Обязанности как элемент конституционно-правового статуса индивида
Составной частью правового статуса того или иного субъекта правоотношений наряду с правами являются обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность. Конституция РФ 1993 г не содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности в конституционном тексте содержатся главным образом в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», что подчеркивает неразрывное единство двух составных частей конституционно-правового статуса личности в РФ – конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей. Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека и гражданина, конкретизированных и детализированных в отраслевом законодательстве:
1) соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15); 2) уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); 3) обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ); 4) обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»); 5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и др.); 6) платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ); 7) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 55-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.). 8) обязанность граждан РФ защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, Федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе». Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статуса личности, следует иметь в виду, что: – во-первых, обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер, т. е. устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный, внезаконотворческий характер. Таким образом, никаких «естественных», дозаконотворческих и внезаконотворческих обязанностей у человека по отношению к государству нет; – во-вторых, Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан РФ (ч. 2 ст. 6), следовательно, ни один гражданин РФ не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности, которая, в отличие от права, являющегося мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица. Освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона; – в-третьих, как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в РФ (например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан РФ (в частности, обязанность по защите Отечества).
Особенность закрепления обязанностей заключается в том, что обязанности не выделены в отдельный раздел или параграф.
1) Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы РФ. Это универсальная обязанность лица, находящегося на территории РФ.
2) Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст.57). Законодательные собрания субъектов федерации сотворили очень много налогов незаконных. Есть налоги, есть сборы, а есть платежи иного характера, которые по сути сборы, но таковыми не называются (напр., обязательный платеж за пожарную охрану).
3) Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст.58).
4)Ст. 59 "О защите отечества...". П.1 - защита отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Обязанность предполагается из взаимоотношений государства и гражданина. А вот слово "долг" - напр., обязательство, которое индивид должен исполнить. В конкретном употреблении слово "долг" абсурдно, оно появилось в конституции или из-за недостаточной юридической техники или это просто заимствование из Конституции СССР. п.2 - гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Отдельно субъекты федерации не могут создать свои правила несения военной службы. Например, Татарстан, а вернее его представитель заявил, что солдаты Татарстана в Чечню не поедут, хотя он не имел права на такое заявление. П.3 - гражданин имеет право на альтернативную гражданскую службу, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит служба в армии. Как доказать истинность своих убеждений? Необходимо обязательно предоставить доказательства своих убеждений, это зарубежная практика, в России же таких условий нет. Сегодняшняя проблема состоит в отсутствии закона "Об альтернативной службе". Этой проблемой занимается много учёных, подходы: а) 1. Альтернативную службу необходимо сделать равной с военной, но разрешить служить по месту жительства, разрешить уходить на ночь домой, род службы выбирать самому. б) 2. Срок альтернативной службы увеличить вдвое (это правильно, поскольку при военной службе интенсивность больше, существует постоянная угроза жизни), место службы по распределению, режим в любое время, в любом месте, что бы можно было использовать силы и умения призывника. 4) Обязанность родителей заботится о детях, и обязанность совершеннолетних детей заботиться за престарелыми родителями. 5) Обязанность получить общее среднее образование. 6) Обязанность беречь историческое и культурное наследие. 7) Иногда выдвигают такую обязанность, как обязанность своими действиями не нарушать права и свободы других субъектов.
- Государственно-правовая правосубъектность индивида в РФ.
Правовой статус личности отражает юридическое закрепление достигнутого обществом объема свободы личности. Он базируется на современном учении о свободе, в основе которого лежат идеи: 1. Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав является главной обязанностью государства. 2. Свобода личности состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другой личности. 3. Границы свободы могут быть определены законом, который соответствует праву, а право есть мера свободы. 4. Ограничение прав возможно исключительно с целью содействия достижению общего благосостояния в демократическом обществе. Личность становится субъектом права не автоматически. Она признаётся таковой законами государства и, прежде всего, его i конституцией. Для успешного реформирования общества и государства в демократическом направлении необходимо, чтобы i правовой статус личности был юридически чётким, вбирающим в себя общечеловеческие достижения в области прав человека. В трактовке правового статуса личности нет единства среди ученых. Нередко в его структуру вводятся, кроме прав, свобод, обязанностей, ещё и гражданство, законные интересы, гарантии'. Указанные категории являются либо предпосылками правового статуса, либо его условиями, сопутствуют ему, примыкают к нему, но не составляют его структуру. Известно, что интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства. Как категория внеправовая или «доправовая», интерес закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в принципах права. Он способствует формированию правовой установки личности. Выделение законного интереса возможно в качестве элемента структуры социального, а не правового статуса. Гражданство как определенное политико-юридическое состояние является предпосылкой обретения индивидом правового статуса гражданина конкретного государства в полном объеме. Оно определяет формирование правового положения личности и особенностей конституционных основ его статуса. Гарантии реализации прав и обязанностей существенно влияют на содержание и социальное значение правового статуса личности. Без создания государством условий для осуществления прав, свобод, обязанностей они останутся «заявлениями о намерениях». Однако общесоциальные (экономические, политические, идеологические и др.) и специально-социальные (юридические) гарантии являются факторами реализации правового статуса личности, а не элементами структуры его системы. Имеются разные подходы к вопросу о соотношении право-субъектности и правового статуса: одни ученые считают право-субъектность предпосылкой правового статуса, другие склонны включать её в правовой статус в качестве структурного элемента, третьи — называют правосубъектность как более объемную категорию, вбирающую в себя правовой статус. Правосубъектность (праводееспособность) относится к условиям обретения правового статуса, ибо она заключена в способности лица иметь права, исполнять обязанности, нести ответственность. Однако этим её назначение не исчерпывается. Без правосубъектности невозможно определить правовой статус физического и юридического лица: специальная ность влияет на специальный статус, а индивидуальная право-субъектность в значительной степени характеризует индивидуальный статус. Правосубъектность способствует установлению отличия правового статуса от иных социальных статусов личности — экономического, политического, этнического и др. Термин «Правосубъектность» применяется к субъектам права — участникам правоотношения. Термин «правовой статус» используется для характеристики правового положения лица в целом. Предполагая наличие правосубьектности, правовой статус лица является своего рода инструментом, который систематизирует нормы о субъекте права (его права, свободы, обязанности, ответственность) и приводит их в устойчивое состояние. Поэтому Правосубъектность как важный «опорный» институт (фундамент) обретения правового статуса физическим либо юридическим лицом может быть включена в состав правового статуса. Правовой статус гражданина, иностранца или лица без гражданства непосредственно выражает его Правосубъектность, которую, как записано во Всеобщей декларации прав человека ООН, обязаны признавать все государства. Он включает в себя основные неотчуждаемые права человека, которые, как правило, закреплены в конституции демократического государства (см. о правосубъектности в главе «Правоотношения. Юридические факты»). Правовой статус личности — система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которыми индивид как субъект права (т.е. обладающий правосубьек-тностью) координирует свое поведение в обществе. Термины «личность», «человек», «гражданин», «лицо» используются конституцией и законодательством. В социальном плане они обозначают членов общества. В политическом плане, в соответствии с конституцией, личность выступает в качестве гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина, беженца или вынужденного переселенца. Под правовым положением личности понимается юридический статус гражданина.