Конституционный кризис в России 1992-1993 it.
В 1992 г. в России сложилась обстановка нарастающего кризиса. Это стимулировало активность политиков, выступавших против курса Президента Б. Н. Ельцина. 12 июня 1990 г. еще в рамках СССР была принята Декларация о суверенитете РСФСР.
Демократизация политического процесса, начавшаяся в период перестройки, привела к утверждению в политической системе РСФСР принципа разделения властей: на исполнительную (в лице Президента) и законодательную (Верховного Совета РСФСР). Переходный характер российской государственности обусловил в 1993г. противостояние двух ветвей власти. В сложившейся ситуации Президент настойчиво защищал позиции радикальных демократов и их курса реформ. На Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 г. большинство граждан высказалось за доверие Президенту.
Первый «бой» между командой Ельцина и растущей оппозицией произошел на VI Съезде народных депутатов России, открывшемся 6 апреля 1992 г. Доклад Президента сопровождался протестующими и насмешливыми репликами, в зале стоял гул.
Еще более возмутило депутатов выступление и. о. премьер-министра Е. Т. Гайдара, в котором главным основанием для оптимизма была названа обещанная Западом экономическая помощь: якобы только в 1992 г. будет выделено 24 млрд долларов. 11 апреля в ходе голосования поправок к постановлению об экономической реформе министры покинули зал заседаний и подали Президенту прошение об отставке. 15 апреля этот демарш вынудил Съезд принять политическую декларацию, составленную так, что каждая из сторон конфликта могла найти в ней отражение своих стремлений.
Остальные заседания Съезда посвящались приведению Конституции России в соответствие с новыми реалиями, возникшими из-за распада СССР. При этом ни одно предложение, касающееся распределения власти (как со стороны Президента, так и со стороны оппозиции), не набрало необходимого для принятия решения числа голосов. 21 апреля Съезд завершил работу.
VII Съезд народных депутатов (1-14 декабря 1992 г.) стал самым напряженным и драматическим из всех. Накануне его открытия, 30 ноября, Конституционный суд РФ завершил рассмотрение «дела КПСС». Суд признал конституционными указы Президента Ельцина от 23 августа 1991 г. «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», от 25 августа 1991 г. «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» и от 6 ноября 1991 г. «О деятельности КПСС и КП РСФСР».
Открывающий Съезд доклад Президента Ельцина депутаты даже не стали обсуждать. Напротив, доклад председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова завершился бурной овацией и задал тон 5-дневным дебатам, в которых вновь жестко критиковалось правительство. Два дня депутаты обсуждали поправки к Конституции. Из числа принципиальных для распределения власти прошла следующая: депутаты получили право утверждать или отклонять кандидатуры силовых министров и министра иностранных дел. Внесенную Президентом на должность председателя правительства кандидатуру Гайдара Съезд 9 декабря отклонил («за» – 467 голосов, «против» – 486).
В речи 10 декабря Президент заявил, что «с таким съездом работать невозможно». Он жестко оценил деятельность Хасбулатова как «главного проводника обанкротившегося курса». Ельцин призвал решить спор посредством референдума по вопросу: «Кому вы поручаете вывод страны из экономического и политического кризиса, возрождение Российской Федерации: нынешнему составу Съезда и Верховного Совета или Президенту России?»
Политический кризис разразился осенью 1993 г. 21 сентября Президент подписал указ, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти и референдуме о новой Конституции. Вслед за этим открыто в ряды оппозиции перешел вице-президент А. В. Руцкой, председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов. Апогеем конституционного кризиса стали события 3-4 октября 1993 г., когда на улицах Москвы произошли вооруженные столкновения и пролилась кровь.
Политическое развитие России (1994-1999 it.)
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый законодательный орган России – двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума). Выборы проходили по избирательным округам и по партийным спискам.
Результаты выборов свидетельствовали о растущем недовольстве населения социально-экономическим положением в стране, падением уровня жизни значительных. Ощутимой для людей стала проблема слабости власти, ее коррумпированность, неспособность обеспечить общественную безопасность, остановить преступность и решить другие насущные проблемы. Имел значение и рост национально-патриотической идеи в обществе. При этом определенная часть электората оставалась на позициях продолжения либеральных реформ. Четверть голосов избирателей получила ЛДПР во главе с В. В. Жириновским, значительное количество голосов получили представители КП РФ (лидер Г. А. Зюганов). 15% голосов было отдано за Выбор России во главе с Е. Т. Гайдаром;
3.2.2. Принятие новой Конституции. Ликвидация советской политической системы. 12 декабря 1993 г. в ходе всенародного голосования была принята новая Конституция России. Российская Федерация провозглашалась президентской республикой. Ликвидировалась система Советов на местах, их функции переходили к представителям Президента. Новым органом законодательной власти объявлялось двухпалатное Федеральное Собрание.
Конституция существенно упрочила позиции Президента. Он становился одновременно главой государства и главой правительства. Президент сосредоточил в своих руках всю полноту исполнительной власти и наделялся существенными законодательными полномочиями (включая право роспуска Государственной Думы в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра).
В то же время так и не сложилась единая система власти на местах. В ряде мест в управлении практически не участвуют представительные органы. Управляют мэры, губернаторы и т. д. Причем в большинстве случаев это – выборные должности, хотя иногда речь идет о назначаемом сверху руководителе. В отдельных регионах преобладающим является влияние представительных выборных органов.