Понятие, назначение и функции Конституции РБ

Физические лица

Граждане страны

Иностранные граждане

Лица без гражданства

Общественные образования

Народ государства (в целом)

Государство (и его органы)

Административно-территориальные единицы

Юр лица

Полит партии

Трудовые коллективы

2. Виды конституционно – правовых отношений и основания их возникновения

Виды:

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений разграничиваются на конкретные и общие правоотношения.

2. С точки зрения времени функционирования их можно разделить на постоянные и временные.

3. Материальные и процессуальные.

4. Правоустановительные (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

Для возникновения конкретного конституционного пра­воотношения необходимо наличие: 1) не менее двух субъ­ектов (отдельный индивид не может находиться в правовом отношении с самим собой); 2) нормы права, регулирующей соответствующие общественные отношения; 3) праводееспособность субъектов (правосубъектность); 4) юридический факт.

Под правоспособностью понимают признаваемую государством общую (абстрактную) возможность какого-либо субъекта иметь права и обязанности, способность быть их носителем.

Под дееспособностью понимается способность субъекта осуществлять своими личными действиями права и обязанности, отвечать за свое поведение, быть участником правоотношений.

Юридический факт — это события или действия, с кото­рыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

События и действия — юридические факты, различаю­щиеся волевым признаком (наличием или отсутствием). События — такие обстоятельства, которые не зависят от воли людей (например, рождение человека влечет возникновение правоотношений по поводу гражданства).

Действия — это такие жизненные обстоятельства, кото­рые зависят от воли совершающих их людей. Действия могут быть правомерными и неправомерными.

По характеру последствий различаются правоустанавли­вающие, правоизменяющие и правопрекращающие факты.

Для возникновения, изменения и прекращения отдельных правоотношений в некоторых случаях требуется юридичес­кий состав, т.е. совокупность фактов. Например, для роспус­ка Палаты представителей или Совета Республики: заключение Конституционного Суда о систематическом или грубом нарушении палатами Парламента Конституции; отсутствие препятствий для принятия решения о роспуске (часть 4 ст. 94 Конституции РБ).

Понятие, назначение и функции Конституции РБ

Конституция- это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и оп­ределяющий ее взаимоотношения с обществом и граждана­ми (индивидуумами).

К числу основныхфункций Конституции РБ можно отнести следующ.

Функция закрепления преемственности в развитии белорусской государственности. В преамбуле Конституции Республики Бела­русь подчеркивается, что белорусская государственность имеет мно­говековую историю.

Функция закрепления народного суверенитета. В преамбуле и ст. 3 Конституции говорится, что она принимается народом, и един­ственным источником гос. власти и носителем сувере­нитета является также белар. народ.

Учредительная функция заключается в том, что Конституция является как бы своеобразным договором между государством и на­родом по поводу их взаимных прав и обязанностей.

Правонаделительная функция определяет систему, организа­цию и полномочия высших государственных органов Республики Беларусь, взаимоотношения между ними, форму и порядок принятия нормативных актов органами власти.

Системообразующая функция проявляется в том, что Консти­туция является стержнем правовой системы, ориентиром для всего законодательства, указывает вектор его развития, устанавливает принципы отраслей права Республики Беларусь а также иерархию право­вых актов, способствует интеграции всех отраслей права.

Правоохранительная функция направлена на охрану опреде­ленного круга объектов от посягательств на них - конституционный строй от насильственного изменения, запрещает создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конститу­ционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, на­циональной, религиозной и расовой вражды.

Политическая функция направлена на закрепление политиче­ской системы государства на основе правил, установленных Конституцией.

Юридическая функция заключается в том, что Конституция об­ладает высшей юридической силой и является главным источником права.

Идеологическая функция проявляется в воспитательном воздей­ствии на граждан, с целью выработки у них патриотизма и любви к своей стране.

Социальное значение Конституциисостоит в том, что она за­крепляет основные направления социальной политики Республики Беларусь: охрана труда и здоровье людей; гарантии оплаты труда не ниже уровня, обеспечивающего свободное и достойное существова­ние; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; гарантии социального обеспечения в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и другие социальные гарантии.

Наши рекомендации