Основы Финансового права Российской Федерации
План:
1. Основные понятия, предмет и система финансового права.
2. Бюджетное право.
3. Налоговое право.
4. Понятие, значение и функции страхования.
5. Банковское право.
I. Основные понятия, предмет и система финансового права
Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы и осуществляет в связи с этим, в рамках финансовой системы, финансовую деятельность.
Финансы РФ – это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта, контроль над удовлетворением общественных потребностей.
Финансовая система – это совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев (институтов) в их взаимосвязи. Эту систему составляют:
а) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;
б) внебюджетные целевые фонды;
в) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
г) имущественное и личное страхование;
д) кредит (государственный и банковский).
Эти звенья существуют как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления.
Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денежных знаков и в большей части - безналичными денежными платежами и расчетами. Создаются разнообразные внебюджетные целевые фонды. Внебюджетные целевые фонды – пенсионный, фонд занятости, медицинский и др. Их средства образуются за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц. Кроме того, существуют централизованные и децентрализованные фонды.
Централизованные денежные фонды в определенных территориальных пределах (федеральный, республиканский, областной) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории
Децентрализованные - фонды предприятий, организаций, используются для производственных и социальных нужд в масштабах данного предприятия (организации, ассоциации).
Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Главной целью этой деятельности является создание условий обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободного развития (ст. 7 Конституций).
Содержание финансовой деятельности выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов.
Неотъемлемым элементом каждой из них являются функции контроля, которые осуществляются органами государственного, муниципального финансового контроля, созданными соответственно законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления, которые осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля определяются Бюджетным кодексом, Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти.
В связи с этим законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:
предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления на:
получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;
утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Федеральное казначейство осуществляет контроль за:
непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;
непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;
соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;
наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.
Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.
Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль над операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.[48]
Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий.
При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование – безвозвратный и безвозмездный их отпуск, и кредитование – выделение средств на началах возмездности и возвратности.
Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Нормы финансового права регулируют следующие отношения:
1) Российской Федерации с ее субъектами и отдельными административно-территориальными единицами;
2) финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны и предприятиями, организациями, учреждениями – с другой;
3) государственными финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных денежных фондов и ресурсов;
4) государственными предприятиями, организациями и их вышестоящими органами государственного управления;
5) финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами;
6) финансово-кредитными органами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой – платежи в государственные денежные фонды.
К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.
Основной метод финансово-правового регулирования – государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных соответствующими полномочиями. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды.
Финансово-правовому регулированию свойственны и такие методы, как рекомендации, согласование.
Финансовое право тесно соприкасается с конституционным и административным правом, а также тесно связано с гражданским правом, поскольку его предметом являются не только имущественные, но и денежные отношения.
Система финансового права – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
Финансовое право делится на 2 части – общую и особенную.
В Общую часть включены нормы финансового права, которые закрепляют основные и общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий и т.п.
Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты - т.е. правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. Например, «правовое регулирование государственных доходов» - налоги с юридических и физических лиц.
В Особенной части сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
а) государственной бюджетной системы;
б) внебюджетных государственных и муниципальных фондов;
в) финансов государственных предприятий;
г) государственных доходов;
д) государственного кредита;
е) государственного страхования;
ж) государственных расходов;
з) банковского кредитования;
и) денежного обращения и расчетов;
к) валютного регулирования.
Источники финансового права –это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Главные источники – Конституция Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации (в них закреплены основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям), Федеральный закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 10.10.91 г., Федеральный закон «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.91 г., Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 г., Налоговый кодекс РФ Ч.1 от 31.07.98 г., Ч.2 г. от 05.08.2000.
II. Бюджетное право
Бюджетное право есть совокупность правовых норм, регулирующих финансовые отношения по поводу формирования, распределения и использования бюджетов. Иными словами, бюджетное право Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, которые определяют общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в России, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Конкретные нормы бюджетного права устанавливают: основы бюджетного устройства, структуру бюджетной системы РФ, роль и компетенцию каждого структурного звена этой системы, объемы бюджетов и внебюджетных фондов на всех уровнях, перечень, порядок и принципы формирования доходов и осуществления расходов, порядок их распределения между звеньями бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетного права. Бюджетное право также определяет бюджетный процесс, а именно - порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнение бюджетов, а также составления и утверждения отчетов об их исполнении.
Бюджетное право имеет сложное строение и выступает как система. К элементам системы бюджетного права относятся группы правовых норм, определяющие отношения бюджетного регулирования, бюджетной классификации, отношения, связанные с бюджетным федерализмом и др.
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из этого следует, что основу бюджетного законодательства составляет Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. Его положения и принципы определяют содержание всех других нормативных правовых актов, входящих в бюджетное законодательство на федеральном, региональном и местном уровнях. Положение этих нормативных правовых актов не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации, а если такие противоречия могут случится, то следует применять положения Бюджетного кодекса как акта наивысшей юридической силы в этой области[49].
К числу нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения следует относить:
1. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения;
2. На основании и во исполнений Бюджетного кодекса, иных актов, указанных в статье 2 Бюджетного кодекса и указанном выше пункте, Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 Бюджетного кодекса.
3. Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случаях и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими актами, указанными в статье 2 Бюджетного кодекса, а также в названных выше пунктах.
4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
Вместе с тем положения бюджетного кодекса и других нормативных правовых актов бюджетного законодательства России не должны противоречить Конституции РФ. Соответствие бюджетного законодательства Конституции РФ должно быть не только по формальному признаку на предмет отсутствия противоречий, но и по сущностному признаку.
Также следует иметь в виду, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.
Международные договоры Российской Федерации применяются к бюджетным правоотношениям, указанным в статье 1 Бюджетного кодекса, непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.
Акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено Бюджетного кодекса Российской Федерации или федеральным законом.
Закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания и он подлежит опубликованию немедленно после его принятия и подписания в установленном порядке.
Бюджетное устройство Российской Федерации: основные понятия.
Бюджетное устройство государства представляет собой форму организации бюджетной системы: организационные принципы построения бюджетной системы, структуру бюджетной системы и взаимосвязь бюджетов, т.е. межбюджетные отношения.
Сущность бюджетного устройства заключается, прежде всего, в организации государственного бюджета, построении и регулировании взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы, определении правовых основ функционирования бюджетов, их структуры и состава, а также определении процедурных сторон формирования и использования бюджетных средств.
Таким образом, основой бюджетного устройства, как следует из определения, является бюджетная система государства.
Согласно положениям статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под бюджетной системой понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Рассмотрим структуру финансовой системы России:
Финансовая система Российской Федерации | ||||||||||||||||||||||
Централизованные | Децентрализованные | |||||||||||||||||||||
Государственные финансы | Муниципальные финансы | Финансы | Финансы | |||||||||||||||||||
Бюджетная система РФ | ||||||||||||||||||||||
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; | ||||||||||||||||||||||
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: | ||||||||||||||||||||||
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; | ||||||||||||||||||||||
бюджеты городских и сельских поселений. | ||||||||||||||||||||||
Государственные внебюджетные фонды | ||||||||||||||||||||||
Целевые бюджетные фонды | ||||||||||||||||||||||
Государственный кредит | ||||||||||||||||||||||
Фонды страхования | ||||||||||||||||||||||
Фондовый рынок | ||||||||||||||||||||||
Как видим из схемы, бюджетная система состоит из различных видов бюджетов, а точнее из бюджетов различных уровней, т.е. бюджет является ключевым элементом бюджетной системы государства.