быть только нормативным по содержанию (в отличие от акта применения норм права и акта толкования норм права); - Всегда письменный акт-документ, закрепляющий вводимые нормы права или их изменения, содержащий первичные, изначальные нормы права, которых ранее в правовой системе не было, притом нормы по ключевым, основным вопросам жизни, устанавливающий права и обязанности граждан; - в идеале закон должен выражать волю и интересы народа.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Виды законов:
1) Конституция – основной закон. Регулирует основы общественного и государственного устройства, права и свободы граждан; структуру, полномочия порядок формирования высших государственных органов, их взаимодействие. Принимается как правило, в результате референдума.2) Конституционные законы. Принимаются в развитии Конституции по тем же вопросам (но более детально) парламентом 2/3 или голосов. 3.Обыкновенные законы – (например, кодексы)
Зинковский: В общей теории права по юридической силе законы делятся на конституционные, органические и обычные (текущее законодательство).
Конституционными признаются законы, которые образуют собой конституцию или посредством которых в конституцию вносятся изменения и дополнения.(Албания, Израиль, Особое внимание необходимо уделить своеобразному пониманию конституционных законов в Российской Федерации. По сути, то, что в России признается конституционными законами, с общетеоретической точки зрения является органическим законодательством. Российским же эквивалентом конституционных законом с позиций общей теории права являются законы об поправках к Конституции РФ).
Органическими признаются законы, которые принимаются по вопросам, для урегулирования которых Конституция государства предусматривает принятие именно этого вида законов. Их характеризует более сложный порядок принятия, что отличает их от текущего законодательства. Органические законы не являются частью конституции, а следовательно, обладают меньшей юридической силой, чем конституционные законы.
По полноте регулирования общественных отношений выделяют:
-кодифицированные законы, представляющие собой совокупность законодательного материала, регулирующего весь комплекс отношений определенной отрасли права или института определенной отрасли, и
-некодифицированные законы.