Какое влияние оказывает политика демократического государства на экономическую жизнь общества?
Последствия «смешения» функций государственной политики и права.
Какими должны быть взаимоотношения между государственной политикой и наукой в переходном обществе?
Особенности тоталитарной, анархистской, либеральной концепций о «границах» государственной политики?
Если в обществе нарастают социальная напряженность и конфликтность, то какие функции государственная политика выполняет неудовлетворительно?
4.19. Цели государственной политики, эффективно реализуемые в Республике Беларусь. Осмыслите предложенные варианты ответов и аргументируйте один из них:
□ а) создание условий для развития рыночной экономики;
□ б) демократизация политической системы;
□ в) совершенствование законодательства;
□ г) укрепление суверенной государственности.
Охарактеризуйте структуру институтов государственной власти в Республике Беларусь.
Тип легитимности государственной власти в современной Беларуси.
Влияние институтов государственной власти Республики Беларусь на отношения собственности, развитие рьшочной экономики.
Что обусловливает «воспроизводство» легитимности институтов государственной власти Беларуси?
Назовите функциональные стадии принятия управленческих решений.
Почему необходима белорусскому обществу государственная идеология?
4.26. Прокомментируйте содержание статьи 4 Конституции Республики Беларусь: демократия в стране «осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.
Тематика рефератов (докладов) и комментариев
► Государственная политика в Республике Беларусь.
► Государственное управление социально-экономическим развитием белорусского общества.
► Государственность Беларуси: тенденции развития.
► Профессиональная подготовка государственных служащих в Беларуси.
► Политический менеджмент в системе государственного управления.
► Внешнеполитические приоритеты Беларуси.
Ключевые категории для усвоения
Тема 19.
Эволюция политической системы общества
Тема 20.
Приоритеты государственной политики
Тема 21.
Совершенствование государственного управления
Тема 22.
Идеология государства и социальное управление
Тема 23.
Внешняя политика Беларуси
Государственная политика, государственное управление, выбор политический, методы государственного управления, ресурсы государственного управления, государственность, суверенитет политический, политическая интеграция, политическая стабильность, стратегический курс государства, политическое прогнозирование, политические приоритеты, технологии государственного управления, властные полномочия, управленческие функции, политическая идеология государства, консерватизм в политике, лицемерие в политике, рациональность в политике, радикализм, популизм, честность в политике, чувство нового в политике, бюрократизм, авторитет политический.
РАЗДЕЛ V
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 24
Система международных отношений
Понятия «мировая политика» и «международные отношения». Субъекты международных отношений.
Виды международных отношений.
Роль политических отношений в системе международных отношений. Мировая политика как целенаправленная деятельность основных субъектов международного права: национальных государств, ООН, международных союзов, межправительственных и неправительственных организаций.
Принципы международных политических отношений.
Сущность, содержание и приоритеты мировой политики. Средства и методы мировой политики. Регулятивное воздействие ООН и других международных организаций на состояние и стабильность отношений между национальными государствами, обеспечение всеобщей безопасности. Характерные черты современных международных политических отношений.
Мировая политика —сфера отношений между государствами, международными политическими организациями и союзами государств, процесс выработки, принятия и реализации политических решений, затрагиваающих интересы мирового сообщества.
В разной степени указанные субъекты сотрудничают и соперничают, преследуя различные, нередко противоположные цели. Это обусловлено взаимозависимостью стран и народов, их стремлением к усилению влияния на геополитические процессы, реализации национальных и общечеловеческих потребностей, к достижению баланса политических сил на мировой арене.
Мировая политика — «сердцевина» международных отношений — экономических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других.
Субъекты международных отношений:
► национальные государства;
► группы (союзы) государств;
► международные организации (государственные и неправительственные);
► общественные организации и движения;
► политические и общественные лидеры.
Главный субъект этих отношений — национальные государства.
Национальное государство — особый тип государства, характерный для современного мира. Его правительство обладает суверенной властью на определенной территории, население которой ощущает себя частью единой нации, идентифицирует себя с ней.
Обладая суверенитетом (независимостью в международных делах), государства представляют, защищают и реализуют национальные интересы на мировой арене.
Национальные интересы — осознанные государством объективные потребности национальной государственности, побуждающие к ее защите, укреплению и совершенствованию, обеспечению благополучия и безопасности граждан.
Деятельность государства на международной арене по реализации своих национальных интересов — это его внешняя политика. Она отражает отношения государства с другими субъектами мировой политики.
Внешняя политика государства преследует две цели, неразрывно связанные между собой: 1) обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для осуществления внутриполитического курса; 2) участие в реализации внешнеполитических задач мирового сообщества.
Средства осуществления внешней политики государства: дипломатические отношения с другими государствами; взаимодействие с международными организациями в целях укрепления всеобщей безопасности; взаимовыгодное сотрудничество с мировым сообществом, отвечающее общечеловеческим и национальным интересам.
Методы внешней политики государства: заключение двусторонних и многосторонних соглашений; обмен информацией и визитами на разных уровнях; равноправные отношения в торговле, научно-технической, экономической, военно-политической и иных сферах. Нередко используют также методы военного противостояния, устрашения, силового давления на конкурента, принуждения его к принятию невыгодных ему условий, возмездия в случае военных конфликтов.
Взаимодействуя между собой, государства создают разнообразные по характеру деятельности, функциям, правам и полномочиям международные организации — универсальные (объединяющие все государства), специализированные (по специальным вопросам), региональные (по вопросам поддержания международного мира и безопасности). Сегодня действует широкая сеть межправительственных организаций:
► Организация Объединенных Наций (всеобщая организация, созданная для поддержания мира и безопасности);
► Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
► Европейский Союз (ЕС);
► Лига арабских государств (ЛАГ);
► Организация американских государств (ОАГ);
► Организация африканского единства (ОАЕ);
► Организация Североатлантического договора (НАТО);
► Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
► Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.
Активными участниками международной жизни являются такие авторитетные организации, как Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Значительное влияние на мировую политику оказывают международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). Они обладают большими экономическими, финансовыми ресурсами, тесными контактами с правительственными структурами, что определяет их активное воздействие на состояние и стабильность международных отношений.
Влиятельным и авторитетным субъектом мировой политики выступают в наше время религиозные организации.
От внутренней политики государств мировую политику отличает отсутствие центральной власти, управляющей международным политическим процессом. Это зона повышенного риска, непредсказуемости поведения действующих лиц на мировой арене. Характер, направленность и стабильность международных отношений напрямую зависит от признания и соблюдения их субъектами норм международного права.
Международное право представляет собой систему правовых норм и принципов, выражающих согласованную волю государств и регулирующих отношения между ними с помощью международных организаций.
Виды международных отношений:
► политические (играют ведущую роль);
► экономические;
► международно-правовые;
► научно-технические;
► военно-стратегические;
► культурные.