Взаимодействие этносов. Демографические и социально-культурные аспекты процессов консолидации, ассимиляции и сегрегации
Народы (или этносы) — это группы людей, объединенные исторически сложившимся единством языка, территории, хозяйственной жизни и культуры, национальным самосознанием.
Хотя одним из важнейших признаков этноса является общий язык, это отнюдь не единственное условие — существуют разные этносы, говорящие на одном и том же языке. Например, шотландцы, ирландцы и валлийцы практически полностью переняли английский язык, но англичанами себя не считают.
Нации - историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки. (т.е, если смотреть на определение, то почти тоже, что и народ, но только более развитая общность с точки зрения консолидации).
Формы этнической общности меняются и усложняются вместе с развитием человеческого общества от родовых и племенных объединений при первобытном строе до самостоятельных наций в условиях современных высокоразвитых государств. На сегодня всего в мире насчитывается несколько тысяч этносов, причем практически на всех стадиях формирования — от племен до наций.
Современная наука пока не в состоянии ответить на вопрос, каково точное количество народов на Земле и сколько из них наций, народностей и других типов этносов. Чаще всего этнографы определяют общее количество народов на планете в пределах от 2200 до 2400.
К началу XXI в. численность наиболее крупных народов составляла (в млн человек):
· китайцы — 1170,
· хиндустанцы (главный народ Индии) — 265,
· бенгальцы (в Индии и Бангладеш) — 225,
· американцы США — 200,
· бразильцы — 175,
· русские — 150,
· японцы — 130,
· пенджабцы (главный народ Пакистана) — 115,
· мексиканцы — 115,
· бихарцы (Индия, Бангладеш) — 105.
Всего, таким образом, к 2000 г. насчитывалось 10 народов, которые составляли около 65-70% всего человечества.
Среди всей совокупности признаков этнического единства основным элементом, безусловно, служат разговорный язык — главное средство общения людей и этническое самосознание. Чаще всего народы классифицируются по своей языковой принадлежности — с учетом родственности происхождения языков. По этому признаку все народы мира распределяются на 15 языковых семей и более 45 языковых групп, которые в свою очередь делятся на языковые ветви
Пример проблемы - Например, В 2000 г. на Украине принят закон о деруссификации образования и всей общественной жизни, а в Латвии — Закон «О государственном языке». Русскоязычные люди там теряют многие свои политические права, в том числе и в приеме на работу, лишаются возможности обучить своего ребенка русскому языку. Это в свою очередь сподвигает народ русскоязычный задуматься, а стоит ли жить в этой стране, а не войти ли в число мигрантов…. В России сейчас приняли закон о сдачи экзамена по русскому языку для рабочих мигрантов (обсуждали на семинарах уже) и т.д. Т.е. язык – это не только твоё отношение к тому или иному народу, это еще и как бы политический и чуть ли не социальный показатель.
Бельгия и фламандский национализм: Такая же «проблемная» история происходит в Бельгии. Страна вроде одна. Она разделена на три по сути региона: столичный округ Брюсселя, Валлония и Фландрия. Валлония (южная часть) – франкоязычная. Фландрия – северная часть – нидерландский язык. Фландрия экономически более развита, более стабильна. Фландрия перечисляет Валлонии ежегодно до 6 млрд. евро. Естественно, что Фландрия мечтает отделиться. И тут абсолютные действуют языковые границы. Тут строго действует языковая полиция и предусмотрены даже «языковые льготы».
Ø Консолидация этносов (или этническая диффузия) — это слияние нескольких родственных этнических общностей в одну на основе взаимопереплетения их национальных черт. В качестве примера в данном случае можно привести объединение около 20 малочисленных народов, проживавших на Алтае и Саянском нагорье, в два более крупных народа — алтайцев и хакасов.
Ø Второй процесс — ассимиляция этносов — утрата народами родного языка и национального самосознания в результате длительного общения с другими этносами, т. е. своего рода растворение этнических групп в многонациональной среде. Этот процесс особенно широко распространен в странах иммиграции. Известно, что к их числу относятся прежде всего США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также многие страны Европы (правда сейчас уже под вопросом, будет ли дальше проходить ассимиляция мусульманского населения, -см. предыдущую лекцию). Ассимиляция проявляется в первую очередь в том, что человек сначала начинает использовать язык другого народа, а затем меняет и свое подданство, и национальное самосознание.
Ø Сегрегация (позднелат. segregatio — отделение) — политика принудительного отделения какой-либо группы населения. Обычно упоминается как одна из форм религиозной и расовой дискриминации (отделение группы по расовому или этническому признаку). Различается сегрегация де-юре и де-факто. Сегрегация де-юре, или административная сегрегация, была очень распространена в Средние века и Новое время в германских и англосаксонских странах, а также их колониях (Германия, США, Британская империя, ЮАР, Ирландия, Прибалтика и т. д.), но практически исчезла после успехов, достигнутых движением за права человека во второй половине XX века и ныне встречается крайне редко. Однако в большинстве стран, где некогда существовала административная сегрегация, она до сих пор поддерживается де-факто по расовым, языковым, национальным, религиозным признакам и не только на бытовом уровне, приобретая новые, более изощрённые формы (практика красной черты). Так, в США до сих пор успешно поддерживается система сегрегации учебных заведений (см. Исторические чёрные высшие учебные заведения), спальных районов, торговых центров, различных учреждений и т. д. Возникают новые феномены: гиперсегрегация, ресегрегация и пр.