Государственные образования в Западной Европе эпохи Раннего Средневековья. 1 страница
Среднвековье-ист. период, следующ. После Античности и предшествующий новому времени(конец 5-начало 6 вв.)
Этапы Средневековья:
1) 5-7 в.- появление средневекового общ-ва, возникновение варварских королевств, рожденных из синтеза 2-х культур(варварской и римской)
2) 8-10в.-попытка германцев создать новую организацию-каролингский мир, попытка объединения Европы
3) 10-13-формирование единой и многообразной христианской Европы-период внешнего и внутреннего подъема, становление современных гос-в.
4)14-15- кризис, хар-щийся мутацией и трансформацией Европейского Средневековья
Раннее Средневековье(5-11вв.). В это время произошли крупномасштабные изменения в мире. В этот период потерпела крушение рабовладельческая Западная Римская империя. На ее терр. германскими племенами формируются новые гос-ва. При этом происходит переход от язычества к христианству под эгидой Римско-католической церкви. Новая религиозная с-ма стала основой цивилизации Запада и сохраняла ее единство, несмотря на различия в темпах развития отдельных стран и обл. и их внутреннюю раздробленность.
В раннее Средневековье закладываются основы новых производственных отношений – феодальных, для к-рых характерно господство крупной земельной собственности, находившейся в руках феодалов и наличие мелких индивидуальных хоз-в непосредственных производителей – крестьян, которых феодалы наделяли основным средством производства – землей. Формой реализации собственности феодала на землю была феодальная рента, которая взималась с крестьян, арендующих землю в отработочном, натуральном или денежном виде.
Возникновение Франского королевства
В 5 в. Франки захватили значительную часть Римской империи, а именно С-В Галлию. Во главе Франских владений стояли вожди племён. Из вождей Франков известен Меродей, от его имени и произошло название Королевского рода меродингов. Его сыном и приемником был Хильдерик, а его король Хлодвий(481-511) Став королем, Хлодвий предпринял завоевание обширных областей Галлии(успешно). В 496 г. Он крестился вместе с 3 тыс. его дружинников. Затем была захвачена оставшаяся часть Галлии и создано Франское королевство. Король Хлодвий передал свою власть по наследству. Политический строй франков хар-н ростом и укреплением королевской власти. Этому содействовали дружинники, король и его должностные лица, его приблеженные и представители церкви. В последствии во Фр.королевстве развилось феодальное устр-во.
У феодализма выделяют ряд особенностей:
В западной моделе феодализма государь располагал лишь номинальным правом верховной собственности на землю. В Зап. Европе деление на отдельные земли происходило по иерархическому принципу с наделением феодалов каждого из уровней властными полномочиями, соответствующими данному ур-ню. В Зап. Евр феодальные отношения возникли синтезным путем.
8.Древнерусское государство в конце IX – начале XII века: образование и характерные черты. На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:1) общественное разделение труда; 2) переход от присваивающего к производящему хозяйству;3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями. Таким образом, возникновение государства на Руси – явление исторически закономерное. Большинство историков связывают возникновение древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г.В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:1) норманнская теория; 2) антинорманнская теория.Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.Теория была широко распространена в XVIII–XIX вв. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шле-цер. Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М.Карамзин.Антинорманнская теория. Хотя сам факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Государственность не является предметом импорта или экспорта. Это закономерный процесс, результат исторического развития. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков. Несомненно, первым главой государства историки однозначно признают Рюрика (862–879 гг.). Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем малолетнем сыне Игоре.В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей государства, объединив под своей властью Новгород и Киев. Именно с этого времени можно говорить о существовании на Руси не просто государственности, а древнерусского государства. Затем он покорил древлян, северян, радимичей. Князь установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи.Олег вел активную внешнюю политику. В 907 г. он подписал договор с Византией о привилегиях для русских купцов. Договор 911 г. регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам. В 912 г. к власти пришел сын Рюрика, Игорь. В 945 г. Игоря убивают древляне из-за возложенной на них очень тяжелой дани. Правление Ольги (945–957) характеризуется установлением политических отношений с Византией. Ее сын Святослав (957–972) предпочитает громкую славу воина четкой политической линии правителя, он разгромил Хазарский каганат. Конфликтовал с Византией. Погиб в бою при внезапном нападении печенегов на его лагерь.
9.Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.В основе феодального способа производства лежит собственность феодалов на землю и их неполная собственность на работников — крепостных крестьян. Для феодализма характерна система эксплуатации лично зависимых от феодала непосредственных производителей материальных благ. В условиях этого способа производства крестьяне наделялись землей и имели свое хозяйство, что обеспечивало помещиков-феодалов рабочей силой. Пользуясь землей феодалов в качестве надела, крестьянин обязан был работать на них, обрабатывать помещичью землю при помощи своих орудий или отдавать ему прибавочный продукт своего труда. Хотя феодал в отличие от рабовладельца не был полным собственником крестьянина, экономическая зависимость крестьян от феодалов дополнялась их внешнеэкономическим принуждением. Основной формой, в которой осуществлялась эксплуатация феодалами крестьян, была феодальная рента, поглощавшая зачастую не только прибавочный труд, но и часть необходимого труда крепостных крестьян: Феодальная рента была экономическим выражением собственности феодала на землю и неполной собственности крепостного крестьянина. Исторически существовало три ее вида: 1) отработочная рента (барщина), 2) рента продуктами (натуральный оброк) и 3) денежная рента (денежный оброк). Феодализм в Западной Европе в своем развитии прошел несколько этапов. История западноевропейского феодализма делится на три больших периода. Ранний феодализм (раннее средневековье) — с V в. до конца Х в. Это время формирования феодального строя, его генезиса, когда складывается феодальное крупное землевладение и происходит постепенное закрепощение феодалами свободных крестьян — общинников. Полностью господствует натуральное хозяйство. Наиболее значительным ранним феодальным государством являлось королевство франков. Период развитого феодализма (расцвет средневековья) охватывает XI — XV вв. Это время не только полного развития феодального способа производства в деревне, но и успехов средневековых городов с их цеховым ремеслом и торговлей. На смену политической раздробленности приходят централизованные крупные феодальные государства. И, наконец, это время мощных крестьянских восстаний, потрясавших средневековое общество. Период позднего феодализма (позднее средневековье) — конец XV — середина XVII в. — время разложения феодализма и вызревания в его недрах нового, капиталистического способа производства. Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных общественных структур, публичного частного права. Затем, в Средние века, он стал господствовать в Европе вплоть до буржуазных революций. Социально-экономический строй Древней Руси: было строго стратифицировано, то есть оно состояло из сословий, страт, права и обязанности которых четко были определены законом как неравные по отношению друг к другу и государству. Однако для Древнерусского государства характерна слабая социальная дифференциация и поэтому основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, что не отменяло существование промежуточных и переходных категорий.Главную массу населения составляли смерды: это было общее название для свободных жителей городов и сел, хотя существует мнение, что смерды — это сельское население, земледельческое, противоположное горожанам. Сельское население Древней Руси мало отличалось от городского. В мирное время, в зависимости от природных условий, оно занималось земледелием, звериным и рыбным промыслом, жило в тех хуторах и поселках, которые были рассеяны вблизи городов.Со временем число хуторов и деревень множилось, да и сами городки превращались в открытые селения. Тогда и название «смерд», обозначавшее вообще простых горожан и сельчан в совокупности, постепенно усвоилось сельским, земледельческим населением. Рядом со свободным населением в городах и селах жили несвободные люди, называвшиеся холопами, рабами.Как способ производства, обеспечивающий жизнедеятельность общества, рабство на Руси не достигло такого уровня. Однако как общественный уклад, весьма распространенный на бытовом уровне, рабство получило соответствующее распространениеПервоначальным источником рабства в Древней Руси, как и везде, служила война, то есть пленных обращали в рабов и продавали наравне со всякой другой добычей. В рабство попадали также за тяжкие уголовные преступления, в случае кражи в рабство обращался злостный банкрот. Холоп не имел никаких гражданских прав и считался полной собственностью своего господина. За убийство холопа или раба штраф не назначался. Ведение сельского хозяйства исключительно трудом челяди в пределах рассматриваемого периода изжило себя, что привело к возникновению закупничества. Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», то есть заем, в который могли включаться разные ценности: земля, скот, зерно, деньги и т. д. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Поэтому с нарастанием процентов на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться до отработки долга с процентами или уплаты его. Подавляющее большинство населения Древней Руси жило в общине как городской, так и сельской. В Древнерусском государстве существовали большие и многочисленные города. Городское население состояло из ремесленников, мелких торговцев, купечества и т. д. Будучи свободными жителями, они имели статус свободного человека, что обеспечивало им неприкосновенность личности, жилища, имущества, участие в политической жизни общества. В городах особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно купеческая сотня действовала при какой-либо церкви. Так, купеческая сотня при Ивановской церкви в Новгороде (Церковь Иоанна Предтечи на Опоках) была одной из первых купеческих организаций в Европе. Вотчина стала основной ячейкой феодального хозяйства Древнерусского государства. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. Вотчинное хозяйство передавалось по наследству и имело натуральный характер. В вотчине работали как крестьяне, так и ремесленники. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие — тиуны и ключники. Во главе вотчинной администрации стоял огнищанин.
10.Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.Со второй четверти XII в., а точнее, с 1132 г. от Р. X., смерти Мстислава Великого, сумевшего ещё некоторое время после смерти своего отца, Владимира Мономаха, удерживать целостность Киевской Руси, государство это было разделено между его сыновьями и внуками и перестало существовать как единая держава Рюриковичей. Из него выделились и обособились и ранее тяготевшие к самостоятельности отдельные земли – княжества: Новгородское, Галицкое, Волынское, Турово-Пинское, Черниговское, Ростово-Суздальское, Полоцкое, Смоленское. Эти княжества, в свою очередь, дробились на уделы, управлявшиеся ближайшими родственниками сидевших в столичных городах князей. Внутреннее единство отдельных земель сохранялось, что прослеживается, прежде всего, в их внешнеполитической деятельности. Время с начала ХII до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине ХII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу ХIII в. - 50, в ХIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей. Различают несколько причин феодальной раздробленности:экономическая - в рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения монастырей и церквей; натуральный характер хозяйства предоставлял каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества;
социальная - усложнилась социальная структура русского общества: появились крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, в том числе холопы; эта новая Русь уже не нуждалась в прежней структуре; зарождалось дворянство, которое должно было служить господину в обмен на земельное пожалование; в каждом центре за местными князьями стояли бояре со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи;
политическая - основную роль в распаде государства сыграло местное боярство; местные князья не хотели делиться своими доходами с Великим Киевским князем, и в этом их активно поддерживало местное боярство, которому нужна была сильная княжеская власть на местах; внешнеполитическая - распаду государства способствовало отсутствие в середине ХII в. серьезной внешней угрозы; позже она появилась в лице монголо-татар, но процесс распада государства зашел уже слишком далеко. Период феодальной раздробленности переживали все крупные западноевропейские государства.
Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего экономического и социально-политического развития и имела как положительные черты, так и отрицательные последствия для всех русских земель. Положительные черты. Вначале в русских землях наблюдался подъем земледелия, расцвет ремесла, рост городов, развитие торговли в отдельных землях. Отрицательные последствия. С течением времени постоянные усобицы между князьями стали истощать силы русских земель, ослаблять их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Из всех распавшихся русских земель наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская боярская республика. Именно эти княжества стали политическими наследниками Киевской Руси, т.е. являлись центрами притяжения всей общерусской жизни. В каждой из этих земель сложилась собственная оригинальная политическая традиция, была своя политическая судьба. У каждой из этих земель будущем была возможность стать центром объединения всех русских земель. В политической системе Киевской Руси сочеталось 3 разных элемента: монархический, аристократический. Монархизм был тесно связан с княжеской властью. Традиции монархизма не только были привнесены династами иноземного происхождения, но и имели местные славянские корни. Большое влияние оказал политический опыт Хазарского каганата и, особенно, Византийской империи. Киевские князья являлись верховными военачальниками, определяли внутреннюю и внешнюю политику, осуществляли правосудие и гражданское управление. Князь как глава исполнительной власти устанавливал нормы дани (для IX - X вв.) и общегосударственных налогов. Великий князь киевский был источником законов. При этом часть дополнений к “Русской Правде” была внесена на съездах русских князей (в 1097 г. в Любече и в 1110 г. в Вятичеве). Князь исконно на Руси рассматривался как защитник церкви.Аристократическое начало: боярский совет. Возможно в качестве другого элемента аристократического начала можно рассматривать солидарное управление страной семьей Рюриковичей. Боярский совет был существенным дополнением княжеской власти. Роль аристократического окружения исполняла дружина. Наиболее влиятельные дружинники являлись не только военачальниками, но и выполняли гражданские функции. Демократическое начало: городское вече. Вече можно рассматривать как представительную власть. Право решающего голоса имели только главы семей, голоса неженатых сыновей не учитывались, причем обычай требовал единогласного решения. Генезис и эволюция городского вече Киевской Руси связано не со старыми родовыми традициями, а со сложением городской общины и ее возрастающим влиянием на князя. Социальная структура Киевского государства была динамична, имела неустойчивый, подвижный характер, т.е. большинство социальных групп (страт) не были замкнуты и общественный статус отдельных лиц мог сильно изменяться в течение жизни. Привилегированные положение занимали князь, княжеский дом (Рюриковичи), бояре входившие в состав старшей дружины. Фактически общественная элита включала представителей княжеской администрации. В общественном развитии Руси достаточно отчетливо проявляется иерархическая структура феодального землевладения и, соответственно, сеньориально-вассальные отношения внутри класса феодалов.Главным сюзереном был великий князь — осуществляющий верховную власть и являющийся собственником всей земли данного княжества.Бояре, будучи вассалами князя, имели своих вассалов — средних и мелких феодалов. Великий князь раздавал вотчины, иммунитентные грамоты и обязан был решать спорные вопросы между феодалами, защищать их от притеснений соседей. Его вассалы за это должны были выполнять определенные обязанности: нести военную службу и осуществлять управление землями в качестве наместников, волостелей и доводчиков. Иногда бояре оказывали материальную помощь великому князю.Система формирования вооруженных сил, ополчения и феодальных дружин, также была построена по иерархической структуре. Она давала реальную власть феодалам в отношении зависимого крестьянства. Для истории Древнерусского государства в XI веке была характерна обостряющаяся борьбу двух систем: старой, выражающейся в стремлении удержать господство Киева над огромной территорией с русским и частично нерусским населением, и новой, отрицающей право Киева распоряжаться силами всего государства и выдвигающей новый принцип суверенного существования каждой волости-княжества. Мономах с сыном могли только задержать дальнейшее углубление начавшегося раздробления Древнерусского государства, но не прекратить его совсем.
11.Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, Хазария, Волжская Булгария
.Одним из крупных государственных образований Восточной Европы в IX – начале XIII в. была Волжская или Волжско-Камская Булгария, расположенная в Среднем Поволжье и Прикамье. Ее территория включала земли по обоим берегам Волги от впадения Камы до Самарской Луки, а на востоке владения поднимались по Каме до реки Белой. Основу населения Волжской Булгарии составляли булгары (болгары), ассимилировавшие местное финноугорское население. Первоначально сложившийся союз болгарских и местных племен до Х в. находился в подчинении у хазар. Полити-ческую самостоятельность Волжская Булгария обрела после разгрома Хазарии киевским князем Святославом в 965 г. В пределах государства, на тер-риториях, прилегающих к Волге и Каме, сложился крупный земледельческий район, где основой хозяйства стало плужное земледелие. Здесь сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, овес и другие культуры. С конца IX в. булгарский хлеб вывозился в соседние страны, в частности, по Волге в Суздальскую землю. В других местах самостоятельной отраслью хозяйства являлось скотоводство,заметное распространение сохраняли охота, рыбная ловля, бортни-чество. В Волжской Булгарии было широко распространено производство земледельческих орудий, а также металлургическое производство, в котором в Х в.выделяется ряд специальностей, в том числе оружейники, медники, замочники, мастера по производству котлов и т. д. Столицей государства в Х – первой половине XII в. был Булгар на восточном берегу Волги, южнее впадения в нее Камы. Во второй половине XII – начале XIII в. главным центром был Биляр.Хазарский каганат(650—969) — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар находилась часть восточнославянских племенных союзов(вятичи, радимичи, северяне и поляне.) Решающую роль в гибели Хазарии сыграло Древнерусское государство. В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей и в следующем 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил Саркел. Затем, в том же 965 (или, по другим данным, в 968—969) году русы, действуя в союзе с огузами, разгромили Итиль и Семендер. Этот момент считается концом независимого хазарского государства. Основу хозяйственной деятельности рядового населения составляло кочевое скотоводство. Древним оседлым центром Хазарии был Дагестан, где получило развитие виноградарство. В VIII—IX в приморских областях Крыма, Тамани, в низовьях Кубани и Дона важным последствием хазарского господства стал процесс оседания кочевников на землю. Контроль над важными транзитными путями привёл к тому, что в IX—X основной (но не единственный) источник доходов Хазарии стали составлять торговые пошлины. Первоначально хазары придерживались традиционных тюркских верований. Однако расположение на стыке христианского и исламского миров, а также исключительное влияние иудейских общин привело к сложению в Хазарии уникальной конфессиональной ситуации: проникновению и сосуществованию трёх монотеистических религий. Известны позитивные отклики о Хазарии от представителей всех этих вер[48]. По сообщениям источников, в Итиле мирно уживались христиане, мусульмане, иудеи и язычники. Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Политические традиции и титулатуру она унаследовала от Тюркского каганата. Во главе государства стоял каган. Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти, но не имел аппарата для навязывания своих решений. Положение каганов зависело, прежде всего, от способности успешно получать военную добычу и распределять её среди знати. Византия. государство IV—XV вв.; образовалось при распаде Римской империи в её восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Столица — Константинополь. Население — греки, сирийцы, копты, армяне и др. Господствующий язык — греческий. Религия — христианство (православие). В IV — начале VII вв. в Византии стал складываться феодализм (при сохранении до VII в. рабовладения). Наибольшего территориального расширения Византия достигла в VI в. при Юстиниане I, превратившись в средиземноморскую могущественную державу. Завоевания VII — середины IX вв. арабов, славян, лангобардов свели её территорию в основном к части Балканского полуострова и Малой Азии. От Римской империи Византия унаследовала монархическую форму правления с императором во главе. С VII в. глава государства чаще именовался автократор (греч. Αὐτοκράτωρ — самодержец) или василевс. В состав государства входили богатые земли с большим количеством городов — Египет, Малая Азия, Греция. В городах ремесленники и торговцы объединялись в сословия. Принадлежность к сословию была не повинностью, а привилегией, вступление в него было обставлено рядом условий. Несмотря на коррумпированную систему управления, очень высокие налоги, рабовладельческое хозяйство и придворные интриги, экономика Византии длительное время была самой сильной в Европе. Торговля велась со всеми бывшими римскими владениями на западе и с Индией (через Сасанидов и арабов) на востоке. Даже после арабских завоеваний империя была очень богата.
12.Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.Принятие христианства на Руси:988г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения. 991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы. Значение принятие на Руси христианства:Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности,Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Принятие православия перевернуло всю жизнь восточнославянского человека:на Руси стало совершенствоваться огородничество; новая религия содержала много постов, когда рекомендовалось принимать в пищу только овощи; лучшими огородниками на Руси всегда были монахи; на Руси появилось каменное зодчество; русские у греков переняли приемы кладки стен, возведения куполов, камнерезное дело; для украшения храмов нужны были иконы; на Руси возникла иконопись - изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых и сцен из их жизни; на Руси появилась фресковая живопись; появилась письменность; первые рукописные книги церковного содержания известны на Руси с ХI в.; христианство способствовало укреплению великокняжеской власти; вместе с православием в восточнославянское общество стала приникать мысль о том, что любая власть, тем более великокняжеская, от Бога, поэтому подданные должны князю беспрекословно подчиняться; христианство объединило всех восточных славян в один народ - русский; изменилось международное положение Руси; она перестала считаться варварским государством; с принятием христианства русское общество обрело духовный стержень, Церковь стала объединяющей силой в государстве.В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали кочевые народы, варяги Духовная и материальная культура. Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках). К моменту принятия христианства сложился алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения.В то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки. Книги украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги стоили очень дорого, их тщательно хранили, передавали по наследству. Кроме переписки религиозных текстов, переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались также оригинальные сочинения русских авторов. Наряду с письменной литературой широкое распространение имело устное народное творчество, прежде всего былины, повествующие о ратном и созидательном труде нашего народа. Высокого уровня развития достигла архитектура. Сохранилось более 60 памятников архитектуры домонгольского периода. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянными. Одним из первых каменных сооружений была двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве (Десятинная церковь), возведенная греческими мастерами в конце X в. Внутри храмов стены были богато украшены фресками и мозаиками. Фреска - это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Мозаика - изображение, выполненное из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Древняя Русь использовала смальту (специальный стекловидный материал) В фундамент древнерусской культуры легли два основания, два начала:-языческая культура восточнославянских племен;-византийская культура, пришедшая на Русь с принятием христианства.Языческая культура восточнославянских племен в наиболее полном виде дошла до нас в устном народном творчестве. Восточнославянский фольклор весьма разнообразен и поэтичен. Он включает:мифологическую поэзию, которую составляли заговоры и заклинания: охотничьи, пастушеские, земледельческие;обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарем, свадебные песни, песни на пирах и тризнах, похоронные плачи;пословицы и поговорки, в которых отражен быт и сконцентрирован практический опыт предшествующих поколений;загадки и сказки, вобравшие в себя языческое прошлое с его нравственно-мировоззренческим опытом и идеалом славянства;былинный эпос, занимающий особое место; в нем отражены многие реалии колонизации восточнославянскими племенами Великой Русской равнины - [цикл о Вольге Селяниновиче (IX-X вв.)]. К X-XI вв. относится цикл былин о Киеве, Днепре Славутиче, князе Владимире Красное Солнышко и его богатырях, защищавших русские земли от степняков-кочевников. Основу материальной культуры Киевской Руси составляло земледелие. Повсеместное распространение пашенного земледелия, широкое использование переложной (залежной) системы, появление плуга с железным лемехом позволяли получать довольно высокие урожаи. Высокого уровня развития достигли охота, рыболовство, бортничество. Слабее было развито скотоводство. Сельским хозяйством занималось подавляющее большинство населения. Это положение сохранялось до XX столетия.Основу городского образа жизни составляли ремесло и торговля. Древнейшие русские города - Киев, Новгород, Псков, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Суздаль. В XI в. число городов увеличивается до 90. Городское ремесло было более разнообразным, сложным и искусным, чем сельское, связанное с натуральным хозяйством. Изделия городского ремесла Руси во многих случаях получали высокую оценку и в зарубежных странах.Важнейшие ремесла: кузнечное, оружейное, ювелирное, гончарное, кожевенное. Сырьем для производства железа служили болотная, озерная и дерновая руды, не требовавшие при обработке сложной техники. Железо выплавляли в сыродутной домнице. Русские кузнецы изготовляли самые разнообразные предметы из металла. Было налажено производство склепанных металлических изделий, висячих замков с ключами сложного рисунка. Эти затейливые замки получили в зарубежных странах название «русских замков» и находили там большой сбыт.Русские оружейники производили мечи, боевые топоры, кольчуги, щиты и копья самого высокого качества. В оружейном деле рано возникла специализация, так как тщательная обработка металла требовала умелых приемов в работе. Русские шлемы-шишаки склепывались из железных клиновидных полос. Кольчуги - «брони» - состояли из множества переплетенных железных колечек. Разновидностью кольчуги были «бармицы», надежно предохранявшие шею и плечи воина от ударов сабли и стрел врага. Лом, молот (кувалда), наковальня и горн - вот орудия древнерусских кузнецов.Высокого уровня развития достигло на Руси мастерство ювелиров. Сырье для ювелирного дела - цветные металлы получали из соседних стран, но в обработке бронзы, серебра, меди, в создании из них высокохудожественных произведений русские мастера достигли выдающихся успехов. Основным приемом - «серебряников» - русских ювелиров было литье. Использование формы для литья позволяло отливать весьма сложные изделия (колокола, височные кольца, подсвечники, перстни, браслеты и т.п.). Применялось литье по восковой модели. В Новгороде и Суздале большое развитие получает рельефная чеканка. Славилась Русь сканью - изделиями из скрученной, свитой серебряной или золотой проволоки. В сканном деле применялась пайка. Еще более сложной была техника зерни. Мельчайшие серебряные или золотые зерна накладывались по рисунку на пластины (до 300 шариков на квадратный сантиметр) и припаивались, создавая сложный орнамент. Русские ювелиры были знакомы с эмалью (ее на Руси называли «финифть»), а с X в. развивается перегородчатая эмаль. Эмалью обильно украшались колты, ожерелья, перстни и т.п.Значительны были достижения ремесленников гончаров, занимавшихся выделкой не только посуды, но и кирпичей - «плинфы» и различных глиняных плиток, черепицы, изразцов. Развивалось на Руси и стеклянное производство.