Управление в области обороны

Оборона Республики Беларусь – это комплекс политичес­ких, экономических, экологических, военных, социальных и пра­вовых мероприятий по обеспечению независимости, территори­альной целостности, защиты интересов государства и мирной жизни народа. Защита Отечества – конституционная обязан­ность каждого гражданина, поскольку оборона страны относит­ся к важнейшим функциям государства и является делом все­го народа.

Цель обороны – создание необходимых условий для предот­вращения военного нападения и организации вооруженного от­пора возможной агрессии против Республики Беларусь в любое время и при любых обстоятельствах.

Основы организации обороны Республики Беларусь и пол­номочия государственных органов по ее обеспечению, обязанно­сти предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц по осуществлению обороноспособности страны предусмотрены Законом Республики Беларусь «Об обороне».

Оборона относится к важнейшей функции государства и является всеобщим делом. Для ее осуществления Республика Беларусь имеет Вооруженные Силы, внутренние войска Мини­стерства внутренних дел, органы пограничной службы, органы государственной безопасности, Службу безопасности Президен­та, иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством, а также привлекает органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.

Организация обороны включает: анализ, оценку и прогнози­рование развития военно-политической обстановки; разработку основных направлений военной политики и военной доктрины Республики Беларусь; правовое регулирование в области оборо­ны и военного строительства; создание и обеспечение эффектив­ного функционирования военной организации государства; со­здание, подготовку и поддержание в необходимой степени моби­лизационной готовности государственных органов и иных орга­низаций, входящих в военную организацию государства, транспорта и коммуникаций; строительство и развитие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также планиро­вание их применения; совершенствование и подготовку к функ­ционированию в условиях военного времени системы управле­ния военной организацией государства, а также экономикой Республики Беларусь; охрану Государственной границы Республи­ки Беларусь и обеспечение вооруженной защиты Республики Бе­ларусь; другие мероприятия, предус­мотренные законодательством Республики Беларусь.

Важные функции в сфере обороны возложены на Президен­та Республики Беларусь – гаранта государственного суверените­та и территориальной целостности государства. Президент яв­ляется Главнокомандующим Вооруженными Силами Республи­ки Беларусь. Он осуществляет общее руководство подготовкой военной организации государства с целью обеспечения военной безопасности Республики Беларусь, в частности: формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назнача­ет на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности; назначает на должности и осво­бождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил; вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Нацио­нального собрания Республики Беларусь, выполняет ряд других функций в области обороны.

Высшим коллегиальным координационно-политическим органом, создаваемым в целях реализации полномочий Прези­дента Республики Беларусь как Главы государства и Главноко­мандующего Вооруженными Силами, является Совет безопасно­сти Республики Беларусь. Он вносит предложения Президенту Республики Беларусь по вопросам государственной политики в области военной безопасности государства, определяет основ­ные направления военной политики, принципы военного строи­тельства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинс­ких формирований, а также основополагающие положения во­енной доктрины Республики Беларусь; организует устойчивое функционирование военной организации государства в любых условиях военно-политической обстановки; определяет струк­туру и численность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с учетом реальной объективной достаточности для обороны, а также экономических возможностей государства и вносит их на утверждение Президенту Республики Беларусь, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодатель­ством Республики Беларусь в области обороны.

Палата представителей Национального собрания Респуб­лики Беларусь рассматривает проекты законов в области оборо­ны, в том числе об объявлении войны и о заключении мира, о военном, чрезвычайном положении.

Совет Республики Национального собрания Республики Бе­ларусь: одобряет или отклоняет принятые Палатой представи­телей Национального собрания Республики Беларусь проекты законов в области обороны; отменяет решения местных Советов депутатов по вопросам обороны, не соответствующие законода­тельству Республики Беларусь; рассматривает указы Президента Республики Беларусь о введении военного, чрезвычайного поло­жения, полной или частичной мобилизации и в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своих полномочий решает вопросы и несет ответственность за всесто­роннее удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в необходимых финансовых и материальных ресурсах для защиты Республики Беларусь, вы­полнение международных договоров по вопросам коллективной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями. Он организует разработку и формирование государственного обо­ронного заказа, оснащение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением, военной техникой и дру­гими материальными средствами и ресурсами по их заказам; определяет объемы материальных ресурсов и бюджетных ассиг­нований на нужды обороны, проведение научно-исследовательс­ких и опытно-конструкторских работ в области обороны; опре­деляет порядок ведения воинского учета призывников и лиц, состоящих в запасе, в военных комиссариатах и организациях и т.д.

Органом государственного управления Вооруженными Си­лами Республики Беларусь является Министерство обороны, которое несет полную ответственность за их развитие и подго­товку к выполнению задач обороны. Министерство обороны оце­нивает военно-политическую обстановку и определяет уровень военной угрозы, принимает участие в разработке проекта воен­ной доктрины и формировании оборонного бюджета государ­ства, разрабатывает и подает на рассмотрение Президенту про­екты государственных программ строительства и развития Воо­руженных Сил, развития вооружения и военной техники, об­щей структуры и численного состава Вооруженных Сил, объема бюджетных ассигнований на потребности обороны. Министерство обороны Республики Беларусь осуществляет руководство боевой, оперативно-технической и нравственно-пси­хологической подготовкой войск, военной наукой, проводит военно-научные исследования, организует и обеспечивает во­енно-патриотическое воспитание личного состава, осуществ­ляет координационные, контрольные и другие полномочия в сфере обороны.

Органы местного управления в пределах своих полномо­чий принимают участие в государственных и общественных ме­роприятиях, проводимых в области обороны. Они обеспечивают потребности Вооруженных Сил, других войск и воинских фор­мирований в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам, выделяют для нужд обороны земельные участки; предоставляют воинским частям, военным учебным заведениям и организациям Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований служебные помещения и жилую площадь, коммунальные, бытовые и другие услуги в со­ответствии с законодательством Республики Беларусь; в соот­ветствии с законодательством Республики Беларусь организуют и проводят подготовку допризывников и призывников к воен­ной службе, патриотическое воспитание населения, призыв граж­дан Республики Беларусь на военную службу; решают ряд других задач.

Предприятия, учреждения и организации выполняют госу­дарственные заказы и договоры по производству и поставке воо­ружения и другой продукции для потребностей обороны, осу­ществляют научные разработки, исследования, выполняют во­енно-транспортные обязательства и другие задачи, определен­ные действующим законодательством.

Вооруженные Силы Республики Беларусь состоят из воин­ских объединений, соединений, частей, подразделений, воинских учреждений и учебных заведений. Принцип построения Вооруженных Сил Республики Бела­русь, их состав, общая структура и численность, порядок комп­лектования, дислокации, мобилизации и демобилизации опреде­ляются Законом Республики Беларусь «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» и другими законодательными актами.

В состав Вооруженных Сил Республики Беларусь входят су­хопутные войска, военно-воздушные силы и войска противовоз­душной обороны. Генеральный штаб является главным военным органом по планированию обороны госу­дарства, управлению Вооруженными Силами Республики Бела­русь, координации с органами государственной власти. Начальник Генерального штаба под­чиняется министру обороны.

Вооруженные Силы Республики Беларусь комплектуются военнослужащими в соответствии с Законом Республики Бела­русь «О воинской обязанности и воинской службе». Всеобщая воинская обязанность устанавливается в целях обеспечения ком­плектования Вооруженных Сил Республики Беларусь и других воинских формирований, созданных в соответствии с законода­тельством, а также подготовки населения к защите государства.

Всеобщая воинская обязанность включает в себя: подготов­ку граждан к военной службе; приписку (регистрацию) к при­зывным участкам; принятие и призыв на военную службу; про­хождение военной службы; выполнение воинской обязанности в запасе; соблюдение правил воинского учета. Комплектование Вооруженных Сил Республики Беларусь и других воинских фор­мирований военнослужащими осуществляется через военные комиссариаты, являющиеся местными органами военного уп­равления.

Наши рекомендации