Начало освоения казачеством Северо-Западного Кавказа (кон. XVII в.). Казаки-некрасовцы

Нередко казачество, прежде всего запорожское и донское, выступало союзником России в борьбе с агрессией Крымского ханства. Но в конце XVII в. сложилась ситуация, когда часть донских казаков предпочла уйти на Север­ный Кавказ, нежели покориться Москве. В 1671 г. поражением закончилось крестьянская война под предводительством СТ. Разина, в которой донцы выступили движущей силой. После кровавой расправы казаки вынуждены были присягнуть на верность царю России, но глухое недовольство крепост­нической политикой Москвы на Дону не проходило. Появление первых групп казаков на Кубани теснейшим образом связано с борьбой донских казаков за свои былые права, в том числе право не выдавать бежавших на Дон лю­дей. К политическим и экономическим основам многолетнего конфликта с Москвой добавился и религиозный. После проведения патриархом Никоном ; в середине 1650-х гг. церковной реформы в церкви и стране произошел раскол - появились старообрядцы, не принявшие новых правил и обрядов. Они массово бегут на окраины Российского государства, в степи Дикого по­ля, находя, в частности, убежище у донских казаков. Донцы отнеслись в це­лом сочувственно к беглецам, и на севере Донской земли массово стали возникать старообрядческие поселения. Донские казаки-старообрядцы даже | захватили власть в войске - их сторонник С. Лаврентьев временно стал в 1686 г. войсковым атаманом. Однако в 1667-1689 гг. донские старообрядцы терпят поражение - их предводители были выданы Москве, городки сожже­ны. В апреле 1688 г. более 1 000 непокорных казаков бежало под предводи­тельством Л. Маноцкого на Северный Кавказ, в район Большой Кабарды на р. Куму. Возвращаясь иногда на Дон, они в целом сохраняли верность приняв­шим их кавказским феодалам, нападая и на донские городки. Часть кумских казаков вскоре переселилась на р. Аграхань (приток р. Сулак), другая - на Кубань в 1689 или 1690 г. Осенью 1692 г., спасаясь от возможной выдачи царизму, партия казаков бежит с Аграхани на Кубань, заручившись согласи­ем крымского хана. Таким образом, казачья колонизация Кубани начинается в конце XVII в., причем, что примечательно, первые кубанские казаки явля­лись донскими по своему происхождению. С разрешения крымского хана они поселились в междуречье Кубани и Лабы, построив при поддержке татар уже к осени 1693 г. укрепленный деревянный острожек. Казаки стали полу­чать жалованье от хана и азовского бея, избрав «меж себя» атамана. Затем они переселились вниз по течению Кубани и обосновались в Копыле. Казаки пользовались льготами в налогах и хозяйственной деятельности, находясь в целом под постоянным покровительством крымского хана. Следующее круп­ное пополнение рядов кубанского казачества произошло в 1708 г. Главные, события разыгрались опять на Дону - осенью 1707 г. там вспыхнуло мощное казачье восстание против царизма, получившее название Булавинского (1707-1709 гг.). После ряда поражений повстанцы разработали план отступления на Кубань. Осуществил его ближайший сподвижник К.А. Булавина - Игнат Некрасов, который увел в конце августа 1708 г. несколько сот казаков вместе с семьями с Дона на Правобережье Кубани, входившее тогда в состав Крым­ского ханства. Вскоре после смещения с престола принявшего их Каплан-Гирея казаки-некрасовцы, опасаясь за свою дальнейшую судьбу, пересели­лись в Закубанье, к адыгам, проживая там еще в начале 1712 г. Новый хан пощадил беглецов, поскольку ему было известно о верности и храбрости казаков. Летом 1709 г. в Крым был отправлен по царскому указу дворянин В. Блеклый, которому поручалось склонить хана с помощью богатых даров к выдаче бунтовских казаков. Осведомленный об их местонахождении Девлет-Гирей уклонился от решения проблемы в пользу России, рассчитывая найти в лице некрасовцев верных воинов и разведчиков. Приняв участие в русско-турецкой войне 1710-1711 гг. на стороне татар, казаки-некрасовцы пересе­лились на правый берег Кубани, избрав в качестве своего основного место­пребывания болотисто-островные земли Таманского полуострова. В кубанс­ких лиманах они возвели несколько укрепленных городков - Хан-Тюбе, Кара-Игнат и т.д. В 1711 г. правовой статус пребывания некрасовцев на Кубани был определен - по Прутскому мирному договору между Россией и Турцией они признавались подданными крымского хана, а Россия обязывалась более не добиваться их выдачи.

Следует отметить, что все правящие крымские ханы видели в некрасов-цах не потенциальных изменников, а верных защитников своего трона, что было по достоинству оценено казаками. На протяжении XVIII в. не зафикси­ровано случаев государственной измены со стороны некрасовцев. Недаром хан Менгли-Гирей держал при себе в 1730-х гг. в качестве личной гвардии сотню некрасовцев во главе с А. Черкесом. Некрасовцы приняли участие во всех русско-турецких войнах XVIII в., действуя в составе татарского войска. Как правило, они служили в коннице, выступая, быть может, отдельным отря­дом. Нередко использовались знания казаков-некрасовцев о землях Подонья, в том числе тайных тропах, бродах и пр. Как носители языка они нередко обманывали донцов, захватывая их в плен в качестве «языков». Донские ка­заки ненавидели некрасовцев и при поимке обычно убивали. Антироссийс­кие деяния некрасовцев нередко сопровождались грабежами и убийствами; •преуспели» они и на таком неблаговидном поприще, как пленопродавство. Высокое воинское искусство, храбрость и честность казаков лежали в осно­ве их личностных взаимоотношений с Гиреями, причем качества некрасов­цев зачастую превосходили соответствующие характеристики турок и татар. Добывание казаками еды особых проблем не вызывало: условия кубанского Региона позволяли в достаточном количестве ловить рыбу, стрелять птицу и °°лее крупную дичь. Ни в одной области хозяйственной, религиозной, воен-но-политической жизни некрасовцев мы не находим фактов притеснения, инициировавшихся бы крымскими ханами. Они оказывали казакам содейст­вие в удовлетворении духовных нужд. XVIII в. - время расцвета Древлепра-вославной (старообрядческой) церкви на Кубани. Здесь возводятся храмы, а в середине XVIII в. на Кубани в потаенном месте был основан даже монас­тырь. На протяжении десятилетий некрасовцы активно и успешно занима­лись так называемый сманиванием. Под воздействием их агитации на Ку­бань бегут донские, терские казаки, крестьяне российских губерний. Как го­ворилось в одном из документов, «на Кубани староверят и за старую веру не гонят». Даже в 1773 г. на заседании высших сановников в Петербурге призна­валось, что в случае возвращения некрасовцев в Россию «пристанище» для беглых казаков с Дона могло бы «истребиться». Бегство на Кубань в 1752 г. казаков из Маноцкой станицы на Дону вызвало разбирательство дела в Стам­буле. Российский посол безуспешно тогда жаловался на некрасовцев и покровительствовавшего им крымского хана. Термин «шпионы Некрасова» стал нарицательным в российской делопроизводственной документации. В 1720 г. указом Военной коллегии была даже введена смертная казнь за не- ; донесение на этих «шпионов», проникавших на Дон, Украину, Тамбовщину.

Казачье население некрасовских городков, объединившись со «стары­ми» кубанскими казаками, образовалов 1710-1720-х гг. свое войско - Кубан­ское казачье войско (ханское). Сами казаки окончательно стали служилыми людьми хана. Нельзя, таким образом, говорить о вольном казачестве Кубани, вольной общине казаков и тем более - республике. В войске имелись его ! неотъемлемые атрибуты - знамя и печать, на которой было написано: «Вой­ско Кубанское Игнатово Кавказское». Войсковой центр располагался в глав­ном городке Хан-Тюбе. Долгое время войсковым атаманом являлся И. Некра­сов, фамилию которого сами казаки избрали в качестве самоназвания. Выс­шую законодательную власть в войске осуществлял Круг, ведавший вопро­сами внутренней организации: выборами и смещением атамана, есаула, на­казанием членов войска (вплоть до смертной казни) и пр. На Кубани стал формироваться уникальный некрасовский фольклор - исторические песни, предания, сказки, некоторые сюжеты которых не зафиксированы у других славян. Здесь же взял свое начало особый свод правил жизни некрасовцев -«заветы Игната» - содержание которых охватило со временем почти все сто­роны их жизни. Первый завет гласил: «Царизме не покоряться, до царя в Расею не возвертаться!». Заветы запрещали казакам обижать жен, работать друг на друга, закрывать церкви, обязывали почитать старших и т.п.

Различными способами царское правительство пыталось нейтрализовать некрасовскую угрозу, подсылая даже наемных убийц к И. Некрасову. Некра­совские казаки были страшны прежде всего опасностью подражания их при­меру (исключительно благоприятного проживания под эгидой мусульманско­го Крыма) российскими подданными. В ходе русско-турецкой войны 1735-1739 гг. императрица Анна Ивановна впервые (со стороны царизма) предложила казакам-некрасовцам добровольно вернуться в Россию, пообещав прощение и вознаграждение. В Войске произошел политический раскол -бедные казаки готовы были поверить и рискнуть. Большая часть некрасов­цев, опасавшаяся быть обвиненной ханом в сговоре с отщепенцами, покину­ла кубанские земли и переселилась (до 1756 г.) на земли близ Дуная, быв­шие тогда турецкими впадениями. Несколько раз императрица Екатерина II обращалась к некрасовцам с тем же предложением. Имевшие место перего­воры закончились безрезультатно - осенью 1777 г. против казаков была спланирована и проведена военная операция. Их жилища были разорены, часть казаков погибла, другая - бежала в Закубанье. Безрезультатно увеще­вал некрасовцев сам А.В. Суворов - летом 1778 г. они беспрепятственно вышли судами из Суджук-Кальской бухты (район современного Новороссий­ска) и отплыли в Турцию, расселившись затем близ крупных ее портовых городов. Оттуда некрасовцы переселились на Дунай к своим собратьям. По­терпев в начале XIX в. поражение в борьбе с задунайскими запорожцами, они отправились на побережье Эгейского моря, а затем прочно обоснова­лись на берегу оз. Майнос в Анатолии (неподалеку от Мраморного моря в Турции). Первая группа некрасовцев появилась в Российской империи в 1911 г. Это были молодые казаки, спасавшиеся от призыва в турецкую армию. Се­мейный исход казаков-некрасовцев начался в 1912 г. - сначала в Грузию. В 1918 г. некрасовцы появились на Кубани, основав сначала хут. Некрасовский, а затем - Новонекрасовский (современный Приморско-Ахтарский район). Их переселение уже в СССР продолжилось в 1920-е гг., завершившись в 1962 г. (Ставропольский край). Незначительная группа казаков выехала из Турции вместе со старообрядцами-липованами в 1963 г. в США. Казаки-нек-расовцы никогда не забывали о России, и сотни их с гордостью смогли пов­торить в XX в. слова одного из них, сказанные в 1940 г.: «Живем теперича на своей земле. Откуда Игнат уводил нас, туда мы и возвернулись!».

Наши рекомендации