Проблемы и перспективы реформирования государственной муниципальной службы в РФ

Основные этапы реформирования госслужбы в РФ:

· Началом реформы ГС явилось поручение президента РФ о подготовке предложений по реформированию ГС

· Президентом РФ была утверждена Концепция реформирования системы ГС РФ, которая определила направление реформы

· Ключевым практическим последствием Концепции стала утвержденная указом президента РФ Федеральная программа «реформирование ГС РФ (2003-2005)

Второй этап:

· Принципиально новой правовой основой создания системы ГС является Федеральный закон « О системе ГС РФ»

· Федеральный закон «О ГГС РФ». В целях реализации его основных положений в рамках мероприятий федеральной программы разработано и издано 12 указов Президента ПФ.

Трети этап:

· В настоящее время практически завершен этап формирования нормативно-правовой базы ГГС субъектов РФ - принятие законов субъектов о ГГС в настоящее время такие законы действуют почти во всех субъектах РФ.

· Одним из важнейших направлений административной реформы и реформы ГС в РФ является совершенствование управленческих технологий и процессов на ГС. В настоящее время ГС в России существенно отстает в этом отношении не только от развитых стран, но и от отечественного бизнеса, где серьезно занимаются оптимизацией деловых процессов, разработкой структуры и рангов должностей, написанию должностных инструкций.

Проблемы применения Федерального закона «О ГГС РФ»

· Первый блок проблем связан с отсутствием на федеральном уровне нормативно правовых актов, которые должны быть приняты в развитие отдельных норм закона.

· Анализ функций всех министерств и ведомств, реорганизация Правительства РФ, переход на трехуровневую систему управления, утверждение показательной работы этих ведомств, позволяющих оценивать эффективность работы по конечным результатам – все это должно было быть выполнено в первую очередь, а затем уже найти свое нормативно-правовое закрепление в законодательстве о ГГС.

Перспективы решения первого блока проблем.

· Особое внимание следует уделить необходимости формирования системы управления ГС. И главную роль здесь должен играть орган по управлению ГС. На него возлагаются многие функции, в том числе по созданию и ведению сводного реестра ГГСлуж, по формированию т работе с федеральным кадровым резервом по созданию сводного кадрового резерва

· Формирование эффективной системы управления ГС могло бы существенным образом повысить темп хода ее реформы улучшить качество разработки нормативно-правовой базы, позволить более эффективно использовать материальные, интеллектуальные и финансовые ресурсы, привлекаемые для реализации мероприятий по формированию системы ГС.

Второй блок проблем закона

Связан с внутренними противоречиями его отдельных положений, неоднозначным их толкованием, противоречивостью формулировок.

Третий блок проблем закона

· Связан с неурегулированностью Федеральным законом отдельных вопросов поступления, прохождения и увольнения с ГС.

· Закон разделяет понятия трудового договора и служебного контракта, ставя под сомнение правомерность распространения норм трудового права о трудовом договоре на отношения, установленные служебным контрактом.

Четвертый блок

Связан с адаптацией данного закона к применению в государственных органах, обеспечивающего функционирование различных ветвей власти.

Решение проблемы 4ого блока

Решить эту проблему можно путем закрепления модели, согласно которой сами органы власти принимают комплекс подзаконных актов, регламентирующих прохождение в них ГС. В этих актах была учтена специфика статуса госслужащих в законодательных органах власти.

Возможные направления усовершенствования закона

1. Тщательное определение в законе правового статуса текущей оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, то есть принятие годовых планов и рассмотрение годовых отчетов по их выполнению, нужно повысить роль результатов текущей оценки при проведении аттестации и квалификационного экзамена.

2. Указание возможности сокращенной процедуры проведения аттестации. Она должна применяться в случае, когда в течение аттестационного периода аттестуемый гражданский служащий регулярно показывает высокие или просто хорошие результаты своей профессиональной служебной деятельности.

3. Возможность существенного поощрения за эффективность т результативность профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Повысить вес такого поощрения в структуре денежного содержания гражданского служащего.

4. Необходимо более прямо отразить в законе существенное отношение к квалификационному экзамену. Либо он не нужен, если речь идет о том, что классный чин присваивается по истечение определенного срока.

Эффективность ГС, проблемы ее оценки и повышения.

· Эффективность ГУ – соответствие результатов деятельности власти тем социальным целям, которые ставятся перед ней обществом

· Эффективность и результативность работы организации – того, каким образом организация достигает целей посредством постановки задач и реализации соответствующих мероприятий, бюджетного планирования, расходования финансовых средств и использования кадровых ресурсов.

Эффективность и результативность индивидуального труда – описывается то, каким образом отдельный работник выполняет свою работу и получает за нее соответствующее вознаграждение.

Лекция 6

Наши рекомендации