Мирное урегулирование споров
Раздел 3. ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Тема 10.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ, ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ УГРОЗЫ МИРУ, НАРУШЕНИЙ МИРА И АКТОВ АГРЕССИИ КАК МЕХАНИЗМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Учебные вопросы:
10.1. Мирное урегулирование споров
10.2. Действия ООН в отношении угрозы миру, нарушений мире и актов агрессии
10.3. Миротворческие операции
10.4. Применение силы коллективными системами безопасности на современном этапе
Литература:
Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: Учебное пособие. — М.: Вузовский учебник. — с. 432, 2009
Мирное урегулирование споров
Принцип мирного урегулирования международных споров является одним из основных принципов современного международного права. Старое международное право не знало этого принципа. Оно исходило из того, что споры между государствами можно решать не только мирными, но и немирными средствами, включая войну. Первое признание принципа мирного решения международных споров как принципа международного права было выражено в Парижском договоре 1928 г. (Пакт Бриана - Келлога об отказе от войны). Позже этот принцип был выражен в резолюциях Лиги наций. Признание ООН принципа мирного разрешения международных споров отобразилось в гл. VI Устава. Кроме Устава ООН этот общеобязательный принцип фиксируется и в других международно-правовых актах: Пакте Лиги арабских государств (ст. 5), Хартии Организации африканского единства (ст. 3), Уставе организации американских государств (ст. 5), Декларации о принципах Международного права (1970), Хельсинкском Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975).
Принцип мирного разрешения международных споров означает обязанность государств решить все возникающие между ними споры и конфликты исключительно мирными средствами. При этом не играет роли, угрожает спор международному миру и безопасности или нет. Характерной чертой принципа является то, что он распространяется только на международные споры и не касается дел, входящих во внутреннюю компетенцию государств (принцип невмешательства).
Большое значение для правильного понимания принципа мирного решения споров имеют определения понятий «международный спор» и «спорная ситуация». Разница между ними довольно существенна и должна учитываться.
Спор есть разногласие по поводу какой-либо нормы права или факта между определенными субъектами (государствами), когда один из них предъявляет претензии к другому, а другой — отвергает эти требования или принимает их частично.
В тех случаях, когда столкновение интересов государств не приводит к предъявлению претензий друг к другу, хотя и порождает определенные трения и напряженность в их отношениях, имеет место спорная ситуация.
Например, спорная ситуация может возникнуть вследствие пограничных инцидентов, концентрации войск одного государства на границах другого. Территориальные споры, споры о границах — одна из категорий споров, представляющая большую опасность для международного мира и безопасности.
Каждый спор является определенной спорной ситуацией, но не каждая ситуация перерастает в спор. Таким образом, понятие спорной ситуации шире понятие спора еще и потому, что ситуация может появиться еще до возникновения спора и существовать после его урегулирования. В связи с этим разрешение международных споров входит в компетенцию Международного суда, в то время как ситуаций — Совета Безопасности ООН.
Предупреждение и мирное разрешение международных споров и спорных ситуаций осуществляются в соответствии с другими принципами международного права, в частности принципом суверенного равенства и добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Также Уставом выделяется категория споров, которые не выходят за географические пределы определенного региона и могут быть решены региональной организацией или региональным соглашением.
Споры и ситуации бывают двух видов:
1) те, которые угрожают международному миру и безопасности, и
2) те, которые такой угрозы не несут.
Только после Второй мировой войны произошло более 450 споров и ситуаций разных видов. Различие между спором и ситуацией имеет и юридическое значение в ООН. При рассмотрении спора в Совете Безопасности государство, участвующее в споре, должно воздержаться от голосования. Здесь действует принцип: никто не может быть судьей в своем собственном деле. При рассмотрении спорной ситуации такого воздержания не требуется.
Различаются споры юридические и политические. Это различие относительное, часто его трудно провести. Устав ООН употребляет термин «споры юридического характера», которые по общему правилу должны передаваться спорящими государствами в Международный суд ООН. Согласно ст. 36 его Статута к «правовым спорам» относятся прежде всего споры, которые касаются толкования международных договоров, любого другого вопроса международного права, наличия факта нарушения международных обязательств, возмещения, причитающегося за нарушение таких обязательств. К политическим спорам относятся территориальные споры в отношении государственной границы. Они обычно являются и наиболее опасными спорами.
Мирные средства урегулирования международных споров
Мирные средства урегулирования международных споров — это международно-правовое способы и средства урегулирования разногласий между субъектами международного права в соответствии с основными принципами современного международного права, без применения принуждения в какой-либо форме, в целях поддержания и упрочения мира, развития мирных отношений.
К мирным средствам урегулирования международных споров п. 1 ст. 33 Устава ООН относит:
Ø переговоры,
Ø обследования,
Ø посредничество,
Ø примирение,
Ø арбитраж,
Ø судебное разбирательство,
Ø обращение к региональным органам или соглашениям.
Устав также оставляет за сторонами - участницами спора право выбрать любой другой мирный способ разрешения спора. Мирные средства урегулирования международных споров, перечисленные в ст. 33 Устава, не являются исчерпывающими.
Особое значение в деле мирного урегулирования международных споров имеют переговоры, так как без них вообще нельзя обойтись при мирном урегулировании. Все средства мирного урегулирования имеют непосредственную связь с переговорами. Под непосредственными переговорами понимают двустороннее обсуждение спорных проблем, многосторонние встречи именуются конференциями и совещаниями. Одной из разновидностей переговоров являются взаимные консультации, которые служат не только средством разрешения международных споров, но и способствуют укреплению связей между государствами.
Добрые услуги были предусмотрены Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 гг. Их оказывает третье, не участвующее в споре государство. Задача добрых услуг состоит в том, чтобы склонить спорящие стороны к непосредственным переговорам или другим мирным способам урегулирования спора. Государство, которое оказывает такие услуги, не должно предлагать условий решения спора. Добрые услуги могут оказываться несколькими государствами, а также международными организациями. Государства — участники спора вправе отклонить предложения третьих государств о добрых услугах.
Гаагские конвенции предусматривают и посредничество как способ мирного урегулирования спора. В отличие от добрых услуг посредник принимает активное участие в разрешении спора, предлагая пути решения конфликта, участвуя в переговорах; может предлагать изменить требования спорящих сторон, чтобы сблизить их, хотя советы посредника не являются обязательными для стран — участниц спора, так как он является именно примирителем, а не судьей. Второе существенное отличие посредничества от добрых услуг — это назначение посредника с согласия обеих сторон спора.
Выделяют также испрашиваемое посредничество (осуществляется по просьбе спорящих сторон) и предлагаемое посредничество (проводится по просьбе третьей стороны). Посредничество, как и оказание добрых услуг, может быть коллективным, а также осуществляться международными организациями. В истории международных отношений бывали случаи, когда добрые услуги перерастали в посредничество (участие СССР сначала как оказывающего добрые услуги, а потом как посредника при разрешении спора между Индией и Пакистаном 1965—1966 гг.).
Существенную роль в мирном урегулировании спора играют следственные и согласительные комиссии. Устав ООН (ст. 33) определяет задачу следственных комиссий — установить факты, относящиеся к предмету спора, выявить фактические данные. Задача согласительных комиссий шире — подготовка проекта мирного соглашения, примирение сторон. Комиссии создаются из граждан государств — участников спора на паритетных началах, хотя в них могут входить и граждане государств, которые не участвуют в споре.
Роль международных организаций в деле мирного разрешения международных споров
Система мирного разрешения споров в рамках ООН рассчитана на предотвращение войны на cамых ранних стадиях ее зарождения. Устав ООН (в соответствии со ст. 33, гл. VI) обязывает участников международных споров стараться разрешить его всеми доступными мирными средствами. Перечень мирных средств урегулирования содержится в гл. VI Устава ООН. Согласно п. 1 ст. 33 Устава «стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». Государства не вправе оставлять свои международные споры неразрешенными.
Мирное разрешение международных споров осуществляется тремя главными органами ООН: Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и Международным судом.
При этом СБ ООН, единственный орган ООН, который согласно ее Уставу располагает правом принятия решений, обязательных для всех ее участников, способствует этому процессу, располагая исключительными полномочиями по расследованию самого спора и рекомендуя надлежащие процедуры и методы урегулирования.
Недопустимым является и любое прямое или косвенное давление при выборе средств мирного разрешения споров, а также его принудительное разрешение под давлением «третьей» стороны.
Каждое государство — член ООН может довести до сведения СБ или ГА ООН любой спор, который мог бы угрожать международному миру и безопасности. В случае когда стороны не могут разрешить свой спор посредством упомянутых мирных средств, они передают его в СБ ООН.
Устав ООН предусматривает, что СБ ООН, когда он считает необходимым:
• способствует мирному разрешению спора, требуя от сторон разрешения спора при помощи названных средств;
• может расследовать любой спор или ситуацию, для того, чтобы определить, может ли их продолжение угрожать поддержанию международного мира и безопасности;
• может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.
Расследование споров и ситуаций и принятие соответствующих действий относятся исключительно к компетенции СБ ООН. Никакой другой орган ООН, в соответствии с Уставом, не наделен такими функциями. (Попытки расширить компетенцию ГА ООН, Международного суда, Генерального секретаря рассматриваются как антиуставные.)
В 1982 г. ГА ООН одобрила по инициативе неприсоединившихся стран Декларацию о мирном разрешении споров.
Согласно Уставу ООН Совет Безопасности обладает наиболее широкими полномочиями для мирного разрешения международных споров. Он вправе, когда считает необходимым, потребовать от государств мирного разрешения споров. Статья 36, п.1, Устава ОOH наделяет его полномочиями рекомендовать спорящим сторонам надлежащую процедуру и методы урегулирования спора. Споры юридического характера должны передаваться в Международный суд (ст. 36, п. 3). В случае если участники спора не могут прийти к компромиссу, то Совет Безопасности на основании ст. 37 п.38 Устава может давать конкретные условия решения спора по существу или по просьбе сторон дать рекомендации с целью мирного разрешения спора. Совет также может сам расследовать спорную ситуацию. Таким образом, примирительные функции Совета Безопасности сводятся к оказанию добрых услуг, посредничеству, следственным действиям, организации согласительных комиссий. Решения, выводы, указания Совета носят рекомендательный характер.
Если спор не передан на рассмотрение Совета Безопасности, то на основании ст. 11, 12, 14, 35 Устава полномочия по урегулированию спора переносятся на Генеральную Ассамблею. Ее решения также будут носить рекомендательный характер для спорящих сторон.
Деятельность Генерального секретаря ООН ограничена ст. 97 Устава, где его компетенция сводится к деятельности главного административного должностного лица. Но, несмотря на это, Генеральный секретарь имеет право доводить до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые могут угрожать поддержанию мира и безопасности, ставить вопрос о рассмотрении возникшего спора Советом Безопасности, а также участвовать в рассмотрении спора органами ООН, правда без решающего голоса (ст. 97 и 99 Устава ООН). Он также может оказывать добрые услуги и посредничество. Например, добрые услуги оказывались Генеральным секретарем в Афганистане (рез. 647/1990 Совета Безопасности), на Кипре (рез. 649/1990). При его участии был разработан план урегулирования конфликта в Западной Сахаре.
Согласно ст. 92 Устава ООН Международный суд является главным судебным органом ООН. Его учреждение означало реализацию п. 1 ст. 33 Устава ООН в той части, которая предусмотрела в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров возможность организации судебного разбирательства. Компетенция Суда распространяется лишь на споры между государствами. Суд не может рассматривать споры между частными лицами и государством и, тем более, споры между частными лицами. Но и споры между государствами могут рассматриваться лишь с согласия всех сторон. Таким образом, компетенция Суда является для государства не обязательной, а факультативной.
Свои функции по урегулированию спора ООН может возложить на специально созданные органы. Также функции урегулирования спора могут быть возложены на региональные органы. Уставы региональных международных организаций, как правило, включают принцип мирного урегулирования споров. Так, Устав Организации африканского единства обязывает государства-члены разрешать споры между собой мирными средствами (ст. 19) и создает с этой целью комиссию по посредничеству, примирению и арбитражу; Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии предусматривает урегулирование разногласий или споров мирными средствами (ст. 2). Значимое место в деятельности, например, ОБСЕ занимает комплексная система мирного разрешения споров. Региональные организации могут осуществлять координацию своих действий по мирному разрешению международных споров.