Внешняя политика России в 1991-2009 гг.: периодизация, концептуальные основы и их эволюция
Вопрос 2
Место России в условиях глобализации
Обособление во всех странах групп людей, работающих с "информационными технологиями", в "информационное сообщество", неизбежно ведет к постепенной концентрацией этого сообщества (в силу материальных, - в том числе потому, что интеллект, хотя и выживает, не воспроизводится в бедности и опасности, - и интеллектуальных факторов) в наиболее развитых странах.
Это создает технологический разрыв, в первую очередь между развитыми и развивающимися странами. Главный барьер - образование и благосостояние: необразованный не сможет использовать технологии, даже если ему их продадут, а бедное общество не удержит достаточное количество образованных людей. Это создает объективный технологический разрыв между развитыми и развивающимися странами, которую нельзя преодолеть в современных условиях.
Распространение информационных технологий и глобализация качественно изменили сотрудничество между развитыми и развивающимися странами: созидательное освоение вторых первыми при помощи прямых инвестиций уступает место разрушительному освоению при помощи изъятия финансовых и интеллектуальных ресурсов. Именно осмысление реалий и последствий этого перехода породило понятие "конченых стран", безвозвратно утративших не только важнейшие - интеллектуальные - ресурсы развития, но и способность их производить.
Массовый выброс "закрывающих" технологий на мировые рынки и их почти неизбежное внедрение вызовет резкое сжатие всей индустрии, что приведет к катастрофическим последствиям для большинства стран. Выиграют лишь страны, находящиеся либо на пост- (как США и, возможно, Великобрита-ния), либо на доиндустриальной ступени развития, - в них не произойдет массовых сокращений производства, и они получат дополнительные шансы за счет резкого ослабления индустрального мира.
В числе выигравших окажется и вполне индустриальная Россия, - прежде всего как владелец и основной продавец "закрывающих" технологий. Россия сможет удержать процесс распространения "закрывающих" технологий под своим контролем, сможет извлечь из него глобальную, стратегическую выгоду. Следует понимать, что без использования потенциала "закрывающих" технологий Россия практически не имеет приемлемых долгосрочных перспектив. Плохой климат (хозяйственная деятельность ведется в России в самых холодных условиях в мире) обусловливает издержки производства, значительно большие (вследствие намного больших энергоемкости производства и калорийности питания), чем в остальных странах мира.
Не исправимое в краткосрочном периоде плохое качество управления (вызванное как психологическими причинами, так и тем, что российское государство исторически сформировалось для передела собственности и было способно стимулировать развитие только по недоразумению) оказывает дополнительное воздействие на завышение издержек.
В результате из-за относительно больших издержек производства концентрация на любом относительно простом производстве является для России исторически безнадежной, способной привести исключительно к банкротству. Россия в ее сегодняшнем и завтрашнем состоянии гарантированно не способна к развитию технологий; она может лишь использовать технологическое наследство Советского Союза, сконцентрированное и доработанное коммерческими структурами. Роль государства сужается в этих условиях до простой защиты от внеэкономических воздействий, что вполне соответствует даже его сегодняшним возможностям.
Внешняя политика России в 1991-2009 гг.: периодизация, концептуальные основы и их эволюция.
Первый период: 90-93 гг. Период «раннего Козырева» (Министр иностранных дел).
Принятие первых концепций внешней политики. Внешняя политика основывалась на отсутствии идеологических противоречий с Западом. Это создало иллюзию отсутствия политических противоречий вообще. В итоге – расплывчатость национальных интересов РФ. В практическом плане Россия держала за главного партнера Запад и приравнивала его к США. Это было неадекватно хотя бы потому, что мы по потенциалу были несопоставимы с СССР.
Внешняя политика того периода не учитывала разнообразие мнений и внешнеполитических подходов под общим названием Запад. В это время наблюдался обвал общеполитических интересов в Азии, РФ уходит со Среднего и Ближнего Востока.
Важным направлением политики тогда считался СНГ. Россия решает вопросы правопреемства в отношении активов и пассивов СССР. Стратегические интересы РФ играют большую роль при образовании институтов СНГ и правовой базы содружества, однако отсутствует четкое понимание будущего СНГ и долгосрочных задач.
В вопросах организации внешнеполитического сообщества наблюдаются две противоречивые тенденции – попытка исполнительной власти сохранить механизм принятия внешнеполитических решений в узком кругу. Это, в свою очередь приводит к несогласованности действий.
В практическом плане наиболее важным документом, подписанными в этот период, является: СНВ-2 (1993 г. Договор о сокращении наступательных вооружений).
СНВ-1 подписан 30—31 июля 1991 года в Москве, вступил в силу 5 декабря 1994 г. — через несколько лет после распада СССР. Срок действия Договора СНВ-1 истек 5 декабря 2009 года.
Концепция внешней политики РФ (это был новый для российской внешней политики документ, в нашей концепции 15 стр., в американской – 200 с приложениями). Документ вводил понятие «национальных интересов», «угроз», «выводов» и т.д. Среди приоритетов отмечались отношения с США, Западной Европой и уже потом – с СНГ.
К концу 93 г. начинают накапливаться противоречия со странами Запада. Вступление РФ в Генеральное соглашение о тарифах и таможне, вступление в Большую Семерку.
Второй период (1994-1996 гг.): Период «позднего Козырева»:
Продолжается тенденция нарастания проблем и противоречий. Происходит осознание национальных интересов РФ. В число приоритетных направлений попадает Западная Европа. Ориентированность на отношения с НАТО и ОБСЕ, в меньшей степени – на ЕС и Совет Европы. В 94 г. начинаются попытки взаимодействия с НАТО, которые заканчиваются попытками прекратить его расширение. В итоге это вылилось в истеричную внутриполитическую кампанию и не принесло никаких реальных результатов.
В этот же период подписываются: «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» между РФ и ЕС (по правовому статусу этот документ был ниже предыдущих). В конце 93 г. – Заявка на вступление РФ в Совет Европы (в феврале 96 г. вступили).
В январе 95 г. начинается первая Чеченская кампания, что тормозит отношения с Западной Европой и ЕС. Постепенно нарастают и противоречия с США в военно-стратегической сфере (Россия не ратифицирует СНВ-2).
В этот же период Россия окончательно определяется с позицией в отношении СНГ, не стремясь к лидерству внутри содружества. Россия пытается создать более тесные форматы сотрудничества, ориентированные на ЕС (таможенный союз). Тем не менее РФ остается главной реальной силой в урегулировании межнациональных конфликтов. Усиливается российское военное присутствие, РФ предпринимает очередные попытки создать Зону свободной торговли. На азиатском направлении – попытки активизации политики с Китаем и Японией, наращивание экономических связей со странами, урегулирование проблемы границ. Шанхайская организация сотрудничества (с Китаем). На ближневосточном направлении политика РФ не увенчалась особым успехом.
Российская внешняя политика в этот период носит президентский характер: между ведомствами исполнительной власти разворачивается борьба за политику.
Третий период (1996-1999 гг.): Период Примакова:
В военно-политическом аппарате в этот период меняется кадровый состав: Примаков увольняет, так называемых, «бородатых» (первая демократическая волна политиков). С приходом Примакова разрабатывается концепция многополярного мира – США-Россия-Евросоюз-Китай-Индия. Происходит политическое сближение с Китаем. Продолжает назревать проблема с США. США ставят вопрос о выходе из договора по ПРО. В ответ РФ затягивает ратификацию СНВ-2. Ответ – расширение НАТО в 97 г.
На западном направлении РФ налаживает отношения с ЕС, которые заканчиваются кризисом 98 г. и все приостанавливается вплоть до 2000 г.
Активное японское направление (встреча в Красноярске).
Россия – Китай: стратегическое партнерство, устремленное в 21 век.
Россия и Турция – голубой поток.
Благодаря Примакову, политика РФ направляется на Ближний и Средний Восток. Активизация отношений с Ираном по вопросу атомной энергетики негативно сказывается на взаимодействии с США. РФ снимает также экономическое эмбарго в отношении Ирака.
Апрель 99 г. – сужение формата Договора и коллективной безопасности (до 6 государств), у России появляется более тесный круг союзников.
1997 г. – Договор России и Белоруссии.
1999 г. – Договор о создании союзного государства России и Белоруссии.
Этот период заканчивается конфликтом в Югославии и прекращением отношений с Западом в целом и по инерции сказывается на отношениях с ЕС (они еще тогда не отошли от 98 г.). Всеобщий обвал.
1997 г. – Концепция национальной безопасности